телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВсе для ремонта, строительства. Инструменты -30% Рыбалка -30% Сувениры -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Культурология

Тематика и типы древнерусских книг

найти похожие
найти еще

Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
XV век был важным и переломным в истории русской рукописной книги. Влияние книжности на умы людей усилилось. Были возрождены традиции Киевской Руси и созданы многочисленные новые образцы и направления, намечены основные направления развития отечественной литературы и искусства на последующие столетия. В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков. На протяжении XVI в. происходит укрепление централизованного государства. Рост феодального землевладения, рост числа различных государственных учреждений способствовали расширению функций книги. Появляются копийные и записные книги, законодательные памятники – судебники. Вырабатывается особый тип письма – скоропись. Появляются писцы- профессионалы, работавшие на городских площадях и переписывавшие книги на заказ и для продажи на рынке. Все это свидетельствует о существовании в XVI в. книжного рынка и о возросшем спросе на книгу в русском обществе. Появляются и новые названия в книжном репертуаре по сравнению с предыдущими веками. Кроме того, происходит объединение традиций отдельных княжеств в единую, общерусскую традицию. Поэтому для XVI в. характерно появление общерусских летописных, церковно-политических сводов. Введение книгопечатания не повлияло на популярность рукописной книги, так как печатная книга была дорога и далеко не удовлетворяла всех потребностей русского читателя. 1.2. Богослужебная литература. Эта группа самая малочисленная по репертуару и самая крупная, составляющая большинство книг всего фонда Древней Руси. Как известно, содержание и ход церковной службы определяется Уставом, так называемым Типиконом. Под 1051 в Лаврентьевской летописи помещено «Сказание о начале Печерского монастыря». Там отмечено, что Феодосий Печерский ввел в своей обители устав греческого Студийского монастыря, который он списал у чернеца Михаила, монаха этого монастыря, прибывшего в Киев с митрополитом Георгием. После незначительной переработки и перевода этот устав вскоре был принят всеми монастырями Руси и просуществовал до XV века. В разделах, касающихся церковных служб, оба устава оставались основным документом, регламентирующим богослужение в монастырских и приходских церквях. Ни в догматах веры, ни в обрядах богослужения особых различий в приходских церквях и монастырях не имелось, за исключением продолжительности службы. Сейчас при православном богослужении, согласно Типикону, необходимы следующие книги: Служебник (сборник текстов, произносимых вслух или «тайно» священнослужителями), Евангелие, Псалтырь следованная или Часовник, Минеи (общая, следованная, месячная), Часослов (сборник ежедневных «последований» – текстов псалмов и молитв, исполняемых в разные часы дня), Апостол (деяния и послания апостолов). Для службы в дни Великого поста (от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи), кроме указанных книг требуются Триодь Постная, а для служб от Пасхи до Троицы – Триодь Цветная (Триоди – сборники текстов богослужений не по календарному, а пасхальному циклу). Для совершения служб желательны, но не обязательны: Стихирарь (сборник стирих – песнопений, исполняющихся при богослужении певчими или чтецами; часто снабжался знаками музыкальной нотации) и Ирмологий (сборник церковных песнопений – ирмосов, которыми начинается каждая из песней цикла текстов Канона – одной из частей утреннего богослужения келейного цикла – суточного цикла обязательных для монашествующих молитв).

Пролог был переведен в Киевской Руси как необходимое пособие при богослужении, но уже в домонгольское время пополнился множеством помещенных в него с назидательной целью рассказов и поучений, благодаря чему превратился в своеобразную православную энциклопедию. Именно этот тип четьих книг – Прологи и Четьи минеи (церковно-литературные сборники, содержащие жития святых, «слова» и поучения, расположенные по календарному принципу) – стал весьма распространенным в последующие века, оттеснив толковые Изборники – справочники типа Святославова, с которых и началось усвоение русским читателем библейских книг и патристики. Объяснить это можно опять же постоянно развивающейся потребностью к чтению древнерусского читателя, которого уже не удовлетворяли исключительно библейские книги – богослужебные и толковые; понадобился более широкий круг регулярного, каждодневного чтения. С течением времени изменяется репертуар патристических книг: расширяется круг авторов, причем сочинения отцов церкви оказываются в меньшинстве в сравнении с произведениями писателей- аскетов. Такой вывод делается на основе анализа книг, сохранившихся от XII – XVI вв. Календарные сборники также были популярны на Руси. К ним относится Торжественник –. Этот сборник бытовал с конца XIV по XVII в.Известны 2 типа Торжественника: Минейный – сборник похвальных слов, поучений о церковных праздниках солнечного календаря с 1 сентября по 29 августа; Триодный – сборник слов, посвященных подвижным, т. е. определяемым по лунному календарю праздникам. Кроме выше отмеченных четьих книг, на Руси были очень распространены Палеи – Историческая и Толковая. Палея Историческая – переводной памятник, излагающий библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. Источниками Палеи Исторической помимо собственно библейского текста явились апокрифы, Великий канон Андрея Критского, слова Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Возникновение Палеи Исторической относят к первой половине XIII в. Во второй половине XIV в. Палея Толковая – памятник, в котором с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. В Палее Толковой присутствуют «естественнонаучные» вкрапления – описание человеческого организма и рассказ и природе огня и атмосферы. Кроме того, в этой книге заметны апокрифические мотивы. Таким образом, Палея Толковая представляет собой своеобразную энциклопедию как богословских знаний, так и средневековых представлений об устройстве мироздания. Существовал и еще один тип Палеи – хронографическая. Это памятник, по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа. Как установлено В.М. Истриным, Палея хронографическая представляет собой переработку Палеи Толковой. Широко распространенным жанром древнерусской литературы были хронографы, представляющие собой хронологический свод, излагающий события всемирной истории (стран Востока, державы Александра Македонского, Рима, Византии, а с XVI в. и Руси). На Руси хронографы появляются вскоре после принятия христианства ( в начале XI в.). Тогда же был составлен первая русская компиляция – Хронограф по великому изложению, вошедший позднее в Повесть временных лет.

Очень популярны были в XVI в. различные сборники практического содержания: лечебники, травники, азбуковники, песенники, кроме того, появляются руководства по грамматике и арифметике. 2. Данные о количестве книг в Древней Руси 2.1 Статистика сохранности книг XI – XVI вв. Совершенно очевидно, что книжный фонд Древней Руси дошел до нашего времени далеко не полностью, точнее, до нас дошли лишь немногие проценты его. Причинами гибели книг были частые пожары, междоусобицы и нашествия кочевников, приводившие к разорению городов и сел, «одирание» книг (лишение их драгоценных окладов), просто физический их износ, многочисленные исторические катаклизмы (Смутное время, пожар Москвы в 1812 г., когда погибли коллекции многих частных собирателей, в частности А.И. Мусина-Пушкина, частые разорения помещичьих усадеб крестьянами в течение XIX в. и во время событий 1905 и 1917 гг., разорение монастырей и церквей после 1917 г., действия немецко-фашистских войск во время Великой Отечественной войны). Вопрос о предположительном количестве книг в Древней Руси является дискуссионным. Начало статистике древнерусской книги положил Н.В. Волков. В его работе, опубликованной в конце XIX в. были подытожены имевшиеся тогда в распоряжении исследователей сведения о сохранившихся от XI – XIV вв. русских книгах с приложением их краткого перечня. Также в этом исследовании указываются причины гибели книг и некоторые способы подсчета общего количества книг, бытовавших в данную эпоху. В советское время, по всей вероятности, была негласная тенденция к преувеличению возможного количества книг в Древней Руси, что было связано с идеологическими моментами. Так, например, Б.В. Сапунов на основе подсчета количества церквей и необходимых для их работы богослужебных книг приходит к выводу, что в Древней Руси было приблизительно 85 тысяч одних церковных книг. Н.Н. Розов приводит ряд трудностей, с которыми сталкивается исследователь, поставивший задачу определить количество книг в Древней Руси. Это, например, тот факт, что во многих списках рукописей учитываются «единицы хранения», а не «книги как единицы библиотечного и библиографического учета». Кроме того, еще далеко не завершена обработка рукописей, исследованы не все из них, находящиеся в России, а ведь во время Великой Отечественной войны неопределенное (и наверняка значительное) количество рукописных книг оказалось за рубежом, и в настоящее время отсутствуют даже перечни этих книг. Еще одной проблемой является учет многотомных книг и связанная с ним проблема наличия нескольких редакций одного и того же сборника (например Пролога). Таким образом, вопрос о количестве книг на Руси в XI – XVI до сих остается нерешенным. 2.2 Количественное соотношение между богослужебными, четьими и светскими книгами на Руси в в XI– XVI вв. Данные о соотношении различных групп бытовавших в Древней Руси книг составлены на основе анализа описей дошедших до нас древнерусских рукописей. Определить число мирских книг, бытовавших на Руси, очень сложно, так как они, хранилась не в церквях, а в частных домах, и поэтому хуже сохранились, и, естественно, не попадали в описания монастырских библиотек. Б.В. Сапунов делает обзор мнений исследователей древнерусской книжности по поводу количества светской литературы.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Эстетика

Характерной тенденцией специальных трактатов по искусству этого времени, написанных, как правило, сторонниками новых, отличных от средневековых, методов и стилистики в культовом искусстве, является стремление доказать, что эти методы не противоречат средневековой (и даже патристической) традиции, но более глубоко реализуют ее, чем прежние. Так, крупнейший придворный поэт, драматург и теоретик искусства второй половины XVII в. Симеон Полоцкий берет на себя труд заменить традиционный прозаический славянский перевод Книги псалмов свободным стихотворным переложением-толкованием и обосновывает это тем, что и древнееврейский оригинал был поэтическим; а главное, – что поэтический текст позволяет более лаконично выражать мысли, одновременно усиливая и истолковывая их глубинный смысл; поэтическая форма (метрика и рифма), по его убеждению, доставляет читателю духовное наслаждение и тем самым способствует проникновению в духовные глубины содержания. В изданном в 1679 г. в Москве первом трактате о музыке – «Мусикийской грамматике» – его авторы Николай Дилецкий и Иван Коренев, отстаивая преимущества нового полифонического церковного пения (партесного) перед старым унисонным (знаменным – от «знамени» – особого типа древнерусской нотации), считают его не отрицающим средневековую традицию, но продолжающим на новом, более высоком уровне

скачать реферат Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

Для всего, что сколько-нибудь возвышалось над непосредственными бытовыми надобностями, что заключало в себе научную и публицистическую мысль или же ту или иную попытку художественного изображения, — вообще для всего, что было адресовано к читателю как материал для чтения, применялась та разновидность письменной речи, которая представляла собой обрусевшую форму языка православных церковных книг, берущего свое начало от старославянского языка, созданного деятельностью Кирилла и Мефодия в IX веке. Мы называем сейчас этот тип древнерусской письменной речи церковно-славянским языком. В старину его называли просто языком , т. 4, ч. I, СПб.

Мелки для доски, 12 цветов.
Набор цветных мелков для досок. Количество цветов: 12. Яркие цвета. Без пыли и крошек. Легко стирается. Обернуты в бумажную манжетку. В
416 руб
Раздел: Мел
Бумага "IQ Selection Smooth", А4, 160 г/м2, 250 листов.
Класс: A+. Формат: А4. Количество листов: 250. Плотность бумаги: 160 г/м2. Белизна по CIE – 170 %. Подходит для двусторонней печати.
490 руб
Раздел: Формата А4 и меньше
Фонтан декоративный с подсветкой "У колодца", 17,5x13x25,5 см.
Фонтан декоративный с подсветкой. Размер: 17,5x13x25,5 см. Водяная помпа. Напряжение: 220V-240V. Мощность 2,5W. Провод: 135 см.
1288 руб
Раздел: Фонтаны декоративные
 Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ)

Поскольку наряду с произведениями, написанными на Ц. я., в славянских странах в разное время появляется литература на основе живого народного языка, складываются два типа древнерусский, древнесербский, древнеболгарский (староболгарский) литературных языков. В основе одного типа лежит Ц. я., в основе другого — живой народный язык. В разные эпохи взаимоотношения между этими типами литературных языков были различными. Если в средние века они были сравнительно близкими, то в 17 в. имело место двуязычие. Народный румынский язык и Ц. я., как языки разных систем, всегда были достаточно независимы друг от друга. Ц. я постепенно уступал литературному языку на народно-разговорной основе одну сферу распространения за другой и, наконец, в 18 в. вышел из письменного употребления. Сохраняется как культовый язык православной церкви. В лингвистической литературе вместо терминов «старославянский» и «Ц. я.» становится всё более употребительным термин «древнеславянский литературный язык», которым обозначается единый литературный

скачать реферат Христианство и русская культура

Созданы они были и в монастырях одновременно с принятием Студийского монастырского устава (до наших дней дошло около 130 книг XI—XII вв.). Переводились книги не только с греческого, но и с латинского, древнееврейского, болгарского и сербского языков. Древнеболгарский, или, как его еще иначе называют, старославянский, язык лег в основу языка русской культуры — церковнославянского языка. Многие церковные рукописные книги, созданные в Древней Руси, уже сами по себе могут считаться произведениями искусства: они украшены изящными миниатюрами, богатыми окладами, прекрасными заставками и орнаментом, золотыми и киноварными буквами, знаменующими начало «красной строки». Самой древней из дошедших до нас книг считается «Остромирово Евангелие», написанное в середине XI в. дьяконом Григорием для новгородского посадника Ост-ромира. Процесс создания древнерусской книги занимал много времени, поэтому в конце ее иногда встречаются надписи типа: «Яко радуется жених невесте, так радуется и писец, закончив свою летопись.». Христианство и искусство Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы.

 Введение в структурную вампирологию

Типичный пример этой истории - роман Ф. Марион Кроуфорд - "Ибо кровь есть жизнь" где погибшая невеста после смерти посещает своего парня, а его друзья узнают тайну и уничтожают тело. Другой распространенный сюжет - вампир в поисках невесты, обычно чистой молодой девушки, кровь которой и придаст ему сил на то, чтобы прожить новый десяток лет ( самый типичный пример - фон Оберфельс из романа Смита Аптона "Последний вампир"). В этом случае достаточно часто вампир имеет вполне человеческий облик и близок к чернокнижнику. Тема невесты фигурирует во многих произведениях, как трагедийных (смерть в первую брачную ночь) так и фарсовых (решение отравить вампира, подсунув ему "использованный товар"). Конкретный образ вампира как существа, обладающего набором определенных признаков, тогда еще не оформился, но мода породила достаточное количество рассказов на околовампирскую тематику, где фигурировали не только кровососы или растения-убийцы ("Цветение странной орхидеи" Герберта Уэллса 1894 г. или "Розовый ужас" Фреда Уайта в 1899), но и разнокалиберные существа, питающиеся жизненной силой (прообраз "вампира энергетического", первый тип которого появился в 1896 г.)

скачать реферат Развитие русского хорового исполнительства в России

Гласом теоретики называли звукоряд, одна из ступеней которого была господствующей (т.е. ладовая опора) в изложении напева, а другая служила конечным тоном. По осмогласному принципу построены певческие книги Октоих и Ирмологий. Древние певческие служебные книги объединяют песнопения, относящиеся к одному типу богослужения или однотипным жанрам. Круг суточных и седмичных служб, требы включены в Обиход, содержащий два вида православного богослужения – Всенощную и Литургию. В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась. В результате возникает свой тип древнерусского искусства – знаменное пение, или знаменный распев (существовавший 700 лет с 11 по 17 века.) Это было унисонное мужское пение, отличавшееся строгостью и возвышенностью. Мелодия плавная, волнообразная, распевная. Знаменный распев развивался в рамках осмогласия, гимнические тексты составляли «столп», т.е. цикл повторявшийся каждые восемь недель. Попевками были краткие мотивы в объеме терции или кварты. Из трех-четырех попевок складывалась погласица целого песнопения. Ранние распевы были несложные, но постепенно стал расширяться их диапазон, который достиг малой септимы, а весь звукоряд-дуодецимы.

скачать реферат Симеон Полоцкий

Множество призывов о необходимости образования разбросаны по разным его сочинениям. И снова мы встречаемся с главным обоснованием необходимости образования, — чем образованнее человек, тем ближе стоит он к постижению Бога. Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял "семи свободным наукам" — традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум — грамматика, риторика, диалектика; квадриум — арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более, что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее, Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти "свободные науки" на русской почве. И славу России он видит именно в расширении пределов знания, в развитии образования, сокрушаясь о том, что многие его современники не понимают его устремлений: Россия славу расширяет Не мечем токмо, но и скоротечным типом, чрез книги с сущым многовечным. Но увы нравов! Иже истребляют, яже честным трудове раждают. Не хощем с солнцем мирови сияти, в тме незнания любим пребывати. Третий религиозно-философский компонент "латинства" является своеобразным синтезом двух первых.

скачать реферат Культура Руси

Древнейшим из них был «устав» — с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать «скорописью» — плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма. Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом — вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название — вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях «под старину». На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами.

скачать реферат Культурология

Произведения древнерусской литературы – Повесть временных лет, Древнерусская книга, Псалтырь, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о законе и благодати”. Какие функции сосредотачивали в себе древнерусские монастыри – создание архивов, перевод книг, составление библиотек, переписывание книг. Так же монастыри давали образование, которое было не только религиозным. Основные направления культуры Киевской Руси – Важнейшим событием культурной жизни является Крещение Руси – принятие Русью христианства. Культурно-политические причины крещения Руси – Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Точилка электрическая "Power TX", 2 отверстия.
Настольная точилка для чернографитовых и цветных карандашей. Прочный пластиковый корпус. Съёмный контейнер для стружки. Работает на 4
523 руб
Раздел: Точилки
Детский велосипед Jaguar трехколесный (цвет: оранжевый).
Детский трехколесный велосипед колясочного типа, для малышей от 10 месяцев до 3 лет. Модель с удлиненной рамой, что позволяет подобрать
1440 руб
Раздел: Трехколесные
Антискользящий резиновый коврик для ванны "Roxy-kids", 35x76 см, белый.
Резиновый коврик с отверстиями ROXY-KIDS создан специально для детей и призван обеспечить комфортное и безопасное купание в ванне. Мягкие
529 руб
Раздел: Горки, приспособления для купания
скачать реферат Культура Древней Руси

Переход к последним не очень прост. Драматический и противоречивый, он определил особый тип древнерусской духовности, наложившей отпечаток на всю русскую культуру последующих эпох. Язычество являлось не просто религией, но формой закрепления опыта народной религии на протяжении тысячелетий. Родоплеменные отношения, соответствующие им нравы и представления о правилах жизни отражались в языческих верованиях и обычаях. Поэтому для утверждения новой религии с ее представлениями о человеке и нравственности потребовалось преодолеть не просто язычество, но древнюю традиционную культуру. Духовный мир человека Киевской Руси во многом был подобен мироощущению средневекового человека в раннефеодальной Европе: все вокруг значительно и полно мистического смысла — Бог присутствует в этом мире. Человек должен разглядеть сокровенный смысл вещей, окружающих его символику животных, растений, числовых соотношений. Число «один» свидетельствовало ему о единстве Бога, «два» -напоминало о двуединой природе Христа (сын Божий и человек), «три» — о триединстве Бога (Бог— отец, Бог— сын и Бог— дух святой). «Четыре» было символом материального мира, поэтому мир имеет четыре стороны света, он составлен из четырех элементов и т. д. «Семь» — воплощало в себе соединение в человеке Божественного начала с материальным, поэтому все, что касается человека, семерично: семь смертных грехов, семь противопоставленных им церковных таинств, семь дней недели, в которые был сотворен мир (вернее, шесть дней, а седьмой Бог отдыхал), семь тысячелетий мировой истории и т. д. Значительный и великий мир лежал вокруг человека.

скачать реферат Изучение истории Новосибирской области: итоги и перспективы

Будучи выделенной в 1937 г. из этого обширного края, Новосибирская область далеко не сразу обрела свои современные границы. Это произошло лишь после того, как из нее в 1943 г. была выделена Кемеровская область, а в 1944 г. — Томская. Предлагаемая вниманию читателя работа представляет собой самую детальную хронику истории Новосибирской области. События прошлого раскрываются в ней на фоне общероссийских процессов. По сравнению с предшествующими изданиями подобного типа данная книга более масштабна — в ней описываются события, происходившие не только в Новосибирске, но и — впервые в таком объеме — всей области. Приведены факты из жизни таких городов, как Бердск, Искитим, Куйбышев, Барабинск, Татарск и др., а также многих сельских районов — Барабинского, Коченевского, Кочковского, Краснозерского, Куйбышевского, Маслянинского, Ордынского, Черепановского и др. С максимально возможной полнотой в хронике отражены различные сферы жизни общества, в том числе те, которые ранее находились в тени или освещались слабо. В контексте экономического развития, помимо индустриальной сферы, показано состояние сельского хозяйства. Публикуются сведения по экологии, поскольку Новосибирская область относится к числу регионов страны со сложной экологической ситуацией.

скачать реферат Славянофильская теория

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления - труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования "Социально- педагогические условия умственного развития русского народа" (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала "подготовительного", средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в "умственном застое". И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что "без возрождающегося гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя". Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась "на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки" и представляет собой "зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа".

скачать реферат У истоков русской книжности

И святой Кирилл «сътвори имъ писменъ тридесяти и осемь» — азбуку славянскую «ова убо по чину греческы писменъ, ова по словеньсте речи» (впоследствии его ученики добавили в азбуку еще 5 букв, и, в итоге, славянская азбука стала насчитывать 43 буквы). С помощью Мефодия перевел на славянский язык основные богослужебные книги, и, взяв их, братья отправились в Моравию с миссией просвещения славянских народов. (Известно, что в древности славяне использовали две системы письма — кириллицу и глаголицу, причем глаголическое письмо появилось раньше кириллического. Но глаголическое письмо, как точно установили ученые, было более характерно для западных областей славянского мира — Великой Моравии и Хорватии (в нескольких моравских монастырях глаголицей пользовались вплоть до XX в.). Неизвестна ни одна древнерусская книга, написанная глаголицей.) Главной целью братьев Константина и Мефодия было распространение христианского учения среди славян. Братья понимали, что распространение его немыслимо без письменности, что славянским народам, принимающим христианство, нужны книги, написанные на славянском языке.

скачать реферат Культура эпохи Петровских преобразований

В начале века из-за высокой потребности в кадрах в светские школы допускали даже детей податных сословий. Стали появляться духовные семинарии. Цифирные школы были преобразованы в солдатские, в них начали готовить унтер-офицеров из детей рекрутов. При Петре 1 бурно развивалось книгопечатание. В 17 веке в стране была всего лишь одна типография (в Москве), которая к тому же выпускала в основном книги церковного содержания. "К концу первой четверти столетия в Москве и Петербурге действовал уже не один десяток типографий. В них было издано более 600 книг, манифестов, ведомостей и инструкций. Из 320 книг гражданского содержания, опубликованных с 1708 по 1725 г., более трети было посвящено военной и военно-морской тематике. Печатались также книги юридического содержания, художественные произведения, словари, календари. Новыми среди печатной продукции были реляции о победных сражениях русских войск, богато иллюстрированные гравюрами русских и иностранных мастеров. Было немало переводных книг по военному, инженерному, артиллерийскому делу, по истории и вопросам права" . Петр 1 указывал, чтобы главной задачей при осуществлении переводов было более понятное изложение переводимого, а не близость перевода к оригиналу.

Настольная игра "Собери урожай".
Игра на развитие познавательных способностей, зрительно-моторной координации движений. Познакомит с ролевой игрой и укрепит социальное
631 руб
Раздел: Классические игры
Корзина "Плетенка" с крышкой, 35х29х22,5 см (коричневая).
Материал: пластик. Ширина: 29 см. Длина: 35 см. Высота: 22,5 см. Цвет: коричневый.
340 руб
Раздел: Корзины для стеллажей
Этикетки самоклеящиеся "ProMEGA Label", А4, 1 штука, 25 листов, белые.
Этикетки самоклеящиеся для печати на лазерных, струйных принтерах и копировальных аппаратах. При хранении листы с этикетками не слипаются
330 руб
Раздел: Бейджи, держатели, этикетки
скачать реферат Сатира как творческий принцип

Сатира как творческий принцип "Сказки" Салтыкова-Щедрина составляют самостоятсльныи пласт его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере можст считаться художественным синтезом всего творчества писателя. Адресовав "сказки": "для детей изрядного возраста", Щедрин сразу же вводит читателя в особую атмосферу своей книги. На этих страницах к "детям изрядного возраста", то есть ко взрослым, сохранившим наивные иллюзии прекраснодушного юношества, обращаются сурово. Им не сочувствуют - их умно и зло высмеивают; розовые очки, охраняющие их нежные глаза от суровой действительности, безжалостно разбивают. Сатира Щедрина - особое явление в русской литературе. Смех органически присущ нашей культуре. И если Пушкин мог с полным правом сказать: От ямщики до первого поэта Мы асе поем уныло. Грустный вой - песнь русская, то с неменьшими основаниями можно говорить о смехе: так же, как и грусть, он свойствен всем - "от ямщика до первого поэта".

скачать реферат Семейные праздники

С тех пор мы ежегодно проводим этот праздник. Тематику меняем. Однажды проводили вечер по теме “Слышен звон бубенцов из далека”. Название и тематику взяли из книги с таким названием (автор А.К.Ганулич), которую все гости получили в падарок. Все конкурсы, загадки, аукционы и викторина посвящались русской тройке. За столом царил настоящий ямщицкий дух. пели ямщицкий песни, вспоминали литературные произведения, где упоминалась тройка. Не могли вспомнить на какой повозке приехал Чичиков. шутки смех не смолкали до 12 ночи, а потом родители пошли провожать всех. (Это тоже наш семейный обычай всех госте провожать до дома) Одна ночь посвящалась русскому романсу. Вечерний салон “Фасолинка” овещался только свечами. Костюмы, причёски 19 века настраивали на сентиментальный лад. Многие девочки учились в музыкальной школе, поэтому звучала живая музыка, пели много песен. Было много кроссвордов, викторин, ребусов. Время пролетело так быстро, а программа была так насыщена, что не всё удалось провести и осталось на новогоднюю ночь. Этот праздник получил своё продолжение.

скачать реферат Симеон Полоцкий о государстве и праве

В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживался традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги». Симеон Полоцкий достиг значительной прижизненной известности. В «Эпитафионе», написанном на его смерть по заказу царя Федора Алексеевича любимым учеником мыслителя Сильвестром Медведевым, он характеризуется как «благородный муж», «потребный церкви и государству». В истории политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил одним из первых серьезных идеологов просвещенного абсолютизма в России. Его идеи были распространены в XVII и XVIII вв. Непосредственное свое продолжение и развитие они получили у современника Симеона, представителя той же «латинской ориентации» Юрия Крижанича. Список литературы

скачать реферат Структура и функция мифа

Опыты такого рода предпринимаются еще в эпоху романтизма. Начавшиеся именно тогда исследования национальной мифологии и национальных древностей почти с неизбежностью включают в себя произвольные достраивания реконструируемой системы до некой умозрительно понимаемой "полноты", ориентирующиеся на освященный традицией образец (как правило, это - античная мифология с ее обширным пантеоном богов и богатой сюжетикой). Мифологизаторство XIX-XX в. демонстрирует множество проявлений данного процесса в художественной практике, философии, идеологии и политике. К мифологическим моделям обращаются писатели-модернисты в своих экспериментаторских поисках. Ницше и Фрейд (и их многочисленные последователи) конструируют свои собственные мифологические модели ("апполоническо-дионисийскую" и "эдипову"), лишь косвенно связанные с прототипическими традициями, но имеющие самостоятельные и весьма значительные перспективы в западной культуре XX века (это в особенности относится к мифологии фрейдизма). Идеологи националистических движений также весьма вольно интерпретируют памятники старины, прибегая и к мистификациям (типа "Велесовой книги"), создают собственные неоязыческие религиозно-мифологические системы ("культ Вотана" в Германии, "диевтуриба" в Латвии, "ромувяй" в Литве 25 и т.п.). В сущности, они навязывают свою продукцию национальной древности - не столько как разысканное и выявленное, сколько как должное - чему, по мнению реконструкторов, подобало бы существовать.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.