![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Проблемы гуманитаризации математического образования | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В России это далеко не простая проблема; во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на "физиков" и "лириков" потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства. Известный психолог В. П. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: "Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства". Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза
Почти каждый десятый респондент затруднился высказать свое суждение относительно значения культуры для специалиста с высшим образованием. Такая позиция настораживает тем, что в ней четко прослеживается недооценка значительной частью студенчества важности социокультурных качеств для специалиста-интеллигента любого профиля, непонимание того, что вне культурного развития личности не может быть и полноценного специалиста. В этом - одно из направлений своеобразно-прагматического технократизма, порожденного принижением роли социокультурного и духовно-нравственного факторов повышения эффективности профессионально-трудовой деятельности. Отношение к культуре личности как к чемуто необязательному, вторичному во всей совокупности качеств, необходимых специалисту, наиболее характерно для студентов технических вузов и факультетов. Примитивизация, одномерность взглядов студентов на культуру показывают, насколько актуальна сегодня проблема гуманитаризации высшего образования. Превращение вузов в высокоорганизованную культурную среду предполагает активную деятельность всех субъектов духовно-нравственного воспитания студентов по созданию в каждом вузе такой социокультурной атмосферы, которая стимулировала бы развитие культурно-эстетических потребностей студентов, воспитывала бы у них стремление к освоению подлинно культурных ценностей.
Философия в диалоге культур. - М., 1997. 236. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. - М., 1990. 237. Кузьмина Т.А. Любовь как моральный принцип // Философия любви. Ч.1. - М.: Политиздат, 1990. 238. Купцов В.И. Философия в современном мире. - М., 1987. 239. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород: Изд-во "Нижний Новгород", 1994. 240. Кучевский В.Б. Диалектическая концепция развития. - М., 1996. 241. Къеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1998. 242. Къеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. 243. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990. 244. Лазарев В.В. Шеллинг. - М., 1976. 245. Ланц Г. Бытие и знание в философии Фихте // Вопросы философии и психологии. - М., 1914, кн. 122 (2). 246. Ланц Г. Вопросы и проблемы бессмертия // Логос. - М., 1913, кн. 3, № 4. 247. Ланц Г. Свобода и сознание (К столетию со дня смерти Фихте). Логос, 1914, Т.1, вып. 1. 248. Ланц Г. Фихте // Вопросы философии и психологии. - М., 1914, кн. 122 (2). 249. Лапшин И.И
Таким образом, преподаватель не навязывает новую тему, а преподносит ее по мере требования учащихся. Подведение итогов работы над проектами организуется на уроке в виде представления и защиты с использованием мультимедийного проектора. Учителями информатики совместно с учителями математики, истории была проведена работа по созданию интегрированных проектов. В 5-6 классах были предложены следующие темы: «Речные цивилизации». «Слалом». «Мифы Древней Греции». «Быстрая ли у тебя реакция». Проекты были выполнены в интегрированной среде ЛогоМиры. В ЛогоМирах ребенок рисует пейзажи, сопровождает их письменными и устными текстами, населяет самыми разными персонажами, задавая для них математические законы поведения. Что же может сделать учитель, да еще в гуманитарном классе, в контексте гуманитаризации математического образования сейчас? Его основная задача заключается в создании условий, побуждающих ученика к активной творческой деятельности и обеспечивающих его участие в ней. Пытаясь развивать мышление одновременно с интересом. В качестве дополнительного материала рассматривались: В девятом классе: Золотое сечение и его использование в живописи, скульптуре, архитектуре.
К сожалению, сейчас уровень математической грамотности страны в целом начал катастрофически падать. Запланированная Министерством образования «гуманизация» и «гуманитаризация» предусматривает существенное уменьшение числа часов на математику с использованием высвободившихся часов на такие предметы, как макраме и коневодство. Видимо, таким способом стремятся приблизить наш (достаточно высокий) уровень математического образования к американскому (традиционно низкому) в то самое время, когда сами американцы начинают перенимать наш опыт для радикального улучшения своего математического образования, которое они поставили себе целью сделать лучшим в мире. Математически грамотный человек сразу понимает, что означает сообщение о том, что средняя продолжительность жизни мужчин в Германии перевалила за 80 лет, а в России близка к 60 годам. Сокращение средней продолжительности жизни на десять лет эквивалентно (по потере человеко-лет) в масштабах СССР единовременному эффекту от расстрела порядка 80 млн. граждан, а в масштабах России порядка 40 млн
К защите допускается работа, которая соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по высшему профессиональному образованию по направлению Физико-математическое образование профиль Информатика и методическим рекомендациям учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений России по педагогическому образованию (Учебно-методический совет физико-математического образования, Учебно- методическая комиссия по информатике). Цель защиты ВКР – определить уровень знаний выпускника бакалавриата педагогического университета по определенной проблеме физико- математического образования профиля Информатика, степень владения теоретическими знаниями и практическими умениями решать вопросы по теме ВКР, определяющими уровень профессиональной подготовленности бакалавра. Во время защиты ВКР бакалавр должен сделать краткий доклад (до 10-12 мин.) о содержании проведенных научных исследований по актуальной теме, о состоянии проблемы по теме, о характеристике объекта и предмета исследования и кратко изложить содержание результатов теоретических и экспериментальных исследований.
Дальнейшее ее развитие, вплоть до нашего времени, состояло в совершенствовании методов, расширении области приложений, уточнении понятий и связей их с понятиями других разделов математики. В этом процессе все яснее становилась важность роли, которую играло понятие уравнения в системе алгебраических понятий. Открытие координатного метода (Декарт, XVII в.) и последовавшее за ним развитие аналитической геометрии позволили применить алгебру не только к задачам, связанным с числовой системой, но и к изучению различных геометрических фигур. Эта линия развития алгебры упрочила положение уравнения как ведущего алгебраического понятия, которое связывалось теперь уже с тремя главными областями своего возникновения и функционирования: a) уравнение как средство решения текстовых задач; b) уравнение как особого рода формула, служащая в алгебре объектом изучения; c) уравнение как формула, которой косвенно определяются числа или координаты точек плоскости (пространства), служащие его решением. Каждое кз этих представлений оказалось в том или ином отношении полезным. Таким образом, уравнение как общематематическое понятие многоаспектно, причем ни один из аспектов нельзя исключить из рассмотрения, особенно если речь идет о проблемах школьного математического образования.
Данный рисунок отражает только результаты предложенных мною трех заданий. Таким образом, результаты проверочной работы показали, что разработанный нами факультативный курс «Элементы современной алгебры» доступен пониманию школьников. Следовательно, в ходе формирующего эксперимента было получено подтверждение гипотезы исследования о возможности знакомства школьников с элементами современной алгебры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современных условиях развития общества особую актуальность приобрела проблема внедрения в школьное математическое образование элементов современной математики. Изучение школьных программ и программ факультативных курсов по математике показало, что, например, элементы современной абстрактной алгебры, в частности, элементы теории групп в них не включены. Даже программы факультативных курсов специальных школ не содержат элементов теории групп. В связи с этим нами был разработан факультативный курс «Элементы современной алгебры» для учащихся 9-10-х классов. В процессе исследования были выявлены возможности введения элементов современной алгебры в программу факультативных курсов, обоснованы целесообразность и доступность данного учебного материала.
По результатам проведенного анкетирования учащихся разных воз- растных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реали- зуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития уча- щихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматри- ваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования. Достижение этой цели возможно при наличии профессионально-ком- муникативной компетентности учителя. В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой чело- века. Актуальнейшая проблема сегодня - н р а в с т в е н н ы й о б л и к , к у л ь т у р а л и ч н о с т и , так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.
Вулфовиц имеет математическое образование и говорит на четырех иностранных языках. Он ловко манипулирует демократическими лозунгами, и даже получил прозвище «демократического империалиста». В 1973 г. Вулфовиц ушел из Йельского университета, где он преподавал, и перешел в администрацию Никсона. С тех пор он служил в администрации всех американских президентов, за исключение Клинтона. В прошлом, также как и в настоящем, он служил под руководством Рамсфелда и Чейни. В 1970-х годах он отстаивал необходимость американского военного присутствия в Персидском Заливе, чтобы проводить политику устрашения Ирака. Он был одним из главных идеологов политики Рейгана, которая привела к распаду СССР в результате Холодной войны. Во время правления Буша-старшего он предложил направить американские войска в Литву, если Москва попытается блокировать выход республики из состава Союза. В 1990 году он призвал к упреждающим ударам по государствам-противникам, стремящимся получить оружие массового уничтожения. По мнению ряда источников, в американской политике Вулфовиц реализует еще и частную программу, которая заключается в том, чтобы переключить внимание с проблемы Израиля на поиск новых внешних врагов для Вашингтона.
При описании технологии гуманитаризации школьного математического образования будем использовать следующие структурные компоненты: 1. Общая характеристика технологии гуманитаризации школьного математического образования, её цели и основные принципы. 2. Дидактические усовершенствование и реконструирование содержания математического образования при реализации технологии гуманитаризации. 3. Деятельностное и программно-методическое обеспечение технологии школьного математического образования. 1.2. Основные положения теории гуманитаризации Название технологии: технология гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: - по уровню применения данная технология обучения является частно- предметной, так как раскрывает особенности обучения математике; - по отношению к ребёнку – личностно-ориентированная; - по направлению модернизации традиционной системы обучения данная технология основывается на конкретной реализации идеи гуманитаризации школьного математического образования, раскрытой ранее.
К тому же возникают дополнительные проблемы адекватности математического языка и средств для объяснения существа физических явлений и процессов на школьном уровне. При этом логика расширенного и методологического подхода к математическому образованию учителя физики может быть в полной мере реализуема и соответствовать инновационным тенденциям, разрабатываемым в настоящее время в технологиях профессиональной подготовки учителя. Имеется в виду, в частности, технология фундирования, разрабатываемая в Ярославском педагогическом университете и признанная в том смысле, что наши разработки утверждены Министерством образования в качестве Единых заказ-нарядов на фундаментальные исследования и практически реализуются введением экспериментального Государственного образовательного стандарта (приказ № 2046 от 14.05.2001) подготовки учителя математики (ведется интенсивное исследование теории и технологии фундирования школьных знаний в подготовке учителя физики). Системогенез профессиональной подготовки предполагает анализ как объективных, так и субъективных условий становления будущего учителя. Изменения в структуре высшего педагогического образования России, появление средних школ разного профиля: лицеев, гимназий, колледжей и т.п., демократизация общественной жизни - имеют в своей основе коренной поворот к гуманистическим позициям функционирования современного образования.
Более того, математика как образовательный предмет все больше рассматривается как гуманитарная (общекультурная), а не естественно-научная дисциплина. Продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи, логическая полноценность аргументации, развитие умственных способностей могут быть реальным результатом математического образования при условии его разумной организации. Таким образом, социально-культурная роль математики представляется в следующем виде (рис. 1). Рис. 1. Личность и математика В последние десятилетия весь мир с упоением окунулся в море информационных технологий в образовании: мультимедиа, дистанционное обучение, телекоммуникации, графические калькуляторы и т.п. На представительном международном форуме по проблемам математического образования в Греции (Самос, 1998) большинство докладов, сообщений и “круглых столов” в той или иной мере трактовали вопросы внедрения информационных технологий в учебный процесс. Сотни университетов в мире (например, America Dis a ce Educa io Co sor ium, в состав которого входят 55 университетов) ведут информационный обмен образовательными программами через I er e , осуществляя подготовку специалистов на основе дистанционного обучения (remo e educa io ): по последним данным таких студентов уже сотни тысяч.
Конфуз был неописуемый. Несовпадение оказалось настолько абсолютным, что власть предержащие геологи не нашли ничего умнее как результаты. засекретить. А от кого, кстати, засекретить? Ведь иностранные ученые, участвовавшие в этом проекте, с результатами ознакомлены. То есть сейсморазведочный лохотрон стал международным. На сегодняшний день сделано уже 6 попыток переинтерпретации полученных тогда сейсмограмм с тем, чтобы добиться совпадения с геологическим разрезом. Все они оказались неудачными. Но это все я узнал сравнительно недавно. А в начале. Так сложилось, что, имея радиотехническое образование, я с 1973 года начал читать студентам Ленинградского горного института лекционно-лабораторный курс по шахтной геофизике. Вначале я довольно спокойно к этому отнесся, так как научной и учебной литературы было вполне достаточно, чтобы читать этот курс на нормальном уровне. Любая геофизика - это более чем на 90% сейсморазведка. Особых проблем здесь не предвиделось. Математики решили все проблемы сейсморазведки, и мне осталось только привести в соответствие свое математическое образование. Однако геофизика, как часть физики, не может преподаваться без соответствующей лабораторной базы.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется внимание формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы. Явно недооцениваются на практике такие вопросы интеллектуального развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т.е. тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоящей учебной деятельности. Потенциальные возможности детей часто остаются нереализованными. Эти и другие недостатки во многом объясняются некритическим отношением воспитателей к ныне действующим программам дошкольных образовательных учреждений, несовершенством их научно-методической подготовки, особенно по вопросам педагогической психологии, низким уровнем культуры общения в логике личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.
Разумная гуманитаризация не направлена на вытеснение естественно-математического образования или на снижение уровня образованности. Суть гуманитаризации образования — в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, в важности и нужности их не только для производства, но и для развития, для жизни каждого человека. Важное значение приобретает принцип государственно-общественною управления народным образованием. Школа — учреждение идеологическое, направленное на решение задач по гражданскому, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения. Государственные органы с помощью общественности и науки определяют основное содержание учебно-воспитательного процесса, принципы построения организационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа. Таковы самые основные и главные, научно обоснованные принципы организации современной школы и педагогики. 1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все области его материальной и духовной жизни.
Оно не могло быть лучшим из-за тех литературы и истории, которым учили детей в школе. Преподавание было идеологизированным – это не секрет. Но нельзя отрицать и того, что в России одно из лучших в мире естественнонаучное и математическое образование. Сегодня образование стало разное. У нас сохранилось элитное высшее образование, особенно в области математики, физики, биологии. Но появилось, - как отмечал В.М. Филиппов, - и много халтуры. Мы допустили в госвузах платное образование, и вузы погнались за деньгами. Наплодили филиалов, не имея достаточного количества подготовленных преподавателей, и там остро стоит проблема качества образования. Да и частные негосударственные вузы не способны за пять-семь лет создать хорошую научную школу, на которой должно строиться высшее образование . Президент РФ В.В. Путин отметил, что Россия обладает 10% научных кадров мира, но при этом создает лишь 1% мирового интеллектуального продукта. Нужна инновационная модель организации науки, адекватная времени и действию рыночной экономики. Для этого следует вводить адресное финансирование, причем не организаций, а продуктивных направлений .
В обучающих программах воспроизводятся произведения литературы, живописи, музыки (например, в сериях «Эрмитаж», «Музеи Кремля», «Большой театр» и др.), что способствует гуманитаризации современного образования.При изучении естественных наук можно использовать различные моделирующие программы.Ученики с помощью компьютера могут создать любую экологическую модель с флорой и фауной, а затем, загрязняя водоем промышленными отходами, а атмосферу - вредными выбросами, наблюдать за трагическими последствиями этого. Потом они могут разработать программу спасения и охраны созданного природного уголка.Существуют учебные программы по математике и физике, созданные как виртуальные конструкторы. Программный пакет «Живая геометрия» - это среда, в которой учащиеся могут проводить собственные математические изыскания, ставить эксперименты, формулировать гипотезы, доказывать их или отвергать. Аналогичный программный продукт по физике - «Живая физика».Для изучения физики в старших классах разработан программно-методический комплекс по одному из самых больших разделов школьного курса «Электродинамика», включающий 6 основных демонстраций (электрический ток в электролитах, работа и мощность переменного тока и др.); 10 лабораторных работ (изучение конденсаторов, мощность и КПД реальной электрической цепи и др.); 2 экспериментальные и 11 задач, ориентированных на решение с помощью компьютера.
![]() | 978 63 62 |