![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Лекции по культурологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: натуральные (минералы, реактивы, детали машин); изобразительные (слайды, рисунки, фото); символические (схемы, таблицы). В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать: уровень подготовленности и образованности аудитории; профессиональную направленность; особенности конкретной темы. Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом
Мир средневекового французского общества, с его печалями и радостями. В учебнике Л.М.Брагина и других «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» с учетом новейших достижений историографии и культурологи авторами дана широкая панорама духовной, художественной и повседневной жизни Европы в XIV-XVII вв. Основное внимание уделено явлениям и процессам, определяющим своеобразие эпохи. В курсе лекций «История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение» под редакцией С.Д.Серебряного дается общее введение в проблемы изучения культуры, а затем излагается материал о средневековой культуре Западной Европы. В книге Кардини Ф. «Истоки средневекового рыцарства» раскрывается глубинная предыстория рыцарства как социального и историко-культурного явления, а также рассматриваются ее технические и военные аспекты. Прослеживается формирование идейно-религиозной концепции рыцарства, его самосознания и социальной психологии. В учебнике Карпушина С.В., Карпушин В.А. «История мировой культуры» дан обзор истории мировой культуры – от древнейших времен до наших дней.
Но цели эти - не произвольны, они направляются миром абсолютных значимостей, культурных ценностей (ценностями добра, красоты, истины, справедливости и т.п.). Эти ценности не существуют в мире, доступном нашему опыту, они как бы "подвешены" над нами, они "значат для нас". Мы с ними сообразуем наши поступки, воплощаем ценности в культурные объекты [1]. 1 Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 149. Стремясь воплотить ценности в жизнь, человек рассматривает их как идеал-цель. Ценности - это должное. Человеческие желания, стремления и деятельность по их воплощению - сущее. Жизнь предстает как переплетение индивидуальных волений, но освященных общими ценностями-целями. Нет раз и навсегда данного содержания ценностей. Каждый человек по-своему его интерпретирует и с различной степенью рвения воплощает в своей жизни. Человек не может жить, не обращаясь к общему, но при этом, только вынося общие идеалы, ценности далеко за пределы реальной жизни, вознося их на недосягаемую высоту, по-своему их интерпретируя, человек может быть свободным
Шпаргалка по курсу "Культурология" Лекция №1. Сущность и предназначение культуры. Место культурологии в системе гуманитарных наук 1)Культура - слово очень многозначное: -культура Древней Греции; -человек высокой культуры; -с/х культуры; -конопля культурная; -деятели культуры и т.д. Научное определение: Культура - это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культура - сложная целостность, включающая в себя привычки, приобретённые человеком как членом общества (вера, мораль, искусство, право, обычай и т.д.). Культура в противовес природе, т.е. миру не созданному человеком. Cul ura - возделывание почв (Рим). Человек - природа как отрицание природы, “надприродное” существование. В сознании любого человека - проблема соотношения природы и культуры. Человек может исключить себя из общества, но не из культуры. Жан Жак Руссо. Его система возникла как реакция на действие цивилизации, мира социума на естественную человечность: всё, что приносится - зло; всё добро - в естественном, диком.
Связи с кругами революционеров остаются, но в центре для Федотова отныне наука: история, социология. С учителем Федотову повезло. Им стал крупнейший русский специалист по Средним векам Иван Михайлович Гревс (1860-1941). На лекциях и семинарах Гревса Федотов не только изучал памятники и события прошлого, но и учился понимать смысл живой преемственности в истории народов и эпох. Это была школа, в значительной мере определившая культурологию Федотова. Однако вновь учеба прерывается при драматических обстоятельствах. В 1910 году в саратовском доме Федотова полиция обнаружила прокламации, привезенные из Петербурга. Собственно, сам Георгий Петрович не имел к делу прямого отношения: он лишь исполнил просьбу знакомых, но теперь он понял, что его снова ждет арест, и поспешно уехал в Италию. И все же университетский курс он окончил. Сначала приехал в Петербург по чужим документам, затем сам заявил о себе полиции, был выслан в Ригу и наконец сдал экзамены. Его назначают приват-доцентом университета по кафедре Средних веков, но из-за нехватки студентов Федотову приходится работать в петербургской Публичной Библиотеке
Чтение по на- писанному тексту, например, считалось позорным как один из "шести недостойных спосо- бов чтения" (Культура Древней Индии, с. 373). Из множества проблем, поставленных индийской лингвистикой, - хотелось бы остано- виться на учении о спхоте. Индийская философская мысль достаточно хорошо понимала, что звуки сами по себе не могут вызвать значение, поэтому слово существует в двух ипостасях: как носитель звуков и как носитель значения. Спхота - это звук как носи- тель значения. В отличие от совокупности звуков спхота не связана со временем и не- делима. "Спхота - это слово, помещенное в уме" (Культура Древней Индии, с.377) - утверждал один из крупнейших лингвистов Индии Бхартрахари. Спхота чем-то напоминает платоновскую идею, являющуюся неделимой сущностью вещи. Позднее индийские лингвисты выразили эту связь еще более отчетливо, говоря о спхоте звука, спхоте предложения и даже спхоте целого текста. ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ Мы упустим в разговоре о Востоке что-то очень существенное, если, обратившись к Индии и Китаю, обойдем стороной японскую культуру, вызывающую сейчас настороженный и даже несколько болезненный интерес не только философов и культурологов, но также и политологов, экономистов, журналистов, бизнесменов, т.е. людей "сегодняшнего дня".
Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие. Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие. Список литературы: 1. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. 2. Культурология / под ред. Радугина А.А. - М., 1996. 3. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб., 1998.
Технический разум не означает разума, укорененного в феномене техники. Скорее он эквивалентен по-кантовски понятой 'силе суждения' или 'силе продуктивного и репродуктивного воображения', т.е. искусству действующей в человеке природы по связыванию созерцаний или понятий. Примеры его можно обнаружить у таких выдающихся современных мыслителей, как Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Х.Г.Гадамер, М.Фуко, М.Мамардашвили. Историзм понимается как связь, учет исторического фактора, внимание к области исторических деяний и событий; историцизм - возможность превращения любого, даже рационального, объекта в историческую конструкцию. Тщательное отделение историзма от историцизма, как и принципиально разное отношение к ним характерны для немецкой философской традиции первой половины нашего века, что находит свое отражение в трудах Ницше, Зиммеля, Риккерта, Дильтея, Трельча, Хайдеггера и т.д. Кант И. Логика. Пособие к лекциям. - 1800. // И.Кант. Трактаты и письма. - М., 1980. Хейзинга Й. Homo Lude s. - М., 1997. Игровая модель в области культурологии, распространяется на все области и времена человеческого существования, на историю существования и понимания человечества.
Вместе с тем такой подход раскрывает социальную сущность культуры, поэтому он стал теоретической основой для дальнейших методологических поисков в ходе исследования культуры. Культура стала пониматься как нечто, что скрывается за диалектикой "материального" и "духовного", это, в свою очередь, стимулировало поиск единого истока и сути культуры. Таким истоком стал деятельностный подход, на основе которого были созданы разнообразные модели культуры как целостной системы. В рамках этого подхода, характерного для отечественной культурологии, наибольшее распространение получили две ориентации. Для представителей первой (Н. Каган, Н. Злобин и др.) культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Здесь внимание акцентируется на том, что культура дает возможность человеку родиться второй раз (первое рождение - это биологический акт!). Адепты второй ориентации (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов) усматривают в культуре специфический способ деятельности, который способствует сохранению и воспроизведению цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира (в предыдущей лекции рассматривается подробно именно эта ориентация).
Показана специфика различных форм религиозного мистицизма. Основные положения выносимые на защиту: 1. Религиозный мистицизм как система описания ощущений и восприятий развивается (эволюционирует) постепенно, вслед за развитием абстрактного мышления и религиозных представлений, появление последних – обусловлено социально-психологическими и историко-культурными факторами. 2. Религиозный мистицизм проходит различные фазы своего развития и каждый исторический тип имеет свои особенности и специфику. 3. Гносеологическими корнями появления религиозного мистицизма и т.н. "мистического опыта" является неадекватное действительности понимание ощущений и восприятий; абстрагирование и гипостазирование определенных ощущений и восприятий; работа воображения и особый эмоциональный настрой человека. 4. "Мистический опыт" не является познавательным состоянием и находится преимущественно на самой низкой чувственной ступени отражения сознанием действительности – ощущении, реже – на уровне восприятия. Практическая значимость работы: Материалы настоящей работы могут быть использованы при разработке курсов лекций по культурологии, религиоведению, философии, социологии, а также психологии религии.
Традиционно выделяют физическую антропологию, основной предмет которой составляют человек как биологический вид и его ближайшие родственники — современные и ископаемые человекообразные приматы, а также социальную и культурную антропологию, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ (нередко выделяют также политическую и экономическую антропологию, но обычно их рассматривают как специализированные разделы социальной и культурной антропологии). Особняком стоит так называемая философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь религиозно-философских учений о природе человека. Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология). Список использованной литературы Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2006. Белик А.А. В 43 - Культурология.
Служить фараону и государству в его лице – это благо и величайшее счастье; – общество Египта, равно как и его культура весьма традиционны. Именно поэтому Египетское царство смогло просуществовать почти три тысячелетия; – египтяне в рамках свой культуры обладают целостным взглядом на мир, без разрыва его на земное и божественное. Оба мира перемешаны, составляя единое целое. Фараон – это земное и божественное одновременно, души умерших могут погибнуть от голода, если живущие родственники перестанут их кормить; мертвые никогда не воскреснуть если уничтожить их изображения. И все эти мысли органично и целостно выразило древнеегипетское искусство. Собственно искусство Египта – это тот единственный источник, который и способен поведать нам о душе древних египтян. Литература Федоров А.А. Введение в историю и теорию культуры. Словарь. М; Флинта, 2005. Культурология / отв. ред. проф. А.А. Радугин. М; Центр, 2001. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. Спб; Союз, 1998. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры: часть I, II. Тверь, 1993. Силичев Д.А. Культурология. М; 1998. Дмитриева Н. Краткая история искусств.
Його визначення кінцевого завершення не отримало і смисл його залежить від контексту, в якому воно застосовується. З інформаційно-семіотичної точки зору форми культури – це форми, в яких існує, зберігається і розвивається інформаційно-знаковий зміст суспільного життя. Вони виступають як засоби, за допомогою яких визначаються умови, необхідні для задоволення й розвитку людських потреб і здійснюється і організується культурою. Обумовлена культурним сценарієм форма, в якій здійснюється будь-яка людська діяльність, виступає як культура діяльності. Використана література Лосєв І.В. Історія і теорія світової культури: Європейський контекст. – К., 1995. Подольська Є. А., В.Д. Лихвар, К.А. Іванова – Культурологія: Навчальний посібник. - Київ: Центр навчальної літератури, 2003, с 288. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – Х., 1990, 1999. Теорія та історія світової та вітчизняної культури: Курс лекцій. – К., 1992. Українська та зарубіжна культура. – К., 2000. 20
Однако во всех религиозных системах, порожденных мифами каменного века, сохраняются идеи древнейшего мифа. Да, идея бессмертия души происходит от самого древнего в истории человечества сюжета о жизни и смерти, отображенного в росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социально-культурная система характеризуется, насколько об этом можно думать, на современном уровне знаний, удивительной однородностью социальных структур, одинаковым набором типов деятельности, высокой степенью «схожести» духовной культуры разных человеческих отношений. Во время развития первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляются разнообразные социально-культурные системы. Список использованной литературы Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001. Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982. Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. – М.: Политиздат, 1982. 1 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001. 2 Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982. 3 Введение в культурологию.
СодержаниеВведение Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания 1. Сущность и предназначение культуры 2. Многообразие знаний о культуре 3. Культурология как интегративная область знания Лекция 2. Оформление понятия культуры в классической европейской философии 1. Мыслители античности, средних веков и Возрождения о культуре 2. Проблема культуры в философии Нового времени 3. Проблема культуры в немецкой классической философии Лекция 3. Понимание культуры в неклассической западной философии конца XIX - начала XX вв. 1. Проблема культуры в философии Маркса 2. Культурологическая концепция Ф. Ницше 3. Циклические модели культуры (культурологические концепции Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера) Лекция 4. Русская культурологическая мысль 1. Культура и творчество в философии Н.А. Бердяева 2. Философский символизм П.А. Флоренского и проблемы культуры 3. Культурологическая концепция П. Сорокина Лекция 5. Основные стратегии современной культурологической мысли 1. Психоаналитические концепции культуры 2. Культурная антропология 3. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса) Лекция 6. Структура и функции культуры 1. Структурная целостность культуры 2.
Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идея служению Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века. Литература. А. А. Радугин «Культурология» курс лекций, Москва, 1998 г. М. Н. Миронова «Религия в системе культуры», Москва, 1993 г. Л. Н. Митрохин «Философия религии», Москва, 1994 г. Л. М. Пятецкий «Справочник по истории России», Москва, 1999 г.
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о противостоянии массовой и элитарной культуры. В современном обществе массовая культура может находиться на достаточно высоком художественном уровне, и, развлекая человека, отвлекая его от повседневных проблем, обучать его, приобщать к мировой культуре, науке, философии. Пример такого явления – детективные романы Б. Акунина, которые содержат много интересных фактов из истории России XIX века. Создание качественного продукта массовой культуры, который мог бы успешно конкурировать с бессмысленно-развлекательными зрелищами – задача для тех, кого действительно волнует проблема воспитания художественного вкуса молодежи. Список использованной литературы 1.Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 2006 г. 2.Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с. 3.Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина - М. Изд. 2007. 4.Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2006 г. 5.Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с. 6.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», 2007.-344 с.
Но и в том и в другом случаях это была прямая и непосредственная реакция на фальшь предшествующего кино и, более того, предшествующей идеологии. На экран выплеснулась сама жизнь. Жизнь как она есть. Жизнь в форме самой жизни вместо идеализированных и идеологизированных представлений о ней, жизнь, удостоверенная документальной стилистикой. Преображение действительности на неигровом экране – это не что иное, как преодоление ненавистной видимости. Пример именно такого преодоления дает итальянский неореализм современному неигровому кино. Литература Буткевич Я. Рецензия на книгу Л.М. Рошаля «Эффект скрытого изображения: факт и автор в неигровом кино».// Мир кино. 2004. №5. Жданова В. В моде был некоторый беспорядок умов // Наш современник. 2003. №1. Культурология /Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин. Издательство «Ээсти Раамат», 1973. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., «Гардарики», 1997. Соколов Е. Неореализм шире, чем мы думаем.// www.km.ru.
![]() | 978 63 62 |