телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАЭлектроника, оргтехника -30% Товары для животных -30% Бытовая техника -30%

все разделыраздел:Религия

Эсхатологические ожидания в Киевской Руси в конце XI - начале XII в.

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
При этом следует иметь в виду, что, например, древнейший русский список "Сказания о Христе и антихристе" Ипполита Римского читается в рукописи XII в., в которой сохранились также толкования на книгу пророка Даниила того же автора(16). Летописец нигде не ссылался на "Сказание" Ипполита Римского, но зато толкования на книгу пророка Даниила были использованы им (в статье 1111 г., также посвященной борьбе с измаилтянами-половцами)(17); причем есть основания полагать, что это тот самый летописец, который привлекал для подтверждения своих мыслей "Откровение Мефодия Патарского" (см. ниже). В сочинениях Ипполита (и прежде всего, в "Сказании") приведены многие дополнительные подробности, касающиеся обстоятельств пришествия антихриста и тех "мерзостей и пагуб", которые это должно принести человечеству. Как мы увидим, эти подробности не только могли быть известны древнерусскому летописцу, но и почти наверняка учитывались им при оценке событий, происходивших в окружающем мире. Среди признаков и примет приближающегося конца света древнерусский книжник должен был отмечать самые разные явления и знамения — как небесные, так и вполне земные. В их число входили нашествия "ратных", голод, болезни, прочие бедствия, солнечные и лунные затмения, "течения" звезд, других небесных тел и т. д. О том, что все эти явления предвещают второе пришествие Христа, свидетельствовал текст Священного Писания (ср., напр., Лк. 21, 25. 26). От христианина прямо требовалось различать эти "знамения времени" (ср. Мф. 16, 3; Лк. 12, 56), т. е. тщательно следить за ними и по возможности правильно их истолковывать. Русские летописи, как, впрочем, любые средневековые хроники, наполнены описаниями таких знамений и чудесных явлений. Все они — по прямому указанию Священного Писания — воспринимались, прежде всего, в эсхатологическом ключе, как возможное свидетельство приближения "последних времен". Правда, сами летописцы достаточно редко прямо говорили об этом. Так, в Летописце Переяславля Суздальского (памятнике в своей основе XIII в., но сохранившемся в рукописи 60-70-х гг. XV в.) читаем под 1203 г.: "Тое же зимы быша знамения многа на небеси. Едино же от них скажем: бысть в едину нощь потече небо все, и бысть чръмно по земли, и по хоромам снег Мнети же всем человеком зряче, акы кровь пролиана по снегу. Видеша же неции течение звездное на небеси, отръгахуть бо ся звезды на землю, мнети видящим, яко кончину приспевшю "(18). Другое свидетельство датировано 1230 г., но сохранилось лишь в летописях конца XV в. (что, в принципе, дает основание видеть здесь отражение эсхатологических представлений именно этой эпохи): "Того же лета быша знамения многа, от нихже едино скажем: в Киеве всем зрящим бысть солнце месяцем, явишася обапол его столпи червлены, зелени, сини; таже сниде огнь с небеси, аки облак велик над ручаи Лыбеди, а людем отчяявшимся живота, мнящим кончину "(19) (Впрочем, представление о "гибели" солнца как явственном признаке гибели всего мира, по-видимому, было свойственно еще языческому славянскому обществу(20).) В других случаях (например, при описании знамений, происходивших в XI—XII вв.) летописец не упоминает прямо о "кончине" мира, хотя, по всей вероятности, подразумевает ее.  Наиболее же очевидным признаком приближения "последних времен" для древнерусского книжника (в полном соответствии с "Откровением Мефодия Патарского" и всей византийской традицией) являлись все-таки нашествия иноплеменников-"измаилтян".

Легенды о Йаджудж и Маджудж и стене Зу-л-Карнайна пользовались большой популярностью в мусульманском мире, предпринимались даже специальные экспедиции для отыскания знаменитой стены. Как представляется, в сочинении Ибн Фадлана и ряда других арабских авторов (преимущественно XII—XIV вв.) отразилась традиция, согласно которой народы Йаджудж и Маджудж жили на Крайнем Севере, к северу от Волжской Болгарии, т. е. как раз в тех районах, куда их помещал русский летописец(34). (Вместе с тем существовала и другая традиция, также отразившаяся в мусульманских географических сочинениях, согласно которой "стена Зу-л-Карнайна" находилась где-то на востоке, вблизи границ Китая, т. е., очевидно, отождествлялась с Великой Китайской стеной.) Можно полагать, что традиция, размещавшая Йаджудж и Маджудж и "преграду Александра Македонского" вблизи Волжской Болгарии, имела местное, вероятно, болгарское происхождение и основывалась, по крайне мере, отчасти на местном фольклоре и реалиях жизни северных народов(35). В самой Волжской Болгарии утвердилось мнение, согласно которому знаменитый поход Александра Македонского проходил через территорию их страны(36), а город Булгар, столица государства, основан именно Александром Македонским(37). Более того, цари Волжской Болгарии стали выводить свою родословную непосредственно от великого полководца. "В городе Булгар, — читаем в сочинении персидского автора XII в. Наджиба Хамадани, — имеется их падишах, который является одним из потомков Зу-л-Карнайна"(38). Легенды об Александре Македонском и его войнах на Крайнем Севере вошли и в фольклор самих северных народов, что зафиксировано (правда, для середины XVII в.) архидиаконом Павлом Алеппским, посетившим Москву в 1655—1656 гг. По его словам, некий северный народ "лопаней" (лопарей?), известных также как "людоеды" ("самоядь"?), "восстал в древности против Александра, как мы узнали от них через переводчиков"(39). Таким образом, мы видим, что в русской летописи нашла отражение достаточно устойчивая традиция размещения племен Гога и Магога на крайнем севере (или северо-востоке) Восточной Европе, свойственная, прежде всего, восточному миру. В свое время крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов, анализируя источники летописной статьи 1096 г., пришел к выводу о том, что двукратное обращение в этой статье к "Откровению Мефодия Патарского" есть плод работы двух разных летописцев, одного из которых он отождествил с создателем 1-й редакции, а другого — 3-й редакции Повести временных лет(40). Этот вывод основывается на наличии определенных внутренних противоречий в тексте статьи, а также заметных следов редакторского вмешательства в текст; в то же время остается не выясненным до конца, какой именно текст принадлежит первому, а какой — второму из составителей летописи(41). В любом случае следует согласиться, что двукратное обращение к "Откровению" свидетельствует об актуальности этногенеалогических и эсхатологических сюжетов в древней Руси в конце XI — начале XII в. Летописец, автор большей части этнографического экскурса в статье 1096 г. (в том числе и комментария к рассказу Гюряты Роговича), сообщает о себе некоторые биографические сведения, которые позволяют отождествить его с тем летописцем, который рассказывал о своем пребывании в Ладоге и беседах с ладожанами относительно различных чудесных явлений на Крайнем Севере ("за Югрой и за Самоядью") в летописной статье 6622 (1114) г. (эта статья читается лишь в Ипатьевской летописи)(42).

Люди Средневековья (в том числе и книжники древней Руси) относительно полно представляли себе картину "последних времен". Описания конца мира содержатся как в новозаветных (все четыре Евангелия, Деяния и Послания апостолов и, особенно, Откровение Иоанна Богослова), так и в ветхозаветных книгах (книги пророков Исаии, Иезекииля, Даниила и др.). Подробно описываются знамения и признаки конца света и в целом ряде авторитетных переводных сочинений, хорошо известных в древней Руси. Первым в числе этих сочинений следует назвать т. н. "Откровение Мефодия Патарского" — произведение неизвестного византийского автора, приписываемое Мефодию, епископу города Патар в Малой Азии (III—IV вв.), но написанное позже (по разным предположениям, в IV—VI вв.)(11). Это сочинение, по крайней мере, дважды было процитировано киевским летописцем (оба раза в статье 1096 г.)(12) и один раз — автором суздальской летописи (в статье 1223 г.)(13) — причем все три раза именно в связи с рассуждениями о приближающейся кончине мира. Это заставляет нас более подробно остановиться на его содержании.   Выстраивая картину "последних времен", автор "Откровения" уделил особое внимание нашествиям "измаилитов" (по-другому, "агарян" или "сарацинов"), потомков библейского праотца Измаила и его жены Агари; византийцы относили к ним, прежде всего, арабов-мусульман, а впоследствии также и различные племена тюркского происхождения, в частности, турков-сельджуков. На Руси в XI—XII вв. под "измаилтянами" понимали, прежде всего, половцев и других родственных туркам кочевников южнорусских степей. При приближении конца света, писал автор "Откровения", эти "измаилитские" народы должны выйти "на казнь христианам" из "Ефрива" (Ятриба, или Етривской пустыни в Аравии, в греческом подлиннике: ? ? ?; впоследствии Медина), куда их предки были заточены еще в библейские времена израильским судией Гедеоном. "И сугуб будет ярем их на выи въсех язык, не будет же цесарство на земи, еже възможет победити их даже до числа времен седморичныих, 77, и по сем побеждени будут цесарством гръчьскыим и повинутся ему", — пророчествовал псевдо-Мефодий и далее подробно описывал все те ужасы, которые должно принести народам нашествие измаилтян. Скорбь от их нашествия будет не единственной; к ней приложатся и другие "язвы" (по выражению Апокалипсиса), которые поразят мир. "Въ время же оно умножится скръбь на человецех и на скотох, и будет глад и губительство и тле, и растлени будут человеци по лицу въсея земля, якы пръсть на въсек день". Когда же торжество измаилтян будет казаться полным, внезапно "въстанет на ня цесарь елинъскыи, сиречь гръчьскы, с яростию великою и въздвигнет оружие на ня в Ефриве отечьстве их, и попленит жены и чяда их, а на живущую в земи обетованнеи сънидут сынове цесареви с оружием и потребят их от земя, и нападет на них страх отвъсюду И въси плъци их сущии на земли их в руце грьчьскаго цесаре предадятся оружием и пленом и пагубою и съмрътию, и будет иго цесаре гръчьскаго на них седьм седмицею, паче еже бе иго их на гръцех " Тогда на земле наступят "тихость великая" и радость, каких никогда не бывало прежде.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Тайны русской веры. От язычества к империи.

Жизненный путь Феодосия известен нам по его Житию, написанному в конце XI — начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором18. Согласно Житию, Феодосий уже в детстве, избегая игр и забав, прославился подвигами во имя Божие и снискал за это Божию благодать и вечное спасение. Юношей он пришел к монаху Антонию, основателю Печерской (т. е. устроенной в пещерах) обители под Киевом. Позднее, по воле Антония, Феодосий был избран игуменом Киево-Печерского монастыря. И в годы его управления этот монастырь стал едва ли не самым значительным церковным центром Киевской Руси. История свидетельствует, что Феодосий не чурался и мирских забот. Напротив, он самым активным образом участвовал в политических событиях, развернувшихся в 60–70-е гг. XI века в Киевском государстве — в борьбе сыновей Ярослава Мудрого за великокняжеский престол (игумен Феодосий Печерский поддерживал Изяслава Ярославича). Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитии отечественной религиозно-философской мысли. Дело в том, что он стал одним из первых и в то же время ярких представителей византийского, мистико-аскетического толкования христианского вероучения в Древней Руси

скачать реферат Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности

ОглавлениеВведение Глава I. Социальное и политическое развитие Киевской Руси в IX- начале XII вв. 1. Образование Древнерусского государства 2. Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на усиление личной власти и укрепление единого государства 3. Внешняя политика киевских князей 4. Возникновение нового общественного класса- духовенства Глава II. Политический распад Руси. 1. Раздробленность на Руси. Характер политической власти в период раздробленности 2. Система управления русскими землями в период монголо-татарского ига. Заключение Литература Приложение Введение Каждая эпоха нуждается в осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это потому, что меняется сам мир, мы сами - поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества. История Киевской Руси, несомненно, большой отрезок всемирной истории. Чем дорога нам эта эпоха? Как взаимосвязана с современностью? Сегодня нужно вернуть интерес к своему прошлому.

Ящик, 50 литров, 530x370x300 мм.
Ящик для хранения сэкономит место и поможет поддерживать идеальный порядок. Ящик без колес. Материал: пластик. Цвет: прозрачный. Объем: 50
640 руб
Раздел: Более 10 литров
Кружка "Пистолет", черная, с позолоченной ручкой.
Кружка для решительных мужчин и смелых женщин. Оригинальный дизайн позолоченной ручки, имитирующей рукоять пистолета, делает эту вещицу
629 руб
Раздел: Кружки
Пистолет с мыльными пузырями "Batman", 45 мл (свет, звук).
Что может быть веселее, чем устроить мыльное шоу с пузырями или мыльные перестрелки, обстреливая своих соперников каскадом маленьких
371 руб
Раздел: С выдувателями, на батарейках
 Восточные славяне и нашествие Батыя

Перчатки отделывались по внешней стороне вышивкой, кружевами, жемчугом или даже драгоценными камнями. Япончица не из Японии В Древней Руси распространена была и широкая, просторная накидка с капюшоном япончица, которую впоследствии стали называть епанчой. Завезена она была с арабского Востока. Ее носили чаще всего как дождевик; для того чтобы епанча лучше оберегала от влаги, сукно или войлок, из которого была она сделана, пропитывали олифой. В конце XVII века епанча с драгоценной застежкой под подбородком, расшитая цветными узорами, превратилась в торжественную придворную одежду, а в XVIII веке стала форменной одеждой солдат и офицеров, напоминая современную армейскую плащ-палатку. Клобук В конце XI начале XII века, вскоре после принятия на Руси христианства, монахи и монашествующие священники стали носить черные округлые шапочки с покрывалом, опускающимся на плечи и грудь. По плечам концы покрывала имели плавные вырезы. В более поздние времена монахи и почти все монашествующие священнослужители носили черные клобуки

скачать реферат Славяне

В Киевской Руси с середины X века. С XII века вятичи находились в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах Древляне - союз восточнославянских племен в VI - X веке к северу до Припяти, между реками Случь и Тетерев. С конца IX века данники Киевской Руси. После Древлянского восстания в 945 году полностью подчинены Киевскому князю Дулебы - союз восточнославянских племен на территории Западной Волыни. В VII веке подверглись нашествию аваров. С X века в Киевской Руси под именем бужан и волынян Бужане - группа восточнославянских лемен, живших в верховьях Западного Буга. В конце X века вошли в состав Древнерусского государства Тиверцы - союз восточнославянских племен по Днестру и близ устья Дуная. Участвовали в Царьградских походах 907 и  944 годов. В составе Древнерусского государства с середины X века. В конце XI - начале XII века большая часть тиверцев отошла под натиском кочевников к северу Северяне - север, севера - союз восточнославянских племен в VIII - X веке в бассейнах рек Десна, Сейм и Сула.

 Быт и нравы Древней Руси

Причины внешнего порядка можно искать в социальном кризисе, разразившемся на Киевской земле в конце XI — начале XII в. По мнению И.Я. Фроянова, осложнению социальной ситуации способствовали княжеские междоусобия, многочисленные рати «от половец», засуха 1092 г., повлекшая за собой голод и смерть. Распад родоплеменного строя и формирование территориально-общинных союзов привели к потере рядовым населением обычного в догосударственную эпоху механизма защиты в лице родовой организации. Общество вступило в эпоху гражданского развития. Старый родовой механизм поддержания социального равновесия был сломан, а новый был еще очень несовершенен. «Страсть к богатству стала повседневной приметой быта княжеско-дружинного сословия. Отсюда произвол и насилия, чинимые над простыми киевлянами». Вина за нестроения во многом лежала и на княжеской власти. Беспорядки умножались либо с попустительства, либо с прямым ее участием. Великий князь Всеволод Ярославич, когда в результате беспокойной жизни, устроенной ему докучливыми «сыновцами», «печали въсташа и недузи ему, и приспеваше к нимъ старость; и нача любити смыслъ уных, и светъ творяше с ними; си же начаша и заводити и негодовати дружины своея первыя, и людем не хотети княже правде

скачать реферат Экономические и политические предпосылки феодальной раздробленности

Многообразны были и культурные связи Древней Руси как с Византией и арабским Востоком, так и с Западной и Центральной Европой, балканскими славянами. Объединение восточнославянских земель под эгидой Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением феодальных отношений и возникновением раннефеодального государства. Но государства этого типа, как известно, не отличаются внутренней прочностью. Дальнейшее развитие феодальных отношений, прежде всего крупной феодальной земельной собственности, неизбежно ведет к распаду таких политических объединений. Киевская Русь, хотя и оказалась долговечнее большинства аналогичных государственных объединений, все же была обречена на переход к феодальной раздробленности. В конце XI — начале XII вв. Древнерусское государство под влиянием объективных причин распалось на множество мелких княжеств, враждовавших друг с другом до потери политической, экономической и социальной силы древнерусских земель, превратив страну из одной из самых влиятельных держав в Европе в почти беспомощную добычу для монгольских завоевателей.

скачать реферат Общественно-политическая мысль Древней Руси. «Книжные представления». Сфера идеологий.

К этому же времени относится и сочинения митрополита Никифора, которые хотя и написаны греком по-гречески, но при этом они написаны на Руси русским митрополитом для русских, следовательно, не могут быть уравнены с простыми переводами. В них князья называются «избранными от бога» неоднократно. Концепция «власть от Бога» начинает использоваться уже не просто как общетеоретическое положение, а в привязке к конкретному политическому материалу. В последующий период она завоевывает определенные позиции в летописной традиции, генетически связанной с ПВЛ. Свидетельство тому - наличие признаков влияния концепции как в Лаврентьевской, так и в Ипатьевской летописях. Что послужило причиной того, что в начале XII века концепция «власть от Бога» переживает период активизации? Мы вправе предполагать причины двух видов: во-первых, причины внешние - изменения социально-политической ситуации в стране, те или иные исторические события; во-вторых, внутреннее развитие самой идеологии. Причины внешнего порядка можно искать в социальном кризисе, разразившемся в киевской земле в конце XI - начале XII века. По мнению И.Я.Фроянова, осложнению социальной ситуации способствовали княжеские междоусобия, многочисленные рати «от Половец», засуха 1092 года, повлекшая за собой голод и смерти.

скачать реферат Проект областного бюджета Ярославской области

Основан в конце XIV в. В 1686 г. на месте древнего Зачатьевского храма построен первый каменный собор. Фрески собора, написанные в 1689-1690 гг., относятся к лучшим образцам монументальной живописи Ростова. Два других храма - Димитриевский (1801) и Яковлевский (1836) - расположены на одной линии с Зачатьевским собором в направлении с севера на юг. В 1991 г. монастырь вновь стал действующим и уже значительно восстановлен. На другом конце города также на берегу озера расположен Авраамиев Богоявленский монастырь - один из древнейших в Северо-Восточной Руси (основан в конце XI - начале XII вв. Главный собор его- Богоявленский (1553 г.) - построен в честь взятия Казани по повелению Ивана Грозного. Собор объединяет собой пятиглавый храм, колокольню, шатровый придел и бесстолпный придел. Вместе они усложненной композицией и галереями сильно напоминают собор Василия Блаженного в Москве, построенный в честь того же события. Древний город Борисоглебск берет начало со времени строительства в глухих лесистых местах в 18 км от Ростова Борисоглебского монастыря в 1363 году.

скачать реферат Гида

В латинском описании первой половины XII в. посмертных чудес Св. Пантелеимона, покровителя кёльнского монастыря, рассказывается о чудесном исцелении «русского короля» Мстислава-Харальда в конце XI — начале XII в.: он подвергся нападению медведя и едва не умер; мать же (названая в источнике по имени — Гида) ухаживала за ним и указала путь к его спасению, узнав в отроке, явившемся к князю в сонном видении, святого целителя Пантелеимона. Из того же источника известно, что Гида «уже давно просила» сына, чтобы «тот с миром и любовью отпустил ее в Иерусалим»; когда же сын ее стал выздоравливать, она «с радостью исполнила обет благочестивого паломничества». Точное время, когда случилось это чудо, неизвестно (по В. А. Кучкину — конец 80-х — начало 90-х гг. XI в.; по А. В. Назаренко — 90-е гг., «за некоторое время до 1099 (1098) г.»; возможно, еще позже). Во всяком случае, в начале 1097 г. Гида была еще жива и находилась на Руси (она, не названная по имени, упоминается в знаменитом письме Владимира Мономаха князю Олегу Черниговскому).

Деревянная игрушка "Металлофон".
Каждая нота на металлофоне имеет свой цвет. Ударяя по разным пластинкам палочкой, ребенок извлекает разные звуки, складывает их в ритмы и
339 руб
Раздел: Ксилофоны, металлофоны
Глобус Земли, физико-политический, рельефный с подсветкой, 250 мм.
Глобус Земли физико-политический, с подсветкой, работает от сети. На карту глобуса нанесены страны мира, названия городов и другая
908 руб
Раздел: Глобусы
Средство для умягчения воды Calgon "2 в 1" (1,6 кг).
Эффективно смягчает воду и предотвращает образование накипи, защищая все важные детали вашей стиральной машины. С Calgon ваша стиральная
573 руб
Раздел: Для очистки стиральных машин
скачать реферат Ростов Великий

Эти сооружения сравнивают с Грановитой палатой Московского Кремля. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, расположенный на берегу озера Неро, первым привлекает взоры путешествующих по трассе Москва-Ярославль. Основан в конце XIV века ростовским епископом Иаковом. Первый каменный храм - Зачатьевский собор, был построен в 1686 году. В 1709 году в этом храме был похоронен митрополит Димитрий, ставший одним из самых почитаемых русских святых. Фрески Зачатьевского собора, написанные в 1689-1690 годах, относятся к лучшим образцам монументальной живописи Ростова. Во второй половине XVIII века сооружены келейные корпуса, колокольня и ограда, возведен огромный Димитриевский собор. В 1836 году была построена церковь, освященная в честь основателя монастыря. Ныне - монастырь вновь стал действующим. В 3 километрах от монастыря у древней переправы на реке Ишне находится деревянная церковь Иоанна Богослова (80-е годы XVII в.). Это единственный деревянный храм, сохранившийся в Ярославской области. Согласно легенде, он построен без единого гвоздя. На другом конце города, на берегу озера, расположен Авраамиев Богоявленский монастырь - один из древнейших в Северо-Восточной Руси (основан в конце XI - начале XII вв.). Главный монастырский храм - Богоявленский собор (1553 г.) - построен царем Иваном Грозным в честь взятия Казани.

скачать реферат Международные отношения Киевской Руси X – нач. XII вв.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Историко – филологический факультет Кафедра отечественной истории ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Международные отношения Киевской Руси X – нач.XII вв.» Выполнила студентка: V курс ОЗО Мурманск Содержание Вступление Глава 1. Становление древнерусской дипломатии 1.1 Освоение торгового пути «из варяг в греки». Содержание и значение русско- византийских договоров Олега и Игоря 1.2 Внешнеполитический курс Древней Руси в период правления Святослава. Дипломатия князя – воина 1.3 Христианизация Руси и её последствия: укрепление международных позиций Руси Глава 2. Дипломатический курс Древней Руси в XI – начале XII веков 2.1 Поиски новых путей укрепления международных позиций Руси. Династические браки правящей династии 2.2 Древняя Русь и Византия. Особенности Русско – византийских контактов в эпоху Ярослава Мудрого 2.3 Борьба с печенегами. Укрепление позиций независимости Руси Глава 3. Международное положение Древнерусского государства накануне удельного периода 3.1 «Крестовые походы» Владимира Мономаха 3.2 Использование древнерусскими князьями внешних сил в борьбе за Киевский престол.

скачать реферат Крещение князя Владимира

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.«Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития».

скачать реферат Некоторые аспекты управления Империей

Управление осуществлялось на принципах широкой самостоятельности наместников, от которых требовалось выполнение только двух условий-обязательств: признание верховной власти царя-хана и своевременная неукоснительная выплата установленной дани. Логично предположить, что подобная система взаимоотношений "центра" и "регионов" фиксировалась в виде договоров между царём-ханом и наместниками. Оказывается, что это предположение подтверждается анализом дошедших до нас источников. Вот какие интересные наблюдения сделал Р.Г.Скрынников36: "Крупная феодальная вотчина возникла уже в Древней Руси. Наиболее основательно в литературе исследован процесс возникновения крупного землевладения в Новгородской земле". "Древнейшие законодательные памятники и летописи подтверждают вывод об активном процессе формирования феодального землевладения на Руси (в виде княжеского домена, а также однотипной с ним боярской вотчины) в конце XI - начале XII в." ".княжеский домен в конце XI-XII в. формировался в первую очередь за счёт окняжения крупных крестьянских волостей". "Становление княжеского домена - собственности главы государства - оказало значительное влияние на политическую структуру русского общества.

скачать реферат История Украины

Пигаса была проведена -реформа церковного пения, которая противопоставила католическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по- нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа- подобного Пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже было перенесено в Россию, заменив там монотонное пение. , ^ . В портретной -живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влияния. Произошло перемещение центра политической и культурной жизни в Киев, т. к.; — Киев был столицей Киевской Руси; а в начале "17 в. — крупнейший город в Приднепровье (15 тыс. жителей), важный ремесленный, торговый и культурный центр; — находился па юго-восточной окраине Речи Посполитой, что затрудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество; — с 1620 г. Киев — снова религиозный центр православия на Украине. 9. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА УКРАИНСКОГО НАРОДА СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА Весной 1648 г. на Украине'вспыхнуло грандиозное народное восстание, под руководством Богдана Хмельницкого, которое изменило политические отношения в Восточной Европе, а в истории украинского народа стало моментом переломного значения. 40 ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОСВОБОДЯТЕЛЬНОЯ ВОЙНЫ Причины освободительной войны: усиление феодальной эксплуатации со стороны польских помещиков, старост и арендаторов-евреев; насилие польской администрации над мещанами и мелкопоместной украинской шляхтой; недовольство реестровых казаков гнетом старшины; притеснение православия и распространение унии и католичества на Украине.

Пакет полиэтиленовый с вырубной ручкой "Золотая полоса", ПВД, 40х47 см, 55 мкм, 50 штук.
Пакеты ПВД - прочны при растяжении и сжатии стойки к удару и разрыву устойчивы к проколам и поперечным разрывам. При больших нагрузках
361 руб
Раздел: Пакеты для продуктов
Лото для самых маленьких "О чем мечтают мальчики".
Детское лото рекомендуется для самых маленьких. Эта простая и увлекательная игра может стать незаменимым помощником в воспитании и
363 руб
Раздел: Лото детское
Рюкзак для средней школы "Мамба", 46x34x18 см.
Рюкзак для средней школы. 2 основных отделения, 4 дополнительных кармана. Формоустойчивая спинка. Ремни регулировки объема. Материал:
978 руб
Раздел: Без наполнения
скачать реферат Образование в средневековой Германии

Программа городских школ по сравнению с программой церковных имела более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов.

скачать реферат Российский народ и формирование общества в России

Российский народ и формирование общества в России Быстрянцев С.Б. Рамки настоящей работы не позволяют рассмотреть все проблемы, возникающие в связи с обоснованием характеристик совокупности индивидов, включенных в социальную группу, именуемую "Российским обществом". Мы подчеркнуто абстрагируемся от политико-культурного, этно-социального и религиозного аспектов данной проблемы. Согласно контрактной модели неоинституционализма общество не появляется до тех пор, пока не заключен "договор о рабстве" или конституционный договор, приходящий на смену "договору о рабстве". Общество выступает результатом возникновения в поведении индивидов "ориентации на другого" в силу заключенного договора об ограничении захвата и защиты, последующей институциализации прав собственности. Становящееся общество инициирует договорное установление государства как агента по защите прав собственности. Согласно классическим историческим исследованиям современная Россия является наследницей Московской Руси, которая стала образовываться на обломках Киевской Руси под кристаллизующим началом православного христианства, находящегося в оппозиции к язычеству кочевников, с одной стороны, и католическому христианству, с другой стороны [Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992. С.147]. Россия эволюционировала в качестве государства с крепостной организацией социальной системы.

скачать реферат Крещение Руси

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу". В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.

скачать реферат Древнерусские «вои» в начальном летописании

В противном случае исследователь может стать жертвой научной «логики», свойственной, как указывалось выше, И.Я.Фроянову и его ученикам: когда некое априорное положение (например, о «воях» как о народном войске) принимается в качестве аксиомы, а затем оно как, якобы, доказанное и общепринятое ложится в основу последующих построений. В итоге вся конструкция рискует превратиться в систему «пустых множеств». При рассмотрении сообщений начального летописания нужно, разумеется, учитывать легендарность абсолютного их большинства. Ведь они оставлены летописцами, работавшими в конце XI — начале XII вв., а характеризуют зачастую эпоху, отстоящую от их времени на 100 — 150 лет. Немецкий исследователь древнерусского веча Клаус Цернак совершенно справедливо заметил по этому поводу: «По всей видимости, с историко-критической точки зрения, более невозможно, опираясь на столь сомнительную источниковую базу, прослеживать в X в. следы историко-правового явления (К.Цернак имеет в виду вече — П.Л.), которое надежно засвидетельствовано только для последней четверти XI в.»9 Однако, думается, необходимо иметь в виду, что для нас имеет значение не только историческая реальность, стоящая за этими сообщениями, но и представления о ней, сложившиеся позднее.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.