![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Русская средневековая эстетика | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. 44. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. 45. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1957. 46. Шкловский В. Искусство как прием. О теории прозы. М., 1983. 47. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. 48. Эстетика Ренессанса. Т. 1-2. М., 1981. 49. Юнг К., Найман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996. Исследования История эстетики 1. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995. 2. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977. 3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. 4. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2 т. СПб.; М., 1999. 5. Гилберт К., Куч Г. История эстетики. Кн. 1-2. М., 2000. 6. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. 7. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. Т. 1-5. М., 1985-1990. 8
Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056—1057 гг., ГПБ) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава" (1703 г.) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности. Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха. Список литературы: 1. «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX в.» - М.: Издательский центр АЗ, 1997. 2. Бычков В.В. «Русская средневековая эстетика. X – XIII в.» - М.: Мысль, 1992 г. 3. Арнольдов А.И. «Введение в культуроведение» - М.: 1994 г. 4. Артамонов В.А. «Национальный характер и история.
Краткая история астрономии. М. – Л., 1946 Бегунов Ю.К. К изучению истории текста «Беседы на новоявив-шуюся ересь болгарского писателя Хв. Козмы пресвитеря // Византийский временник. М., 1969. Т. 30. Бегунов Ю.К. «Слово иное» – новонайденное произведение русской публицистики XVI века о борьбе Ивана III с землевладением церкви // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, Т.XX. М.-Л., 1946. Вернадский В.Н. Новгород и новгородская земля в XV в. М. – Л., 1961. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. Богуславский В. В. Держава Рюриковичей. Славяне – Русь – Россия. Том первый. Тула, 1994. Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912 // Памятники древней письменности и искусства. Т. 179. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. М., 1995. Бычкова М.Е., Виноградов А. В. Международные связи России в 7 0-е годы XV – первой половине XVI века // История внешней политики России. Конец XV—XVII век. (От свержения ордынского ига до Северной войны.) М., 1999. Бычкова М.Е
Мастера для царя и именитых бояр делали светские и культовые предметы для украшения теремов, кремлевских соборов и монастырей, вкладов в особо чтимые монастыри России. Известно, что они не только создавали новые изделия, но и "копировали" ряд выдающихся произведений ювелирного искусства предшествующего времени. Вторя форме, а зачастую и декору "образцов", выполняли их в рамках новой художественной традиции поражающей пышностью, буйством ярких красок драгоценных камней и эмалей. Одним из прославленных царских ювелиров был Гаврила Овдокимов, проработавший в Серебряной палате Московского Кремля 40 лет. Нам известны имена мастеров: Данилы Осипова, Третьяка Пестрикова, Юрия Фробоса, Христиана Кеймера, Ивана Семидела, Юрия Нырина, Михаила Васильева, Дмитрия Терентьева и многих других.Список использованной литературы 1. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992. 2. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV - XVII в.в. М.,1966. 3. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973. 4. Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации.
Альбом из серии «Мастера живописи». Текст: Элена Карпетти. — 1997, Giunti Gruppo Editoriale, Firenze. 2001, «Белый город», издание на русском языке, Москва. [105:1] Булгаков Н. А. «Преп. Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование». — СПб., 1865. [114] Бычков В. В. «Русская средневековая эстетика. XI–XVII века». — Москва, изд-во «Мысль», 1992. [120:1] Вахрина В. И. «Иконы Ростова Великого». В серии: «Древнерусская живопись в музеях России». Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». — Москва, изд-во «Северный Паломник», 2003. [122:2] [Венеция]. Джованна Шире Непи, Аугусто Джентили, Джандоменико Романелли, Филип Райлэндс. «Венеция». Серия: «Великие музеи мира». — 2002 MAGNUS EDIZIONI SpA, UDINE, Itale. 2003 СЛОВО/SLOVO, издание на русском языке. [129:2] «Ветхозаветные апокрифы: Книга Юбилеев. Заветы двенадцати патриархов». Перевод А. В. Смирнова. В серии: Александрийская библиотека. Составитель П. В. Берснев. — Санкт-Петербург, АМФОРА, 2000. [129:2a] «Ветхозаветные апокрифы. (Книга Юбилеев или Малое Бытие. Псалмы Соломона. Книги Сивилл)». Предчувствие Христа. — Москва, изд-во «Фолио», 2001. [140] Власов Сергей. «Деяния Константина Великого». — Москва, Благотворительное учреждение «Орден Константина Великого», 1999
Общее между ними — фигура повтора, столь значимая для русской культуры, которая и в XIX веке сохраняет черты средневековой “эстетики тождества” (термин Ю. М. Лотмана). Воскрешать — значит переписывать “во плоти”, воспроизводить уже не символические начертания мыслей, а телесное бытие людей. Мы рассмотрим “повторы”, окружающие фигуру мыслителя-пророка Н. Федорова, в нескольких планах: имя и запечатленное в нем отношение к предкам; культурно-бытовой этикет мыслителя по отношению к его литературным прототипам; “общее дело” воскрешения в связи с делом переписчика и библиотекаря; оживление мертвецов у Федорова и Гоголя и его демонический подтекст. Данная статья только набрасывает эскизно те мотивы, которые, по сути, требуют гораздо более обстоятельного изложения. Хотелось бы особо подчеркнуть, что, рассматривая историческое лицо в ряду вымышленных персонажей, мы нисколько не принижаем его, а лишь пытаемся обнаружить общие культурные слагаемые “реальности” и “литературы”. В этом смысле литературоведческий подход к историческим деятелям ничуть не менее этически оправдан, чем выведение их как персонажей в литературном произведении.
Философская мысль на Руси IX-XIV вв. Особенности древнерусского богословия. Философская мысль русского средневековья XIV-XVI вв ВВЕДЕНИЕ Существует масса разнообразных мнений относительно того, что такое философия средневековой Руси. Еще говорят иначе: древнерусская философия. Хотя какая там древность, если сама история русского государства начинается примерно с IX века, когда в Европе уже сложилось раннее Средневековье. Хотя некоторые исследователи предлагают считать философскую мысль на Руси IX-XIII вв древнерусской философией, а философию XIV-XVI вв философией средневековой Руси. Как бы там ни было, сегодня в литературе по истории отечественной философской мысли мы можем встретить несколько точек зрения по этому вопросу. Представители наиболее традиционного подхода поступали просто. Исходя из современного понимания философии как особой мировоззренческой науки, изучающей проблемы бытия, мышления, познания, общества, истории, этики, эстетики и т.д., они искали в древнерусской, будем говорить так – письменности рассуждения на подобные темы и назовем это древнерусской философией.
Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическим началом. Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугублялась тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутой кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальное восприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость объема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративного звучания скульптуры.
С экспрессионизма начинается переход искусства от традиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытой энергии (визуальной, звуковой, вербальной). Энергетический потенциал искусства, занимавший в традиционной культуре фоновое место, теперь выдвигается на первый план в качестве доминирующего, что абсолютизируют затем многие направления и творческие личности модернизма и постмодернизма. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ, (1866–1944), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября(4 декабря)1866г. в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871- 1885 жил с родителями в Одессе,где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы).
С определенной долей вероятности можно выделить тот отрезок времени, на который пришлось столь значительное в его жизни событие. Для этого, основываясь на документах и сведениях, которые дошли до нас от разных периодов русского средневековья, следует представить, как поставлено было в те времена дело обучения художеству, каковы были взгляды той эпохи на искусство. В современном нам искусствоведении общепринятой стала мысль, что сложение Рублева как самостоятельного, со своим стилем и художественным лицом мастера относится к 1390-м годам. Это согласуется и с приблизительной датой его рождения — около 1360 года. Тридцатилетие на Руси в ту эпоху считалось порой зрелости, полноты человеческой личности. Оно имело значение и для общественной оценки человека, давало, например, право для получения священнического сана. Можно пред положить, что с наступлением тридцатилетия и в среде иконописцев талантливому, с вызревшим мастерством художнику полагалось давать дорогу к самостоятельному творчеству. Но к этому возрасту он должен был пройти все стадии обучения и затем какое-то время поработать, чтобы обрести собственный голос. Взаимоотношения учителей и учеников во все времена были одной из важнейших сторон жизни и развития искусства.
И тогда церковь как бы ''окрестила'' языческий обряд, включив его в пасхальный цикл. Так, до сих пор сохранился обычай предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.; сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен. Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщил страну к византийской и славянской и христианской культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Языческие образы христианского мира. Кроме огромного количества языческих праздников, которые христианство приняло и канонизировало, в народе, в среде, которой чужды официальные каноны, осталось много очевидных черт языческого прошлого. Прежде всего это сохранившаяся в атрофированной форме и сегодня вера в представителей так называемой ''нечистой силы''. Читаем у С.В. Максимова – этнографа, путешественника, исследователя традиций, языка и верований русского народа: в народном сознании глубоко укоренилось верование, что сонмы злых духов неисчислимы.
Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I. Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическим началом. Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой.
В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство. В условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей древнерусской культуры: архитектуры (преимущественно храмовой), иконописи, музыки (в частности, хоровой), летописания, литературы, естественнонаучных представлений. Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в Западной Европе. Более того, сама раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и другие со своими архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, не выходящими за пределы общекультурного единства и национального своеобразия.
Западно-Уральский институт экономики и права Негосударственное образовательное учреждение Лицензия № 24-0153 от 26.04.2000 Свидетельство о государственной аккредитации № 25-1070 от 19.07.2000 ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАОтечественная история ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В Х – НАЧАЛЕ ХIХ ВВ. Выполнил: студент 1-го курса (6 лет обучения) Рябов П.В. Проверил: Кирьянов Игорь Константинович, к.и.н., доц. Пермь, 2002 СОДЕРЖАНИЕ: 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ОБ АВТОРЕ МОНОГРАФИИ 3.БРАЧНЫЙ АСПЕКТ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ 4.БЫТ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ 5.ВЫВОДЫ 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1. ВВЕДЕНИЕ Данная работа представляет собой реферат по научной монографии Н. Л. Пушкаревой «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.)», выпущенной в 1997 году московским издательством "Ладомир". Сегодня, благодаря этой книге, мы можем в подробностях разглядеть жизнь женщины прошлого и сравнить ее с нынешней. Но как автору удалось услышать голоса тех, кто жил до середины XVII столетия, восстановить черты их характера? Ведь русское средневековье (X - XV вв.) и раннее Новое время не донесли до нас ни одной женской автобиографии (да и биографический жанр представлен одними житиями), ни одного авторского произведения, текст которого был бы написан женщиной и мог бы раскрыть ее мир.
Не случайно «главной» православной русской святыней стала икона «Владимирской божьей матери». «Мать - земля для русского народа есть Россия. превращающаяся в Богородицу, - заметил В. Розанов - такая женственная религиозность должна полагаться на мужей, которые несут крест, духовно водительствуют. И русский народ возлагается на святых, на старцев, на мужей. Перед ними преклоняются, слепо верят и идут за ними». Вся культура «русского» средневековья пропитана этим женственно-богородичным началом, утверждающим не столько бессмертие душ, сколь непрерывность жизни в циклическом водовороте природы. Определите своё отношение ещё к одному аспекту принятия христианства в восточном варианте. В русском православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Оно ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало движению к самоусовершенствованию в соответствии с православной христианской идеей всепрощения и бескорыстия. Но при этом не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.
Разумеется, мы упомянули лишь некоторых, но далеко не всех, из наиболее известных мыслителей русского Средневековья, но и этого вполне достаточным, чтобы с полным основанием утверждать о наличии в истории русской культуры глубокой философской традиции. Именно благодаря этому в последующие десятилетия стали возможными дальнейшее развитие и взлет философской мысли в России.Список литературы: 1) Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учетник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: 1998. – 288 с.
Мемуары последнего ценны свидетельствами о тех великих исторических событиях, участником которых был автор, о выдающихся личностях, с которыми он встречался. А ведь Трояновский был переводчиком на Нюрнбергском процессе, работал в МИДе в самые напряженные дни Карибского кризиса, хорошо знал Молотова и Хрущева, Вышинского и Громыко, встречался с Рейганом и Дэн Сяо Пином.(41,76) В издательстве "Русич" в серии "Тирания" наиболее заметная книга - впервые изданные в России воспоминания одного из фигурантов Нюрнбергского процесса и соратников Гитлера Альберта Шпееера. Биографиями же в "Тирании" представлены почти исключительно политики прошлого - Наполеон, английский король Генрих V, Александр Македонский. В научном отношении наиболее интересными Б.Соколов называет биографии Иоанна Грозного, Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца, написанные крупнейшим специалистом по истории русского средневековья и мастером биографического жанра Русланом Скрынниковым. Одна из новинок "Тирании" - биография Отто фон Бисмарка, принадлежащая англичанину Алану Палмеру. До этого о Бисмарке на русском языке вышла только одна книга В.Чубинского, неоднократно переиздававшаяся и написанная с марксистских позиций.
Это Житие сохранилось в поздних рукописях (не ранее XV века) и только на русском языке, причем в обработке русского средневекового книжника: так, например, святой назван здесь "предстателем Русской земли", а родным городом Бравлина оказывается Великий Новгород. Тем не менее еще в прошлом веке выдающийся русский византинист В. Г. Васильевский в своем классическом исследовании памятника доказал, что само Житие сурожского святого, в том числе и рассказ о его посмертных чудесах, составлен греческим автором и, вероятно, не позднее конца X века; поход Бравлина исследователь относил к концу VIII или началу IX века. Крымский поход Бравлина действительно имел много общего с корсунским походом князя Владимира. Многочисленная русская рать "пленила" весь юг Крымского полуострова - "от Корсуня и до Корча" (Керчи). Был захвачен и Сурож, родной город святителя Стефана. Князь, "изломив" силою железные врата, вступил в город и подверг его жестокому разграблению; была осквернена и разграблена церковь святой Софии и гробница святителя.
![]() | 978 63 62 |