телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАТовары для детей -30% Товары для дачи, сада и огорода -30% Одежда и обувь -30%

все разделыраздел:Религия

О язычестве в Древней Руси

найти похожие
найти еще

Чашка "Неваляшка".
Ваши дети во время приёма пищи вечно проливают что-то на ковёр и пол, пачкают руки, а Вы потом тратите уйму времени на выведение пятен с
222 руб
Раздел: Тарелки
Фонарь желаний бумажный, оранжевый.
В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки - 100% полностью на русском языке. Форма купола "перевёрнутая груша" как у
87 руб
Раздел: Небесные фонарики
Карабин, 6x60 мм.
Размеры: 6x60 мм. Материал: металл. Упаковка: блистер.
44 руб
Раздел: Карабины для ошейников и поводков
О язычестве в Древней Руси Тема славянского, (в частности восточнославянского) язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего “патриотические”, в том числе ультра-“патриотические”) пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не уникальна. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой проблеме привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях : от сугубо академических штудий до совершенно фантастических построений. Даже для специалиста ориентация в этом массиве изданий - дело далеко не простое. Не претендуя на исчерпывающие характеристики, попытаемся наметить здесь некоторые ориентиры. Прежде всего обратим внимание на своеобразие источниковой базы, на которую вынуждены опираться исследователи. Вот как характеризует ее один из крупнейших специалистов в области изучения восточнославянского язычества В. Н. Топоров: “Источники сведений о богах довольно разнообразны, но среди них нет ни одного прямого, достаточно полного и, главное, “внутреннего”, представляющего саму языческую традицию источника, который можно было бы признать вполне надежным и адекватным передаваемому содержанию. Информация о богах заведомо неполна, обычно дается в освещении “внешнего” наблюдателя с неизбежными ошибками, искажениями, вне соответствующего контекста. Среди источников, содержащих сведения о богах, существенное место занимают средневековые письменные тексты: сочинения Прокопия “О войне с готами” VI в. и отдельные свидетельства более поздних византийских авторов, описания арабскими авторами славянских земель, средневековые хроники, анналы, исторические сочинения: таковы русская начальная летопись “Повесть временных лет”, “Хроника” Титмара Мерзенбургского (около 1012-1018 г.), “Деяния гамбургских епископов” Алдама Бременского (около 1074-1075 гг.), “Славянская хроника” Гельмольда (около 1167-1168 гг.), три биографии Оттона, епископа Бамбергского (середина XII в.); скандинавские источники “Деяния датчан” Саксона Граматика (2-я половина XII в.) и др.; сочинения раннехристианской эпохи полемического характера (проповеди, обличения, “слова” против язычества) и т.п. Сюда же нужно отнести некоторые старые тексты с упоминанием богов (“Слово о полку Игореве” и т.д.). В качестве вторичных источников следует рассматривать сочинения, появившиеся существенно позднее, когда язычество было уже практически преодолено, во всяком случае на уровне богов, и авторы опирались на старые источники или на свою фантазию, подкрепляемую иногда античными параллелями: характерный пример “История Польши” Яна Длугоша (середина XV в.), Густынская летопись, Герберштейн и т.п. - вплоть до первых “научных” опытов В.Н. Татицева и др.”. Итак, исследователи вынуждены по большей части оперировать материалом, почерпнутым из источников, крайне неоднородных по своему происхождению.

С одной стороны, он представлял собой вооруженную военную силу, с другой он был, видимо, экономически и отчасти социально пассивен. Ему-то князь Владимир и делает уступку в первую очередь, вводя иранских богов в киевский пантеон в их, так сказать, натуральном виде, без предварительного усвоения их и освоения русской традицией. Тем самым, как можно полагать, делается шаг, рассчитанный на отрыв среднеиранского хорезмийского гарнизона от тюркоязычных хазар и мощной в религиозном и экономическом отношении еврейской общины. В этом контексте особенно показательно, что из иранских божеств в киевский пантеон были введены два пользовавшихся популярностью именно у среднеазиатских иранских народов (в частности, в Хорезме) и связывавшихся с идеей иранской державности, государственности, солнечной славы, фарна как символа царской власти. Роль хорезмийской прослойки киевского населения во введении этих божеств в киевский пантеон представляется теперь весьма правдоподобной. Почитание сияющего Солнца и Симурга воинами-хорезмийцами киевского гарнизона было, видимо, последней (ближайшей) причиной появления их в кругу “Владимировых” богов”. В приведенных текстах характерна систематическая замена именем Хорсом имени собственно славянского Волоса/Велеса - бога, связанного, видимо, с земледельческими работами и известного по неоднократным упоминаниям в других источниках. Приведем в качестве примера фрагмент из статьи 6415 г. “Повести временных лет”, рассказывающей о заключении мира между Олегом и греками: “Царь же Леон со Олександром мир сотвориста со олгом имшеся по дань и роте заходивше межы собою, целовавше сами крест, а Олга водивше на роту и мужи его по Русскому закону, кляшася оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом , и утвердиша мир”. Эта замена, несомненно, требует объяснений. К сожалению, до настоящего времени она не привлекала должного внимания исследователей. Возможно, дело здесь в явном недостатке исходного материала. В целом, появление Хорса на месте первоначального Волоса может быть сведено к двум основным причинам. Как считает В.Н. Топоров, “в подчеркивании соседства Перуна и Хорса можно видеть некое противопоставление (возможно с определенным оттенком полемичности) другому варианту слова “пары”, один из членов которой Перун, а именно Перуну и Волосу (характерно, что в списке богов 980 г. Волоса вообще нет, и эта лакуна не только не может объясняться случайностьюю, но, напротив, весьма значима и диагностачна). Важно отметить, что Перун и Волос не только соседи в списке, но и самодовлеющая пара, члены которой объединены определенными отношениями и связаны с соответствующими функциями и социальными группами, воплощающими эти функции. Если учесть, что в Х в. Перун и Волос соотносятся с некими социальными признаками и их носителями (дружина - народ, воинская функция - производительная функция, варяги - славяне и т.п., ср. эти теофорные имена в клятве при заключении договора с греками). То выдвижение в соседство с Перуном Хорса (вместо вытесненного Волоса) могло бы пониматься как оттеснение социальной проблематики более архаичной природно-космологической (гром-молния /Перун/ - солнце /Хорс/), если бы возобладание в этом микроконтексте Хорса не объяснялось проще на иных путях. (имеется в виду уже упоминавшийся предполагаемый славяно-иранский конфессиональный компромисс)”. (Курсив мой. - И.Д.) Если же говорить о самом Волосе/Велесе, то его характеристика, опирающаяся на данные источников, довольно лаконична: “ВЕЛЕС, Волос - в славянской мифологии бог.

В их числе - сообщение о так называемой первой религиозной реформе князя Владимира Святославовича, помещенное в “Повести временных лет” по 6488 (980) годом: “И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмо-ть”. Здесь мы находим упоминание, судя по всему, важнейших восточнославянских божеств, включенных Владимиром в древнерусский пантеон. Собственно, кроме имен богов, перечень ничего не дает. Но и этого вполне достаточно для того, чтобы сделать кое-какие выводы относительно происхождения и функций богов, которым поклонялись на Руси в дохристианскую эпоху. В анализе имен историку помогает лингвистика, в определении функций - компаративистика, т.е. сравнение с сакральными системами других народов, прежде всего соседних восточным славянам, а также с этнографическими данными, собранными в XIX-XX вв. на территориях, населенных потомками восточных славян. Первым в ряду помянут Перун, имеющий очень близкие аналогии у балтских племен, например литовский Перкунас, и в позднем белорусском фольклоре. Судя по всему речь идет о боге-громовнике, отдельные черты которого без труда можно различить в народном образе христианского Ильи-пророка. Судя по месту, которое он занимает в перечне, и по тому, что в отличие от прочих божеств его идол украшен драгоценными металлами, Перуну отводилось господствующее положение в новом пантеоне, учрежденном Владимиром. Видимо, все это, наряду со скандинавскими функциональными аналогиями бога-громовника Тора, дало основание для предположения, что Перун был небесным патроном князя и дружины. Такое предположение тем более основательно, что в индоевропейской традиции бог гроз связывался с военными функциями и считался покровителем воинов. Гораздо сложнее обстоит дело с Хосром и Симарглом. По признанию В.Н. Топорова, “при взгляде на древнерусский пантеон, засвидетельствованный начальной летописью и довольно точно локализованный в пространстве и времени (Киев, вторая половина Х в., княжеский двор Владимира, холм, “вне двора теремного”), поражает, что из шести или семи божеств два являются бесспорно иранскими и, как можно полагать, слабо освоенными русским этническим элементом - Хорс и Симаргл. Внутренняя форма этих божеств, разумеется, была непонятна носителям древнерусского языка, и более поздние опыты книжников по осмыслению этих имен (ср. Гурсъ, Гуркъ, Гусъ или Симъ и Рьглъ, Раклий и др.) лишний раз подтверждают непонятность этих чужих элементов. Но говорить только о языковой непонятности имен Хорса и Симаргла явно недостаточно. На основании сохранившихся фактов (правда, они малочисленны и обычно имеют косвенный характер) можно думать, что и сами эти божества оставались в значительной степени чуждыми мифологическому сознанию населения Древней Руси. Конечно, это не означает, что сами образы Хорса и Симаргла и их функции были непонятны для русского язычника. Умение отождествить эти божества со “своими” элементами пантеона, сопоставить их друг с другом в функциональном плане скорее говорит об определенной степени “прагматического” освоения этих божеств”.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 И камни возопиют

В следующей главе мы узнаем, к кому и когда следует обращаться за отпущением грехов. Примечания к 7 главе [*1] История христианства. стр. 67. [*2] Палама Г. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Канон, 1995, стр. 347. [*3] Полный Православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Возрождение, 1992. [*4] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. стр. 657. Глава 8 Святые отцы Вопросы, задаваемые жизнью Как-то раз мне довелось присутствовать на похоронах нашего давнего знакомого, священнослужителя. Во дворе храма собралась толпа людей, но служба задерживалась: ждали митрополита. И вот, наконец, среди ожидавших прошла волна оживления, к воротам храма подъехал автомобиль, и присутствующие священники бросились ему навстречу. С полупоклонами они и вся масса людей склонились перед вышедшим из машины митрополитом. Каждый старался поцеловать ему руку, поймать его взгляд. Особенно больно было смотреть на весьма пожилого священника, который с трудом согнулся для поцелуя руки. Взгляды всех были обращены не на того, кто умер и кого они пришли проводить в последний путь, а на того, кто пришел

скачать реферат Древнерусское градоустройство

Реально вторым по главенству являлся князь новгородский, поэтому главный князь старался посадить туда своего старшего сына. Каждый князь имел своё войско, дружину. Естественно, что и воинов и самих князей нужно было чем-то кормить. Так князь с могучею дружиною периодически объезжал славянские земли и собирал полюдье. Впоследствии часть собранного съедалась, а часть отправлялась за рубеж (полюдье продолжалось приблизительно с VIII по XI века).  Единого законодательства на Руси не было вплоть до князя Владимира, издавшего первое единое русское законодательство Русскую Правду. Обычно суд вершили князья по своему уразумению и по древним обычаям. Но были люди, которые могли указать даже великому князю – это служители славянских языческих богов. Если такой служитель говорил, кого и когда нужно, к примеру, принести в жертву богам, никто не смел его ослушаться. Итак, мы перешли к следующей теме - язычеству древней Руси. Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее развитие Киевской Руси Приход к власти князя Владимира на Руси ознаменовал собой новый этап в развитии государства.

Увлекательная настольная игра "Этажики", новая версия.
На игровом поле две карты — карта с этажом, на котором находятся игроки, и карта с воздушным шаром. Шар перемещает всех на определённое
632 руб
Раздел: Карточные игры
Магнитный театр "Колобок".
Увлекательное театральное представление с любимыми героями русской народной сказки «Колобок» и вашим ребенком в роли главного режиссера.
308 руб
Раздел: Магнитный театр
Компрессор для подкачки шин С-12.
Автокомпрессор — это электрическое устройство, предназначенное для накачивания шин на колесах. В отличие от механического насоса, при
732 руб
Раздел: Насосы, компрессоры автомобильные
 Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)

Русский биографический словарь. Изд. под наблюдением А.А. Половцева. Т. 1-25. СПб, 1896-1918. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1880. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л., 1978. Русский фольклор. Эпическая поэзия. Ред. М. Азадовского. М., 1935. Русский энциклопедический словарь, издаваемый И.Н. Березиным. Т. 1-16. СПб., 1873-1879. Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991. Русское колдовство, ведовство, знахарство СПб., 1994 Рушинский Л. Религиозный быт русских по сведениям иностранцев XVI-XVII вв. "Чтение Общества Истории и Древностей Российских", 1871, вып. 3. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М., 1982. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Ч. 1-4. М., 1861-1867. Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т. 1-3. Изд. 2-е. М., 1909-1910. Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т. 1-3. Петрозаводск, 1989. Рябушинский В

скачать реферат Миф о князе Рюрике в свете западно-славянского происхождения приильменских славян

Рыбаков приводит убедительные доказательства связи перынского архаичного комплекса с культом рожаниц (Лады и Лели) и Ящера (Волхва, Волхова). Между тем этот «новгородский пантеон повторяет польскую схему, известную по материалам 1420-х годов, связанным с огромным языческим святилищем в сакральном до сих пор Ченстоховском округе. Это не должно нас удивлять, так как происхождение новгородских словен, согласно исследованию Седова В.В. связано с какими-то северо-восточными областями лехитских племен». (Б.А.Рыбаков, Язычество Древней Руси, -М.: Наука, 1987, стр 257-255). Польский «триглав» упомянут в церковных запрещениях языческих обрядов, относящиеся к первой четверти XV века как Issaya (Iassa), Lado, Hely(Ilely), и в так называемой «Ченстоховской рукописи Яна из Михочина» (1423 г.). В «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» близ г.Келец (снова Польши) (XII век, записана в XVI веке) называются Лада, Бода и Леля. (Б.А.Рыбаков, Язычество древних славян, -М.: Русское Слово, 1997, стр. 534-537). К слову, божество Вода известно у лютичей, его изображение было найдено в Прильвице (Андрей Кайсаров, "Славянская и Российская мифология", 1803).

 Русь и этруски

Это произошло в доисторическом Киеве в 375 г. ОТЗЫВЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Работы А.П.Знойко - результат многолетних трудов. Они интересны тем, что, исследуя язычество Древней Руси, А.П.Знойко рассматривает его на широком историческом фоне, охватывая период жизни индоевропейских народов с эпохи Триполья до наших дней. Автором используется комплексный метод исследования: привлекаются, кроме истории, археология, этнография, этимология, лингвистика, астрономия. Язычество Древней Руси А.П.Знойко сопоставляет с верованиями предков древних славян, древних греков и других народов, живших на берегах Средиземного моря. Такой подход дает автору возможность доказать, что языческие боги Древней Руси являлись созвездиями или небесными телами и их названия были известны народам Присредиземноморья и Причерноморья задолго до нашей эры. В результате исследования, проведенного А.П.Знойко, вырисовывается совершенно новое представление как о язычестве Древней Руси и ее культуре, так и о культуре Средиземноморья. О.Державина, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М.Горького АН СССР, доктор филологических наук. Большой заслугой А.П.Знойко является то, что он в результате многолетнего труда, широко используя научную литературу и восточнославянское устное народное творчество (к сожалению, почти отсутствуют ссылки на белорусский фольклор), показал тесную связь дохристианской (языческой) религии с астрономией, космогоническими представлениями о вселенной

скачать реферат Святыни, идолы и игрища языческих славян

Отсутствие бытовых вещей при большом количестве посуды говорит в пользу того, что все городище – и идол в ограде, и клетки вдоль вала, прикрытые с внутренней стороны навесом,— предназначались для принесения жертв и потребления треб. ( Археологическое изучение разного рода святилищ со временем может дать значительно более полную картину, нежели существует сейчас. Многое должна дать и этнография, без данных которой ретроспективное изучение славянского язычества невозможно. В частности, этнография может полностью раскрыть весь годичный календарный цикл молений и обрядов, что так необходимо для понимания религиозной сущности язычества. Археология же по ряду счастливых обстоятельств может углубить на полторы тысячи лет этнографические сведения и представить календарь древнего славянина из Среднего Поднепровья с указанием сроков молений о дожде и важных языческих празднеств. ЛИТЕРАТУРА 1. Рыбаков Б. А.“Язычество древней Руси”. М., “Наука” 1988. 2. Рыбаков Б. А.“Язычество древних славян”. М., “Наука” 1986. 3. Поболь Л. Д. “Славянские древности Белоруссии”. М., 1974.

скачать реферат Стрибог

Теперь о причинах, по которым Стрибог вошел в пантеон Владимира и о том месте, которое он там, по мнению ряда исследователей, в первую очередь Б.А.Рыбакова, занимал. Известно, что главным соперником славянского язычества, как религиозной опоры самостоятельности молодого государства было византийское православие. Руси необходимо было противопоставить христианству равнозначные религиозные категории. По этому поводу существует даже широко известная теория, которая подробно описана Б.А.Рыбаковым в его книге «Язычество Древней Руси». Исходя из этой теории, можно сказать, что выражением такого противопоставления и явился новый пантеон Владимира. Это была цельная, хорошо продуманная система. Б.А.Рыбаков пишет, что в том виде, в котором христианство преподносилось язычникам времен Владимира (а об этом можно судить на основании всем известной «Речи философа»), на главное место в нем был поставлен библейский Творец мира, Бог-Отец Саваоф. На втором месте – Бог Сын, Иисус Христос. Так же Б.А. Рыбаков отмечает, что «Евангельское учение в своей сущности этим философом не изложено, упоминается лишь о загробном мире.

скачать реферат Россия: критика исторического опыта

Тем не менее монотеизм иудаизма и христианства противостоял манихейству. Требуется специальное исследование о влиянии зороастризма и манихейства на славянскую культуру. Народы, населявшие земли, где затем стали жить русские, находились под большим влиянием зороастризма. Многие языческие славянские боги восходят к индоевропейской эпохе. Бесспорно "воздействие иранской мифологии" - "наследие скифо-ско-лотского времени" в славянской культуре (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 453). Видимо, именно из этих "глубин фольклорной памяти черпали волхвы-жрецы материал для своей интересной системы" (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 447.). Зороастризм как мощное религиозное движение в древнем Иране, как "религия спасения" вдохновил гностицизм и манихейство. Ему, в конечном счете, обязаны своим возникновением альбигойство, богомильство, павликианство и религия русских волхвов (Светлов Э. Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до реставрации. Брюссель, 1986. С. 363.). "Перспективными являются поиски в религиозно-мифологических представлениях скифов исконно иранских незаимствованных мотивов, выявление схождений с другими системами на уровне общеиранского и даже общеарийского мифологического пласта" (Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977. С. 15). Официальный облик религии скифские царства приняли от Ирана в форме маздакизма, манихейского учения III века (Ростовцев М.И. Представление о монархической власти в Скифии и на Боспоре// Известия Археологической комиссии. СПб., 1913. С. 17). Есть сведения о влиянии манихейства в узком смысле слова на волхвов - носителей дохристианской мифологической культуры на Руси.

скачать реферат Истоки и корни народа русского

Период первобытности на территории нашей исторической прародины - это большой временной отрезок, и чтобы не затеряться в нем, лучше поставить перед собой более конкретную задачу, приурочив ее к грядущему 2000 юбилею. Итак, цель нашего исследования - узнать как жили наши прародители-славяне в начале нашей эры, или 2000 лет назад. «Историю древних русов как передовой части восточного славянства следует начинать с середины I тысячелетия до нашей эры, когда праславяне- сколоты образовали в Среднем Поднепровье «три царства» и создали свою, во многом сходную, но во многом и отличную от скифской, культуру, свой эпос, свои языческие обряды,» - пишет историк-археолог Б.А.Рыбаков. Поэтому выбор временного периода - 2000 лет назад - для более детального изучения особенностей жизни и культуры наших славянских предков представляется очень даже уместным, поскольку к этому времени они уже успели пройти некоторый исторический путь в своем развитии как выделившийся восточнославянский этнос. Итак, мы отправляемся в путешествие в прошлое на 2000 лет назад с целью «поиска корней» своих. Здесь нам предстоит совершить два экскурса: во- первых, познакомиться с историческим прошлым славян-прародителей в контексте общей исторической ситуации, сложившейся на территории Юго- Восточной Европы, где и располагалась наша историческая прародина в выбранный временной промежуток (путеводителем нам будет служить монография историка-археолога Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» (М., Наука, 1988); во-вторых, познакомиться с культурой древних восточных славян в начале нашей эры; здесь же нашим «экскурсоводами» будут: книга английского этнографа-эволюциониста Э.Б.Тайлора «Первобытная культура» (М, Издательство политической литературы, 1989), работа Владимира Шкуратова «Историческая психология» (Ростов-на-Дону, Издательство «Город », 1994) , а также монография Б.А.Рыбакова «Язычество древней Руси».

Карандаши цветные "Jumbo", трехгранные, 20 цветов + точилка.
Мягкие, но при этом очень прочные карандаши, легко затачиваются и не крошатся. Насыщенные штрихи на бумаге. Не токсичны! В комплекте: 20
514 руб
Раздел: 13-24 цвета
Сито-кружка для муки BE-014/1 "Webber", 800 мл.
Объем: 800 мл. Размеры: Ø10х9,5 см. Материал: высококачественная нержавеющая сталь. Идеально подойдет для просеивания без комочков
318 руб
Раздел: Дуршлаги, сита
Кувшин "Садовая ягода", 1200 мл.
Кувшин. Объем: 1200 мл. Материал: керамика.
512 руб
Раздел: Кувшины, графины
скачать реферат Языческие верования восточных славян

Языческие верования восточных славян Курсовая работа по культурологии студента Степанова Игоря Игоревича Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) Кафедра истории Отечества, науки и культуры Санкт-Петербург 2002 Вступление В своем вступлении, я в первую очередь хотел бы обосновать выбор темы сей курсовой работы, а также и того плана, по которому она составлена. Тема официально называется «языческие верования восточных славян». Как видите тема весьма обширна, но моя цель не дословное пересказывание всех фактов и событий почерпнутых из «достоверных источников», - а всего лишь составление некоторого чисел тезисов. В обычном учебнике по истории на эту тему («язычество») отводиться две-три странички,  научные исследования перешагнули пятистраничную черту, так что ничего нового в этой работе не будет, но как расширенный ликбез, я думаю сойдет. Несколько слов об использованной литературе. Во-первых: из любезно предоставленного списка: Рыбаков Б.А. «язычество древней Руси», и «Язычество древних славян», - весьма подробное изложение материала; затем – ресурсы многострадального интернета – по правде сказать – встречались весьма смелые гипотезы, поэтому я старался осторожно относиться к этой «информации» и по мере своих сил и возможностей отбирал «по зернышку» достоверные факты, и события и, наконец, книги выбранные по своему вкусу, перечислением, которых я не буду обременять свое вступление, для всех заинтересованных список использованной литературы.

скачать реферат Язычество Древней Руси

ИСЭТ НОУ ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''. Реферат по предмету ''Культурология'' на тему: "Язычество Древней Руси". Выполнила: студентка II курса экономического факультета Л. Ольга Николаевна Проверила преподаватель: Лебедева Валентина Генриховна Санкт-Петербург 1999г. '' И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский''. (Повесть временных лет) ВВЕДЕНИЕП ериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия и события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959).

скачать реферат Христианство в былинах: наслоение или почва?

Возможно, что именно в свете противостояния Буслаева христианству следует рассматривать неясный эпизод в некоторых записях этой былины. Дружине Буслаева связаны ручки белые, им скованы ножки резвые, и загнаны они во Почай-реку. (Былины. М., Дет. Литература, 1969, С 250). Дружинники Буслаева уже пленены и связаны, так что их прискорбное положение не просто эпизод драки. Это так же не казнь - в Новгороде в реку осужденных бросали с моста в реку ("Обычная смертная казнь в Новгороде была утопление: осужденного сбрасывали с моста" Костомаров Н. И. Русская республика(Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., Чарли, 1994, С 321), но никак не загоняли в нее. Пропп отмечает, что многие дружинники Василия Буслаева происходили из глухих окраин Новгородской земли (Пропп В. Я. Русский героический эпос С 436). Там, как известно, долгое время сохранялись очаги язычества (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., София, 2001, СС 241, 253 и др., Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., Изд-во МГУ, 1982, СС 112-113. Кузнецов А. В. Болванцы на Лысой горе (Очерки языческой топонимики).

скачать реферат Збручский идол – путеводитель по славянской Вселенной

Из христианских источников известно, что до насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц. При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны, даже родство их имен указывает на теснейшую связь. В тоже время наличие двух женских божеств при одном мужском нарушало бы гармонию в пантеоне. Эта дисгармония - кажущаяся. Имена Рожаниц упоминаются редко – это Лада и Леля (Купала) – мать и дочь, семья и любовь, осенняя и летняя женские ипостаси Солнца-Святовита. Таким образом Святовит-Дажбог-Солнце, объединяющий в себе еще четырех богов и двух богинь, является не кем иным как Родом - отцом всего сущего, верховным божеством славянского пантеона. Список литературы 1. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян -  М., 1997 2. Б.А.Рыбаков. Язычество древней Руси - М., 1987 3. Ю.П.Миролюбов. Сакральное Руси - М., 1996 4. Ю.А.Шилов. Пути Ариев - Киев, 1996 5. А.И.Асов. Русские Веды - М., 1992 6. Я. Ф. Головацький Виклади давньослов`янських легенд та міфологія - Київ, 1991

скачать реферат Язычество древней Руси

Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками. Список используемой литературы. 1. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. Москва «НАУКА» 1988 2. Фаминцын А.С. Божества древних славян. Спб. 1995 3. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев 1985 4. Чмыхов Н.А. Истоки язычества Руси. Киев 1990

Багетная рама "Irma" (цвет: коричневый), 30x40 см.
Багетные рамы предназначены для оформления картин на холсте, на картоне, а также вышивок и фотографий. Оформленное изделие всегда
504 руб
Раздел: Размер 30x40
Глобус политический, d=21 см.
Глобус политический. Диаметр - 21 см. На треугольной подставке.
394 руб
Раздел: Глобусы
Набор шариков, диаметр: 5 см, 100 штук.
Шарики для палаток и сухих бассейнов. Диаметр 5 см, в упаковке 100 штук.
445 руб
Раздел: Шары для бассейна
скачать реферат Особенности культуры Древней Руси

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась. Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи: Обобщить научную литературу по данному вопросу Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв. 1. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.

скачать реферат Архитектура Киевской Руси

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА Уральский Институт Туризма Реферат По программе: История архитектурных стилей На тему: Архитектура Киевской Руси Исполнитель: Карпов С. О. г. Екатеринбург, 2001 г.План 1. Архитектура Киевской Руси .3 2. Архитектура в период феодальной раздробленности .5 3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества .7 4. Архитектура Новгорода и Пскова .10 Литература .14 I. АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах». Многие послы рассказывали ему о своих верах, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым». Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св.

скачать реферат Образование древнерусского государства

Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси. 3.При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей. 4.Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам. 5.Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские. 6.Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против ?латинства¦, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там. Внешняя политика Древней Руси Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (Царьград) в 838 году v столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики. Периоды длительного мира, во время которых русские наЕмные военные отряды нередко участвовали на стороне Византии в войнах с еЕ соседями, сменялись военными конфликтами.

скачать реферат Объективные причины принятия христианства на Руси

Эту реформу Владимира, по мнению Фроянова, нельзя назвать прогрессивной, так как вводилась она для сохранения старых родоплеменных порядков. Язычество между тем не утратило в Древней Руси своей социальной и политической перспективы, а мировоззрение древнерусских христиан Фроянов считает в значительной мере языческим. Русь стала христианской лишь формальной. До создания православной державы было еще далеко. Взгляды Фроянова в определенной степени созвучны последним выводам российских специалистов по истории языков и культуры, указывающих на своеобразное слияние и смещение языческих и христианских представлений в мировоззрении древнерусского населения. Однако этот взгляд общепринятым не является. Совсем радикальных взглядов по этому вопросу придерживаются группа историков во главе с А.Т. Фоменко, утверждающая что Русь ничего не потеряла, но и не обрела от принятия новой религии. Но это уже другой вопрос. Преобладание христианства не означало полного исчезновения язычества. Пишут иногда о «двоеверии» древнерусского общества.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.