![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Культура как социальная реальность | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы быть, в первую очередь быть самим собой. В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве "целителя души". Психоанализ, как лечение души, имеет дело с этическими проблемами, которые в своем гуманистическом значении становятся религиозными. Поэтому цель психоаналитического лечения души заключается в оказании помощи человеку в приобретении того, что Фромм называет религиозной установкой. Речь идет о том, чтобы помочь человеку отделить истину от лжи в самом себе, приобрести или восстановить его способность к любви, заключающуюся в умении любить, а не пребывать любимым, научиться жить в мире со своей совестью, стать свободным и ответственным, готовым прислушаться к голосу своей совести и действовать в соответствии с ее требованиями
Особенно представляется интересной, на наш взгляд, мысль исследователя И. В. Кондакова о том, что сама политическая монополизация власти является лишь соответствующей заданной модели тоталитарной идеологии. То есть идеология, согласно концепции Кондакова, является по отношению к политике первичной, политика – вторичной (следствием идеологии, ее результатом), а экономика, право, информация, культура и все остальное оказывается вообще «третичными», находятся в полной зависимости от политики, превращаются в дополнение к ней. В результате, все соотношение этажей социальной реальности оказывается «перевернутым» с ног на голову. Отсюда и историческая неизбежность крушения всех тоталитарных режимов. «Таким образом, - делает вывод ученый, - будучи обреченным режимом, тоталитаризм, удерживаемый исключительно силой (оружия, террора, пропаганды, основанной на лжи и секретности), представляет собой «балансирование страха», искусственно поддерживаемое обстановкой « военного лагеря» или осужденной крепости. Исследователи феномена тоталитаризма (Х.Арендт, Хабермас, Кондаков) совершено справедливо утверждают, что «вирус тоталитаризма» может привиться не на любой культурной и социальной почве: для установления тоталитарного режима в стране необходимо в качестве обязательной предпосылки тоталитарность массового сознания (или хотя бы прототалитарная ментальность). 1.4. Идеология фашизма. Детально рассмотрев понятие тоталитаризма, считаем правомерным остановиться на таком сложном явлении как идеология фашизма.
Важное значение для построения социальных теорий имеет введенное М. Вебером понятие "идеальный тип" - мысленно сконструированные образования как вспомогательные средства, продукт синтеза определенных понятий ("капитализм", "религия", "культура" и др.). Иначе говоря, идеальный тип это целостная развивающаяся система понятийных средств ("идея-синтез"), в конечном счете детерминированная социальной реальностью. Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1. Теория - это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями. 2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений. 3
Смита, теории социалистов- утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория). д) Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм). 2. Общественные науки: а) социология, б) политология, в) культурология, г) история, д) религиоведение, е) экономика и мн. др. 3. Специфика социального познания в том, что: а) Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают. б) Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт. в) Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. г) Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта. д) В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей она есть результат диалога. 2. Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм. 1. Религия является одной из древнейших и основных форм духовной культуры. Религия – опред. взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2002. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании // Общественные науки и современность. 2002. № 2 Чудеса паранормального мира. М., 2001. Швырев B.C. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. №1. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4т. М., 1964-1967. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992. Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. Ядов В А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. Яковлев В.А. Инновация в науке. М., 1997. Яковлев И.П. Социология. СПб., 2000. Яковлева Е.Ю
В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.
Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, - отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции бытия XVII – XVIII веков. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучного представления о мире в то время. Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически- объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. Р. Декарт Но в метафизике Декарта берет начало иной способ истолкования бытия, при котором бытие определяется на пути рефлективного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или же на пути осмысления бытия сквозь призму человеческого существования, бытия культуры, социального бытия.
Нельзя сводить все многообразие проявлений культуры к одному лишь личностному началу или аспекту истории. Тем самым производится подмена одного понятия (“культура”) другим, не менее общим по своему содержанию (“личность”). С нашей точки зрения, личность и культура — не только однопорядковые, но и взаимодополняемые понятия, выражающие разные, хотя и взаимосвязанные стороны социальной реальности. Здесь мы солидарны с позицией В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном, рассматривающих историю с точки зрения трех взаимосвязанных подходов — естественно-исторического, деятельностного и личностного. Личностный аспект исторического процесса имеет вполне самостоятельное значение, его нельзя сводить к содержанию культуры, и, наоборот, развитие культуры не определяется однозначно личностным существованием человека в мире. Мы согласны с тем, что “культура, охарактеризованная в самом общем виде, есть, следовательно, развитие человека как родового, то есть сознательного, творческого, самодеятельного, существа”. (Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981. С. 240) Но это — лишь один из аспектов развития культуры, не исчерпывающий собой все ее содержание.
Человек не просто и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и творящее. Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец. Человекоутверждающие ценности Античности в изменившейся социальной реальности наполняется соответствующим содержанием: обзор генезиса представлений о культуре с периода Античности до Нового времени позволяет сделать следующие выводы: . культура не выступает предметом специального изучения мыслителей, но ее проблематика присуща всему процессу теоретических размышлений. . в скрытой форме зародились основные подходы к пониманию культуры, оформились смыслы и цели человеческой жизнедеятельности, а значит решались проблемы культуры: ее сущности, природы, смысла, цели и др. важнейшее достижение – представления о культуре как форме бытия, в которой воплощаются самые высокие духовно-нравственные ценности, возвышенные устремления человеческого духа к идеалам Истины, Добра, Любви, Красоты. 2. Культура становится объектом философско-теоретического интереса, обретая значение самостоятельного понятия.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей.
Подготовка педагогов к реализации функции социальной защиты ребенка М. А. Ковальчук Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признается образование ребенка, то есть формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Ведущая роль обучающего компонента отражается уже в существующей системе оценивания ученика - это пятибалльная шкала отметок. В школьной практике сложилось, что все учебные предметы делятся на "основные" и "неосновные". К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и другие, хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа, действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлеченные, обладающие чувством социальной защищенности, должна обеспечить социальную защиту ребенка в школе через деятельность педагогов в данном направлении.
Второй этап, по мнению В. В. Давыдова, связан с внедрением в психологию формирующего эксперимента, который в отличие от констатирующего эксперимента предполагает проектирование и моделирование содержания психологических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. В. В. Давыдов особо подчеркивал, что генетико-моделирующий эксперимент и проектирование - основные методы изучения учебной деятельности и развивающего обучения «в более широком плане эти же методы позволяют изучать развивающее образование и его деятельностную основу» . Принято считать, что моделирование - это метод исследования объектов познания на их моделях. Модель в переводе с французского означает - мера, образец, норма; в логике и методологии науки - аналог, схема, структура, знаковая система определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образований. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструировании оригинала, преобразования или управления им. Первоначально моделирование в научных изысканиях строилось на описании категорий «процесс» и «структура», исследователи стремились к тому, чтобы конструируемая ими модель максимально была приближена к реальности.
В свете сказанного нам представляется, что современное (постсоветское) российское общество переживает состояние, которое в свете приведенных выше рассуждений может быт обозначено как «катастрофический постмодерн». Наша нынешняя социокультурная сфера характеризуется целым рядом сущностных черт постмодерна, которые возникли как результат или следствие катастрофических перемен, произошедших со страной в 90-е годы. Данные явления проанализированы и суммированы, в частности, в работах Н. Козина, А.В. Миронова и И.Ф. Кефели. К таковым можно отнести: 1) «идеологическую децентрированность сознания, которое, живя формами своей объективации, на этой основе децентрирует и хаотизирует всю ткань российской социальности. В итоге она получается никакой: в ней все становится возможным, ибо то сознание, которое живет и объективирует себя в России, не испытывает никаких ценностных и смысловых ограничений» . 2) «провозглашение абсолютной относительности и даже виртуальности любой иерархии и любых ценностей, даже нравственных. Более того,– отмечает Н. Козин,– в области культуры вообще была предпринята попытка перевернуть и превратить ценности в антиценности, а антиценности – в основные, доселе «скрытые» ценности» . 3) «Слом старых идеологических устоев отнюдь не означал утверждение новой, более прогрессивной и адекватной социальной реальности идеологической доктрины».
Разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, — одна из основных задач современной социологии. Психоаналитическая теория З. Фрейда Родоначальником современного психологического направления в социологии является австрийский ученый Зигмунд Фрейд(1856—1939). Суть его учения состоит в том, что доминирующая роль в жизни человека неосознанных импульсов прежде всего сексуального характера. Факты социальной жизни связаны с либидо(любовной энергией), которое является первопричиной социальных связей. Позже Фрейд вводит другие импульсы: жизнь и смерть(Эрос и Талатос), где жизнь и есть любовь. В работе «Я и Оно» Фрейд разобрал взаимодействие трех компонентов: «Я» — то, что человек понимает; «Оно» — бессознательное начало; «Сверх Я». Задачей «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое бы не противоречило требованиям социальной реальности, которую воплощает «Сверх Я». В основе учения Фрейда лежит противоречие природного начала(агрессивных природных импульсов) и культуры. По Фрейду, культура приводит к отказу человека от удовлетворения своих желаний, поэтому прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья, увеличению чувства вины.
Наряду с "отцами-основателями" (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев) в ней обнаруживаются несколько поколений последователей . Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса. Основоположником субъективной щколы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции.
Мы далеки от мысли приписать «смыслу» некую фантастическую, «божественную» силу. Смысл деятельности не возникает откуда ни возьмись. В его формировании, и это для нас не подлежит сомнению, существенную роль играют внешние факторы, включая материальные и т.д. Но получая жизненные импульсы извне, смысл обладает собственным «маневром», существенной независимостью, устойчивостью и т.д. Человек видит, чувствует, оценивает внешние импульсы всегда через фокус ценностей, которым он привержен, смыслов, во имя которых он живет и хочет действовать. Наш пафос не в том, чтобы всю проблематику социологии свести к смыслам, ценностям. Подытоживая анализ мотивации социального действия, мы обращаем внимание на то, что, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос, почему человек действует так, а не иначе, почему мы «имеем то, что имеем», надо всегда особое, гораздо более пристальное внимание, чем это мы делали раньше, уделять идеальной, смыслообразующей стороне жизнедеятельности — культуре. Завершаем описание социального действия. Если вернуться к образу социальной действительности, предложенному выше — ковру, — мы проанализировали элементарный узел.
Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества —исторический материализм).3.Интегральная социология Петерима Сорокина Петерим Сорокин (1889-1968) — крупнейший социолог мирового уровня 20 в., профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, несводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей — норм — символов.
Поэтому одна из главных проблем социологии религии — проблема определения того, что относится к понятию «религия». Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, — то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории. Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее — отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.). Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы.
![]() | 978 63 62 |