![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Многообразие и многозначность культуры | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Редактор-издатель журнала "Вестник Европы" (в 1866-1908). СТАСЮНАС (Stasiunas) Йонас (1919-87) - литовский певец (баритон), народный артист СССР (1964). С 1948 в Литовском театре оперы и балета. Профессор Литовской консерватории (с 1983). Государственная премия СССР (1951). СТАТ (от греч. statos - стоящий - неподвижный), часть слова, указывающая на неизменность состояния, постоянство чего-либо (напр., термостат). СТАТЕЙНЫЙ СПИСОК - отчет российских посольств о пребывании в иностранных государствах в кон. 15 - нач. 18 вв., составленный по разделам ("статьям"). СТАТИ ЖИВОТНЫХ - части тела животных, по которым оценивают их телосложение, выраженность породных признаков, возрастное и половое развитие, судят о здоровье, продуктивности и племенной ценности. Оценку стати животных используют в племенной работе. СТАТИКА (греч. statike) - раздел механики, в котором изучаются условия равновесия тел под действием сил. Кроме статики твердого тела различают статику жидкостей (гидростатику) и статику газов (аэростатику). СТАТИСТ (от греч. statos - стоящий) -1) актер, исполняющий роли без слов, участник массовых сцен.2) В переносном смысле - человек, пассивно участвующий в чем-либо. СТАТИСТИКА (нем. Statistik - от итал. stato - государство),1) вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии (экономики, культуры, морали, политики и др.)
На этой основе формируются черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе. Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. « Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.
Для других этот духовный опыт освоения мира может оказаться невостребованным и просто потому, что они другие и у них свой опыт духовного освоения мира, который именно им помогает и жить и выживать в истории. Все это предельно осложняет процедуру сравнения меры духовности культур и, соответственно, сами культуры. Всякая культура имеет внутри себя свою собственную меру, меру своей духовности и культуры, которая может не иметь реальности в другой, она в ней будет просто другой. Богатство и многообразие мира культуры и духовности не следует понимать только через тот центр понимания, который пролегает через центр какой-то одной культуры и духовности. Нельзя неизбежную ограниченность своего культурного и духовного горизонта, самого способа отношения и понимания мира принимать за ограниченность культуры и духовности вообще. Нельзя центрировать мир культуры и духовности только на себя. Каждая культура и духовность требуют понимания их из себя самих, требуют развитого герменевтического отношения прямого вживания в них, понимания и переживания их содержания через вживание, понимание и переживание их символов веры, жизненных ценностей и высших смыслов бытия, как абсолютно самоценных феноменов
Рикера, можно сказать, что сознание — это новая фигура, понимающая задним числом смысл предшествующей фигуры. Необходимо пройдет время, чтобы сегодня внешне имитируемые формы прошлого, а также материалы настоящего, заставляя на стыке времен играть реальность всеми вложенными и не вложенными в нее смыслами, обозначились в культурообразующий смысл. Но, наверное, уже сейчас можно сказать, что современность устанавливает диалог культур с несоизмеримо большей энергией, что подтверждается установкой на сохранение в памяти человечества прошлых культурных эпох во всей их многозначности, формой которой и является культурология, диалог, который ранее был менее возможен в силу охранительной установки культур. Отсюда, возникает еще один вопрос: как возможна единая теория культур при многообразии определений культуры? То есть в этом вопросе заключается уже некоторый ответ: на самом деле виды определений культуры отражают срез исторического определения, которое дает конкретная культура. Исследователи лишь отражают ту или иную историческую ментальность. Итак, как возможна едина теория культур, если мы устанавливаем дисциплину, которая должна отвечать методологическим принципам последовательного изучения? Для ответа на него обратимся к определениям культуры и культурологической дисциплины, которые находим в учебниках, бывших под рукой.
То новое, что приносит символизм, он видит в в подключении к современным проблемам всего многообразия прошлых культур: "попытка осветить глубочайшие противоречия современной культуры цветными лучами многообразных культур; мы ныне как бы переживаем все прошлое: Индия, Персия, Египет, как и Греция, как и средневековье, -оживают, проносятся мимо нас эпохи, нам более близкие. Говорят, что в важные часы жизни пред духовным взором человека пролетает вся его жизнь; ныне пред нами пролетает вся жизнь человечества; заключаем отсюда, что для всего человечества пробил важный час его жизни. Мы действительно осязаем что-то новое; но осязаем его в старом; в подавляющем обилии старого -- новизна так называемого символизма" (Там же. С.55). Это парадоксальное высказывание -- самое "модерное" на тот период направление видит свою новизну в четких отсылках на прошлое. Но оно отражает действительную включенность в "банк данных" символизма всех эпох и всех народов. Другим объяснением этого феномена может стать то, что символизм в определенном смысле выходит на метауровень, порождая не только тексты, но и теорию их, а такого рода "самоописания" в сильной степени кристаллизуют вокруг себя не только свою действительность, но и любую другую
смотреть на рефераты похожие на "Многообразие и многозначность культуры" Московский Государственный Открытый Университет РЕФЕРАТ по культурологии тема: Многообразие и многозначность культуры. Сорокин Константин Эдуардович 1 курс, юридический заочный ф-т шифр 1797826Содержание : Глава 1. Понятие культуры. Глава 2. Культура в формировании личности человека. Глава 3. Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей. Глава 4. Различия и сходства культур. Глава 5. Элементы культуры. Глава 6. Язык как основа культуры. Глава 7. Формы культур.Глава 1. Понятие культуры. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agricul ure или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kul ur означало высокий уровень цивилизации.
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и так далее. Именно культура отмечает человека от всех остальных существ. По утверждению отечественного теоретика культуры Л.Е. Кертмана существует свыше четырехсот определений культуры. Это связано с разнообразием самой культуры и употребления данного термина. Многообразие определений культуры не должно раздражать, поскольку за ним кроется разнообразие самой культуры. А ее разнообразие является одной из главных причин ее существования вообще. Культура, как жизнь: она существует лишь потому, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти. Понятие «культура» употребляют при характеристике исторических эпох (средне-вековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура). Уровень или степень развития общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуются понятием «культура». Культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через который человек создает мир и самого себя.
Топология как отражение культуры и жизнедеятельности Е.М.Мещерякова, Многообразие дефиниций культуры как отражения многоликости феномена и разности творческих исследовательстких подходов. Исторический, социологический, философский, религиозный, художественный и научный взгляды на культуру как поиск смысла человеческого существования и начала жизни. Культура как феномен направлена на поиск сакрального смысла бытия. Характеристика культурологии, культурной антропологии - метафизическое знание о культуре. Культура - это совокупный духовный опыт человечества, его недра человеческого познания. Игнформационные и теоретические истоки понимания культурных процессов как характеристика современной жизни на планете. Массовая коммуникация как процессс распространения информациии в обществе с помощью технических средств. Разнообразие культур, культурных традиций и проблема "понимания". Позвольте в этой статье предложить читателям лирическое представление антропологии с точки зрения литератора и математика. Жизнь во всяком пространстве протекает в благодарном ожидании. Армения, озеро Севан.
Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту. Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей. Существуют различные способы классификации политических культур. В основе марксистского подхода к классификации политических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества политические культуры имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр7.
Нельзя сводить все многообразие проявлений культуры к одному лишь личностному началу или аспекту истории. Тем самым производится подмена одного понятия (“культура”) другим, не менее общим по своему содержанию (“личность”). С нашей точки зрения, личность и культура — не только однопорядковые, но и взаимодополняемые понятия, выражающие разные, хотя и взаимосвязанные стороны социальной реальности. Здесь мы солидарны с позицией В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном, рассматривающих историю с точки зрения трех взаимосвязанных подходов — естественно-исторического, деятельностного и личностного. Личностный аспект исторического процесса имеет вполне самостоятельное значение, его нельзя сводить к содержанию культуры, и, наоборот, развитие культуры не определяется однозначно личностным существованием человека в мире. Мы согласны с тем, что “культура, охарактеризованная в самом общем виде, есть, следовательно, развитие человека как родового, то есть сознательного, творческого, самодеятельного, существа”. (Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981. С. 240) Но это — лишь один из аспектов развития культуры, не исчерпывающий собой все ее содержание.
Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук -и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.). В свете концепции материалистического понимания истории основой типологии культуры, как правило, считают типологию общественного воспроизводства (это не значит, что типологии другого рода следует отбросить, напротив, они тоже представляют интерес и их использование позволяет под необычным углом зрения анализировать многообразие локальных культур). Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений.
Попытки преодолеть значимость подлинных экспонатов только лишь доказывают уникальность подлинников. Современные интернет-музеи, пытаясь отобразить все многообразие музейной культуры, как бы высоко не поднялся их технический уровень, все равно никогда не могут сравниться с настоящими музеями. Если даже с экрана компьютера на нас будет смотреть «Джаконда», по всем параметрам и размерам соответствующая подлиннику, мы не сможем пережить то эстетическое чувство, которое рождается при соприкосновении с той «Моной Лизой», которую много веков тому назад сотворила рука Леонардо. Уничтожив «настоящий экземпляр», мы уничтожим и всякую значимость для его копии. Копией чего она будет являться? Исходя из такого рода рассуждений, можно с полной уверенностью говорить о необходимости существования музея как хранителя культурно значимых предметов, которые суть память общечеловеческой истории, ее наглядная летопись. Однако, копирование картин, создание интернет-музеев все же играет свою особенную роль в жизни музея как такового. Они являются как бы популяризаторами музейной культуры, организаторами информации о том, что творится за стенами хранилищ, галерей и выставочных павильонов.
Шпаргалка по курсу "Культурология" Лекция №1. Сущность и предназначение культуры. Место культурологии в системе гуманитарных наук 1)Культура - слово очень многозначное: -культура Древней Греции; -человек высокой культуры; -с/х культуры; -конопля культурная; -деятели культуры и т.д. Научное определение: Культура - это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культура - сложная целостность, включающая в себя привычки, приобретённые человеком как членом общества (вера, мораль, искусство, право, обычай и т.д.). Культура в противовес природе, т.е. миру не созданному человеком. Cul ura - возделывание почв (Рим). Человек - природа как отрицание природы, “надприродное” существование. В сознании любого человека - проблема соотношения природы и культуры. Человек может исключить себя из общества, но не из культуры. Жан Жак Руссо. Его система возникла как реакция на действие цивилизации, мира социума на естественную человечность: всё, что приносится - зло; всё добро - в естественном, диком.
Уникальная особенность этой культуры заключается в том, что, по словам Ю. Хабермаса, «Фрагментаризированное повседневное сознание располагающих досугом потребителей препятствует образованию идеологии классического типа, но ведь оно само стало господствующей формой идеологии (курсив мой – С.Л.)» . Это противоречие является конститутивным для культурной ситуации постмодерна. Как отмечает Г. Рормозер, «все постмодернистские течения выступают в пользу высвобождения плюрализма. И делают они это с тем же тотальным притязанием, с каким прежде выступали идеологи в своих проектах единства. Но сегодня плюрализм, отрицание единства означает примерно то же, что и всеядность. Всеядность же подразумевает, что ныне стилеобразующим, если можно так выразиться, принципом жизненных культур становится анархизм. Если спросить, что собственно стоит за принципом бесконечного многообразия жизненных культур, которое мы сегодня прославляем как дальнейшее развитие свободы, то надо отметить: все это не что иное, как анархизация культуры (курсив мой – С.Л.). теперь анархизм – основополагающий принцип, в соответствии с которым мы практикуем свободу – в политической, общественной, культурной и религиозной сферах – как плюрализацию стилей жизни» . «Жизненный мир» постмодернистского общества и человека на первый взгляд представляется хаотичным и бессистемным, поскольку никакая положительная идея очевидно не способна выступать здесь в роли «общего смыслового знаменателя».
Важные сдвиги в теоретическом понимании такого разнообразия связанны с именем И.Г. Гердера, работа которого «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) стала важной вехой признании многообразия человеческих культур. На протяжении всегоXIX-XX вв. интенсивное развитие ориенталистики, африканистики, латиноамериканистики, религиоведения и других специальных культурно- региональных исследований создало огромную базу для детального понимания культурного и цивилизационного разнообразия. Тем не менее на более высоком уровне обобщения вновь и вновь срабатывал принцип крупномасштабного дуализма, питаемый возросшей в этот период степенью господства Запада над глобальной колониальной системой. Существенный сдвиг в философии культуры в этом плане был сделан трудами Г.В.Ф. Гегеля, который выстроил схему исторической последовательности развития основных стадий универсального духа, включив в него в качестве таких стадий Китай, Индию и Персию, которые, впрочем не могут сравниться с идеалом греческого искусства. Как бы то ни было, именно Запад воплощает для него высший уровень достижений человеческой культуры, оцениваемый по критериям нравственной свободы.
Идеи его остались вечным богатством для человечества"2. Больше всего Сократа интересовал человек, пути его к нравственному совершенствованию. В платоновском "Георгии" Сократ говорит: "Ты поставил мне в укор, калликл, предмет моих разысканий, но допытаться, каким должен быть человек и каким делом ему должно заниматься, и до каких пределов в старости и в молодые годы, - не самое ли прекрасное из разысканий?". Учение и сама жизнь Сократа были подчинены двум девизам: "Познай самого себя" и "Я знаю, что ничего не знаю". И, наконец, в-четвертых, чтобы новый курс оказался полезным, он должен увлекать и преподавателей, и тех, кому он предназначен. А это значит, что необходимо ни на один миг не упускать из виду возрастные особенности психологии старшеклассников и опираться на естественный интерес в подростковом возрасте к себе и другим. А поскольку цель курса - приобщение к богатству и многообразию человеческой культуры, хотелось бы подчеркнуть именно приобщение, поскольку культурный багаж человека должен не подавлять, не принижать личность, а напротив, помогать найти себя, способствовать осознанию своей причастности к человечеству.
Крайне сложно оценить меру духовности такого сложного явления как человек. Подразумевается, что люди бездуховные – это люди со смещенной шкалой ценностей. Таких людей отличает бессердечие, отсутствие положительных нравственных принципов, совести, неадекватное отношение к моральным и нравственным ценностям. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Важен и фактор качества духовной продукции. В наши дни и в нашей стране актуальна проблема возвращения в духовную жизнь культурного наследия во всем его многообразии, деидеологизации культуры, изживании монополии государства в области культуры, создании условий для творчества и свободного выбора людьми культурных ценностей и видов культурной деятельности, расширения культурных международных связей, т. е. возвращение отечественной культуры в русло мирового культурного прогресса, сопротивления засилью эрзац культуры. Александра Коллонтай: “ А будут ли будущие поколения любить Шопена? Люди воли, борьбы, действия, смогут ли они наслаждаться размагничивающей лирикой Шопена, этим томлением души интеллигентов конца 19 и начала 20 века? Полюбят ли “17 прелюдию” или “4 вальс” те, кто победит капитализм и культуру эксцентричного буржуазного мира? Едва ли Мне не жалко Шопена, пусть его забудут, лишь бы дать трудовому человечеству жить, как подобает человеку с большой буквы.
Министерство образования Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)ДИАЛОГ КУЛЬТУРТематический реферат по дисциплине «Культурология» (Учебное пособие «Культурология», автор Т.И. Суслова, 2001г.)Выполнил:2006гСодержание1 Введение .3 2 Понятие культуры .4 3 Многообразие мировой культуры 6 4 Диалог культур, как основа развития мировой культуры .15 5 Заключение .20 Список использованных источников .22 1 ВведениеПроблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.
![]() | 978 63 62 |