![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Семейное воспитание как социокультурный феномен | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Согласно принятой периодизации, детство охватывает: 1) младенчество от рождения до одного года; 2) детство раннее от 1 до 3 лет; 3) возраст дошкольный от 4 до 6-7 лет; 4) возраст школьный младший от 6-7 до 10-11 лет. Детство сменяют отрочество и юность, кои предшествуют периоду социальной зрелости. Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению долго господствовавших представлений о детстве как о «натуральной стадии», обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показано, что, как социокультурный феномен, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду; она определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания: по мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ
В связи с этим создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с историческим временем и меняющимися условиями жизни. Проявление этой конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий - от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительно социализации несовершеннолетних. Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»). Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.
И в других местах традиции варварского воспитания, начавшись с V века, развивались и крепли очень долго. Из саг XIII века мы узнаем, что у скандинавов существовало только домашне-семейное воспитание. Мальчики и девочки до семилетнего возраста находились на попечении матери, затем воспитанием мальчиков занимались мужчины семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей состояла прежде всего в физических упражнениях, которые одновременно готовили к крестьянскому труду (рыбака или хлебопашца) и профессии воина. Нордическая педагогическая традиция исключала участие жрецов (друидов); умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Будучи верным таким традициям, король остготов Теодорих (ок. 454526, эпоха так называемых варварских королей) не только требовал, чтобы подданные приучали мальчиков к военному делу и укрепляли их физически, а даже возражал против интеллектуального римского (ромейского, византийского) образования
Нордическая педагогическая традиция исключала профессию жрецов наподобие друидов. Вот почему умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитания считали достижение ряда физических и интеллектуальных достоинств. Ярл (правитель) Орхад Рогнвалдр Кали (ум. в 1158 г .) перечисляет следующие достоинства-умения: игру в шахматы, знание рун, работу по металлу, бег на лыжах, стрельбу из лука, владение мечом и копьем, игру на арфе, знание поэзии. Варварские традиции лучше всего сохранялись в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. В наиболее организованном виде сословное домашне-семейное воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания. Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало мастера увеличивать срок обучения (в XIV - XV вв. оно длилось восемь-десять лет).
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое самоопределение педагога. Тема 2. Категориальный аппарат педагогики К основным педагогическим категориям относятся: образование, обучение, воспитание, развитие и формирование, социализация, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, образовательная технология. 2.1. Образование Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 1.1. Роль семьи в воспитании ребенка Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития . В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В психологии пола женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием служит имплицитное принятие биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врождённости мужского и женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. В детерминации социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам: традициям, культуре, религии и церкви, семейному воспитанию, образованию, «улице», СМИ, искусству и литературе.
Эта область затруднений выявляется чаще всего в недостаточно полном понимании самой интенции общения, его тональности, стиля. Особенности этно-социокультурной области вызывают также целый ряд затруднений в соблюдении этикета общения. Например, в российской культуре собеседник, отвечая на вопрос, как правило, смотрит на спрашивающего, тогда как у целого ряда тюркских народов, например якутов, смотреть прямо в глаза старшему по возрасту или социальному положению, не принято - это вызов. Такое поведение может прервать, а не только затруднить общение. Большую роль в этой этно-социокультурной обусловленности общения играют невербальные средства - мимика, жесты, позы, правильное «прочтение» которых - залог адекватного взаимопонимания и взаимодействия общающихся. Трудности общения, соотносимые с этно-социокультурной областью, преодолимы, если их специфика отрефлексирована (осознана и принята) человеком. Статусно-позиционно-ролевая область затруднений Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.). Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками. Следует отметить, что имеются свои традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда.
Таким образом, снимается опасность как чрезмерной индивидуализации ребенка (которая присуща системам свободного воспитания), так и безоговорочного, некритичного следования социальным нормам (недостаток традиционного обучения). Ребенок рассматривается как самостоятельный, уникальный человек, который строит собственную систему знаний и ценностей на основе опыта событийных встреч с окружающими людьми и культурой. Таким образом, мы рассмотрели некоторые теоретические подходы, позволяющие осмыслить феномен семейного воспитания. II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И РЕБЕНКАЛюбить — значит утверждать неповторимое существование другого человека (С. Л. Рубинштейн). Отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением влияния семьи на ребёнка, достаточно много. Среди отечественных психологов: А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Добрович, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, В. Леви, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская, Н. Н. Толстых, А. Г. Шмелев, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др. Зарубежные исследователи: Р. Бернс, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Р. Скиннер, Г. Навайтис, Р. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др. Охарактеризуем некоторые механизмы влияния семьи на формирование личности.2.1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей.
Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об- ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак- тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к самым несбыточным мечтам масонов. Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем, руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво- вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге успешного функционирования всех его поддерживающих структур. Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога- тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ; причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас- четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох- новении.
В данном контексте образовательное учреждение не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. И у педагогов, и у родителей в российском обществе в большинстве случаев были сформированы искаженные установки на сам процесс продуктивного интеракционирования. По сложившейся традиции считалось, что педагог обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования своему воспитаннику и его родителям от имени общества.
То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н. Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованный человек» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики. С позиции практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования. Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровня образования определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.
Заключение Существуют основания для продолжения исследования в области особенностей построения временной перспективы будущего и факторов ее формирования. Несмотря на то, что не были выявлены грубые нарушения половой идентификации, это не дает основание констатировать их отсутствие, так как анализ литературы и собственные исследования позволяют утверждать, что эти различия могут структурироваться на более глубоких психических уровнях и проявляться внешне (обуславливать поведение) в более старшем возрасте. Список литературы Белопольская Н.И. Половозрастная идентификация.- М., 2008. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен// Педагогика.- №9, 2005.- С. 3-16. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984. Материалы с интернет портала исполнительного комитета московского городского совета депутатов, главное управления здравоохранения, городской медико-педагогический лечебно-реабилитационный подростковый центр// www.ors.ru Шнейдер Л.Б. Семейная психология.- М., 2006. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К. Черноглазова. М.: «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос», 1997.-184 с. Лакан Ж.К Якобсону, доклад. Перевод с французского А.К. Черноглазова; режим доступа: Польстер И. Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. М., 1999. - 240 с. Хусаинова Н.Ю., Рахимова А.Ф. Я-концепция наркозависимого.
Хозяйственные стороны быта приобретают окраску высокой педагогики и истинного воспитания чувств. К этому следует относиться со все серьёзностью ввиду того, чтобы не утратить способность нежно и преданно заботиться о других. Это качество взращивается в семье.Заключение В заключение хочется обратить внимание на очевидную целесообразность и практическую полезность курса “Этика и психология семейной жизни”. Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у студентов целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи. В процессе изучения курса у молодёжи формируются взгляды и представления, помогающие адекватно оценить роль семейного воспитания и формирования личности. Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое.
В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это: а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое); б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого); в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений. социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации. А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры технологического развития. М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные компоненты. Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию.
Мероприятия по реализации проекта: разработка нормативно- регламентирующей и учредительной документации; подбор и оснащение помещения; экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение Центра. Неблагополучные подростки: проблемы и проектные замыслы. Социально- культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки, связаны со снижением моральных критериев во взаимоотношениях; неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии; девальвацией ценности образования, труда; отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края; разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье; ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и др. В сегодняшней ситуации действие целого ряда факторов придает этим проблемам особую остроту. В частности, резко изменилась ситуация в сфере семейного воспитания: отмирает старая система патриархальной семьи с ее многодетностью, объективной необходимостью раннего включения в дела семьи, труд, неформальным соседским контролем, преемственностью экономического, социального, профессионального статуса из поколения в поколение, патриархальным авторитетом деда и отца, монополией семьи (вместе со школой) на передачу информации.
Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере профилактического воздействия органов милиции в 1999 году по России выявлено 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие данные: до 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Число удовлетворенных судами исков по делам о лишении родительских прав составило в 1996 году 24 359 случаев. Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать, бороться с ними. К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых источников средств существования, включая противоправные.
![]() | 978 63 62 |