![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности. Итак, в данном случае ценностью являются не оторванные от человека знания, а сам человек. Что же необходимо молодому человеку для того, чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях жизни? Какая роль может быть отведена школе, какой должна быть школа в XXIPв.? В любом обществе система образования обязана обеспечить решение основных задач социально-экономического и культурного развития страны, так как именно система образования (школа, вуз) готовят личность к практической и эффективной деятельности. Поэтому значение школы как начального базового этапа образования очень важно. Особенно важна способность школы быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно»
В соответствии с содержанием ОО “Технология” спектр направлений специализированной подготовки определяется требованиями обеспечения инвариантного комплекса профильного обучения по основным отраслям экономики – промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Отсюда вытекают основные подходы к формированию подготовки учителя ОО “Технология”: фундаментальность структуры и содержания, означающие: а) фундаментальную многопрофильность базовой предметной личностно-ориентированной подготовки по типам профессиональной деятельности человека; б) фундаментальную многопрофильность специализированной подготовки по социально обусловленному спектру основных отраслей экономической деятельности; в) фундаментальность содержания базовой и профильной подготовки специалиста. Специализированная предметная подготовка должна носить, с одной стороны, общий, стандартизированный характер с целью обеспечения единого образовательного пространства и, одновременно, учитывать региональные условия реализации ОО “Технология”. Каждому направлению специализации должен соответствовать профильный раздел теоретической и методической подготовки. При подготовке учителя технологии необходимо учитывать требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и медико-биологической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием.
Павлова о закономерностях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, положения Л.С. Выготского о связях обучения и психического развития личности, отечественные психологи и педагоги А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, А. А. Смирнов, Ю. А. Самарин, П. А. Шеварев и др. разработали различные подходы к организации усвоения знаний, которые составляют ассоциативно-рефлекторную концепцию обучения. Кратко ее смысл можно выразить следующими положениями: 1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций простых и сложных. В коре головного мозга возникают системы ассоциаций (нервных связей), начиная с простейших рефлексов. Отсюда и название ассоциативно-рефлекторная концепция. Следовательно, обучение видится как процесс образования условных рефлексов и сложных цепочек-систем этих рефлексов-ассоциаций. 2. Приобретение знаний, совершенствование навыков и умений, развитие способностей (т. е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает следующие этапы: восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности военнослужащего
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005) 1.4 Особенности личностно-ориентированных технологий Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку.
Этот авторитет надо завоевывать, подкреплять, отстаивать. Его наличие позволяет решать многие проблемы управления, избегая формализма. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения основная и наиболее часто реализуемая в подготовке военнослужащих концепция. В ее основе лежат закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека: постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации представляют собой своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. Основные положения концепции: усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных; условных рефлексов; основным этапом процесса обучения выступает осмысление, активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач; результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определенной последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применение знаний в учебных и служебных целях
Потребность в универсальном образовании на современном этапе ощущают все социальные элементы общества, нуждам которого отвечает человек, обладающий универсальными знаниями, способный решать свои жизненные профессиональные проблемы, умеющий взаимодействовать с людьми. Именно этих взглядов придерживается гимназия, организуя проект модели профильного образования на последующие 5 лет. За 10 лет работы в статусе гимназии был накоплен достаточный опыт по развитию творческого потенциала учащихся, профильного обучения; было решено использовать идеи индивидуализации обучения в старшей школе с целью обеспечения личностного самоопределения, что позволило бы учащимся жить в современном обществе. 4 профиля (филологический, юридический, естественно- биологический, физико-математический) существовавшие в гимназии, не могли удовлетворить потребности учащихся. Набор предметов, которые учащиеся хотели бы изучать в большем объеме, существующие профили не вмещали. Таким образом, выделилась группа учащихся. Желающих получить универсальное образование (литература, математика, иностранный язык) многие учащиеся решили совместить математический и гуманитарный профиль (математика, история, иностранный язык), некоторых интересует лингвистика (литература и 2 иностранных языка) и т.д. На третьей ступени обучения (в 10-11 классах) профильное обучение осуществляется через выбор личного «маршрута» учащегося (в свете личностно- ориентированного обучения – индивидуализации содержания образования).
Краткосрочные задачи (2003 г.) Среднесрочные задачи (2005 г.) Долгосрочные задачи (2007 г.) 1. Начать формирование интегративной модели ОУ. 2. Продолжить деятельность ПМСС по принятию педагогами гимназии ценностей недирективной педагогики. 3. Продолжить перестройку системы повышения квалификации кадров, построенной на принципах свободного выбора учителем форм и методов повышения квалификации, с одной стороны, и направленной на освоение педагогами личностно-ориентированных методик и технологий образования, с другой стороны. 4. Разработать систему мониторинга психологической готовности педагогов работать в условиях новой образовательной модели гимназии. 1. Завершить работы по формированию интегративной модели ОУ, основанной на интеграции 1) универсальности и профильности образования; 2) учебного процесса и внеучебной деятельности; 3) интересов всех участников образовательного процесса при приоритете личности ученика. 2. На основе психологического мониторинга педагогических кадров создать структуру, помогающую педагогам с учетом степени принятия принципов недирективной педагогики, стать психологически готовыми работать в условиях личностно-ориентированной педагогики. 1.Отследить уровень психологической и технологической готовности педагогов работать в условиях новой образовательной системы гимназии и определить дальнейшие задачи развития гимназии. Ш. Создание условий для освоения учеником гимназии различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, для задания его личной жизненной траектории.
Многогранность категории личности убедительно показана в гуманитарной науке. Примером тому может служить ценнейший опыт познания личности, её феноменологии, накопленный в рамках психологии. Он в частности указывает на несводимость и невыводимость базовых личностных свойств из сферы действия только внутренних или только внешних детерминант. Личность – это образование, возникающее в единстве встречного движения социума и индивида, в экзистенциальной интеграции Культуры и Человека. Образно говоря, личность – это продулженность человека в культуре, равно как и предстбвленность культуры в человеке. Очевидно, что личность следует рассматривать не как систему, организованную из элементарных составляющих, а как единое целое, как универсум, никоим образом не разлагающийся на простые частицы. Персонализация образовательного процесса полагает рассматривать механизмы и функции личностного существования человека как самоцель образования, достижению которой подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Речь идёт о таких проявлениях как: рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность, критичность, коллизийность, мотивирование, опосредствование, ориентирование, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.
Наиболее предпочтительным методом оценки указывается анкетирование, которое охарактеризовано надежностью в получении оценки текущей деятельности профессиональных групп и их мотивации. Независимо от типа группы, организации в которой она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие настроение группы, ее структуру и процесс функционирования, ее окружение. О. С. Виханский и А. И. Наумов28 утверждают, что жизнь группы, ее функционирование находятся под влиянием трех факторов: характеристики членов групп; структурных характеристик группы; ситуационных характеристик. Они считают, что все эти факторы не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы, и наблюдаются трансформации в ее окружении. К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, можно отнести личностные характеристики человека, его способности, образование и жизненный опыт. 2.3. Методики оценки эффективности социальных коммуникаций Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.
Потребительские свойства изделия отражают решение формы и технологию изготовления изделия. Поэтому дизайнерское решение должно охватывать все стороны изготовления и применения предмета, в том числе и технологию обработки используемых материалов. К инженерной и технологической подготовке будущего преподавателя профессионального обучения необходимы культурологический и личностно ориентированный подходы. Под технологическим образованием как составной частью технологической культуры понимается специально организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью нормирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Основными отличительными чертами технологического образования, в отличие от предшествующего технократического, являются: 1. В философском понятии: 1.1. Единство бытия и сознания. 1.2. Обучение как одновременное опредмечивание и распредмечивание знаний. 1.3. Техника как средство самореализации личности.
Структура культурно-образовательного пространства Щиголева Нина Васильевна Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это означает, что сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды. Идея формирования культурно-образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Новые задачи школы, многообразие учебных заведений, учебных программ, учебников, социокультурные процессы, связанные с гуманизацией, гуманитаризацией, развертывание информационного пространства являются также факторами, которые надо учитывать при выборе путей организации пространства.
Ход естественного эксперимента предусмотрен с первых классов школы. Это не случайно. Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Объектом исследования является процесс формирования здоровья учащихся через личностно – ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся. Предметом исследования являются особенности организации учебновоспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии профессора В.Ф.Базарного; особенности образовательной среды, условий, способствующих сохранению и формированию здоровья детей.Рабочая гипотеза Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым, научить его этому, организовать помощь в сохранении и формировании здоровья.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ Купина Лариса Викторовна студентка 5 курса специальность «Информатика» математического факультета Личностно – ориентированное обучение на уроках информатики Дипломная работа Научный руководитель: к.п.н., Селиванова Эрнестина Тимофеевна Новосибирск 2004 Оглавление. Введение Глава 1. Личностно – ориентированное обучение информатике 1. Образование – основа развития личности 2. Личностно – ориентированное обучение информатике. Принципы построения 2.1. Личностно – ориентированная система обучения 2.2. «Обученность» и «образованность» 2.3. «Проектирование» и «прожектирование» 2.4. Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики 2.5. Учебный процесс в теории личностно – ориентированного обучения. 2.6. Учебная программа информатики в теории личностно ориентированного обучения 2.7. Образовательный процесс 2.8. Подход к личностно – ориентированному обучению. 3. Технология личностно –ориентированного обучения информатике 3.1. Индивидуальность в образовательном пространстве. 3.2. Краткие требования к организации личностно – ориентированного обучения. 3.3. Образовательная среда 3.3.1. Урок – элемент образовательной среды 3.3.2. Требования к личностно – ориентированному уроку 3.3.3. Критерии деятельности учителя 4.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе? Необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса . Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: Личностно-ориентированное обучение - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. Личностно-ориентированное обучение особенно важно в начальное школе, когда складываются предпосылки дальнейшей учебной деятельности школьников. В следующем параграфе мы рассмотрим психологические особенности детей младшего школьного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.
71. А.С. Макаренко и его система воспитания. 72. В.А. Сухомлинский и его исследования проблем молодежи. 73. Принципы дидактики (сознательность, активность, наглядность и др.). 74. Методы обучения. 75. Характеристика методов обучения (рассказ, беседа). 76. Демонстрация и иллюстрация как методы усвоения и воспроизведения. 77. Игровая ситуация и учебная дискуссия. 78. Взаимообучение и опорный конспект. 79. Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы. 80. Основные требования к современному уроку. 81. Структура урока и нестандартный урок. 82. Этапы подготовки к уроку. 83. Воспитание. 84. Составные части воспитания. 85. Характеристика составных частей воспитания. 86. Физическое воспитание и развитие личности. 87. Трудовое воспитание и формирование личностных качеств человека. 88. Политехническое образование, его значение в практической деятельности. 89. Характеристика зачетно - экзаменационного метода. 90. Метод художественного и эстетического развития личности.
В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность» . Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений.
Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся. Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования5. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком. Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.
Любая учебная ситуация должна иметь проблемный характер. Учение как деятельность складывается из обобщенных способов действий. И, наконец, учебная деятельность включает контроль над способами выполнения учебных действий и оценку их правильности, а также оценку конечного результата учения. В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения его целью является развитие всех подструктур личности обучаемого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков; психических процессов; индивидуально-типологических особенностей. Конечно, центром тяжести любого обучения является формирование социального опыта: знаний, умений и навыков, затем - развитие психических процессов, особенно мышления, и, наконец, качеств личности и психофизиологических свойств человека. Для общего образования определяющее значение имеют формирование знаний и развитие психических процессов, для профессионального - развитие всех oдструктур личности. Соотношение же их значимости зависит от профессии и специальности. Формирование знаний в процессе профессионального обучения Традиционно основная цель обучения сводится к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества.
![]() | 978 63 62 |