![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся в историко-краеведческой деятельности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В воспитании военнослужащих важен принцип гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности деятельности. Он отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития у военнослужащего качеств гражданина-патриота и военного профессионала, убежденности в необходимости выполнения своего долга служения Отечеству, своему народу, в ответственности, чести и совести. Данный принцип требует, чтобы в содержании, организации и проведении любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи гражданственности, патриотизма, военного профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга. Принцип воспитания в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности благодаря полезному труду. Условно последний можно подразделить на несколько основных видов. 1. Военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, по видам Вооруженных Сил, по должностным обязанностям, их выполнению в различных условиях военной службы, особенно боевых. 2
ПЛАН: 1. Урок как целостная система 2. Типология и структура уроков Типология уроков Урок изучения нового материала Урок совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации Комбинированный урок Уроки контроля и коррекции знаний 3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке Фронтальная форма Индивидуальная форма Групповая форма 4. Система уроков по теме Урок лабораторно-практических занятий Урок защиты тематических занятий Зачетный урок 5. Другие формы организации обучения УРОК КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Провозглашенные в Законе об образовании основные принципы организации и функционирования образовательного процесса стали базой для осуществления преобразований 1990-х гг. Так, в соответствии со ст. 1 указанного Закона область образования стала приоритетной для государства, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием не допускались создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В соответствии с Законом об образовании государственная политика в области образования была направлена на обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства, защиту и развитие с помощью системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Утверждались гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; подчеркивался светский характер образования, основанный на свободе и плюрализме
Директор СОШ № 7 Лоскутова Л.С. Верно: секретарь Бажан А.А. Приложение 3 Положение о школьном музее. §1 Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. По своему профилю школьный музей СОШ № 7 является историко-краеведческим. § 2. Цели и задачи. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданственности и гуманизма, патриотизма. Расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию активности учащихся, овладению ими поисковыми, практическими навыками исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. § 3. Приказ об открытии музея издается директором школы. Музей организуется в СОШ № 7 на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива и учащихся и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих сохранение и показ собранных коллекций. § 4. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.
Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании". По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. "История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей". Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые "лучше знали Русское и по-русски". О. Платонов УВАРОВО, город в Тамбовской обл., центр Уваровского р-на. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р
В системе дополнительного образования школы всегда уделялось и уделяется большое внимание гражданско – правовому и патриотическому воспитанию. Интерес к занятиям в клубах и кружках по данному направлению не ослабевает, а растет из года в год. Программа клуба «Память» направлена на воспитание человека достойного называть себя гражданином Отечества, человека-патриота нашей Родины, так как именно патриотизм является духовно-нравственной основой жизнедеятельности государственной системы. Поисково-исследовательская работа по изучению родного края, накопление разнообразных краеведческих материалов явились основой создания в МОУ «Никифоровская СОШ №1» школьного историко- краеведческого музея. Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов. Программа клуба «Подросток и закон» нацелена на накопление и распространение правовых знаний среди учащихся, на содействие формированию правового мышления школьников, на становление и развитие правовой культуры учащихся, на формирование высоконравственных черт личности и подростков.
Подводя итог своему педагогическому опыту, автор утверждает, что «не важно, какой подход будет выбран в качестве определяющего. Главное, чтобы он выполнял в совокупности с другими следующие задачи: акцентировать внимание на облегчение для подрастающего поколения процесса социализации и адаптации в условиях общественных перемен; преодолевать разрыв между обучением и воспитанием в школе; создавать атмосферу диалога и сотрудничества всего учебно-воспитательного процесса; основываться при выборе проблем на интерес школьников и практическую актуальность общественных задач; отказаться от идеологического давления и морализаторского подхода в преподавании; перейти от использования пассивных методик преподавания к активным и интерактивным; давать учащимся возможность реализовывать собственные интересы; развивать общественную активность молодежи и способствовать росту интереса к общественной и политической жизни; способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма; формировать структуру демократической школы как элемента гражданского общества (через систему общественных организаций школьников, выработки школьных конституций и законов, проведение выборов в школьный парламент и т.п.); объединять компетенции в области знаний с развитием умений и приобретением учащимися демократических ценностей; преодолеть предметную разобщенность и достичь приобретения школьниками целостной картины мира». 2.6 Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение политинформаций по материалам местной прессы.
Командой были предложены конкретные проекты, наиболее типичная из которых — "Истоки" — наглядно характеризует степень осмысления выявленный ранее проблем и стремление команды решить их проектными средствами: Задачи программы в сфере сохранения и использования культурно-исторического наследия были сформулированы следующим образом: изучение истории города, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко- краеведческой и патриотической направленности. Одновременно были намечены мероприятия в рамках проекта: организация на базе школ краеведческих объединений и клубов по изучению истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов; организация на базе клуба- музея курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод"), в перспективе — создание детского экскурсбюро; проведение детских конкурсных программ "Знай своих предков" (создание школьниками родословной своей семьи); проведение конкурса рефератов учащихся школ; подготовка и проведение краеведческих конференций, олимпиад; подготовка и издание городского месяцеслова; проведение на базе МКЦ серии тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел); проведение Дня славянской культуры и письменности; подготовка и проведение Дня музеев; организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях).
Автор использует не только свой личный опыт и наблюдения, но и обращается к лучшему опыту учителей Москвы, Краснодара, Воронежа и др. Пособие А.Ф. Родина и Ю.Е. Соколовского «Экскурсионная работа по истории» обобщает опыт экскурсионной работы по истории передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися. «Внеклассная работа по истории» под ред. С.С. Коваленко и Э.К. Шнекендорфа освещает опыт работы по истории, особенно историко- краеведческого характера, проводимой как в городских, так и в сельских школах. Большое внимание уделяется деятельности школьных краеведческих музеев. В работе были использованы также журналы «Преподавание истории в школе», «Народное образование». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. ГЛАВА I. Использование краеведческого материала во внеклассной работе. В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.
Патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития нашей страны этот вопрос ставится снова и снова. В последние годы после некоторого небрежения начинает осознаваться в нашем обществе с особой силой. Убедительным свидетельством тому стало и всенародное празднование 60-летия Великой Победы. Библиотекари России всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. И сегодня их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении . Значимость детской библиотеки в социализации личности зависит от того, что она может предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи — основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек ( особенно детских и юношеских) традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян. Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях .
Роль музея как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника 2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности 2.2. Средства и формы музейной деятельности: эффективность воздействия на личность 2.3. Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке Глава3. Управление качеством школьного образования: практика реализации 3.1. Характеристика МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» 3.2. Менеджмент качества школьного историко-краеведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» 3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская СОШ» Заключение Список литературы Приложение. Введение На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии) учитывались индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения – новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном – русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние языки; на реальном – физику, математику или естествоведение. Впервые целью среднего образования становилось гармоничное развитие всех способностей человека, чтобы молодые люди приобрели необходимые «сведения и навыки для дальнейшей практической и научной деятельности». Другой важной целью школы провозглашалось воспитание «здорового патриотизма», сознательной любви к родине и желания служить на ее благо. Для этого нужно было расширить курсы русской словесности, отечественной истории и географии, краеведения. Однако консервативно настроенный «педагогический персонал» вкупе с консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа Игнатьева резко критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить этот проект.
Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры.
Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «История Брянского края», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Курс «История Брянского края» был введен в 2001г. как самостоятельный предмет регионального компонента. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.
Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива. Социальная мотивация труда детей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективности деятельности детей. Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний важно исходить из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников. 3. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала.
Реформа образования включает в себя изменение содержания и структуры гуманитарных дисциплин в школах и вузах. Однако новые ценности и нормы не возникают лишь под влиянием новых учебников и учебных программ. Результат в значительной степени зависит от состава учителей и педагогов, а они в большинстве своем остаются носителями прежней, советской политической культуры. Большинство взрослых воспроизводит политические ориентации, полученные в детстве14. И учителя не являются исключением. Процесс изменения ориентиров политической социализации в системе образования идет в основном стихийно. А следовательно возрастает вклад иных каналов политической социализации. В России всегда большую роль играла армия. Весьма многогранной и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и военно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени были вовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине. При активном участии воинских частей в стране возрождаются военно-исторические клубы.
Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности. Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества. Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель. Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы.
Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся. Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтением книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками. На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед.
![]() | 978 63 62 |