![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Серебряный век в русской литературе и искусстве | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Толстого и Достоевского нельзя им отречься безнаказанно именно теперь, когда это наследие всего нужнее» Русскому искусству, таким образом, ставились новые и воистину грандиозные задачи. До сего момента отечественный художник если и видел себя «учителем жизни» (как, например, Белинский или «шестидесятники»), то преимущественно в сугубо социальном и национальном масштабе. Теперь же русское искусство становилось средством духовной агитации, инициируя процесс возрождения «нового христианского сознания» во всем мире. Это была воистину модернистская постановка вопроса: серебряный век русской литературы начинался. Впервые о новых задачах русского искусства Мережковский заговорил в лекциях, объединенных общим (и весьма «наукообразным») названием «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Читаны эти лекции были, как уже говорилось, 8 и 15 декабря 1892 года в аудитории Соляного городка (в здании нынешней Государственной художественно-промышленной академии имени барона А. Л. Штиглица). Даты, конечно, выбраны не случайно поклонник декабристов Мережковский ощущал себя революционером, «выходящим на площадь», чтобы сказать «новую истину»
Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» русской литературы (А.А. Ахматова, А. Белый и др.). Устраивали выставки картин последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма - в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхольд, К.С. Мельников и др.). Но и в этой области правящая партия постепенно наводит «революционный порядок». На первый план, подминая все под себя, начинают выходить объединения коммунистической ориентации (Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств, редколлегия и авторский актив журнала «На посту» и т.п.). Они рьяно пытались внести «классовую борьбу» в художественное творчество, травили в печати беспартийных писателей и других деятелей культуры как «попутчиков» и «внутренних эмигрантов». VII. Социальные противоречия НЭПа.
Верность церковному долгу поражала современников Алексея Степановича. Командир полка, в котором он служил, граф Остен Сакен, спустя 73 года вспоминал о подчиненном: «Хомяков обладал силой воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. В то время было уже значительное число вольнодумцев, деистов, и многие глумились над исполнением уставов Церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушал к себе такую любовь и такое уважение, что никто не позволял себе коснуться его верования». Идеи славянофилов получили развитие в культуре, науке и искусстве XIX начала XX века. Они породили «серебряный век» русской литературы, дали толчок философии, оживили интерес ко многим проблемам религиозного мировоззрения русского народа. Деятельность общества породила немало мыслителей в среде российского общества. Один из них, Владимир Сергеевич Соловьев (18531900), был примечательнейшей личностью в жизни светского общества. Он в 21 год защитил магистерскую диссертацию и был избран доцентом Московского университета
Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» русской литературы А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и другие. Гроза, пронёсшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина. Ставили спектакли классики театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки картин последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и другие). Большую активность проявляли представители ультрасовременных течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Но и в этой области правящая партия постепенно наводила «революционный» порядок, используя как государственные структуры, так и литературно-художественные объединения коммунистической ориентации. В авангарде ревнителей «пролетарской чистоты» литературы и искусства действовали рапповцы и напостовцы. Они рьяно пытались внести «классовую борьбу» в художественное творчество, травили в печати как «внутренних эмигрантов» М.А. Булгакова, Е.И Замятина, других писателей и деятелей культуры, уклонявшихся от воспевания «героики революционных свершений».
Зайцев Борис Братья-писатели Борис Зайцев Братья-писатели ВОСПОМИНАНИЯ Борис ЗАЙЦЕВ и его друзья В богатом и разнообразном творческом наследии Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972), прекрасного прозаика и драматурга "серебряного века" русской литературы, большое и важное место занимают воспоминания о писателях - ровесниках и современниках, спутниках на тернистом пути российского литератора XX века. Зайцев вошел в литературу в самом начале этого нашего "бурного" столетия и затем в течение семи десятилетий (пять из них он жил и работал во Франции) истово, как подлинный подвижник и хранитель ее гуманистических заветов, трудился на ниве отечественной словесности. Его благословили на литературное служение Н. Михайловский и В. Короленко, затем поддержали и направили А. Чехов и Л. Андреев. На протяжении всей своей дальнейшей литературной жизни Зайцев возвращался к образам этих людей, свято оберегая о них благодарную память. Чехову он посвящал и отдельные книги ("Чехов. Литературная биография", Нью-Йорк, 1954), и многочисленные очерки, неоднократно в разные годы публиковавшиеся в русских зарубежных изданиях
Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты "серебряного века" русской литературы (А.А.Ахматова, А.Белый и др.). Устраивали выставки картин последователи "Мира искусства", "Бубнового валета", "Голубой розы" и других дореволюционных объединений художников. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений -- футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма -- в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В.Э.Мейерхольд, К.С.Мельников и др.). Но и в этой области правящая партия постепенно наводит "революционный порядок". На первый план, подминая все под себя начинают выходить объединения коммунистической ориентации (Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств, редколлегия и авторский актив журнала "На посту" и т.п.). Они рьяно пытались внести "классовую борьбу" в художественное творчество, травили в печати беспартийных писателей и других деятелей культуры как "попутчиков" и "внутренних эмигрантов".
В книгоиздательстве заметная роль принадлежит Сытину и Суворину. Сытин издавал дешевую литературу для народа, Суворин – научно-популярную литературу. Выходят многотомные словари и энциклопедии: Бракгауз и Евфрон, Гранат, Богословский словарь Лопухина. Юргенсон специализируется на издании нот. 4. Литература В литературе утверждается жанр критического реализма. Писатели обличают пороки общества (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и др.) А. Горький романтизирует революцию (Песнь о Буревестнике). В начале ХХ века происходит расцвет серебряного века русской литературы. Модернистки настроенные писатели отказываются от реалистического отображения действительности. Среди них складывается два течения: 1) символисты – стремились объяснить реальность как систему символов; 2) декаданс (упадок) – считали, что все пришло в упадок и ничего исправить нельзя. 5. Живопись В живописи распространяется стиль импрессионизма (впечатление): Серов, Врубель. Вокруг журнала «Мир искусства» складывается группа художников, занимающаяся распространением русского искусства в Европе и европейского искусства в России (Бенуа, Сомов).
Серебряный век русской литературы наполнил мотив маски новыми смыслами. Герой скрывается под самыми различными масками, стремясь остаться неузнанным. Он притворяется другим. Надевает маску социальную или психологическую. Маска не только приводит к путанице, порой трагической. Она сливается с лицом и даже заменяет его. С помощью маски также можно передать безличность человека, как это сделал художник В. В. Дмитриев при постановке оперы Шостаковича «Нос». Он «нашел чрезвычайно резкое образное решение для выражения такой абстракции, как социальный статус, воплотив ее в маске. Потеря маски равна гибели человека, что было очень близко к реалиям жизни конца 20-х — начала 30-х годов»10. Лишиться маски — значит не только открыться, но и погибнуть в социальном плане. Нетерпимость к маске, стремление к истинной идентификации другого запечатлены во фразеологическом обороте — срывание всех и всяческих масок. Тогда центр тяжести с маскированного переносится на его окружение — мотив сокрытия заменяется противопоставленным ему мотивом разоблачения 11.
Биографию, жизнь и творчество поэтов я нашла в книгах «Русские поэты начала века», «Русские поэты: Антология в четырех томах», «На берегах Невы», словаре «Русские писатели и поэты», учебнике «Русская литература XX века». Стихи поэтов я прочитала в сборниках: «Стихотворения Северянина», «Там шепчутся белые ночи мои: избранные стихи поэтов серебряного века», «Русская литература серебряного века: поэтика символизма», «Творение». Также в моей работе были использованы официальные сайты творчества Н.С. Гумилева, В. Хлебникова, И.Северянина, Д.Д. Бурлюка. 1.Миф древний и миф поэтический. В деле освоения нашего литературного наследства, являющегося частью общекультурного, древней русской литературе принадлежит значительное место, определяемое, прежде всего тем, что она была значительным этапом в развитии русской литературы, приобретшей мировое значение. Задолго до возникновения на Руси книжной литературы восточные славяне обладали широко развитой устной поэзией в разнообразных её видах и жанрах, зародившейся еще дофеодальный период, в пору общинного родового строя. «От глубокой древности, - писал А.М. Горький, - фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории».2 Древний мир есть представленная в образах антропоморфная структура, выражающая мировоззрение её творцов, созданная общенародной фантазией и мыслимая в эпоху её возникновения, как подлинная реальность.
Введение Словарный состав языка – наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков. Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание найти собственные образные речевые средства приводит к созданию индивидуально-авторских новообразований: потенциализмов и окказионализмов. Задача описывать не только реализованное, но и возможное, давно ставилась применительно к словообразованию Я. Гриммом, Ф. де Соссюром, Л.В. Щербой. Современные лингвисты тоже неоднократно писали на эту тему: здесь можно назвать работы Н.Д. Арутюновой, М.А. Бакиной, А.Г. Лыкова, Э. Хапиры, Е.А. Земской, И.С. Улуханова, О.А. Гагинской и других. Необходимость изучения слов, не реализованных в языке (окказионализмов), можно объяснить и тем, что эти слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только на словах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К. Чиркова: « если мы хотим представить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследовать окказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания прошлого языка » Богатым на языковые эксперименты, в том числе в области словообразования, был «серебряный век» русской литературы, традиционно вписываемый в начало XX-го столетия.
Жуковский много сделал для создания отечественной авиации. Мировое признание получил авиаконструктор И.И.Сикорский. В 1912-1914 гг. он построил самолёты "Гранд", "Русский витязь", "Илья Муромец", положившие начало многомоторной авиации. В последующие годы в США Сикорский создал один из первых вертолётов. Учёный и изобретатель К.Э.Циолквский был родоначальником теоретической космонавтики. Скромный учитель из Калуги разработал теорию реактивного движения и обосновал возможность полёта в космос. Этот период русской культуры тркиционно называют "серебряным веком". В литературе И.А.Бунин, А.И.Куприн, ЛК.Андреев, А.Н.Толстой продолжали реалистические традиции. Возникли модернистские течения - символизм, акмеизм и др. Литераторы ВК.Брю-сов, А.А.Ккок, А.Белый, К.Д.Бальмонт, Н.С.Гумилёв не затрагивали политические проблемы. Они писали о прекрасной даме, любви, дальних кранах, необузданных страстях. Начко XX века было расцветом русской поэзии. В эк время развивалось творчество С.А.Есенина, З.Н.Гиппиус, А.А.Ахмаквой, М.А.Волошина, В.В.Маяковского. Одновременно в литеракурк выделялись люди, связавшие творчество с политикой -В.Короленко, М.Горький. Реалистические тркдиции в живописи продолжили И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, К.А.Коровин. Модернизм в изобразительном искусстве представляли художники, прккмкккавшие к объединению "Мир искусства".
Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н.Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации. Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи. Если итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе. 22. «Серебряный век» русской культуры: литература и искусство. "Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры", эпохой "творческого подъема поэзии и философии после периода упадка" называл Н.А. Бердяев "культурный ренессанс начала века". Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф - в этих ключевых символах запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX века - начала ХХ века.
Серебряный век русской культуры Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации.
Здесь читали Эсхила, Софокла, Данте, Гёте, внушили страсть Лосеву к древним языкам, греческому , латыни. Ко времени окончания гимназии Алексей Федорович был готовый философ и филолог.Затем он поступает в Московский Императорский университет, посещает Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где знакомится с философами «серебряного века» русской культуры. В 1916 г. вышли из печати одна за другой три его работы. Первая из них – «Эрос у Платона» – связана с античностью, а две другие посвящены философии музыки ( « О музыкальном ощущении любви и природы» и « Два мироощущения»). Жизненно важная для всего его творчества проблематика находит выражение в задуманной С.Н.Булгаковым, Вяч.Ивановым и А.Ф. Лосевым в 191118г. серии книг по русской религиозной философии. Этот замысел не был осуществлен. Возможно, что обобщающая статья А.Ф. Лосева «Русская философия» была одним из результатов намечавшегося издания. Этастатья , написанная в1918 г., вышла в 1919г. в Цюрихе на немецком языке в книге «Russla d», посвященной жизни духа, искусству, философии и литературе России.
Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по философско- эететическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в. Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего воплощает в себе серебряный век русской культуры. Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетии XX в. К этому времени относится появление манифестов, излагавших эстетические принципы нового течения: книга Д.С.Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), статья К.Д. Бальмонта "Элементарные слова о символической поэзии" и др. В преобладании реализма Мережковский усматривал причину упадка литературы, будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив "мистическое содержание", "символы" и "расширение художественной впечатлительности" основой нового искусства.
Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры. Конец XIX — начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «. в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире — эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот».
Действительно, что можно было увидеть положительного в николаевской России, если смотреть на нее только и исключительно с позиций наличия или отсутствия политической свободы? Кюстин же поступает именно так, и всюду он обнаруживает политическую несвободу и ее последствия. Между тем в России XIX века (в отличие от тоталитарных режимов XX века) в относительной независимости от политической системы существовали обширные пласты жизни, не охваченные политическим деспотизмом. Обнаружить и исследовать эти пласты удалось авторам не столь политизированным, как Кюстин. Они, в частности, обратили внимание на то, что при отсутствии политической демократии может существовать достаточно развитая бытовая демократия, возникают образцы высокой и своеобразной духовности, культуры, литературы и искусства. Положительные черты в западном образе России были связаны с достижениями русской культуры конца XIX -начала XX века, с получавшим все большую известность творчеством Л. Толстого. Ф. Достоевского, П. Чайковского и др., с Серебряным веком русской культуры, такими событиями культурной жизни, как дягилевские сезоны в Париже и т.п. Новая эпоха в эволюции образа России на Западе начинается после 1917 года.
История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран. Русская культура формировалась как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам. Одна из самых ярких страниц истории культуры России - живопись первой половины 20 века. 1. На рубеже веков В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название “серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. “Мир искусства” - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования “Мира искусств” имела личность С.
![]() | 978 63 62 |