телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАТовары для детей -30% Товары для животных -30% Товары для дачи, сада и огорода -30%

все разделыраздел:Религия

Лечебная магия коми-зырян и коми-пермяков

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Фонарь желаний бумажный, оранжевый.
В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки - 100% полностью на русском языке. Форма купола "перевёрнутая груша" как у
87 руб
Раздел: Небесные фонарики

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Уральская Гиперборея

Перечисленные языки иногда также называют бореальными, борейскими, а саму гипотезу сибирской. Данная теория доказывает не только былое языковое единство, но также и общее происхождение народов носителей языков. 136 См., напр.: КарьялайненPК.PФ. Религия югорских народов. Т. 2. Томск, 1992. С. 245 и последующие. 137 См.: Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Мирийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000. С. 398. 138 См.: МокшинPН.PФ. Религиозные верования мордвы. Саранск,1998. С. 83. 139 См.: Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Мирийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000. С. 145. 140 См.: ГондаттиPН.PЛ. Следы язычества инородцев северо-западной Сибири. М., 1888. С. 40. 141 Янгал-Маа (Перевод М.PП.PПлотникова) // В кн.: КнязевPВ.PВ., ПлотниковPМ.PП. Русь: Избранное. Тюмень, 1998. С. 417418. 142 Калевипоэг: Эстонский народный эпос. (Перевод В.PДержавина и А.PКочеткова). Таллин, 1950. С. 250. 143 Представления о связи загробного мира с водной стихией были присущи и славянской мифологии. Как известно, одно из обобщенных наименований Царства мервых Навь (точно так же назывался и мертвец)

скачать реферат Происхождение финского языка и родственные языки

На основе как языковых, так и культурных особенностей коми можно разделить на две группы: коми-зырян и коми-пермяков, каждая из которых имеет свою территорию: коми-зыряне – Республику Коми, превышающую территорию Финляндии примерно на треть, а коми-пермяки – национальный округ на южной окраине Республики Коми. Общая численность коми – примерно полмиллиона человек, среди которых 150.000 коми-пермяков. На родном языке говорит около 70 % обеих групп населения. Если в языковом отношении группа угорских языков едина, то в географическом – весьма разрозненна. Языковую связь венгерского с обско-угорскими языками, носители которых живут в Сибири, часто считали (и продолжают считать) сомнительной, но на основе фактов, относящихся чисто к истории языка, можно выявить бесспорное родство этих языков. В угорскую группу входят, помимо венгерского, обско-угорские языки – хантский и мансийский, носители которых живут на обширной территории в западной Сибири вдоль реки Обь и ее притоков. Хантов и манси в общей сложности насчитывается менее 30.000, из них менее половины говорят на родном языке. Географическая отдаленность этих языков друг от друга объясняется тем, что венгры при переселении народов пошли на юг и оказались далеко от своих древних мест обитания, расположенных в Приуралье.

Пирамидка "Геометрия", 22 элемента.
Неординарная по своей форме пирамидка, которая состоит из множества различных геометрических фигур, подставки и карточек с заданиями.
409 руб
Раздел: Деревянные
Игровой набор "Весы" с набором продуктов.
Размер весов: 280х122х130 мм. В комплекте 12 элементов.
376 руб
Раздел: Кассы, весы, игрушечные деньги
Дополнительный набор "Магнитные истории".
Выберите картинку, закрепите ее на поле с помощью магнитных уголков и помогите малышу подобрать соответствующие выбранному фону фигурки.
323 руб
Раздел: Игры на магнитах
 Мать Печора (Трилогия)

В трилогию внесены незначительные необходимые сокращения и изменения, не нарушающие общей структуры и характера сборника. С причитаниями и песнями, записанными Н. П. Леонтьевым от М. Р. Голубковой, можно познакомиться по сборникам "Печорский фольклор" (Архангельск, 1939) и "Печорские былины и песни" (Архангельск, 1979). Творческое наследие Н. П. Леонтьева также не ограничивается трилогией "Мать Печора". Им были созданы драматическая поэма "Михайло Ломоносов" (1945), повесть "Печорянка" (1960), поэма "Золотых слов мастер" (1977), выпущено несколько поэтических сборников. Творчеству Н. П. Леонтьева и М. Р. Голубковой посвящена книга А. А. Михайлова "От устной поэзии - к литературе" (Архангельск, 1954) и ряд статей. ** С о в и к - верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Заимствована русскими поморами из костюма ненцев. ** Т ы н з е й - длинный аркан для ловли оленей. ** "Много-много у сыра дуба..." - свадебная песня, помещенная в сборнике "Печорские былины и песни" под названием "А сурядить к венцу некому". Свадебные причитания и песни, отрывки из которых приводятся в повести, широко представлены в сборниках "Печорский фольклор" (с. 78 - 90) и "Печорские былины и песни" (с. 127 - 144; 185 - 202). ** Полный текст этой песни приводится в сборнике "Печорский фольклор". ** З ы р я н е - название народа коми. (Коми-зыряне в отличие от коми-пермяков). ** И ж е м ц ы - этнографическая группа коми, сформировавшаяся в процессе освоения коми припечорской тундры в XVIII - XIX веках

скачать реферат Коми

Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел. Другие страны расселения: Украина - 4 тыс. чел., Казахстан - 1 тыс. чел., Белоруссия - 1 тыс. чел. Язык - коми-зырянский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть - старообрядцы. Говорят на коми языке, включающем несколько диалектов. В XX в. сформировался литературный язык, на котором издаeтся литература и ведeтся преподавание. Верующие коми - православные, есть старообрядцы. Предки коми и коми-пермяков обитали в бассейнах средних и верхних течений реки Камы. Поблизости, в бассейне Вятки, жили предки удмуртов, с которыми они составляли так называемую пермскую языковую общность, существовавшую ещe в 1-м тысячелетии до н. э. После еe распада и выделения удмуртов предки коми и коми-пермяков ещe некоторое время представляли один народ, живший в Прикамье. Со 2-ой половины 1-ого тысячелетия н. э. часть их переселилась из верхнего Прикамья в бассейн реки Вычегды. На новых местах пришельцы частично смешались с местным населением и образовали новое племенное объединение.

 Древняя Русь: Образование Киевского государства и введение христианства

Нестор сообщает об этом следующее: «Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане (волыняне)… А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь [эстонцы и коми-зыряне], меря [финно-угорские племена по Клязьме и Волге], весь [вепсы], мурома [финно-угорские племена на Нижней Оке], черемисы [марийцы], мордва, пермь [коми-пермяки], печера [угорские племена Северного Приуралья], ямь [часть финнов-суоми], литва, зимигола [часть латышских племен], корсь, нарова, ливонцы, – эти говорят на своих языках» [73, 209-210]. К концу княжения Владимира периметр государственных рубежей Руси равнялся приблизительно 7 тысячам километров. Ее территории простирались от Вислы на западе до Камы и Печеры на востоке, и от Черного моря до Белого моря и Ледовитого океана. Киевская Русь достигла такого высокого уровня развития, что ей оказалось по силам освоить византийскую и западноевропейскую культуру, наладить собственное производство культурных ценностей, не уступавших лучшим мировым образцам

скачать реферат Древние народы на территории России

Противоположной точки зрения придерживался Д.К.Зеленин, отрицав-ший ассимиляцию славянами финнов и считавший, что славяне только от-теснили финнов с ареала их обитания. Обе точки зрения являются крайни-ми. Ближе к истине находились сторонники взвешенного подхода -В.О.Ключевский, В.В.Мавродин и др. Взаимовлияние славян и угров отрицать невозможно. При этом славянс-кий элемент доминировал. Ассимиляция шла мирно. Волны славян пересе-ленцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом сними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождалисьпереходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на русский язык. Меряне в первом тысячелетии заселяли территорию на месте нынешнихМосквы, Ярославля, Костромы, Иванова, Владимира, Суздаля. В этих краяхрусско-мерянское двуязычие сохранилось кое-где в глухих углах еще вначале 16 века. Ассимиляционные процессы были характерны как для меще-ры и муромы, обитавших на Оке, так и для северных финно-угров: веси,карелы, чуди, ижоры, а позднее - для поволжских и зауральских: зырян(коми), пермяков, мордвы, удмуртов, марийцев, остяков (ханты) и вогу-лов (манси).

скачать реферат История Коми

Переселение зырян на северные территории в период после IX столетия продолжалось далее. В Х веке их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо- востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными прибалтийско-финскими народами (имеются лингвистические следы этих контактов). С XI-XII веков начинаются связи коми-зырян с Новгородом. Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений, главным образом, торговых с народами, жившими дальше к востоку. Эта же роль посредников впоследствии приобретает важное значение и для зырян (например, при покорении Сибири). Спасаясь от возраставших поборов и насильственной христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра позднесредневековой Бьярмии: Старая Пермь и Великая Пермь. Многочисленные топонимы (в том числе и само слово Пермь можно обнаружить в обоих этих местах. Следует упомянуть ещё об одном соседнем народе - о манси (вогулах). При своём расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси, которые переселялись за Урал. Об этих битвах упоминают древние летописи.

скачать реферат Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

Исчезли последние удель. ные княжества: Волоцкое, Калужское, Угличское. В 1521 г. пало Рязанское княжество. В 1523 г. такая же участь постигла Новгород- Северское княжество. Присоединялись и другие территории. В 1472 г. был покорен обширный Пермский край, бывший колонией Новгорода. В 1478 г, были присоединены остальные новгородские колонии. В 1489 г. присоединена Вятская земля. К середине XVI в. рубежи государства отодвинулись от Москвы существенно. Колыбель великороссов определялась границами: Белое и Баренцево моря – на Севере, Чернигов, Путивль, Рязань – на Юге, Смоленск – на Западе, на Востоке территория простиралась до Северного Урала и Нижнего Новгорода. Население Московского государства на этом этапе состояло не только из русских, но многих народов, которые издревле проживали на этой территории: карелы, коми (зыряне), ханты, манси, мордва и т.д. Надо отметить и возрастающий процент татарского населения, оседающего постоянно в русских землях, особенно усиленно в XV в. по мере ослабления монгольского государства.

скачать реферат Феномен игры: ее место и роль в культурной жизни человека и культура ее бытия

Она отмечает, что игры детей манус воспитывают в них прежде всего свободу, представляют собой великолепные упражнения для их тел, прививают им быстроту реакции, ловкость, физическую инициативность. Но они не несут никакого материала для мысли, никаких моделей поведения взрослых, вызывающих восхищение, и никаких форм такого поведения, которые порождали бы острое презрение у детей. Затянувшийся период лактации тормозит развитие ребенка, бло-кируя каким-то образом левополушарное развитие его поисковой активности и самостоятельности за счет доминирования правополушар-ных адаптивных функций1. Прекращение лактации как бы запускает механизм развития левополушарных функций. Однако присутствие матери носит чрезвычайно важное значение вплоть до б—10 лет, до завершения формирования базовых дополовых психических функций ребенка. У манус традиционное отстранение матери в воспитании ребенка, начиная с года, создало, по мнению Мид, весьма специфическую популяцию с достаточно ограниченным культурным потенциалом. У коми-зырян, напротив, — при том, что кормление грудью перестает быть регулярным, начиная с 3—5 месяцев, младенец передается на воспитание бабушке — знатоку народной мудрости.

Детский стиральный порошок "Умка" (2400 г).
Индивидуальная рецептура разработана специально для серии УМКА, утверждены Органами Сертификации РФ и прошли тестирование на
320 руб
Раздел: Для стирки детских вещей
Набор дошкольника №2 (в коробке).
Этот набор станет замечательным подарком для Вашего малыша. Набор включает в себя пластиковую парту, которая станет для ребенка прекрасным
2326 руб
Раздел: Наборы детской мебели
Перчатки Paclan, латексные, 100 штук, размер L.
Основная составляющая перчаток – натуральный латекс. Высокие барьерные качества. Высокие тактильные качестваМожно использоваться для мытья
433 руб
Раздел: Перчатки
скачать реферат Русские святители и подвижники XIV-XVI вв.

Стефан Пермский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Савва Сторожевский, Павел Обнорский, Сергий и Герман Валаамские, Савватий, Зосима и Герман Соловецкие, Пафнутий Боровский и многие, многие другие подвижники освящали своей трудной, но праведной жизнью и жизнь всех русских людей. Больше того, они освящали собой великий крестный путь самой Руси по извилистым историческим дорогам. Святитель Стефан Пермский (ок. 1345–1396) — основатель и первый епископ Пермской епархии, просветитель народа коми-зырян. Святитель Стефан родился в Устюге в семье Симеона, причетника Устюжского собора и его жены Марии. В детстве обучился грамоте, в юности постригся в монахи. В монастыре Григория Богослова возле г. Ростова он изучил греческий язык. Вернувшись в Устюг, составил азбуку языка коми и переводы на новый письменный язык основных богослужебных книг. В 1379 г. Стефан получил благословение на проповедь христианского учения среди коми-зырян. Местом проповеди Стефан избрал зырянский поселок Усть-Вым. Здесь он строил церкви, крестил местных жителей. В споре с зырянским кудесником Памом святитель Стефан посрамил волхва чудесами. В начале 1383 г. Стефан ездил в Москву и был утвержден епископом новой Пермской епархии.

скачать реферат Русская идея: прошлое и настоящее (концепция евразийства)

Затем отдельный конгломерат народов - хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане. Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность. Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно- угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным.

скачать реферат Сыктывкар

С 1921 Усть-Сысольск - центр АО Коми (Зырян), а в 1936-91 - столица Кима АССР. С 1930г. город называется Сыктавкар. В современном Сыктывкаре: крупный лесопромышленный комплекс (целлюлозно-бумажное и картонное производство, гидролизно-дрожжевой завод; лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, 2 мебельные фабрики); заводы - лесного машиностроения, опытный судомеханический и др.; фабрика нетканых материалов; предприятия стройматериалов и пищевой промышленности. Коми научный центр Российской АН. Университет, Педагогический институт, филиал Лесотехнической академии Санкт-Петербурга. Театры: музыкальный, драматический им. В.А. Савина. Филармония. Музеи: художественный (осн. в 1943; произведения русского и западно-европейского искусства, мастеров Республики Коми), историко-краеведческий (осн. в 1911; произведения древнего и народного искусства), литературно-мемориальный поэта-демократа И.А. Курчатова; геологический им. А.А. Чернова. Город вытянут вдоль рек Сысола и Вычегда. Застройка города, обусловленная излучинами рек, имеет радиально-дуговую сеть. В центре построены гостиница "Север" (1937), Педагогический институт (1938), Коми научный центр Российской АН (1941), здания Министерства сельского хозяйства (1948), Республиканские библиотеки (1958) и др. алминистративные и общественные здания. В 1960-х гг. застроен жилой район Эжва, созданы парки и скверы. Памятники: М.С. Бабушкину (1941), Домне Каликовой (1940), "Жертвам Революции" (1962), В.И. Ленину (1967). Близ города - лесопарковые зоны Красная гора и Серты-Полой.

скачать реферат Ермак и Строгановы

Много позже, доказывая свои заслуги в “сибирском взятии”, Строгановы сообщали, что дали Ермаку “запасы многие, пушки, скорострельные пищали, дали проводников, знающих сибирский путь, и предобрых воинов 300 человек”. Все это не логично, так как Строгановым нельзя было ослаблять свои гарнизоны. Вероятно, что и Ермака Строгановы не хотели отпускать в Сибирь, так как была опасность, что Алей, возвращаясь от Чердыни, вновь пройдет через земли Строгановых. Максим Строганов – хозяин Чусовской вотчины – соглашался выдать казакам припасы только на условиях возвращения под проценты. Возмущенные казаки едва не убили Максима. Иван Кольцо пригрозил Максиму, что расстреляет его. Испугавшись угроз и уступая силе, Строганов открыл амбары и отпустил припасы на струги по “запросу”. Два года Ермак укрывался у Строгановых и готовился к войне с Кучумом и защищал Строгановых. Первого сентября 1581 года небольшой отряд Ермака, который насчитывал около 540 человек, снаряженный и имевший “вожей” - проводников коми (зырян), двинулся из Нижнего Чусовского городка в Сибирь коротким путем – по Чусовой и ее притокам к притоку реки Туры – Тагилу.

скачать реферат Традиционная культура коми

Традиционные праздники коми-зырян Родильная обрядность Рождение тесно связано в традиционной культуре коми с представлениями об ином мире, и вся родильная обрядность, в её практическом и символическом аспектах, направлена на обеспечение благополучного появления новорожденного на этот свет и присоединение его к социуму. Архаичные взгляды на потустороннюю природу ребенка сохранились в традиционном объяснении появления новорожденных. Коми-зыряне объясняли детям: собирает в д. Антипина жителей всех коми-язьвинских деревень. В народном календаре коми-язьвинцев наступление весны связывается с прилетом птицы трясогузки, которая на коми-язьвинском языке зовется сарчиком. Истоки обряда встречи сарчика – в глубинной истории народа. Сохраняется убеждение, что птицу, как символ весны и лета, необходимо встретить и задобрить, чтобы она помогла вырастить хороший урожай, избавиться от несчастий.

Штора для ванной Рыжий кот "Curtain-Venice".
Штора для ванной изготовлена из 100% полиэстера с тефлоновой пропиткой. Материал ценится за свою устойчивость ко всевозможным
450 руб
Раздел: Занавески
Рюкзак для средней школы, джинсовый "Скай", 46x34x18 см.
Рюкзак для средней школы. 2 основных отделения, 4 дополнительных кармана. Формоустойчивая спинка. Ремни регулировки объема. Материал:
978 руб
Раздел: Без наполнения
Солнцезащитная рулонная шторка для автомобиля Altabebe, арт. AL7030.
Солнцезащитная рулонная шторка для автомобиля Altabebe AL7030 - аксессуар, который защитит ребенка от ярких солнечных лучей при перевозке
660 руб
Раздел: Прочее
скачать реферат Особенности лечения черепно-мозговых травм и комы

При проведении местной анестезии 0,25% раствором новокаина больной жаловался на чувство удушья, давящие боли за грудиной, далее состояние резко ухудшалось. Объективно: зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, пульс с трудом определяется на сонной артерии. Определить неотложное состояние, развившееся у больного. Составьте алгоритм неотложной помощи при развившемся осложнении. Решение: У больного развилась токсическая кома. Все лечебные воздействия при токсических комах делятся на: - мероприятия по устранению причины поражения мозга (дифференцированная терапия); - мероприятия по уменьшению отека мозга, коррекции функции жизненно важных органов и систем (недифференцированная терапия). Недифференцированная терапия должна проводиться при всех коматозных состояниях, независимо от причины к ним приведшим. Она состоит из дегидратационной терапии, улучшения регионарной гемодинамики, метаболизма и оксигенации мозга, снижении его чувствительности к гипоксии. При всех коматозных состояниях (кроме острой уремической) после проведения дегидратации методом выбора является форсированный диурез, как наиболее удобный и безопасный для больного, - в течение первых 5-6 часов. 3. 20 – летняя студентка доставлена скорой помощью в клинику после того, как соседка по общежитию обнаружила ее без сознания.

скачать реферат Религии народов Поволжья и Западного Приуралья

Из описаний народов коми и их религии особенно ценны работы Клавдия Попова, Г. Лыткина, М. П. Шалимова, а в советское время А. С. Сидорова. Очень большое значение в народных верованиях коми (особенно коми-зырян) имели промысловые культы. Коми— прекрасные охотники; охотничий же промысел всегда сопряжен с риском неудачи, поэтому у них и удерживались старинные суеверия и запреты. Зыряне охотились артелями, и руководитель (хозяин) артели должен был быть непременно и колдуном; именно этим его свойством объясняли умение найти богатые угодья, дать хорошую добычу своей артели. Между отдельными артелями раньше бывало соперничество и даже вражда; отсюда поверье о том, что колдуны — хозяева артелей стараются сбить друг друга с дороги; чье колдовство сильнее, та артель и вернется с добычей. На почве промыслового хозяйства держалась и вера в духов природы, впрочем сходных с русскими: ворса — леший (шутник, любящий завести человека в чащобу), куль — водяной и др. Очень сильна была вера в порчу; это объясняется распространенностью в прошлом нервных заболеваний — истерии («икоты») и др., особенно среди женщин, что вызывалось социально-бытовыми условиями.

скачать реферат Поморы

Часть теснимых новгородцами- ушкуйниками народов чуди заволоцкой переселилась соответственно: емь - в Финляндию, пинь - на приток Мезени - Вашку, мень - на реку Ижма (ижемцы и теперь отличаются от коми-зырян). Ассимиляция славян и вышеперечисленных народов произошла в Х-ХVI веках. Более 5000 лет назад первыми после схода ледника Поморье заселили саамы (лопари, по-шведски - финны). Вероятно, это их предки оставили наскальные рисунки животных и быта людей каменного века на восточном берегу Онежского озера, на берегах реки Выг, на западном берегу Белого моря и Кий- острове. На островах Белого моря сохранились их ритуальные каменные лабиринты. Первые славяне - жители Новгорода и северо-восточных княжеств появились на беломорских берегах еще в IX веке. С XIV в. письменные источники фиксируют на западном побережье Белого моря постоянные русские поселения, а сам край получает название "Поморье". Постепенно в Поморье шло формирование особой группы русскоязычного населения. Русские, заселившие прибрежные территории, в отличие от жителей центральной России, практически не занимались земледелием. "Помор", "поморец" - так, начиная с XVI века, стали называть людей, живущих на западном побережье Белого моря и ведущих морское промысловое хозяйство.

скачать реферат Империя. Российская империя

Исчезли последние удель. ные княжества: Волоцкое, Калужское, Угличское. В 1521 г. пало Рязанское княжество. В 1523 г. такая же участь постигла Новгород-Северское княжество. Присоединялись и другие территории. В 1472 г. был покорен обширный Пермский край, бывший колонией Новгорода. В 1478 г, были присоединены остальные новгородские колонии. В 1489 г. присоединена Вятская земля. К середине XVI в. рубежи государства отодвинулись от Москвы существенно. Колыбель великороссов определялась границами: Белое и Баренцево моря – на Севере, Чернигов, Путивль, Рязань – на Юге, Смоленск – на Западе, на Востоке территория простиралась до Северного Урала и Нижнего Новгорода. Население Московского государства на этом этапе состояло не только из русских, но многих народов, которые издревле проживали на этой территории: карелы, коми (зыряне), ханты, манси, мордва и т.д. Надо отметить и возрастающий процент татарского населения, оседающего постоянно в русских землях, особенно усиленно в XV в. по мере ослабления монгольского государства.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.