![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Сильная и слабая нервная система | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
У меланхолика чувства на лице не прочтешь, в движениях не уловишь, но его переживания "в себе" глубоки и длительны. Темперамент зависит от типа нервной системы, которую характеризуют три основных признака. Во-первых, сила, с которой протекают нервные процессы: возбуждение и торможение. Сильный тип нервной системы у сангвиников, холериков, флегматиков, поэтому они могут выносить сильные раздражения, решать трудные задачи в жизни. Во-вторых, степень равновесия между возбуждением и торможением. У холерика, например, процесс торможения слабее возбуждения. У сангвиника и флегматика оба процесса протекают с одинаковой силой. В-третьих, подвижность возбуждения и торможения, то есть способность быстро переходить из одного состояния в другое - переключаемость. Психологов часто спрашивают: какой из четырех типов темперамента самый лучший? На этот вопрос нет ответа. Просто каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки, невнимание к которым приводит к серьезным ошибкам в воспитании. Конечно, редко встретишь человека с ярко гыражеыным темпераментом только одного типа; чаще всего черти одного темперамента в какой-то мере сочетаются с чертами другого
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существен-ным образом определяет характер и судьбу уже взрос-лых детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоя-щее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение деприви-рует психическое развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяж-ким преступлениям. Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.
Музыка ассоциативно возбуждает соответствующие мысли и чувства, формирующие определенное поведение. Внутренняя установка обвиняемого на дачу ложных показаний может нейтрализоваться (хотя бы на некоторое время) более сильным музыкальным влиянием. Использование музыки может быть успешным лишь тогда, когда хорошо изучена личность обвиняемого, определены особенности его эмоциональной сферы, темперамента (данное требование относится и к условиям применения иных тактических приемов, о которых идет речь). Установлено, что у людей с сильным типом нервной системы реакция на музыку в присутствии посторонних лиц повышается, а у обладателей слабого типа понижается. Для человека с сильным типом нервной системы (сангвиника, холерика) предпочтителен громкий музыкальный фон. Людям же со слабым типом нервной системы, самоуглубленным, чуждающимся других (меланхоликам) свойственна высокая чувствительность, и сила музыкального звучания для них должна быть небольшой. Следует учитывать, что решение обвиняемого о даче правдивых показаний под воздействием музыкального фона противоречит ранее выработанной внутренней установке на дачу ложных показаний
Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент. III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент. IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент. Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н.э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиника, желтой желчи (холэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" происходит от латинского " empero" - смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент. 1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность. 2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям - экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия. 3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость - ригидность). 4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.
Слабый тип характеризуется наличием слабой нервной системы, малой работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостью. Этот тип нервной системы отличается слабым течением процессов возбуждения и торможения неадекватно силе получаемых раздражителей, а в отдельных случаях даже срывом в работе нервных центров, появлением при воздействии сильных раздражителей так называемого запредельного торможения вместо нормального возбудительного процесса (слабый). Если сопоставить типы нервной системы по Павлову с четырьмя темпераментами Гиппократа, мы увидим такое соответствие: живой тип сангвиник, безудержный тип холерик, спокойный тип флегматик, слабый тип меланхолик. Отрадно, конечно, что флегматик перекочевал из категории слабых типов в категорию сильных (в противоположность схеме К. Н. Корнилова), но вот с сангвиником приключилась незадача. В физиологической классификации Павлова он занимает самое привилегированное положение: и сильный, и подвижный, и уравновешенный. Поэтому описание этого типа, данное замечательным наблюдателем характеров XVII века Жаном де Лабрюйером, вызвало бы у Ивана Петровича негодование (справедливости ради следует сказать, что Лабрюйер запечатлел крайний вариант сангвиника)
Вегетативная нервная система очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия, половое возбуждение - эти чувства вызывают изменения функций органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым и глубоким, в кровь из печени выбрасывается глюкоза, прекращается выделение пищеварительного сока, появляется сухость во рту. Организм готовится к быстрой реакции на опасность и, если требуется, к самозащите. Вегетативная нервная система иннервирует сосуды, сердце, железы, гладкую мускулатуру и отчасти поперечно-полосатую мускулатуру. Вегетативная нервная система Автономная, не контролируемая сознанием нервная система, которая регулирует обмен веществ и связанные с ним функции дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и размножения. Количество баллов – 30 ВЫВОД: У меня слабая нервная система, с вегетативной дистонией. В принципе, я понимаю, откуда берутся эти болезни и быстрая утомляемость, мне надо увеличить физические нагрузки, больше времени проводить водные процедуры, хотя я каждую неделю занимаюсь плаваньем, нормализовать сон, т.к. человек большую часть своей жизни находится в состоянии сна.
В условиях стресса названное различие выступает особенно отчетливо. При усилении мотивации люди со слабой нервной системой целеполагают на уровне наличных достижений, избегая риска; притязания лиц с сильной нервной системой по мере возрастания мотивации следуют неуклонному подъему. Прослеживается соотношение уровня притязаний и характеристик интеллекта(1). Как выясняется, чем выше интеллектуальные возможности (IQ по тесту Векслера), тем выше уровень притязаний и наоборот, чем выше уровень притязаний, тем выше IQ. Если первая закономерность кажется вполне очевидной, то вторая представляется справедливой лишь для частной выборки. При отдельных формах интеллектуального снижения нередко встречается неадекватно высокий уровень притязаний. Исследование притязаний в комплексе с интеллектуальными и волевыми качествами, а также анализ значения этого комплекса в школьном обучении обнаруживает высокие и стойкие к неудачам притязания у детей с лучшими показателями в развитии мышления и воли. Неуспех у таких учеников имеет следствием поиск причины ошибок и мобилизацию усилий. Школьники с худшими показателями интеллектуальных и волевых качеств дают низкий уровень притязаний, редко повышающийся при искусственно созданном успехе.
В основе темперамента лежит 3 : 1. Сила, 2. Уравновешенность, 3. Подвижность. Темперамент зависит от того, как они сочетаются. Сила – это показатель ее работоспособности (запас питательных веществ в нервных клетках). Сильная нервная система реагирует на все адекватно, «соответственно». Слабая нервная система реагирует не адекватно. По каким показателям можно судить: сильная или слабая нервная система: Сильная: 1) Работоспособность, 2)Выносливость к неблагоприятным условиям среды. Уравновешенность – это показатель баланса (соотношения) процессов торможения и возбуждения в коре больших полушарий. Уравновешенность нервной системы. Характерно адекватная реакция у человека с неуравновешенной нервной системой преобладает над торможением или наоборот. Уравновешенность проявляется в самообладании умения владеть собой. Подвижность нервной системы – показатель того, как быстро на силу первого процесса приходит другой. Эти свойства лежат в основе типов ВНД: Сильная Слабая (меланхолик) Неуравновешенная (холерик) Уравновешенная Подвижный (сангвиник) неподвижный (флегматик) 1.
Но ученики с сильной нервной системой не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность и проверять выполненное задание. Им скучно при повторении пройденного материала, когда учитель опрашивает других учащихся. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Отсутствует самоконтроль. Ребенок со слабой нервной системой – чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный. Отличается повышенной утомляемостью; склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему характерна повышенная впечатлительность. В незнакомых условиях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственна боязнь неудачи, страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху. Для учета особенностей индивидуального стиля учебной деятельности учеников со слабой нервной системой учитель должен соблюдать такие правила: - Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления; - Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше отложить опрос на следующий урок; - Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах; - В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную обстановку; - Учитывать тот факт, что они предпочитают письменную речь устной.
Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится остаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что происходит вокруг.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается, преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Это и оперативные дежурные энергосистем, водители авто-, авиа-, и морского транспорта, это и космонавты, и ряд военных специальностей и т.д. Главным фактором здесь является переживание опасности в связи с возможными авариями и большой личной ответственностью за их ликвидацию. Стрессовая ситуация ведет к нарушению сенсорной и мыслительной деятельности. Человек неадекватно воспринимает показатели приборов, соответственно принимая неправильные решения, а, порой забывая, что вообще надо делать. Многие психологи отмечают, что подверженность стрессу у людей не одинакова» (1). Одним из первых исследований роли типологических особенностей свойств нервной системы в экстремальных ситуациях явилась работа К.М. Гуревича и В.Ф. Матвеева (1966). Авторы показали на примере операторов – руководителей энергосистем, что «оперативные качества», позволяющие успешно справляться с работой в аварийной ситуации, больше выражена у лиц с сильной нервной системой. Ненадежными оказались лица со слабой нервной системой и преобладанием торможения. У них часто наблюдалась растерянность, доходящая до шока, отсюда большое количество неадекватных действий. «Психическое напряжение может возникать по тем или иным причинам в самых различных видах профессиональной деятельности (наладчики со слабой нервной системой покрываются потом при простое станков, их нервирует крик мастера)» (1).
Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга. Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью. Типы нервной системы Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу). Таблица Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы.
В целом данные, имеющиеся в литературе и полученные нами, отчетливо показывают роль психических компонентов в проявлении двигательных способностей. Так, скоростные способности и элементарные формы проявления быстроты значительнее проявляются у лиц, имеющих слабую нервную систему, лабильность, подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения по внешнему балансу. Но в реальной спортивной деятельности разные стороны скоростных проявлений будут зависеть у спортсменов от разных типологических особенностей: в частности, при слабой нервной системе, чаще можно наблюдать более короткую реакцию на световой раздражитель, в то время как максимальная частота движений будет ниже у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу. Подобное можно отметить и в отношении латентного времени напряжения и расслабления мышц, выигрывая в скорости расслабления (при наличии инертности торможения), спортсмен может отставать от других в скорости сокращения. Время сложной двигательной реакции оказалось самым большим у спортсменов со средней силой нервной системы, а меньше - у лиц с сильной и слабой нервной системой.
Последний вопрос, имеющий существенное практическое значение. Иногда полагают, что надо отыскивать пути изменения свойств нервной системы в желательную сторону. Такую точку зрения нельзя считать правильной. Во-первых, мы еще ничего не знаем о путях и способах изменения свойств нервной системы, но твердо знаем, что это изменение может совершаться лишь очень медленно и в результате изменения каких-то биологически существенных условий жизни. Во-вторых, неизвестно, что следует считать “желательными свойствами нервной системы”. Слабая нервная система - это нервная система малой работоспособности (в физиологическом смысле!), но высокой чувствительности. Кто возьмется решить в общей форме вопрос, какая нервная система лучше: более чувствительная, но менее работоспособная или менее чувствительная, но более работоспособная? Существуют некоторые виды деятельности, в которых выносливость нервной системы к “сверхсильным” нагрузкам имеет решающее значение. Для таких видов деятельности необходимы лица с сильной нервной системой. Но существуют и такие виды деятельности, где более важное значение имеет высокая чувствительность, реактивность.
Сангвинический темперамент он рассматривал как характеристику людей веселого нрава, оптимистов, юмористов. Их отличает также доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь. Меланхолический темперамент характерен для людей мрачного настроения, повышенной тревожности и ранимой души. Холерический темперамент встречается у вспыльчивых людей, которые быстро воспламеняются, но быстро и остывают. Флегматический темперамент относится к хладнокровным, спокойным и медлительным людям Они долго осваивают новую деятельность, продолжительное время сохраняют рабочее состояние. Научное учение о темпераментах было создано И. П. Павловым. Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении и исшей нервной деятельности ему удалось обнаружить фи основных ее свойства: силу, уравновешенность и подвижность. Сила нервной системы определяется ее способностью выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было выделено два ее типа: сильный и слабый. Человек с сильным типом нервной системы способен сохранять свои функциональные характеристики в условиях повышенной напряженности и нагрузки, что не присуще человеку со слабым типом.
Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы»1. Это утверждение имеет мало общего с реальностью. Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения.
Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И. П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов нервной деятельности. Кратко охарактеризуем каждый тип. Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать сильные, длительные и концентрированные раздражения.
![]() | 978 63 62 |