![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Архитектура |
Петродворец - русский "Версаль" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В парке было вырублено свыше 70Pтыс. деревьев, уничтожен ряд павильонов, был подожжён дворец. Фотографии Павловска, сделанные в 1944 году, были представлены в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. В годы войны пострадала и потешная крепость Бип (13) [22 Б3], находящаяся за пределами парка. Она была построена по всем правилам военного искусства; при Павле здесь размещался гарнизон, несший службу со строжайшим соблюдением всех правил устава. В 1970 году Павловск стал первой восстановленной царской резиденцией. Петродворец (Петергоф) Жемчужиной приморских пригородов Санкт-Петербурга, безусловно, является Петергоф (в пер. сPголландского «Петров двор»). Посетив Европу, Пётр решает основать здесь русский Версаль. Благодаря блистательному воплощению его дерзких планов, мы можем видеть знаменитый на весь мир парк фонтанов. Уникально здесь всё, начиная с ворот и ограды 1724 года, окружающей парк. Центральные ворота впускают нас в Верхний сад (14) [24 Б2], где расположено пять фонтанов. Самый большой из них «Нептун» старше самого сада и дворца на 40 лет
Нередко, упоминая о желании Петра видеть здесь, В Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует» и, исходя из внешнего сходства некоторых петергофских сооружений с версальскими, Петергоф называли «Русским Версалем». «Петергоф часто сравнивают с Версалем, - писал известный художник и историк искусства Александр Бенуа, - но это по недоразумению». Он отметил, что совершенно особый характер Петергофу придает море. Он как бы родился из пены моря. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Эта органическая связь с морем и есть главная особенность ансамбля, хорошо выявленная его строителями. Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, гидротехники В. Туволков и П. Суалем, скульптор К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт, А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел Петра I,проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность.
Это мировоззрение делало его в современном кругу одиноким" (стр. 216). 3 В предисловии к антологии "Царское Село в поэзии" Голлербах писал: "Отчасти повлиял Анненский на М. Кузмина и Н. Гумилева. Последний был его учеником в гимназии. Долго живя в Царском, он "впитал" в себя и прочувствовал поэзию "русского Версаля". В стихотворении "Памяти Анненского" ему удалось создать почти портретный образ поэта, с красивою и грустною жизнью осиротевшего парка". Дмитрий Кленовский. ПОЭТЫ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ Впервые опубликовано в "Новом журнале", № 29, 1952, стр. 132-138. Дмитрий Иосифович Крачковский (Кленовский) - поэт. Родился он в Петербурге 24 сентября 1983 г. Умер в Траунштейне (Бавария) в декабре 1976 г. Попал в Баварию в начале Второй мировой войны. Кленовский - автор многих поэтических сборников. В этих книгах встречаются стихи, в которых упоминается имя Гумилева, как и стихи ему посвященные. Н. С. Гумилеву Как валежник, сухие годы Под ногою хрустят мертво. Волчьей ягодою невзгоды Обвивают истлевший ствол. И сквозь голые сучья небо Словно треснувшая слюда
Их называли Негласным комитетом, но сами они в шутку называли себя Комитетом общественного спасения. В этот комитет входил поляк Адам Чарторийжский, попавший в Петербург как заложник после раздела Польши. В комитет входил и граф Строганов, долгое время живший в Париже. Он был любовником знаменитой куртизанки Теруань де Мерикур, которая водила толпы парижан на штурм Версаля. На заседаниях комитета присутствовали граф Кочубей и Новосильцев – оба знатоки английского парламента – и молодой граф Голицын, камер-юнкер. Сперанский навёл в канцелярии образцовый порядок. На его отчёты и доклады обратил внимание сам император. Спустя время он вступил в масонскую ложу и вошёл в число самых близких к Александру I людей. Позднее Россия как союзница Австрии участвовала в войне с Наполеоном. Русские войска, при которых находился сам император, были разбиты при Аустерлице. Александр I очень переживал это поражение. Он плакал на поле, покрытом трупами. Он понял, что взялся не за своё дело. Впоследствии он нашёл в себе мужество признаться: Я был молод и неопытен. Кутузов говорил мне, что нам надо было действовать иначе, но ему следовало быть в своём мнении настойчивее.
Николай Новиков хотел заработать деньги, публикуя школьные учебники или, затем, религиозные книги, монополия на публикацию которых была у Священного синода. Но претензии Екатерины к деятельности Новикова были достаточно велики, чтобы воспользоваться любым предлогом. Претензий было предостаточно. В 1787 г., когда Екатерина отправилась в триумфальную поездку по завоеванной Новороссии, в центральной России вспыхнул голод. Масонский кружок Новикова, собрав частные средства, организовал помощь голодающим. Все более подозрительной становилась масонская деятельность, которая начала ассоциироваться с революцией. Наконец, обнаружились, как утверждали полицейские, связи масонства с наследником Павлом Петровичем. Выяснением этих связей занимался следователь после ареста Новикова. Доказательств не было. Нашли письмо архитектора Василия Баженова, которому Екатерина поручила сооружение русского Версаля под Москвой (в Царицино), предполагала доверить коренную перестройку Кремля. Архитектор-масон посылал наследнику религиозные книги, изданные Новиковым с намерением, как считали следователи, «установить связь»
Петродворец), Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина, - быстро заслужившие всемирную славу благодаря своим паркам и архитектурным ансамблям. Были созданы производственные спутники впоследствии ставшие городами: Колпино у Ижорского завода, Сестроецк, который к известности машиностроительного центра присоединил славу курорта. Подмосковье нет городов- резиденций, подобных Петергофу или Павловску с их дворцово-парковыми ансамблями. Нет и городов-крепостей (они были в далеком прошлом, но до настоящего времени не сохранились). В окрестностях же Петербурга отсутствуют города, развившиеся, подобно подмосковным собратьям, при монастырях (таких, как Сергиев Посад со знаменитой Троице-Сергиевой лаврой или Истра с Ново-Иерусалимским монастырем). Взаимодействие Москвы и Петербурга в сфере не только производства, но и науки, культуры, туризма- причина тесной связи двух городов, которая обеспечивается хорошо наложенной и активно работающей транспортной системой. Главная железнодорожная магистраль Москва-Петербург служит удобным транспортным коридором. К проблеме взаимосвязанного развития двух российских столиц русская общественная и научная мысль обратилась давно. Еще в 1834г. Русский утопист В.Ф. Одоевский предсказывал срастание Москвы Петербурга. В конце 1920г. Архитектором Н.А. Ладовским был предложен проект направленного развития Москвы в сторону Ленинграда. В 90-х г.г. с идеей создания “линеарного” города Москволенинград выступил академик Д.С. Лихачев. Произойдет это или нет -сказать сложно. Но, как писал В.Г. Белинский, “ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима”.
Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко. Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений — дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске. Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал.
Творчество одного из крупнейших русских ваятелей — Ф. И. Шубина также носило сугубо реалистический характер. Сын черносошного крестьянина, талантливый самородок, он оставил нам блестящую галерею скульптурных портретов. Здесь элегантные холодные аристократки (бюст М. Р. Паниной) заслуженные полководцы (бюст 3. Г. Чернышева), представители рождавшейся в то время интеллигенции. Многогранность творчества Шубина особенно наглядна при сопоставлении бюста М В. Ломоносова (он изображен без парика, рот тронут откровенно печальной усмешкой, грусть и горечь пронизывают весь его облик) и страшного в своем беспощадном реализме скульптурного портрета императора Павла I — с пышными императорскими регалиями и болезненно-уродливым, жестоким лицом дегенерата. Замечательными скульпторами были Ф. Г. Гордеев, И. П. Мартос, М. И. Козловский — создатель памятника А. В. Суворову и статуи «Самсон» (Петродворец). Сильны реалистические тенденции в творчестве портретистов-живописцев Ф. С. Рокотова, мастера глубоко правдивого и поэтически взволнованного изображения человека, и Д. Г. Левицкого, сумевшего поднять портрет на уровень подлинно большого искусства.
Изысканная графичность оконных и зеркальных переплетов, строгие линии пилястр, сочетание мягких пастельных тонов – всему этому легко находилась параллель в излюбленном стилизме живописи и рисунка «Мира искусств». И вместе с явными историческими реминисценциями (вспоминалась и архитектура Версаля и русское зодчество XVIII века) следы нового стиля можно было видеть и в изгибающейся линии карниза, подчеркивающей живую пластику стены, и в живописном характере скульптурных украшений каминов и капителей. И эти интерьеры соседствовали на выставке с «Теремком», созданным по эскизам А. Головина, в котором вместо тонких вариаций на общеевропейские архитектурно-декоративные темы рубежа двух веков зритель встречался с оформлением почти целиком основанным на интерпретации русских национальных мотивов. Основой декоративного ансамбля этого помещения были многоцветные изразцы. Они покрывали часть стен и потолка, сверху и снизу украшали собою печь, они составляли то большое рельефное панно, то сложный растительный орнамент. Цветные майоликовые вставки можно было видеть и на тесовых перегородках, и на массивных резных деревянных колоннах. Головин сознательно трансформировал, «театрализировал» русский изобразительный фольклор сообразно стилевым искание своего времени.
Его следующий труд (Macki der H. Democra ic Ideals a d a d Reali y: A S udy i he Poli ics of Reco s ruc io , .Y., 1919.), вышедший как раз в момент формирования англосаксами Версаля - является полной иллюстрацией и реализацией упомянутых карт, ибо в нем Маккиндер прямо указывает на необходимость раздробленной Восточной Европы как буфера между немцами и русскими для контроля над Евразией. Британское геополитическое мышление едино: и традиционные исследования на тему, и экзотические построения выполнены в одной и той же парадигме. Задачей Британии было предупредить вхождение освобождавшихся наций и государств как в германскую, так в российскую орбиту, поэтому не допустить консолидацию крупных однородных славянских наций. Ибо хорваты и словенцы в то время неизбежно вошли бы в германскую орбиту, а великосербское, болгарское государства, при всем лавировании элиты, не могли быть полностью изъяты из-под влияния России. Любое проявление сербских объединительных национальных чаяний после "Начертания" Илии Гарашанина 1844 года вот уже полтора века стали пугалом для Западной Европы.
Организм ее хорошо привык к климату Петербурга, и вся она излучала теперь здоровье и женское достоинство, глубоко скрывая при этом свое оскорбленное самолюбие и свои тайные помыслы. А великий князь продолжал играть в куклы и заниматься с отрядом голштинских солдат, которых он специально вызвал в Россию, чем восстановил против себя всех русских. Этих голштинцев в прусской форме он разместил в Ораниенбауме специальным лагерем, где часто пропадал сам, без конца и особой надобности производя построения и развод караулов. Семейная жизнь по-прежнему мало интересовала его. И потому французский атташе граф д'Аллион докладывал в Версаль: “Великий князь все еще никак не может доказать супруге, что он является мужчиной”. Елизавете Петровне надоело ждать, когда великий князь станет дееспособным мужем, и она нашла возможным решить проблему наследника без его участия. В этих целях ко двору великой княгини были приставлены два молодых человека - Сергей Салтыков и Лев Нарышкин. Салтыкову было26 лет, он уже два года состоял в законном браке с одной из придворных фрейлин.
Декоративное убранство Бильярдной прямоугольными филенками находит известную аналогию в интерьерах Версаля и Фонтенбло времени Людовика XIV. Но во Франции царят филигранная обработка деталей, мелкая профилировка, впечатление хрупкого изящества — в Павловске больше простоты, естественности, ясности и свободы. Эти расхождения нельзя считать случайными. В них выступают коренные отличия между классицизмом в России и на Западе. Недаром наиболее существенные черты Павловска получили дальнейшее развитие в русском классицизме, особенно в его московском варианте. Недаром весь павловский ансамбль послужил образцом, которому в более скромных размерах следовали строители русских усадеб начала XIX века с их липовыми парками, храмиками дружбы, домами с колоннами, заросшими прудами.
Однако супружеская жизнь Анны Иоанновны продолжалась очень недолго. Ее муж внезапно заболел и умер по пути в Курляндию. Анна очень хотела вернуться на родину, но приказали жить в Курляндии, которая была предметом постоянных споров между ее соседями – Россией, Швецией, Пруссией и Польшей. Чтобы упрочить положение Анны, в Митаве (ныне Елгава в Латвии) разместили полк русских солдат, а герцогиню решили выдать замуж. Совсем недавно жившая в тереме под опекой мамок, нянек и приживалок, Анна Иоанновна оказалась в совершенно другом мире. В столицах маленьких немецких княжеств внимательно следили за модными влияниями в Париже и Версале, немедленно перенимая все, вплоть до париков, пряжек и манеры кланяться. Не составлял исключения и двор герцога Курляндского в Митаве, где в различных придворных должностях - обер-говмейстеров, гофмейстеров, шталмейстеров, пажей – служили дворяне. Во время трапез пажи в великолепных левриях стояли за креслом ее высочества герцогини и прислуживали ей, несмотря на свое знатное происхождение. При дворе имелись свои оркестр и опера.
Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен, строившихся зданий, без существенного снижения прочности. Например, во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство, как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями, а также Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона. Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге). По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянское собрание. И.Е. Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора, Александро-Невской лавры и Таврического дворца.
Основание одной из таких «светлиц» дало начало блистательному дворцово–парковому ансамблю Петергофа№ (ныне Петродворец). Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петров двор) был, впервые упомянут в походном журнале. В 1711 году там был построен первый деревянный дворец Петра I. Образцом для подражания стал французский Версаль. Определяющим ландшафтом была близость моря, с которым дворец, парки и фонтаны связаны каналами. Петровская идея царского дворца была воплощена архитекторами Ж. Леблоном, Н. Микетти, М. Земцовым: дворец в стиле Петровского барокко был построен на кромке высокой террасы и издали, виден с моря. Большой или Нагорный дворец был остановлен дубовой и ореховой мебелью, картинами европейских мастеров. От петровского времени сохранился Дубовый кабинет императора. Обустройство двух парков - Верхнего и Нижнего - шло параллельно строительству Большого дворца. Верхний парк в петровские времена был занят фруктовым садом и огородом, Нижний был распланирован как регулярный парк. Регулярные парки создавались на основе строгой симметрии, починяясь правилам планирования садов: деревья и кустарники подстрижены в виде шаров, пирамид, кубов, газоны, цветники и пруды приобретают правильную геометрическую форму, аллеи пересекаются под прямыми углами либо имеют лучевую планировку «звездой».
Содержание ВВЕДЕНИЕ .3 1. ВЕРСАЛЬ КАК СИМВОЛ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ .5 1.1. История строительства Версаля .5 1.2. Династия Бурбонов в Версале .6 2. ВЕРСАЛЬ: ГРАНДИОЗНЫЙ СИНТЕЗ ДВОРЦА И ПАРКА .9 2.1. Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам 9 2.2. Триумф строгости: сад «по-французски». Планировка и художественное убранство Версальского парка .22 2.3. Трианоны: неофициальные «семейные» резиденции королей 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .33 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Версаль - это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной века. И уже почти триста лет он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. С XVII века вышло множество путеводителей, описаний дворца и парка, но большинство из них на французском языке. Существует гораздо меньше работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной композиции Версаля, его роли в истории паркового искусства и историко-художественного значения.
Творчество одного из крупнейших русских ваятелей — Ф. И. Шубина также носило сугубо реалистический характер. Сын черносошного крестьянина, талантливый самородок, он оставил нам блестящую галерею скульптурных портретов. Здесь элегантные холодные аристократки (бюст М. Р. Паниной) заслуженные полководцы (бюст 3. Г. Чернышева), представители рождавшейся в то время интеллигенции. Многогранность творчества Шубина особенно наглядна при сопоставлении бюста М В. Ломоносова (он изображен без парика, рот тронут откровенно печальной усмешкой, грусть и горечь пронизывают весь его облик) и страшного в своем беспощадном реализме скульптурного портрета императора Павла I — с пышными императорскими регалиями и болезненно- уродливым, жестоким лицом дегенерата. Замечательными скульпторами были Ф. Г. Гордеев, И. П. Мартос, М. И. Козловский — создатель памятника А. В. Суворову и статуи «Самсон» (Петродворец). Сильны реалистические тенденции в творчестве портретистов-живописцев Ф. С. Рокотова, мастера глубоко правдивого и поэтически взволнованного изображения человека, и Д. Г. Левицкого, сумевшего поднять портрет на уровень подлинно большого искусства.
Введение После летних каникул я с друзьями побывала в Петродворце. Он меня покорил своей красотой, и поэтому свой отчёт я решила посветить именно этому музею под открытым небом. Чарующей красоте парков, раскинувшихся у голубых волн залива, изящной архитектуре дворцов, великолепию мерцающих золотом скульптур и, наконец, неиссякаемым фонтанам Петродворца посвящено немало поэтических строк. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский и многие другие поэты написали о них вдохновенные стихи. Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа – Петродворца, возникший в первой четверти XVII века, по замыслу и оформлению является своеобразным триумфальным монументом в честь выхода России к Балтийскому морю. Парадные парки, мощные фонтаны и каскады, золочёные статуи богов и героев древности, нарядное убранство дворцов – всё это выражает идею торжества России, «прорубившей окно в Европу». Петродворец – памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит мировой сокровищнице искусства как одно из самых высоких достижений национальной культуры, как яркое воплощение творческого гения и созидательного труда Русских людей.
![]() | 978 63 62 |