![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Особенности технократического подхода к информатизации образования в педагогическом вузе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз. Информатизация образования это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой использования разных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров. Индивидуализация это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся
В этом смысле образование взрослых есть важнейший (а возможно, и единственный) цивилизованный (ненасильственный, гуманистический и демократический) способ реформации (а не ломки и «перестройки») сознания, его просветления и окультуривания. Более того, культурология может быть альтернативой технократическим подходом к образованию и технологическим к человеку. Культурные цели и функции образования — не прагматические (сиюминутные, тактические и кратковременные), которые часто совмещаются с аномией (ценностной дезориентацией, безнормностью, потерей идентичности), но стратегические гуманистические и долговременные — идентичность и аутентичность личности и человеческих сообществ . В аксиологическом плане культурологический дискурс можно рассматривать как своего рода «экспертизу», спектр социокультурных фильтров анализа и оценки различных форм, видов, институтов образования взрослых. Объективная потребность в такой экспертизе усиливается в эпохи кризисные, когда особенно острыми становятся проблемы выбора целей, ценностей, идеалов образования, сквозь призму которых возможен собственно культурный взгляд на все без исключения проблемы образования взрослых.
На базе усвоения таких закономерностей должно осуществляться управляемое освоение новой профессиональной деятельности. Научными основами такой профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля должны стать сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, учитывающие особенности уже сформировавшегося профессионального мышления специалистов, осваивающих преподавание в вузе, и особенности становления профессиональных качеств студентов в конкретной предметной области. Аналоги таких научных основ, безусловно, имеются в традиционной педагогике, однако они ориентированы в основном на работу с детьми, на получение молодежью общего начального и среднего образования, обеспечивающего грамотность, приобщение к культуре и ориентацию для выбора будущей сферы деятельности. В последние десятилетия эти научные основы в определенной мере адаптируются для работы со взрослыми людьми в андрагогике, однако управление освоением преподавания в технических вузах требует не только учета "взрослости", но и учета специфики сформированного мышления у специалиста, уже имеющего высшее техническое образование (начинающего преподавателя технического вуза) и направленность мышления студента, выбравшего для освоения техническую специальность [1]. 1 Это и привело к появлению среди наук об образовании (педагогических наук по классификации, сложившейся в России XX в.) специального научного направления "Теория и методика высшего технического образования", охватываемого специальностью ВАК России "Теория и методика профессионального образования"
При всей условности предлагаемого деления необходимо отметить, что важность фактора, отвечающего за индивидуальный образ жизни, явно недооценена, все остальные факторы переоценены. Указанные диспропорции связаны со слабой ориентацией студентов на собственные усилия в поддержании своего здоровья, которые принято считать важной характеристикой прогноза адаптационных ресурсов человека, а значит, и его психосоматического здоровья. Основной особенностью применения здоровьесберегающих технологий в неспециализированном вузе является разработка научно-методических подходов, решающих двуединую задачу обучения самосохранительному поведению и активации мотивационной составляющей в перспективе непрерывности образования. Причем средства и методы решения поставленных проблем могут быть сугубо педагогическими. Так, решающим направлением здоровьесберегающего образования является научное обоснование (медико-биологических, психологических и социальных механизмов, в том числе и философских аспектов) известных, исторически апробированных и новых систем оздоровительной физической культуры, например циклической аэробики и аэробики в зале, шейпинга, бодибилдинга, калланетики, ушу, йоги, спортивных игр и единоборств и т.д. Вовлечение студентов в систему оздоровительной физической культуры (спорта) инициирует повышение грамотности и информированности в вопросах потенциальных составляющих здорового образа жизни: системы питания, психорегуляции, внетренировочных факторов воздействия на организм, способов диагностики, контроля и самоконтроля занимающихся и, как следствие, повышения доли "собственных усилий" в формировании индивидуального здоровья.
Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности. Итак, в данном случае ценностью являются не оторванные от человека знания, а сам человек. Что же необходимо молодому человеку для того, чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях жизни? Какая роль может быть отведена школе, какой должна быть школа в XXIPв.? В любом обществе система образования обязана обеспечить решение основных задач социально-экономического и культурного развития страны, так как именно система образования (школа, вуз) готовят личность к практической и эффективной деятельности. Поэтому значение школы как начального базового этапа образования очень важно. Особенно важна способность школы быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно»
Однако, в приведенном перечне отсутствуют специфические требования к уровню сформированности профессиональных умений и навыков преподавателей языков и культур. Анализ вышеизложенного свидетельствует о коренном изменении требований к уровню владения иностранным языком выпускников педагогического вуза в условиях интеграции, глобализации и информатизации, а следовательно к уровню профессиональной компетентности в соответствии новой образовательной парадигмой. В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту,а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности. Иными словами, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентируещегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности.
Профессионализм учителя включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Одной из основных целей подготовки студентов педагогических вузов в области информатики является формирование информационной культуры. Будущий учитель должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их. Преподавателям вузов необходимо формировать систему познавательных и профессиональных мотивов, которые побуждают использовать полученные знания. Психологи (П.И. Божович, В.И. Ковалёв), в своих работах отмечали, что именно мотивация является высшим регулятором деятельности, придает ей направленный, осмысленный, избирательный, динамичный характер. Несформированность тех или иных мотивов, влияет на качество усвоения материала. Особенностью российских подходов к использованию локальных и глобальных компьютерных сетей, спутниковой и оптоволоконной связи, инструментального программного обеспечения информационного взаимодействия во Всемирной информационной среде, является разработка педагогико-эргономических условий реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в сфере образования.
Вузы архитектурно-строительного профиля — студенты и профессорско-преподавательский состав — должны в полном объеме иметь доступ к современным информационным технологиям, ведь архитектор и специалист-строитель способствуют созданию безопасной среды жизнедеятельности городов, регионов, территорий. Россия, располагающая одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, не имеет пока достаточных образовательных услуг, соответствующих потребностям граждан и страны. В профессиональной переподготовке по специальностям высшего образования ежегодно нуждаются до двух миллионов человек, но две трети взрослого населения страны не имеют доступа к дополнительному образованию. Особенные трудности с получением образования, в том числе высшего профессионального, у наших соотечественников в странах СНГ и Балтии, а также в связи с финансовыми трудностями у людей, далеко живущих от центра. Действующая система заочного образования из-за низкого уровня информатизации уже не способна удовлетворить существующую потребность. Это требует уже в ближайшие годы использования форм и методов дистанционного обучения (Dis a Educa io ) для подготовки и переподготовки взрослых людей.
Использование для этих целей специально разработанных курсов, совместных с зарубежными коллегами коммуникативных курсов и проектов представляется нам эффективным способом организации информационно-коммуникационного всеобуча для преподавателей и студентов, реализации педагогически обоснованных дидактических решений в содержании, методах и организационных формах обучения ИКТ и компьютерно-опосредованной коммуникации. Заключение Современное состояние информатизации в России характеризуется задачей формирования единой образовательной электронной среды. Наиболее существенными препятствиями на этом пути являются системный кризис Кумбса и цивилизационный кризис Тофлера, которые в российском образовании выражены столь ярко. Исходя из особенностей развития процесса информатизации, для целей реформирования образования представляется необходимым решение задач информационно-коммуникационного всеобуча всех участников создаваемой образовательной среды и формирования нового качества образования. Востребован поиск эффективных дидактических решений в содержании, методах и организационных формах обучения для решения этих задач. Предпринимаются попытки решения этих проблем в рамках федеральных целевых программ, благотворительных проектов различных коммерческих организаций, образовательных региональных и локальных инициатив и проектов.
Перед коллективами педагогических вузов стоит конкретная задача: обратить особое внимание на практическую направленность духовно-просветительской подготовки будущих учителей, а через них и школьников, при обучении различным учебным дисциплинам. Это должно содействовать воспитанию активных борцов за эффективность и качество работы, благосостояние своего народа, развивать у школьников конкретное нравственное и духовнопросветительское мышление, бережное отношение к государственной и общественной собственности, чувство собственного достоинства, умение применять полученные знания на практике. Важной предпосылкой воспитания духовности студентов педагогических вузов является создание духовнопросветительских центров, разработка системного подхода и алгоритмов управления их деятельностью. Большое значение при этом имеет организационно-педагогическая подготовленность к такой деятельности руководителей духовно просветительского центра факультета. Опыт показывает, что системный подход к исследуемой нами проблеме реализуется в следующих структурно-организационных аправлениях деятельности духовнопросветительского центра факультета профессионального образования ДжГПИ им. А.Кадырий (см. схему 1). Главное достоинство этого подхода заключается в соблюдении логической взаимосвязи и последовательности проводимых мероприятий.
Цели обучения физике в высших профессиональных учебных заведениях можно классифицировать, выделив общие (воспитательные и дидактические), частные (предметные) и специфические (профессионально направленные), которые должны являться основным фактором определения содержания предмета. Дифференциация целей обучения физике в классических и в профильных университетах (например, техническом, педагогическом и др.) определяет и различную профессиональную значимость учебных занятий. Исследование профессиональных задач учителя физики позволило определить, какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают (или гарантируют) ему успешность профессиональной деятельности (его конкурентоспособность). В идеале педагогическому вузу (как, впрочем, и любому профильному вузу) необходимо иметь обобщенную модель будущего специалиста, которая выступала бы в качестве цели функционирования образовательного процесса и выполняла бы функцию системообразующего фактора. Анализ концептуальных подходов к определению модели специалиста с высшим педагогическим профессиональным образованием позволил нам выделить базовые элементы модели его конкурентоспособности в области профессиональной деятельности.
Особенности обучения студентов эмоциональной выразительности речи в процессе вузовской подготовки В.С.Овчинников В разрешении проблем, которые существуют в современной школе, значительное место принадлежит мастерству учителя, в том числе культуре его речи. Для учительской работы явно недостаточно иметь даже средний уровень развития речевой деятельности, которая в идеальном случае должна быть на высоком уровне совершенства. К сожалению, на умение правильно говорить в педагогических вузах /кроме филологических отделений/ еще не обращается должного внимания. Этот вопрос связан с более общей проблемой – культурой речевого общения. Исследования советских психологов /Н.П.Ерастов , И.В.Страхов и др./ показывают, что речевая культура не сводится только к правильной постановке ударений и выбору слов литературного языка. Культура речи есть отражение общей культуры, общей воспитанности человека во всех отношениях. При таком подходе к проблеме формирования речевой культуры на первый план выступает воздействие на личность обучаемого с целью достижения максимальных соответствий между речевыми сообщениями и действительными психологическими состояниями личности говорящего.
Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на наш взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке. В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности. В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности.
И все-таки, ПРОДУКТИВНЫЙ тип — это требование времени, логичный шаг развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная, а не организованная преподавателем познавательная деятельность учащегося и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Понятно, почему все современные рекомендации по совершенствованию процесса обучения сходятся на развивающем обучении и использовании активных методов обучения. Образованный человек сегодня должен уметь создавать свой собственный опыт. Однако современные философы, в частности М.К.Мамардашвили, указывают на ограничения такого подхода к образованию, препятствия, которые ставит он перед развитием личности. Все чаще требуется работник не просто с умной головой, творческим мышлением, сколько с собственной индивидуальностью, богатством натуры, которая, как предрекали классики марксизма-ленинизма, все более становится производительной силой общества. Причем индивидуальность эта не имеет ничего общего с эгоцентризмом. Умение работать в группе достигается не усвоением хитроумных приемов от Карнеги, а умением быть самим собой, не ущемляя другого.
В медицинских и технических вузах учебные курсы биомеханики пока вводились как бы самодеятельно, по частной инициативе самих вузов. Практика биомеханики этих направлений обладает хорошей аппаратной оснащенностью и наработанными обширным опытом. Там проще найти общие содержательные основы. Иначе обстоит дело в физкультурных вузах, хотя в их учебные планы курс биомеханики введен как обязательный еще в 1958 году. Длительное преобладание спортивной направленности над подлинно массовой физической культурой с ее проблемами в значительной мере способствовало развитию преимущественно технократического подхода. На первый план выдвигалась техноцентрическая проблематика ("техника решает все") и далее - технологоцентрическая (примат технологии обучения и совершенствования в спорте). В физкультурных вузах постепенно формировались кадры преподавателей биомеханики. Несмотря на прохождение обучения на факультетах усовершенствования, преподаватели биомеханики, особенно в последнее время, довольно далеки от единого подхода, чему вообще способствует отсутствие вузовской подготовки по специальности "биомеханика".
Но если не заниматься этим делом сегодня, то в не столь отдаленном будущем, отсутствие высокообразованных людей не удастся восполнить ничем. "(Е.В.Шикин с.13). Университетский подход к образованию, проходящий нитью через всю историю европейской культуры, отличается такой основательностью, что способен даже в самых кризисных ситуациях сохранять и развивать интеллектуальные традиции. "Университетски образованный и увиверситетски воспитанный человек - это человек, прежде всего обладающий широким интердисциплинарным кругозором, знающий фундаментальные науки и достаточно грамотно мыслящий" (Е.В. Шикин c.13). Возрождение и развитие университетской идеи предполагает соответствующую модель "образованного человека". В 20-м веке высшее образование перестало быть элитарным в смысле его доступности для различных социальных слоев, но по существу ВУЗы, и особенно университеты, должны выращивать интеллектуальную элиту. "Образованный человек» должен быть и человеком высокой, в этом смысле элитарной культуры. Как отмечал Г. Федотов ( c.14), "идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и напрячь все духовные силы".
И это вполне понятно: ведь «школьной экологией» занимаются учителя (чаще всего, но не всегда — с естественнонаучным педагогическим образованием), «технической экологией» — бывшие инженеры и преподаватели технических вузов (которых в нашей стране больше, чем каких-либо других), «социально-политической» и «игровой» «экологиями» может заниматься каждый, включая бывших активистов молодежных движений. Для того, чтобы заниматься с детьми «полевой экологией» всего этого недостаточно — прежде всего надо быть профессиональным экологом — быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком (трудно представить себе замкнутого недоверчивого человека с гитарой у костра в кругу детей). Полевая экология и натуралистический подход в образовании в России. Термин «полевая экология» не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов — животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), — в их естественных условиях существования.
Основная причина этого - отсутствие системного подхода в ее проектировании и построении. При этом опыт больших городов не может быть автоматически перенесен на периферийные территориальные образования. Очевидно, что начинать необходимо с выяснения истинного положения дел и особенностей основного и дополнительного образования в области информатики на периферии. Для этого в январе - апреле 1998 г. мы провели анкетирование студентов I-III курсов вузов (350 человек) и учащихся школ (250 человек) Тобольска Тюменской области и Омска. Кроме этого, мы детально познакомились с содержательной и организационной сторонами преподавания информатики в учреждениях дополнительного образования этих городов. Особое внимание следует обратить на то, что, анкетируя студентов, мы выясняли их отношение только к школьному курсу ОиВТ и дополнительному образованию по информатике в период их обучения в средних учебных заведениях. 1.Потребности учащихся в дополнительном образовании по информатике Прежде всего мы попытались проверить наше предположение о том, что потребности учащихся (спрос) в дополнительном образовании по информатике выше, чем возможности (предложение) учреждений дополнительного образования и учебных заведений.
![]() | 978 63 62 |