телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКниги -30% Разное -30% Рыбалка -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Культурология

Традиционная пища хакасов

найти похожие
найти еще

Карабин, 6x60 мм.
Размеры: 6x60 мм. Материал: металл. Упаковка: блистер.
44 руб
Раздел: Карабины для ошейников и поводков
Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
Запрещалось помешивать черпаком, переливая жидкость сверху вниз. Осенью, после забоя крупного скота, обязательно готовили мясной набор -— "ысты". Для него отбираются самые лучшие части мяса: прямая кишка (харта), крестец (уча), средние ребра (газылыг хабырга), спинной позвоночник (арга), горловина (поостаа), лопатка (чарын), сало гривы (чал), сердце с осердием и печень (паар). От каждого из них отрезали по куску и по суставу. Этот набор заворачивали в разрезанную полосу желудка и замораживали. Из одной туши лошади получалось девять "ысты". Их хранили в деревянном ларе. Когда приезжал почётный гость, то его угощали этим блюдом. "Ысты" опускали в казан с кипящей водой и получали отменный бульон. После исполнения героического сказания для рапсода делалось застолье "нымах тойы", на котором обязательно варили "ысты". Согласно традициям, мясной набор "ысты" отправляли в качестве гостинца своим близким родственникам. Из внутренностей крупного скота (обычно лошади) готовили блюдо "хырмачы". Для этого брались желудок, жирные кишки, лёгкие, печень, почки, селезенка и вместе с кровяной колбасой замораживались. В случае праздника для многочисленных гостей в большом казане готовили суп "хырмачылыг угре". В суп добавляли крупу и для вкуса заправляли творожистой массой "аарчы". По всей видимости, хырмачы является одним из древних блюд. Оно известно в героическом эпосе: "Хызыр пиилерш агылып, хырмачылап той сал тур". — "Забив яловых кобылиц, устроили пир из хырмачы".'87 При сватовстве малолетних детей родители мальчика привозили, по обычаю, целую тушу барана, запечённую в собственной шкуре. Это блюдо называлось "чулма". Барана сначала подвешивали в коническом шалаше и опаливали над горячими углями, затем вынимали внутренности и тушу зарывали под костёр. Под действием жара углей баран варился в своём собственном соку. Согласно фольклорным данным, на "свадьбу чести" привозили до девяти чулма. Баранина у хакасов занимала ведущее место среди различных видов мяса. Из неё (а также из мяса диких коз) готовили "харбан", блюдо типа бефстроганов. Сначала в деревянном корытце "типci" двумя острыми ножами мелко нарезалась мякоть с внутренним салом. Затем нарезанное мясо варилось в казане вместе с лапшой и добавлением сушёного лука (кoбiрген). Харбан употребляется вместе с бульоном. Для приготовления блюда "тогырамчы" отваривали мякоть с ног и ребер барана, а также его внутренности: желудок, рубец, сычуг тонкие кишки и ливер. Затем отваренные внутренности мелко крошили сечкой в деревянном корытце и подавали с бульоном. Хорошо промытые тонкие кишки овцы перевивали с внутренним салом в длинные жгуты и замораживали. Это блюдо именовалось "орамчых" (саг) или "хурамыр" (кач). Хурамыр варили вместе с супом и при подаче разрезали. Мясо обычно жарили на сметане. Сначала его заливали водой, а затем, как оно вскипит, сметаной. Жареное мясо носит название "хаарган ит". Надо сказать, что хакасы почти все блюда — мясо, рыбу грибы, яйца — жарят на сметане. Из мякоти баранины делали шашлыки — "сiстеен ит", которые' не относились к почётным блюдам Другое отношение было к шашлыкам "сохачы", приготовленным из печени.

У хакасов существовали два вида самогонных аппаратов. Древнейшим считался "хазан-хахпах". Это был самогонный аппарат западно-монгольского (ойратского) типа. Он состоял из большого казана, установленного на треножнике (очых). В него наливали айран, а сверху закрывали деревянной сферической крышкой "хахпах". В крышке имелись два отверстия, куда вставлялись изогнутые деревянные трубы "copra". Другим концом они упирались в два чугунных кувшина "ырагы", стоявших в корыте "колбе" с холодной водой. Прежде, чем вода в корыте нагреется, один казан айрана полностью успевали перегнать. Чугунные кувшины "ырагы" производили на Абаканском железоделательном заводе (ныне г. Абаза), который учитывал спрос местного рынка. Наполненность кувшинов и крепость араки проверяли специальным прибором "амзор". Он представлял из себя длинную палочку с прикрепленными волокнами конопли на конце. Амзор опускали в кувшин и по отметкам на стержне определяли наличие араки. Для дегустации конопляные волокна обсасывались. Крепость араки была не больше 5-10 градусов. Любители выпить, чтобы получить хмельной напиток покрепче, делали повторную перегонку (арачан). В редких случаях перегоняли в третий раз. Такая арака называлась "хорачын". Крепость ее была выше 40 градусов. Для герметичности аппарата места соприкосновения крышки с казаном и деревянными трубами замазывали свежим коровьим навозом, смешанным с золой и глиной. Интересно отметить, что выражение "хазан сыбирга" (букв, замазать котел) в современном хакасском языке обозначает перегнать айран на молочную водку. Во второй половине XIX в. среди хакасов распространился самогонный аппарат восточно-монгольского (халхасского) типа — "улгер" или "шян-хахпах". Он был заимствован хакасами из Тувы. Об этом факте свидетельствуют и его название "соян хахпах" — тувинский аппарат и монгольское слово "булгэр". Самогонный аппарат "улгер" состоял из большого казана, вмазанного в печь "кимеге". На нём устанавливали коническую кадку без дна. Внутри её делался наклонный лопато образный жёлоб "чайолдырых" с выходящим наружу носиком (copra). Сверху кадка закрывалась небольшим охладительным котлом "тахтай" или "чылапчы". наполненным холодной водой. При кипении пары айрана поднимались вверх до соприкосновения с охладительным котлом, превращались в капли араки и по жёлобу "чайолдырых" стекали в кувшин. Молочную водку употребляли по праздникам для угощения гостей и для выполнения религиозных обрядов. Пить вино молодым людям разрешали с 25-30 лет, а женщинам — после второго или третьего ребёнка. В более ранние времена спиртное не употребляли до 40 лет. Заботились о здоровом потомстве. Во время -.астолья всё вино из бутылок сливали в одну посуду (казан), установленную в центре стола или круга людей. Араку пили или из лакированных чашечек "хыдат чiрче", или из одной застольной чаши — "чочыц аях", которая передавалась по кругу. Сначала "чочын аях" пригублял хозяин, а затем по часовой стрелке каждый из гостей. Пословица в данном случае гласила: "Пока хозяин не отведает чашу с вином, то даже хан её не возьмёт". Этот обычай возник во времена средневековья, когда среди народов Южной Сибири и Центральной Азии были развиты междоусобные войны, и родовая знать использовала отравленное вино для уничтожения опасных противников.

Свежие клубни кандыка варили до полного выкипания воды. Затем заливали молоком или сметаной и кипятили до готовности. Заправляли маслом. Зимой сушеный кандык мололи на ручной мельнице или толкли в ступе. Полученную муку засыпали в кипящую на огне сметану и мешали до готовности. Блюдо напоминало по вкусу манную кашу. "Хандых потхы" готовили по праздникам. Дома, в которых угощали "хандых потхы", пользовались хорошей репутацией, а хозяйки слыли за расторопных женщин. В июне хакасы добывали сарану — "сип" или "саргай". Наиболее вкусен корень в пору цветения. Питательные корни этого растения выкапывали так же, как и кандык, "озоп'ом". За день старательная женщина могла накопать до четырех ведер сараны. Его корни мыли и сушили, разложив на матах "аатыс". Сарану использовали для приготовления блюда "сип потхы". Сушеные корни разминали на каменной терке. Затем, как только в казане закипала сметана или масло, туда насыпали сарану. Получалась вкусная каша "сип потхы". Из ее муки пекли даже блины. Из сушеного кандыка и сараны делали комбинированный продукт "угба". Сначала корни крупно мололи на ручной мельнице. Полученную крупу смешивали с ячменной крупой и сырцами "тчiрб". Полуфабрикат "угба" засыпали в закрома амбара или хранили в специальных кожаных сундуках "cipxa " или в кожаных мешках "тонерчж". Обычно "угба" служила для приготовления супов "укба угре". Но иногда из нее варили кашу на молоке "угба потхы". Промысел кандыка и сараны уходит в глубокую древность. Например, еще в 1660 г, русский посланник к Алтын-хану С.Грек сообщал о пропитании в Хакасии: "и живучи многое время в Киргизах, и в Тубе, и в Кереитах, и в Алтырах покупали себе на еду скот и бараны, и молоко, и крупы, и кырлышную муку, и сарану, и кандык, и всякой коренья ездя по улусам дорогой большой ценою и тем питалися многое время". Летом добывали основания диких пионов — "синне". Заготовленные коренья мыли и сушили. Из них получали кислую приправу для супов. Сушеные коренья дикого пиона крупно мололи на ручной мельнице. Их добавляли в крупяные и ячменные супы вместо творожистой массы "аарчы". Суп от приправы получал красный цвет и становился терпким на вкус. Из муки диких пионов пекли оладьи "чалбах". Для того, чтобы убрать горечь, коренья сначала несколько дней вымачивали в воде. Затем их сушили и мололи. Муку замешивали на пахте. Съедобные корни различных растений широко употреблялись в пище тюрков Саяно-Алтая вместо витаминов, салатов, приправ. В июне ездили в тайгу за черемшой — "халба". Ее солили и хранили в течение года в жбанах. Из свежей делали салат со сметаной. Черемшу возили в степные аалы Хакасии продавать или обменивать на продукты скотоводства (овчины, шерсть, волос и т.д.). В августе собирали плоды черемухи "нымырт". Для дальнейшего хранения их высушивали. Черемуха употреблялась для изготовления блюда "нымырт потхы". Ее сначала мололи на мельнице или растирали на терке "паспах". В казане варили сметану. Затем, когда она закипит, в нее сыпали талкан и молотую черемуху. В готовую кашу "нымырт потхы" добавляли масло. Обычно это блюдо готовилось на поминки. Деликатесом являлось блюдо "нымырт хаях".

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Очищение организма и правильное питание (Целительные силы, Том 1)

Итальянские стоматологи, посетившие несколько монастырей в Тибете, установили, что у здешних обитателей практически отсутствует кариес зубов. Осмотр ста пятидесяти жителей монастырей дал удивительные результаты: у 70% из них, даже у стариков, не было ни одного больного зуба, у остальных кариес встречался крайне ограниченно. Причина этого явления заключается в режиме питания. Тибетские монахи не употребляют сахар и мясо. Их традиционная пища ячменные лепешки, масло из молока яка, тибетский чай и вода. Летом в меню включаются репа, морковь, картофель и немного риса. 12. ПИЩЕВОЙ ЛЕЙКОЦИТОЗ. Поступление пищевых веществ в желудочно-кишечный тракт помимо питания следует рассматривать и как аллергическую и токсическую агрессию. Для нейтрализации этих вредных влияний, кроме эпителиального слоя, разделяющего энтеральную (внутреннюю) среду кишки и внутренние среды организма, существует еще мощный лейкоцитарный слой (1 млн. лейкоцитов на 1 мм3). Суть пищевого лейкоцитоза сводится к тому, что когда пища прикасается к нёбу, в стенках кишок быстро сосредоточиваются лейкоциты для подавления возможного вредного влияния пищи

скачать реферат История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

Особенностью хакасского эпоса является то, что музыка в эпических сказаниях обязательно тесно переплетается с внемузыкальными элементами повествования, синтезируется с ними. Именно эта важнейшая особенность способствует стилевому единству и монолитности алыптых нымахов. Наиболее сложными проблемами в их исследовании являются: анализ интонационной сущности музыкально-поэтического целого эпических сказаний, изучение способов звукочленения, изучение типов интонирования, анализ музыкальной композиции. В этом плане в изучение хакасских эпических сказаний огромный вклад внесла профессор Новосибирской государственной консерватории А.А. Асиновская. В традиционной культуре хакасов синтезирующим в монолитное целое народное искусство является хайджи. Хайджи, эти искусные сказители, были хранителями и распространителями героических сказаний. Они пробуждали в своих слушателях бодрость и оптимизм, вселяли силу и энергию для борьбы за справедливость. Повествование в алыптых нымахах всегда облекалось сказителем в высокую поэтическую форму. Эпос обязательно насыщался разнообразными метафорами, богатейшими сравнениями, эпитетами, что доставляло особое наслаждение не только самому сказителю, но и его слушателям.

Нож-скальпель, 2 запасных лезвия.
Нож канцелярский (скальпель) предназначен для аккуратной и точной работы по бумаге. Резиновый грип препятствует скольжению
349 руб
Раздел: Ножи, ножницы, резаки
Подставка под ноги "Мишки" антискользящая.
Подставка для ног от торговой марки Tega поможет крохе самостоятельно воспользоваться умывальником, унитазом или достать до высокого
449 руб
Раздел: Подставки под ноги
Рюкзак детский, 30x24x10 см.
Рюкзак детский с вместительным основным отделением и дополнительными карманами. Лямки регулируются. Размер: 30х24х10 см. Материал:
419 руб
Раздел: Без наполнения
 Как дожить до 120 лет по системе Поль Брэгга

Итак, если вы хотите больше узнать о себе, начните с тщательного осмотра собственного языка. Язык – это орган, который точно отражает состоянием своей поверхности здоровье или нездоровье каждой части тела. „Волшебное зеркало“ может стать вашей путеводной звездой на пути к истинному здоровью». Не только Брэгг, но многие врачи во всем мире ориентируются на показания лучшего прибора, показывающего состояние желудка, – языка. И давно известно, что чем разумнее сбалансирована диета, чем лучше очищен организм, чем меньше в нем содержится ядов и шлаков, тем чище и здоровее выглядит язык. Так что приучите себя начинать свой день с осмотра языка. И особенно внимательно наблюдайте за своим языком во время голодания. Голодание против слизи Брэгг считал, что каждый человек, питающийся обычной, традиционной пищей, страдает от того, что его выделительная система забита слизью. Откуда берется эта слизь? Она образуется из остатков непереваренной и неудаленной ненатуральной пищи, которая накапливается с момента рождения. То есть слизь – это шлаки, которые организм вовремя из себя не вывел

скачать реферат Биография С.А. Токарева (советского этнографа)

Основные труды В этой главе я попытаюсь прореферировать основные труды С.А. Токарева по трём направлениям: религиоведение, историографические изыскания и собственно сама этнография в смысле описания народов. Труды по религиоведению Вопросами религии учёный занялся достаточно рано. Уже в 32 года исследователя привлекают к написанию многотомной книги «Религии народностей СССР». Там он пишет главы о верованиях народов Сибири: чукчи, коряки, юкагиры, буряты, якуты, остяки и вогулы. Постоянно С.А. Токарев пишет статьи в БСЭ. Также публикуются статьи в СЭ и ВДИ. В них прослеживаются глубокие знания учёного по различным регионам Земли. Он пишет о современной религиозной ситуации в США и о традиционных верованиях хакасов, о религиозных верованиях восточнославянских народов и о сектанстве наших дней. С середины 50-х годов начинают появляться обобщающие исследования по проблемам религии. В журнале «Вопросы философии» в 1956 году опубликована статья «Проблема происхождения и ранних форм религии». Эта статья состоит из 9 разделов. В первом автор ставит задачу: решить задачу научной классификации религиозных явлений. Подчёркивается основной принцип – марксистское понимание религии и широкое использование фактического материала и уже существующих исследований.

 Считаем калории

Еда, используемая для снятия стресса, вредна для здоровья. В некоторых случаях переедание запрограммировано укладом жизни. Многие люди питаются по инерции, когда нет физиологической потребности в питательных веществах, нет стрессовых воздействий или разумной причины для лишней еды. Почему? Традиционно пища не воспринимается большинством людей как возможная опасность для их здоровья. А она может быть опасна, если употребляется бесцельно. Надо соблюдать умеренность и воздержанность в еде. И питаться регулярно. Время и частота приема пищи индивидуальны. Однако большинство людей, страдающих от полноты, имеют вредное пищевое пристрастие – есть впрок, про запас, до того, как почувствовали голод. Принимать пищу необходимо, только когда вы голодны. При этом нужно питаться регулярно, некоторые врачи-диетологи советуют делать это 5–6 раз в день, заканчивая еду с легким чувством голода. Наиболее частая вредная привычка – это питание 1–2 раза в день, когда едят очень много, перед сном или в ночное время. Не следует морить себя голодом и переедать, а также ощущать тяжесть в желудке после завершения еды

скачать реферат Коренные народности севера: история, культура, быт

Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (одевалась мехом внутрь) и парки (мехом наружу). Женщины носили сходную с рубахой народов Поволжья длинную туникообразную рубашку с вышивкой. Была распространена также халатообразная верхняя одежда, запахивающаяся налево, с поясом. В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов.

скачать реферат Культура Коми

План: I II Основная часть 1) Земледелие и животноводство.2 2) Традиционные ремесла и промыслы.8 3) Традиционная пища.12 III IV Список используемой литературы.15 Список используемой литературы:1) «Традиционная культура народа коми» этнографические очерки- Сыктывкар Коми книжное издательство 1994 г. 2) «Родники пармы»- Сыктывкар Коми книжное издательство. Ухтинский Промышленно Экономический Лесной Колледж Творческая работа По истории тема: «Культура коми» Выполнил студент гр. ТД-11 Прелов Николай Проверил преподаватель Поповская Е.В. 1998 г.

скачать реферат Социологический анализ межнациональных отношений

Однако в условиях резкой смены идеологии в стране в целом, в ситуации экономической трансформации, сопровождавшейся ухудшением положения людей, ростом социальной неуверенности, страхов, фрустраций, обращение к прошлому, даже в архаической форме, нередко казалось людям спасением или по крайней мере каким-то выходом. Вот почему национальное возрождение, которое связывалось в республиках с процессом демократизации, привело и к частичному восстановлению архаики, становившейся не только тормозом развития, но и культурно изолирующим фактором. Имело место и простое возвращение к прежней этнокультурной специфике в стиле, образе жизни, межличностных отношениях. Это проявилось не только в возвращении к разнообразящей повседневность символизирующей одежде или к традиционной пище, но и в социальных отношениях, в частности в обращении к авторитету старейшин, шаманов у кавказских и среднеазиатских народов, у тувинцев, якутов, в оживлении веровании в духов, соблюдении уразы у мусульман и т.д. В результате культурные границы углублялись.

скачать реферат Ногайцы

Традиционная пища - мясо-молочные, мясные и рыбные блюда: бесбармак с лапшой), къувырдакъ (жареное мясо с луком), шашлык, къазы, толтырма басы), къазан боьрек (пельмени), (род галушек), балыкъ сорпа (уха), ши, сыры, пироги, ян т. д. Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, буза, сербет сув и др. В 19 в. существовали две формы ( большая (патриархальная) и малая семьи. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата ( мусульманского права), что способствовало сохранению самосознания народа. Развит фольклор: богатырские (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор).

Ходунки-каталка "Happy Time ".
Ходунки-каталка Happy Time–специально разработаны для мылышей от 6 месяцев до 3 лет специально для того, чтобы помочь малышу сделать свои
2760 руб
Раздел: Ходунки
Лестница-стремянка, 4 ступени, стальная.
Нескользящие пластиковые коврики. Размер ступеньки: 30x20 см. Материал: сталь. Высота на уровне верхней ступени: 91 см. Количество
2071 руб
Раздел: Лестницы
Сушилка для белья напольная складная "Ника СБ3", 10 м.
Сушилка для белья классическая для любых помещений. Напольная, складная без отлетных деталей. Незаменимый атрибут Вашего дома! Длина
551 руб
Раздел: Сушилки напольные
скачать реферат Эскимосы

Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами. Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская v прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья. Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде.

скачать реферат Ботлихцы

Были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи, шитьe папах и обуви. Ботлихцы вели оживлeнную торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом, в основном фруктами. Национальная одежда общедагестанского типа. Характерен женский головной убор - "рогатая чухта". В комплект мужского костюма входили рубаха туникообразпого покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор, платки. Традиционная пища - блюда из продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной начинкой. Жанры традиционного фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и этпогенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Ботлихцев двуязычен (на ботлихском и аварском языках).

скачать реферат Хакасы

Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов. В ХХ в. процесс консолидации этнических групп "минусинских", или "абаканских", "татар" завершился образованием хакасского народа. Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство. Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища хакасов - нерешетчатая юрта. У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

скачать реферат Словения

Значительное распространение получили дома, состоящие из двух частей, с высокими двухскатными крышами. Главные элементы мужской народной одежды — рубаха и штаны, а также различные жилеты, куртки, шляпы. У женщин — короткие рубахи, нередко украшенные вышивкой и кружевами, жилеты, юбки (иногда несколько), фартуки, пояса, платки. Основа традиционной пищи — каши, клецки, овощи; праздничная еда — копченая свинина, козлятина, баранина. Для общественной жизни словенцев характерны обычаи коллективного труда и взаимопомощи, например при постройке дома. Излюбленный фольклорный жанр — баллада. Политический, культурный и экономический центр Словении— ее столица Любляна. Город живописно расположен в окрестностях Альп на берегу реки Любляницы (приток Савы). В старой части Любляны много фонтанов и зданий в стиле итальянского барокко, построенных в основном в XVI — XVII вв., — общественные и частные дома, дворцы. Своеобразна архитектура Урсулинской церкви XVIII в. в комплексе женского монастыря. Туристов привлекает гармоничное сочетание творений рук человека с красивейшей природой соседних Альп.

скачать реферат Этнография как наука

Духовная культура: ислам, во внутренних областях - традиционные верования (фетишизм, анимизм). Южная Африка. Коренные жители: бушмены, готтентоты, зулусы. Готтентоты в основном занимаются скотоводством, развита охота на жираф, зебр. Женщины занимались земледелием. Также было развито кузнечное ремесло. Одежды было минимум. Традиционная пища: мясо, продукты земледелия. Бушмены – народ, проживающий в пустыне Калахари. Бушмены имеют средний рост (150 см), не очень темную кожу, широкое и плоское лицо, туловище у них лишено волос, отмечена ранняя морщинистость кожи. Численность около 74 тыс. человек. Основные занятия: охота и у женщин - собирательство. В рыболовстве практиковалось отравление водоемов. Традиционная пища: рыба, особым деликатесом были белые муравьи. Жилищ у них практически не было, они ставили только ветровые заслоны. Одежды практически не было, носили набедренные повязки. Зулусы говорят на языке банту. Основные занятия: скотоводство. В основном разводили быков и коров. Пища: мясо, молоко, продукты земледелия. Существовало мотыжное земледелие, из ремесел – гончарство, ткачество, обработка кожи, а также кузнечное дело.

Кукольная мебель "Шкаф".
Шкаф - один из самых необходимых предметов мебели в любом доме, особенно в кукольном. И хочется, чтобы этот предмет был красивым,
362 руб
Раздел: Гардеробные, прихожие
Подушка детская "Бамбук" 40x60 см, арт. ДТ-ПСБД-4060-1.
Детская подушка "Бамбук", подушка с отстрочкой: с наполнителем из бамбукового волокна 400 г/кв.м, чехол (100% хлопок) - сатин
558 руб
Раздел: Размер 50х70 см, 40х60 см
Подгузники Moony, 4-8 кг, экономичная упаковка, 81 штука.
Максимально удобны и просты в применении. "Дышащая поверхность" подгузников обеспечивает доступ воздуха к коже ребенка, а
1423 руб
Раздел: 6-10 кг
скачать реферат Рациональное питание

Таким образом, устоявшаяся диета как бы формирует организм человека. Иными словами, организм человека приноравливается к этому типу питания. С другой стороны, человек сам активно подбирает продукты для своего выживания, исходя из наличия пищевых ресурсов и руководствуясь своим вкусом, эстетическими запросами, а самое главное - биологической целесообразностью той или иной пищи в данных климатических условиях. На этом основано формирование традиционной национальной кухни у всех населяющих землю народов. Таким образом, традиционная пища, так же, как и одежда, и орудия труда, является одним из элементов приспособления человека к окружающей его среде. Но, если одежду и орудия труда человек попросту передаёт потомству через общение и по обоюдному желанию, то приспособленность организма к определённым климатическим условиям и типу питания заложена уже генетически и передаётся по наследству независимо от желания человека и ему с этим приходится считаться. В народной диетологии на первом месте всегда была биологическая ценность пищи, её способность помочь организму не только сохранить его здоровье в самых сложных условиях, но и обеспечить некий "буфер" для сопротивления организма в экстремальных ситуациях.

скачать реферат Дидойцы

Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин: рубаха, штаны, бешмст, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока, дерева и др. Голову брили, носили усы и бороду. Женская одежда: туникообразные платья-рубахи, штаны, чепец-накосник, шерстяные и шeлковые платки, шали, та же обувь, что и у мужчин. До первых десятилетий 20 в. мужчины и женщины зимой иногда носили штаны и рубахи из овчины мехом вовнутрь. Женские украшения из серебра: серьги, кольца, браслеты, налобные, нагрудные и др. Традиционная пища мучная и мясо-молочная. На аварском и цезском языке передаются пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, плачи, колыбельные и др. Характерны увеселительные собрания по половозрастному принципу в осенне-зимний период. Сохранились пережитки культов земли, неба, светил, огня, гор, рек, лесов, родников и др.

скачать реферат Калмыки

Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет. Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Повседневным напитком был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, целькг - тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру.

скачать реферат Тунисская Республика

Жители острова Джерба и оазисов юга составляют особые этнографические группы. Здесь местами сохранилась восходящая к античности система земледелия, когда пахали сохой или римским плугом, запрягая пару быков или ослов (на юге — нередко верблюдов), и поливали сады с помощью водочерпальных колес. В некоторых отдаленных районах с глубокой старины дошли и обычаи в одежде: верхняя мужская одежда — бурнус с капюшоном поверх шапки; женская — широкое и длинное цветное платье, закрывающее всю фигуру с головы до пят. Традиционную пищу готовят из пшеничной или ячменной крупы и муки: знаменитый кускус; брики — слоеные пирожки с начинкой из лука, петрушки, лимона и яиц; кашу бзис, лапшу мхаммаса, лепешки — все это с маслинами или политое оливковым маслом. Много рыбных блюд. Из мясных — пряная жареная баранина и тушеная курица, фаршированная сыром, и др. Тунис — страна древней городской культуры; по степени урбанизации занимает второе место (после Ливии) среди арабских стран Африки. В стране более 20 городов (основаны финикийцами, римлянами либо арабами в VII — X вв.). Многие города — порты (Сфакс, Бизерта, Сус, Махдия и др.). Порт Тунис основан финикийцами, столица страны — с середины XIII в.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.