![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Ориентируясь на некоторые факторы психологии здоровья, можно представить, что психологическое здоровье есть предпосылка физического здоровья, т.Pе. психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Непрерывная связь между психическим и телесным зародилась в древности. Еще Сократ говорил: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души». В современности существует отдельное направление психосоматическая медицина, которая изучает механизмы влияния психики на телесные функции, а также систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Эта отрасль довольно хорошо разработана и успешно функционирует. Несмотря на то что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений. Психологию здоровья (Health Psychology) можно определить в узком и широком смысле. В узком смысле психология здоровья это частная психологическая дисциплина, которая занимается: 1)Pпрофилактикой и охраной здоровья; 2)Pпредотвращением болезней; 3)Pвыявлением форм поведения, повышающих риск заболевания
Дипломная работа Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников Содержание.Введение Глава 1. Проблема развития воли младших школьников в психолого-педагогической литературе: гендерный аспект Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста 1.2 Гендерные особенности психического развития младших школьников Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей воли у младших школьников. 2.1 Организация и методика эксперимента 2.2 Гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте 2.3 Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект Заключение Библиография Приложение Введение Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я. Арет и др. Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.
Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что многие выдающиеся психологи, о которых Вы узнаете из дальнейшего нашего рассказа (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс и др.), — выходцы из практики… Даже в советской России, где долгое время некоторые направления психологической практики были под запретом (как «ненужные»), многие психологи, сами вынужденно оказавшиеся «теоретиками» и «исследователями», относились к практике с большим уважением и надеждой. А если вспомнить 20–е и начало 30–х гг., когда в РСФСР активно развивалось такое практическое направление, как «психотехника» (так тогда называлась у нас психология труда), то ее успехи сразу же были оценены мировым психологическим сообществом. В частности, отечественный психотехник И. Н. Шпильрейн[7] был избран в 1930 г. в Барселоне Президентом Международной психотехнической ассоциации. Заметим, что многие современные отечественные психологи об этом могут только мечтать… Вот что такое психология, уважительно относящаяся к практике
Автором реализован триединый подход к изучению условий социального воспроизводства в их логической взаимосвязи. Количественный подход к данной проблеме предполагает анализ экономической основы социального воспроизводства, представленной на макроуровне долей ВВП, идущей на потребление, в частности, домашних хозяйств, и государственных учреждений, а на микроуровне личными доходами населения. Далее отображается, каким образом данный аспект влияет на формирование социальной структуры современного общества, т.е. качественной стороны социального воспроизводства. Наконец, анализируется состояние институтов социального воспроизводства, с которыми человек находится в тесном взаимодействии на протяжении своей жизнедеятельности. Проведенный анализ экономической основы социального воспроизводства позволяет отметить следующее. Трансформация экономики страны в рыночное русло повлекла за собой появление многообразия доходов населения, что является положительной тенденцией, свидетельствующей об улучшении уровня жизни определенной категории граждан, развитии отечественного предпринимательства.
Среди авторитетных отечественных психологов пока еще продолжаются дискуссии о возможных связях этики и психологии. Примечательно то, что большинство современных отечественных психологов считают вполне «возможной нравственную психологию» (Б. С. Братусь), что «психология должна быть связана с этикой» (В, В. Давыдов[51]), что «союз психологии и этики весьма актуален» (А. В. Брушлинский), что «психология неотторжима от этики» (В. В. Умрихин[52]), и что «неправомерно мнение о несовместимости естественнонаучного образа мысли с ценностно–нравственным воззрением на сущность человека» (М. Г. Ярошевский[53]). В то же время ряд авторов (Н. Л. Мусхелишвшш, Ю. А. Шрейдер, В. И. Слободчиков, Б. Г. Юдин и др.) призывают к более осторожному рассмотрению связи этики и психологии (см. Психология и этика, 1999). Поскольку нет еще однозначной позиции о соотношении этики и психологии, но при этом многие убеждены в необходимости специально осмысливать эти «соотношения», мы также посчитали возможным обозначить свои представления об этом, ни в коем случае не претендуя на «последнюю истину» и не навязывая своей точки зрения
Таким образом, в философской науке мы видим разные подходы к пониманию духовности, и отсюда – отсутствие единого определения этого понятия. В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии – Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, В. А. Пономаренко и других авторов. Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге . В работе А. Я. Канапацкого духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности» .
Практика онтоцентрического ЭА не ограничивается только лишь психотерапией, отмечены удачные попытки применения онтоцентрического ЭА в таких сферах человеческой деятельности как педагогика, политика (Директор Dasei аналитического института в Цюрихе Жион Кондрау является одновременно видным швейцарским политиком, депутатом парламента), социология и экология. В рамках научных исследований онтоценрический ЭА открывает перспективу поиска новых методологических оснований науки. Идеи, обозначенные онтоцентрическими аналитиками, созвучны тому направлению в современной отечественной психологии, которое у нас принято называть гуманитарным, ориентированным в своей деятельности в первую очередь на методы гуманитарных наук, а не естественных, как это всего лишь пару десятилетий назад было повсеместно принято в СССР. В определенном смысле как приложение методологии ОАЭ к приумножению научного знания, мы можем рассматривать экологическую теорию восприятия Дж. Гибсона, испытавшему весьма заметное, если не сказать определяющее, влияние Босса и Хайдеггера. Заключение Таким образом, по завершению проведенного исследования, мы можем говорить о том, что главная его цель – высветить и раскрыть феномен экзистенциального анализа в его синхроническом и диахроническом аспектах достигнута.
А знаете, в работе «Критика способности суждения» (СПб, 1898) И. Кант, как – то высказался в том смысле, что субъект и предикат суждения составляют высшие и самые общие в формальном смысле основоположения человеческого разума. И это, скорее всего, верно. Кроме того, это имеет особенное значение для нашего исследования. Давайте, например, попытаемся отвлечься от того, как определяет Поджо поступок, скажем, Леонардо Бруни: как «достойный» или «недостойный». Ведь для нас, на самом деле важно, что он использует категорию «достоинство» и, значит, это понятие занимает определенное место в его сознании. Итак, первое: мы будем оценивать то, каким образом Поджо оценивал те или иные жизненные обстоятельства, поступки людей, социальные явления (и не ошибемся, поскольку именно к такому подходу нас подвигают основоположники современной философии истории Р.Дж. Коллингвуд - (см.: Colli gwod R.G. he idea of his ory. Oxford, 1941- и Марк Блок - см.: Блок М. Апология Истории. М., 1986, а также исследования современных отечественных психологов - см.: Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.,1980); и второе, будем извлекать из текста и учитывать антонимические (оппозитные) пары («благородство/ подлость (неблагородство)», «образованность/невежество» и т.д., и т.п.) и по их количеству будем судить о содержании сознания Браччолини. - Все понятно? А теперь о контент-анализе.
В качестве методик исследования выступили: 1. Тест школьной тревожности Филлипса; 2. Тест на самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю.Л.Хашена) В выборочную совокупность вошли всего 54 человека (подростки 11 – 16 лет). 11 подростков - с нарушением речи (нарушение темпа, ритма и правильности речи), 18 - нормальных, 18 - с ЗПР. База проведения исследования: школа №65, школа №72, школа речевая №72. Практическая значимость: в плане проведения сравнительного анализа состояния тревожности у детей в норме и при патологии. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, психолого-педагогических рекомендаций, списка литературы, заключения, приложения, 9таблиц, 3 гистограмм. Глава 1 Теоретические основы проблемы тревожности. §1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К. Изардом (14), в его «теории дифференциации эмоций», выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся: > интерес – волнение; > радость; > горе – страдание; > удивление; > гнев; > отвращение; > презрение; > страх; > стыд; > вина; Остальные производные.
Целью работы является разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения населения транспортными услугами в Кемеровской области. Задачи работы - рассмотреть теоретические предпосылки изучаемой проблемы, охарактеризовать объект исследования, провести анализ проблемы в объекте исследования и разработать предложения и рекомендации. 1. Теоретические основы изучаемой проблемы, ее отражение в современной отечественной и зарубежной литературеГородом называется населенный пункт, достигший определенной численности (не менее 2 тыс. жителей) и выполняющий преимущественно промышленные, торговые, культурные и административно-политические функции. Города могут быть районного, областного, республиканского и краевого подчинения (в зависимости от принятого в стране административного деления территорий). Городской и пригородный транспорт представляет собой систему, состоящую из различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения города и пригородной зоны, а также выполняющих ряд работ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей (например, уборка мусора, снега, полив улиц и др.). Элементы городской транспортной системы являются частью многоотраслевого городского хозяйства.
Музей вступает в контакт не только с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами. 6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно- образовательной деятельности музеев. Достижения современной отечественной музейной педагогики невозможны без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования носят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.5. Перспективы развития. В 1984 году при НИИ культуры был создан постоянно действующий Всероссийский семинар под руководством Е.Г. Вансловой – «Музей и подрастающее поколение». На этот семинар, ставший хорошей школой по обмену уникальным опытом, собирались музейные работники из России, бывших союзных республик. От других семинаров он отличается, прежде всего тем, что на ряду с обсуждением взаимосвязей музея и школы, методов их работы, велась деятельность по созданию системы занятий.
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно свести к следующим: — внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; — по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым; — в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата; — с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления.
И две или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов. В отечественной психологии выделяют, как правило, три вида конфликтов, имеющих социально-психологическое содержание: социальные, межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее определение: конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В научной литературе имеются различные классификации конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть их источник, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат.
Неразличение предмета и объекта (или недостаточно последовательное их различение) существенно запутывает картину. " В психологии понятие объекта обязательно многоступенчатое: объекты это и те или иные конкретные испытуемые, но объекты и те свойства их психики, те характеристики, которые в данном исследовании изучает ученый"(15. С.12). И далее: "Вопрос о том, насколько оправдан переход от объекта - свойства к объекту - индивидуальности и личности и, наконец, к объекту как репрезентанту некоторой общности индивидов, решается на основе специальных приемов, разрабатываемых в современной методологии психологического исследования"(15. С.13). Иерархия объектов, бесспорно, существует. Но полагать "свойство психики" объектом, на мой взгляд, не оправдано. В современной отечественной психологии можно увидеть и другие симптомы неблагополучия с проблемой предмета. Согласно Т.Куну, действующая в науке парадигма находит отражение в учебниках. Учебники по психологии представляют собой довольно любопытный объект для анализа. То, что утверждается о предмете науки (в качестве такового обычно объявляется психика) в первых главах ("Предмет и метод психологии") обычно плохо коррелирует с последующим изложением.
Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. Деление функций на внутренние и внешние - это определенное наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой сущность государства, например хозяйственно-организаторская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркивалось, что «по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государства будет усиливаться, в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно-организаторской функции, поскольку она имеет целью создание материально-технической базы коммунизма».
Чичук Елена Юрьевна Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук Краснодар 2006 Диссертация выполнена на кафедре психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета Общая характеристика диссертации Актуальность исследования. Закономерное усложнение и изменчивость современного мира обусловливают запрос общества на личность с креативными характеристиками. Потребность в творческом потенциале не только проистекает со стороны общества, но и является естественной необходимостью, которую осознаёт отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию. Тем самым оправдан непрекращающийся интерес к психологии творчества и креативности, в особенности к их личностным основаниям и специфике в зависимости от конкретной сферы личностного бытия. В современной отечественной психологии активно развивается понимание личности как субъекта организации пространств своего бытия и идея об активности личности в процессе преобразования бытийных пространств (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина, В.В. Знаков и др.). В связи с рассмотрением личности как активного, сознательного субъекта, стремящегося к полноценному бытию, творчество рассматривается как оптимальный вариант реализации личностью своего внутреннего содержания.
Наверное поэтому, проблема исследования фразеологизмов является актуальной для современной лингвистики. Ведь работа над исследованием фразеологизмов продолжается до сих пор. В лингвистике просматриваются различные направления, изучающие фразеологизмы. Известны работы по фразеологии не только на материале русского языка, но и других языков: болгарского (Комарова, 1994), польского (Николаева, 2004), английского (Наумова, 2004), китайского (Ветров, 2006), французского (Быков, 2007). Исследованию фразеологизмов в художественной речи посвящены научные изыскания М. А. Фокиной (2004), Е. П. Бережной (2001), Г. Н. Абреимовой (2004), Ц. Цэрендорж (2004). Так, например, Е. П. Бережная в этом отношении рассматривала произведения А. П. Чехова; Г. Н. Абреимова – художественное наследие И. А. Бунина; Ц. Цэрендорж – художественные тексты А. С. Пушкина. Особенностями функционирования фразеологизмов в публицистической речи (в прессе) занимался такой исследователь, как Л. Н. Александрова (2004). Фразеологические единицы исследуются в их функционировании как в русском литературном языке, так и в нелитературных его разновидностях. Так, например, жаргонной фразеологии посвящены работы Н. А. Волковой (2004) и С. Г. Буркина (2004). Процессуальные фразеологизмы рассматриваются в работе Е. В. Радченко (2006). Анализировали фразеологизмы в различных диалектах такие ученые, как В. Т. Бондаренко (2004) и Т. К. Ховрина (2004). Изучением фразеологизмов в речи дошкольников занимался лингвист Ю. В. Бестугина (2004) . К изучению библейских фразеологизмов обращались К. Н. Дубровина (2004) и А. В. Григорьев (2007). Итак, актуальность выбранной нами темы исследования продиктована возросшим интересом современных отечественных и зарубежных лингвистов к проблемам фразеологии.
Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации, поступающей от органов чувств. Внимание – это направленность сознания на оп-ре-деленные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Относительно физиологических основ внимания в психологии было много споров. Физиологическая интерпретация внимания интересовала ученых на протяжении всего времени исследования этого процесса. В современной отечественной психологии принята интерпретация А. А. Ухтомского. Он высказал мнение, что на уровне физиологических процессов внимание представляет собой доминантный очаг возбуждения в одних участках коры головного мозга, который вызывает, соответственно, снижение уровня возбуждения в соседних участках. За общий уровень внимания отвечают восходящая и нисходящая части ретикулярной формации – совокупности структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса ниже– и вышележащих отделов центральной нервной системы, включая кору больших полушарий.
![]() | 978 63 62 |