![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Биология |
Эволюция и происхождение человека | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Опубликовал три крупные работы по геологии: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) и «Геологические наблюдения над Южной Америкой» (1846). Особое значение имели разработанная им теория происхождения коралловых рифов и подготовленный под его редакцией труд «Зоология» (т. 1—5, 1839—43). Позднее вышла монография Д. «Усоногие раки» (т. 1—2, 1851—54). Основной труд — «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» — вышел в свет в 1859 (первый набросок теории эволюции сделан Д. в 1842, первое сообщение в печати — в 1858). В этом труде Д. показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли естественным путём от др. видов, существовавших ранее; наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создаётся путём естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. В 1868 Д. опубликовал второй капитальный труд — «Изменение домашних животных и культурных растений» (в 2 тт.), который явился дополнением к основному труду и куда, помимо сведений о выведении полезных для человека животных и растений посредством искусственного отбора , вошла масса фактического доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека. В 1871 Д. опубликовал третий большой труд по теории эволюции — «Происхождение человека и половой отбор» где он рассмотрел многочисленные доказательства животного происхождения человека
В этой работе Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. В 1868 году Дарвин публикует второй капитальный труд - «Изменение домашних животных и культурных растений», который явился дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека. Третий большой труд по теории эволюции – «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением к нему явилась книга «Выражение эмоций у человека и животных». В эволюции взглядов Дарвина были и периоды застоя, и периоды быстрых изменений. Но, принимая во внимание слова Дарвина, который писал: «Моя теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним из компетентных судей, то это означало бы значительный шаг в науке»2, мы вправе утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс видообразования в живой природе, и потому целесообразно ориентироваться на нее. 2. Критические воззрения на теорию Дарвина Учение Дарвина опирается на объясненные им факты эволюции и само представляет основу современной эволюционной теории, однако последняя так и не могла быть создана на одном сопоставлении натуралистических фактов. Д.Осповат высказал прямо противоположную точку зрения.
Если бы Дарвин был женщиной, ему бы не пришлось так страдать (Folstad I., Karter A. J. 1992. Parasites, bright males and the im- munocompetence handicap. American Naturalist 139: 603-622). Мы неспроста вспомнили Дарвина, ведь это его теория проливает свет на назначение стероидных гормонов. Биологический смысл явления угнетения иммунной системы тестостероном объясняется теорией полового отбора— разновидностью естественного отбора. В своей второй книге об эволюции, «Происхождение человека», Дарвин пишет, что точно так же, как селекционер выводит разновидности голубей, тщательно отбирая пары для скрещивания, самки продвигают эволюцию вида, выбирая партнера по спариванию. На протяжении многих поколений, отдавая предпочтение самцам с определенными характеристиками, самки изменяют формы тела, размеры, цвет и брачную песню самцов своего вида. Именно так Дарвин объясняет появление яркого длинного хвоста у павлина, о чем мы уже говорили с вами в главе, посвященной половым хромосомам X и Y. Через 100 лет, в 7 0-х и 80-х годах прошлого века, в серии экспериментальных и теоретических работ удалось подтвердить версию Дарвина о том, что появление ярких хвостов и оперения, оленьих рогов, а также соловьиные трели и размеры самцов — результат активного или пассивного выбора самок
Даже передовые учёные, стремившиеся к познанию закономерностей природы, не избежали принципиальных ошибок. Одни из них абсолютизировали прямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитие животного мира как жёстко детерменированное изменением окружающих условий. Другие, наоборот, неправомерно увеличивали роль инстинктивно-рефлекторных «поведенческих программ» высших животных и их автономность по отношению к среде обитания. Но так или иначе обе крайности сходились поскольку допускали существование некоей нематериальной, внеприродной силы – источника «высшей целесообразности». Телеология смыкалась с телеологией. Метафизическое мышление естествоиспытателей металось между тезисами о «животной сущности» человека и о «социальности» животного мира, между концепциями катастрофизма (Ж. Кювье) и плоского эволюционизма (Ж. Сент-Илер). Правда, идея природного происхождения человека в известном смысле носилась в воздухе. Создатель первого учения об эволюции органического мира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемики с которым родился, можно сказать, дарвинизм, за полвека до появления дарвиновского «Происхождения видов» в книги «Философия зоологии», высказал мысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды.
Представление о том, что разум является свойством и порождением материи, в этом случае непригодно принципиально: информация - это не материя и не энергия, но и не идея в чистом виде, взятая сама по себе вне связи с материей. Поэтому и представление о происхождении человека как эволюции косной, инертной материи в живую, а последней в человека, обладающего новым нематериальным качеством-духовностью, оказывается несостоятельным. Информационная сущность человека отрицает его единовременное возникновение в "готовом" виде как в результате акта божественного творения, так и в виде эволюции материального в идеальное. В происхождении информационная сущность человека, не отрицая орудийного признака его разумности, фиксируется в появлении и развитии языка. Языковой признак, в отличие от орудийного, позволяет рассматривать разумность в развитии, с точки зрения ее постоянного приращения. И, что особенно важно, это позволяет рассматривать появление машинных языков с позиций приращения разумности человека, а не устранения его с исторической арены неодушевленным соперником. 117 Орудийный признак в этом случае беспомощен: он дает возможность говорить о происхождении человека, да и то в "готовом" виде, но не дает основы для представления о человеке в развитии
В этот период начались выступления общественности, осуждавшие проведение экспериментов на животных с позиции этики. Началось движение в защиту животных, и были созданы первые организации, направленные против прекращения жестоких экспериментов. В конце XIX века - в 1878 году - в Великобритании был принят первый в мире закон в защиту экспериментальных животных, регламентирующий работу с ними, предписывающий использование обезболивающих препаратов. Однако болезненные эксперименты продолжались и в XIX веке; Ч. Дарвин писал, что мысль о них не дает ему спать по ночам, вызывает тошноту. Бесправие по отношению к животным и антропоцентризм не могли не волновать Дарвина, ведь в ходе своих исследований он пришел к выводу о происхождении одного вида от другого, включая человека. Однако вынести свою теорию на суд Дарвин боялся из-за усиления предубеждений к его взглядам. В своей книге «Происхождение видов» (1859г.) в вопросе о происхождения человека Дарвин ограничился словами, что он будет освещен в отдельной работе «О происхождении человека и его истории». Только в 1971г., когда многие ученые признали общую теорию эволюции, Дарвин опубликовал свою книгу «Происхождение человека», сказав тем самым заключительные слова, как бы зашифрованные в одной фразе из его ранней работы.
Для Уайта характерно “культурологическое” объяснение целого ряда установлений человеческого общества (таких, как табу инцеста, экзогамия, эндогамия и пр.), т.е. рассмотрение их как функции культурной системы, стремящейся к стабильному существованию. Системная организация культуры, по Уайту, обуславливает не только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации, государства как целого. Неосуществленным замыслом ученого осталось написать продолжение книги “Эволюция культуры”, в которой он собирался всесторонне рассмотреть развитие культуры капитализма и ее воздействие на разные стороны жизни общества. Книга “Концепция культурных систем” должна была стать первой частью задуманной ученым работы. Часть II Лесли А. Уайт Энергия и эволюция культуры Whi e L.A. E ergy a d he Evolu io of Cul ure// Whi e L.A. he scie ce of cul ure. – .Y., 1949. – P. 363-393. “Уровень цивилизации любой эпохи, любого народа или группы народов измеряется умением использовать энергию для нужд человека.” – Джордж Грант Маккарди “Происхождение человека”. “История цивилизации превращается в историю все большего контроля человека над энергией.” – Вильгельм Оствальд “Современная теория энергетики”.
Дарвину, который кроме естественного отбора подробно рассмотрел и половой отбор, притом особо выделил «второй тип» половое отбора — благодаря большей привлекательности особи для противоположного пола. Отбор по признаку привлекательности! Отсюда всего один шаг до искомого механизма совершенствования, до ускорителя/эволюции: достаточно вместо слова «отбор» употребить «выбор», или «разборчивость», или «предпочтение», или «пристрастие», или. Или — «любовь». Заметим, что взятые в кавычки термины — сплошь цитаты из Дарвина. Правда, он оговаривался, что все эти «индивидуальные антипатии и предпочтения» определяются наличием у того или иного животного конкретных признаков, «но какие именно это признаки, мы редко или никогда не можем с уверенностью решить». Однако теперь, спустя столетие после выхода в свет его труда «Происхождение человека и половой отбор», уже можно предположить, «какие именно это признаки». ОБМАНЧИВА ЛИ ВНЕШНОСТЬ?Мы подходим к одному из главных положений. Сформулируем его как можно яснее. Чтобы получить гармоничное в данных условиях среды, высокоэнергетическое, с развитой и восприимчивой нервной системой потомство, требующееся для прогрессивной эволюции живого, особенно на последних ступенях, необходим природный механизм, который должен включать такие «узлы»: 1) выбор брачных партнеров — не случайный, но в силу определенного предпочтения; 2) предпочтение — его смысл состоит в подборе такой родительской пары, которая дала бы наиболее жизнеспособное и гармоничное потомство; 3) способность животных по внешним, фенотипическим признакам партнера угадывать и оценивать определенные свойства его генотипа — опять же ради интересов будущего потомства.
В учении о причинности французские материалисты отождествляли ее с необходимостью, а случайность характеризовалась как субъективное незнание. Опираясь на учение о причинности, Просветителям удалось вплотную подойти к теории эволюции, так Ламетри пытаясь ответить на вопрос - чем обусловлено изменение видов растений и животных, высказал ряд идей близких к идее естественного отбора. Он выступил одним из пионеров научного объяснения возникновения и развития жизни на земле: из воздуха в океан попадают зародыши живого, которые под действием солнечных лучей при высыхании океана превращаются в живые существа. Возникают простые организмы, а потом сложные (человек). Он также обосновывает тезис о происхождении человека от животных анатомическим сравнением человека и животных. Учение Дидро о единстве материи и сознания послужившей основой идеи отрицания бессмертной души, также опиралось на установки детерминизма. Отрицание сверхчувственного доопытного, врожденного знания и обоснование возможности постоянно расширяющегося и углубляющего знания - таковы основные черты теории познания Французского материализма.
Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapie s. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» — революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие.
В том числе: - материальные затраты; 300 000. - материальные поощрения и доплаты. 30 000. 2.2. Накладные расходы 31 800.Итого: себестоимость программы 361 800. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ПРОГРАММА КЛУБА «РОБИНЗОНЫ».(Абонемент 1998-1999гг.) СЕНТЯБРЬ. 1. Гигантские папоротниеи, лианы: что росло во времена диназавров и чем они питались? -биоинформина. 2. «Долина папоротников» -видеофильм. ОКТЯБРЬ. 1. На земле, в воде и в воздухе: разновидности диназавров и их поведение. -историческое путешествие. 2. «Вторжение диназавров» -видеофильм. НОЯБРЬ. 1. Отчего погибли диназавры? -гипотез-пресс. 2. Затерянные миры – вокруг нас!: Эйвельманс Б. «Следы невиданных зверей! -премьера книги. ДЕКАБРЬ. 1. Вооруженные рогами, шипами и панцирями: история появления звероящеров. -час занимательной палеонтологии. 2. Когда крокодилы летали : диковинные гиганты и лилипуты среди крылатых ящеров. -информина. ЯНВАРЬ. 1. Пращуры под водой: морские ящеры мезозоя. -час интересных сообщений. 2.На заре времен: «Земля до наших дней» -видеофильм. ФЕВРАЛЬ. 1. Медведь кодбяк, белый носорог: происхождение и эволюция древних млекопитающих. -беседа. 2. Койнозойские оледенения и животный мир ледниковых периодов. -конкурс знатоков. МАРТ. 1. Смешные копии людей: примтаы и происхождение человека. -вечер вопросов и ответов. 2. Леший по прозвищу «обезьяна»: обезьяна в народных верованиях, легендах, мифах. -литературный час. АПРЕЛЬ. 1. Они были первыми: развитие рода человека. -беседа. 2. Мастера и художники каменного века. -видеофильм. МАЙ. 1. Приведи в порядок свою планету: экология. -эковизион. 2. «Заповедный напев, заповедная даль »: история крупнейших заповедников мира. -экологическая информина.
Несколько слов о материале очерка. С первых страниц читатель озадачивается перечислением ряда геологических, астрономических и физико-химических явлений на планете, которые невозможно вписать в рамки материалистического понимания происхождения жизни. В главе о происхождении человека твердой и обоснованной критике подверглись известные нам, в том числе еще из школьных учебников находки обезьяноподобных людей, одно изображение которых у нормального человека вызывает массу отрицательных эмоций. Это и питекантроп, и эоантроп, синантроп и гесперопитек, рамапитек и австралопитек, хабилисы и эректусы. Собран уникальный материал со ссылками на серьезные научные статьи в самых авторитетных изданиях, убедительно показано, что сколько-нибудь надежных свидетельств животной родословной человека не было, и нет. Совершенно справедливо заключить, что обезьяны всегда были обезьянами, а люди – людьми! Теория эволюции в вопросе о происхождении человека от обезьяны не имеет ни одного достоверного свидетельства в свою поддержку. Хотя эти факты и признаны серьезной добросовестной частью научного мира, это почти никак не отразилось ни в учебниках, ни в справочной литературе, ни на содержании школьных и институтских программ.
Историческое заявление прозвучало в 1981 году от настоящего Папы Иоанна-Павла II. Обращаясь к Папской научной академии, он сказал, что постулат о том, что Земля и человек были созданы Богом, безусловно, остается незыблемым, но было бы ошибочно рассматривать Библию в качестве научного трактата о том, как именно была создана Земля и человек, так как Библия была написана, исходя из представлений о космологии того времени. Немного более либеральная протестантская церковь смирилась с дарвинизмом еще в конце XIX века. Президент Рочестерского теологического общества A.H. S ro g написал в своем труде Sys ema ic heology (1885): "Мы допускаем правильность принципов эволюции, но рассматриваем их только как средства божественного интеллекта". Многие, кто пытался примирить церковь с наукой, строили новые теории, которые предполагали, например, что шесть библейских дней, за которые Бог создал Землю и человека, просто длились очень долго. (Седьмой день, день отдыха, по всей видимости, длиться до сих пор). Но все эти теории спотыкались, как только речь заходила о непосредственном происхождении человека. Одна из современных эволюционных концепций об истоках жизни излагается в книге Ричарда Докинса «Эгоистичный ген».
Отправной точкой для такого воззрения стала теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза ) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека от обезьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека современного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного периода» в истории человечества так и не обнаружено. Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатировать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии. Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например, библейскому учению, она должна была быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог покарал человечество за попытку построить Вавилонскую байню «до неба».
Анаксимандр говорит также и о происхождении человека: само живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые сбросили с себя чешую и стали "сухопутными". Но человек у Анаксимандра произошел от морского животного; он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым ребенком не смог бы выжить один, без родителей, - человек вышел на сушу. То, есть можно сказать, что у Анаксимандра присутствует общая идея (конечно, в крайне неразвитой форме ) эволюции живой природы, и здесь не оставляя места сверхъестественным, божественным силам, ибо апейрон "все объемлет и всем управляет" (в апейроне же все и "исчезает по необходимости.Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и согласно порядку времени физический процесс описывается этическими терминами, что свидетельствует о ещё сохранившейся связи воззрений Анаксимандра с социоантропоморфическим мировоззрением, однако в целом Анаксимандр преодолел это мировоззрение, вышел на логико-рациональный уровень осмысления мира).
Он писал Лайелю: “Я никогда не видел более поразительного совпадения; даже будь у Уоллеса были мои наброски, сделанные в 1842 году, он не мог бы написать лучше! Их можно даже написать как заглавия частей моей книги” (Darwi , 1887, Vol. 2, p. 116). Самым объемным произведением Дарвина, написанным еще до того, как он обратился к “Происхождению человека”, то есть, даже до попыток применить эволюцию к человеку, было “Изменчивость животных и растений при одомашнивании” — два тома, 300 000 слов, опубликовано в 1868 году. Он больше не опубликовал ни одной главы “Естественного отбора”. Эванс заключает, что признание Дарвином действенности естественного отбора в отношении изменения организмов было практически полностью результатом его изучения селекции животных и растений. Очень просто, как это кажется сейчас, он сделал блестящий смелый шаг, а именно осознал, что может использовать факты и изучение селекции для понимания видов в природе. Сэр Уолтер Релей и другие делали подобные предположения ранее, но за столетия утвердилось мнение, что одомашненные виды, ничуть не похожи на дикие, будучи намного более изменчивыми в результате лучшего питания и ухода, и в случае их отсутствия могущие вернуться в дикое состояние (Eva s, p. 133). Сейчас я бы хотел дать почувствовать его язык, сначала из 6 главы большой книги, посвященной естественному отбору, где часто упоминаются одомашненные животные.
Многие выводы настраивают на оптимистический лад, но чаще факты предстают в довольно тревожном свете, однако человек – единственный активный творец своего будущего на Земле и может многое изменить. Надежда всегда остается. Шматина глины не знатней орангутанга. Алексей Толстой Это – тот закон природы, который мы не замечаем: интеллектуальная многосторонность – компенсация за изменения, опасности и проблемы. Животное, достигшее гармонии с окружающей средой, – совершенный механизм. Природа никогда не прибегает к интеллекту, пока тело и инстинкты не станут бесполезными. Где нет изменений или необходимости изменений – там нет и разума. Г. Уэллс. Машина времени Часть 1. Происхождение и эволюция человека. Восхождение к вершине? Проблема антропогенеза (происхождение человека) и теория биогенеза (происхождение жизни) являются, пожалуй, самыми сложными проблемами биологического эволюционизма. Особенно сложно решение проблемы начала. Как считал Аристотель, начало больше половины целого. Если данные аспекты эволюции рассматривать, основываясь исключительно на теории биологической эволюции, то тогда этот путь неизбежно будет тупиковым.
При таком отношении к бытию вполне понятно, почему в тейярдизме отсутствует как таковое учение о творении и Боге как Творце. Бог лишается качества быть Творцом, потому что материя представляется вечно эволюционирующей. "Я верую, что Вселенная есть Эволюция"5, с. 137, орфография авторская]. "Я предаюсь смутной вере в Единый и непреложный мир"5, с. 144. При этом "живой бог" не отрицается, но вполне пантеистически смешивается с самой материей. Шарденовский "бог" действует эволюционным путем во всех областях — в "творении, искуплении, откровении, освящении."5, с. 205. По сути своей Тейяр де Шарден предлагает вполне пантеистическое учение. О себе самом он свидетельствовал:"По природе своей души я всегда был естественным пантеистом"цит. по 6, с. 49. Читая Тейяра, возникает ощущение, что он и не нуждается в специальной критике: его афористические мысли очевидным образом противоречат Библии и всему святоотеческому учению. Об эволюционном происхождении человека Тейяр де Шарден пишет безапелляционно: "Происхождение человека эволюционным путем., его эволюционное происхождение, повторяю, для науки не представляет сегодня уже никаких сомнений (выделено автором).
![]() | 978 63 62 |