![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Поморы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА - права граждан, не имеющие имущественного содержания и неотделимые от личности гражданина или юридического лица (право на имя, авторство, честь, достоинство, деловую репутацию и др.). ЛИЧУТИН Владимир Владимирович (р. 1940) - русский писатель. В повестях "Белая горница" (1972), "Время свадеб" (1975), "Крылатая Серафима" (1978) - суровая повседневность поморов, где властвуют трудовой обряд, "родовая память" и традиционная нравственность. Роман "Скитальцы" (1986) на историческом материале (старообрядцы в 19 в.). Роман "Любостай" (1987) о смятенной душе интеллигента, о судьбе народа. ЛИЧЧХАВЫ - древнеиндийские племена, обитавшие к северу от долины Ганга; вели длительные войны с царями Магадхи. ЛИШАЙ - термин для обозначения заболеваний кожи различной этиологии, при которых основной элемент сыпи - мелкие зудящие узелки, не трансформирующиеся в другие высыпания; воспалительные пятна, папулы (напр., красный плоский лишай)
В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во 2 – 3 веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавших жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика – символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее; в тибетском ламаизме – охранный символ, символ счастья и талисман. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах1. Как религиозный символ свастику используют последователи Индуизма, Джайнизма и Буддизма на Востоке, Друиды Ирландии, Шотландии, Скандинавии, представители Натуррелигиозных конфессий Европы и Америки на Западе.
Различают помаду гигиеническую и декоративную. ПОМГОЛ - Комиссия помощи голодающим при ВЦИК (председатель М. И. Калинин) в июле 1921 - сентябре 1922. Объединяла деятельность советских и общественных организаций по борьбе с голодом. ПОМЕРАНЕЦ (бигарадия - горький апельсин), вечнозеленое многолетнее растение рода цитрус. Известен только в культуре - в Средиземноморье, на Ближнем Востоке; незначительные площади на Черноморском побережье Кавказа и в Азербайджане. Из свежих плодов (несъедобны) готовят освежительный напиток, мармелад. Эфирное масло цветков применяют в парфюмерии. Используется как подвой для цитрусовых и как декоративное растение. ПОМЕРАНИЯ (лат. Pomerania - нем. Pommern), герцогство (с 1170) на побережье Балтийского м., в 1815-1945 прусская провинция (главным образом на территории Зап. Поморья); главный город - Штеттин (современный Щецин). См. также Поморье. ПОМЕРАНЦЕВ Александр Никанорович (1848/49-1918) - российский архитектор. Большепролетные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в псевдорусском стиле: Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ, 1889-93)
Теоретическая подготовка в Марбурге должна была с-лужить ступенью для русских студентов к изучению металлургии и горного дела. В 1739 г. они направились во Фрейберг обучаться под руководством “бергсрата” И. Генкеля. Судя по последующим металлургическим и геологическим “рассуждениям” и книгам М. В. Ломоносова, он многое почерпнул по рудному делу во Фрейберге, однако пребывание там было кратковременным. Вспыльчивый и самолюбивый помор поссорился с Генкелем, и начались странствия М. В. Ломоносова по немецким и голландским городам в поисках поддержки у русских посланников. В конце концов М. В, Ломоносов снова попал в Марбург, где жила его жена Елизавета Цильх; брак с ней, .заключённый в 1740 г., М. В. Ломоносов долгое время скры- вал. В Марбурге М. В. Ломоносов жил у приятелей и писал оттуда, что упражняется в алгебре, “намереваясь оную к теоретической химии и физике применить”. С помощью русского посланника в 1741 г. М. В. Ломоносов, наконец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургскийпериод жизни, длившийся до его кончины.
Там на пирсе командующий их встречает. В тот миг я и не предполагал, что выстрел над бухтой положит начало новой морской традиции. Что же предшествовало знаменательному выстрелу? "Катюша" эта была северянкой с годичным стажем. Вместе со своей сестрой "К-1" она прибыла к нам в 40-м году с Балтики. Командовал ею капитан 3 ранга Василий Прокофьевич Уткин, личность во многом примечательная. Среди друзей его называли Васей-помором. И действительно, Уткин - уроженец Архангельска - происходил из старой поморской семьи. Плавать на торговых судах он начал чуть ли не с мальчишеских лет. Окончил мореходное училище. А потом его судьба сложилась как и у многих штурманов дальнего плавания и капитанов, призванных на военную службу в период бурного строительства подводного флота. В ту пору подводные силы испытывали острый недостаток в командных кадрах. И не мудрено. Построить корабль можно куда быстрее, чем вырастить командира. Путь к командованию лодкой, а тем более большой или средней, отнюдь не короток. Три-четыре года обучения в военно-морском училище
Удаленность от центра России, близость к Европе также сказались на городских культурных традициях, способствовали оформлению и закреплению своеобразия этой культуры. По своему типу и культурной атмосфере Архангельск скорее европейский, чем среднерусский город. Население города исторически формировалось из людей свободных от крепостной зависимости, поморов, служилых и вольно— наемных, политических ссыльных, людей различных конфессий и этносов (немцы, скандинавы). Этим обусловлены, очевидно, веротерпимость, уважение к другим этническим культурам, свободолюбие, своеобразный европеизм и космополитизм архангелогородцев. В состав Архангельской области входит территориально обширный Ненецкий национальный автономный округ, со своей чрезвычайно специфической этнической культурой. Места проживания ненцев и коми на северо-востоке области расположены компактно. Традиционными были для Поморья и культурные контакты и связи с народами Западной Европы, особенно — Скандинавии, Англии, Голландии, Германии. Все это с неизбежностью наложило отпечаток на культуру быта, специфику семейных обрядов и праздников, игры, забавы и т.д., как архангельских горожан, так и крестьян.
По технологии изготовления, по способу кройки историки подразделяют древнеславянские башмаки на добрый десяток видов. Все они остроносые, с невысоким подъёмом, плотно облегающие ногу. Многие имеют у щиколотки отложной «воротничок», под которым в специальные прорези пропускался ремешок или шнурок для завязывания. Завязка охватывала ногу несколько раз. Если привлечь этнографические данные, относящиеся к некоторым соседним народам, можно предположить, что тугие завязки в случае необходимости делали обувь водонепроницаемой. С другой стороны, в обуви, скроенной из дублёной или сыромятной кожи, нога не «задыхалась», как в современном резиновом сапоге. Одному виду башмаков, найденных в Старой Ладоге, присущ особенный крой — их подошва имеет удлинённый «хвостик», который вшивали в треугольный вырез на заднике. Эти башмаки имеют «близких родственников» в другом углу Балтии, на славянском Поморье (теперь эти земли принадлежат Германии и Польше). Очень похожие найдены и в погребениях Южной Норвегии. Учёные считают это важным свидетельством обширных связей и взаимодействия культур Балтийского региона в те времена. 3.5 Сапоги По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский, эстонский, литовский, латышский.
Из-за леса, леса темного, Из-за садика зеленого Выкатилось ясное солнышко. Что за солнышком — белый царь. Ведет силушку не малую, Он не малую, не великую — Полтораста полков тысячных. Они шли-прошли, заплакали, На коленочки попадали: «Уж ты, батюшка, наш белый царь! Поморил нас смертью голодною. Голодною, холодною!.» Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны, крестьянству; в частности, они свойственны и крестьянскому фольклору. В оформлении Некрасов также придает своим песням характер, близкий фольклорным песням (отчасти живой крестьянской речи). Так, «Веселая» построена на повторении в конце каждой строфы слов: «Славно жить народу на Руси святой!». В «Барщинной», «Голодной» и «Пахомушке» много уменьшительных и ласкательных форм (Калинушка, спинушка, матушка, Панкратушка, Пахомушка, коровушка, головушка), в «Солдатскую» вставлен куплет о трех Матренах и Луке с Петром (ср. у Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем»). Вместе с тем, чрезвычайно характерно, что наиболее прославленные виды фольклора – былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены у Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика (историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни, нашедшая отражение в бытовых песнях.
Они поселились-то на камнях, потому что это был их хлеб. По морю дальше всех выдвинулась община Поморов. По суше дальше всех зашли Беруссы, за Беруссами пришли Полоши. За Полошами пришли Камышлы, они основали в устье реки город Камыши. Город этот имел очень большое торговое значение, был центром духовной жизни Ванов. За Камышлами пришла община Басков. С Атланы ушла последняя община. Земли эти продолжали опускаться в океан. На основной земле Ванов продолжались природные катаклизмы. Страну природа разделила на четыре части. По краям были холод и жара, в середине на одной половине засуха, на другой - постоянные наводнения с не вовремя приходящими ливнями. Был созван съезд представителей всех Ванов. Представителей дальних общин привезли по воздуху. Решали: что делать? По совету дальних, Европейских Ванов, выбрали место, куда можно переселиться. Сложным оказался вопрос: кто будет переселяться? Предложений было много. Когда пробовали разделить народ, еще на съезде возникло столько вопросов, что ответы на них не были найдены. Решили уходить всем народом.
Михаил Васильевич Ломоносов первый из русских ученых, которого и современники, и потомки с полным правом ставят в один ряд со знаменитыми европейскими учеными, заложившими основы научных знаний нового времени. Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова. Его называют «отцом новой русской литературы» и создателем русского литературного языка. По обилию талантов — он был физиком, химиком, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, историей, драматургией, поэзией, филологией — Ломоносова сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения. Ломоносов родился в Архангельской губернии, в деревне Мишанинской, недалеко от городка Холмогоры, в семье государственного крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, женатого на дочери дьякона Елене Ивановне Сивковой. Архангельск в те времена стал важнейшим торговым центром России. Петр I сделал его базой русского кораблестроения. Сюда прибывали корабли из Голландии и Англии. Многим местным жителям по разным делам приходилось бывать за границей и в обеих русских столицах — Москве и Петербурге. Жители поморья, поморы, никогда не были крепостными.
В течение первых лет войны турецкие войска вынуждены были оставить Хотий, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий. Необходимо особенно отметить два крупных сражения, окончившихся победой русских войск. Первое произошло 25—26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, появилась в Средиземном, море и под Чесмой одержала блистательную победу. Месяц спустя произошло сражение при Кагуле, в котором отличился талантливый полководец П. А. Румянцев: русские войска под его командованием нанесли туркам серьезное поражение. На этом военные действия России не прекратились. Франция продолжала подталкивать Османскую империю к войне с Россией. С другой стороны, Австрия поддерживала Турцию, преследуя в этой войне свои цели, — завоевать часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских войск. В создавшихся условиях русское правительство вынуждено было согласиться на раздел Речи Посполитой. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой. Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошли Поморье, а также часть Великой Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии. Теперь уже Турция в 1772 г. согласилась вести мирные переговоры.
Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны. Вопрос №2. Древние народы на территории России. Население древней Башкирии. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность.
Этой крупнейшей битвой раннего европейского средневековья впервые в истории был положен предел грабительскому продвижению на восток, которое немецкие правители непрерывно осуществляли в течение нескольких столетий. 3) Ледовое побоище сыграло решающую роль и в борьбе литовского народа за независимость, оно отразилось и на положении других народов Прибалтики, которые вновь поднялись на борьбу против немецких крестоносцев. Произошло восстание в земле куршей, где рыцари успели продвинуться после поражения у Шавпей, построив и заняв ряд замков, создавая угрозу южным землям жемайтов. Курши призвали на помощь литовского великого князя Миндовга, который, по словам немецкого хрониста, "очень ненавидел крестоносцев". 30-тысячное литовское войско развернуло операции в районе Эмбуте. и) восстание пруссов в 1242 г. В том же 1242 году князь Польского Поморья Святополк, женатый на сестре галицко-волынского князя Даниила Романовича, решительно порвал соглашение с прусскими крестоносцами и, вторгшись в их владения, возглавил восстание пруссов.
Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами . Ловили и раков , которых тоже тогда было немало . Новгородцы не знали сахара , поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество - промысел мёда . Специально пчёл не разводили , мёд брали у ди- ких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство . Охот- ничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже . Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя , особо ценились пушные звери .Новгород был крупнейшим экспортё- ром мехов в Европу , поставлялись белка , куница , соболь и другой мех. В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов , которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим рабо- там. К примеру в писцовой книге упоминается выплавка железа . Занимались ей в водской пятине и насчитывалось около 21 дом- ниц которые обслуживали 03 домника .За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1, тонны металла . Обрабаты- вался металл кузнецами которых в Водской пятине насчитывалось 131 человек (данные приведены на конец 1 века ). Другим промыслом имевшим , наряду с выплавкой железа ,не- маловажное значение для экономики новгорода было солеварение .Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин ,а также поморья .Владельцы соляных варниц нанимали сезонных ра- бочих - копачей . Интересным промыслом был жемчужный .
Но этот процесс снова обуславливал отчасти очередные волны переселения, отчасти более массированное аррондирование помещиками земель , пораженных запустением. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ. Далее , имеются сведения о том , что истощение земель и неблагоприятные для земледелия условия ( в природных зонах , где можно было чувствовать себя в безопасности от ночных заморозков лишь на протяжении одного летнего месяца ) также содействовали уходу крестьян на новоприсоединенные черноземные территории востока и юга страны . Но такое объяснение - не совсем точно , так как наблюдался отток населения и в негостеприимные местности Поморья и Вятки , а также на Урал и в Сибирь. СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ. Были и другие факторы , усиливавшие угнетение крестьян и стимулировавшие их миграцию . Век характеризовался весьма значительной социальной флуктуацией , самым ярким проявлением которой был переход многих крестьян в более или менее свободное от податей сословие бобылей и холопов . И этот процесс также усиливал экономическое давление на оставшихся на месте крестьян . Совершенно аналогичный эффект приносило рекрутирование тысяч крестьян в новое , отмежеванное от дворянской власти сословие «служилые люди по прибору».
При первых Пястах произошло прочное объединение польских земель, хотя протекало ого не без трудностей, поскольку границы центральноевропейских государств в то время только еще складывались. И потому яблоком раздора часто становились многие пограничные территории: на Силезию, к примеру, предъявляла свои права Чехия; Червенские города были предметом спора с Киевской Русью, Западное Поморье – с империей. Однако основную борьбу Польша вела за свое независимое положение в Европе, и в этом плане самой серьезной угрозой были попытки империи навязать свое главенство. Первым Пястам удалось отстоять независимость государства; благодаря таким коронованным правителям, как Болеслав Храбрый, утвердилась традиция Королевства Польского, память о котором в эпоху феодальной раздробленности объединяла народ. При первых Пястах зародилось сознание единства, обусловленного общностью происхождения, обычаев языка и государства. Происходило также разделение населения на социальные группы, что было связано с земельными пожалованиями со стороны верховного правителя.
В «Великой войне» 1409- 11 Тевтонский орден потерпел при Грюнвальде (cм. Грюнвальдская битва) поражение от объединенных сил Польши и Литовского княжества. По Торуньскому миру 1411 он, отказавшись от Жемайтии и польской Добжиньской земли, выплатил контрибуцию.Экономическая политика Тевтонского ордена и ограничение им прав сословий вызывали недовольство среди горожан и светского рыцарства. В 1440 возник Прусский союз, поднявший в 1454 восстание против Тевтонского ордена и обратившийся за помощью к польскому королю Казимиру IV. Потерпев поражение в Тринадцатилетней войне 1454-66, Тевтонский орден лишился Гданьского Поморья, Торуня, Мариенбурга, Эльблонга, епископства Вармии и стал вассалом Польского королевства. Резиденция великого магистра была перенесена в Кенигсберг. Ливонский орден фактически стал самостоятельным. В 1525 магистр Альбрехт Бранденбургский, перейдя в протестантизм, по совету Мартина Лютера секуляризовал земли Тевтонского ордена в Пруссии, превратив их в светское герцогство. Ландмейстер владений Тевтонского ордена в Германии был возведен императором Карлом V в сан великого магистра.Немецкие земли Тевтонского ордена были секуляризованы в начале 19 в., а сам орден распущен декретом Наполеона в 1809.
Между Рожинским и Сапегой был произведен раздел сфер влияния. Рожинский остался в Тушинском лагере и контролировал южные и западные земли, а Сапега стал лагерем под Троице-Сергиевым монастырем и принялся распространять власть самозванца в Замосковье, Поморье и Новгородской земле. На Севере тушинцы действовали иначе, чем на Западе и Юге; они беззастенчиво грабили население; польские и литовские полки и роты разделили дворцовые волости и села на приставства и начали самостоятельно собирать налоги и кормы. Наемники сформировали структуры власти, главной задачей которых стал грабеж населения. Сохранились многочисленные челобитные Лжедмитрию II и Яну Сапеге крестьян, посадских, землевладельцев с жалобами на бесчинства иноземного войска. «Приезжают к нам ратные люди литовские, и татары, и русские люди, бьют нас, и мучат, и животы грабят. Пожалуй нас, сирот твоих, вели нам дать приставов!» — отчаянно взывали крестьяне. Бесчинства тушинцев стали причиной широкого восстания земщины в покоренных городах Северо-Востока, начавшегося в конце 1608 г.
![]() | 978 63 62 |