![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Индийская культура | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В замечательной книге о беседах далай-ламы XIV с бенедиктинцами, - которую я уже упоминал, вечность определяется не как бесконечно надоедающая длительность, а как цельность по ту сторону всякой двойственности, в том числе двойственности начала и конца. Тот, кто знаком с индийской культурой, сразу узнает ее след. Сближение ведущих христианских религий с религиями Индии и Дальнего Востока происходило в тот самый век, когда людей расстреливали за неверие в возможность построения социализма в одной стране, а в центре Европы - за генетическую неполноценность. И террор велся по методам научной статистики: истреблялись не лица, совершившие преступления, а целые категории лиц (сословия, классы, этносы). Нетрудно вообразить себе в будущем столкновение экологического фанатизма с фанатизмом прогресса на основе небиологических носителей разума. Фанатизм расцветает всюду, где утрачен дух любви и логика Аристотеля (или Гегеля) заменяет сердце. Для г-на Назаретяна любовь и сердце вне науки (и следовательно, вне истины). Он выписывает несколько резких фраз Христа, доказывая этим Его агрессивность
Это была в некотором смысле отдаленная периферия китайской империи, почтя не имевшая автономии, хотя и отличавшаяся этническим составом местного населения и, естественно, некоторыми местными особенностями, своими традициями в образе жизни и т.п. Южновьетнамское протогосударство Тьямпа, возникшее примерно во II в., являло собой совершенно иное образование. Прежде всего оно, как и весь остальной Индокитай в то время, было под заметным влиянием индийской культуры. Находившейся в зоне индо-буддийского влияния тьямы (лаквьеты) вели соответственно и иной образ жизни, что наиболее заметно проявлялось в сфере культуры и религии. Здесь процветал и фактически господствовал буддизм хинаянистского толка, хотя немалую роль играл и индуизм в его шиваистской форме близкой к той, что была у кхмеров времен Ангкора. Только в IX в. здесь начали появляться первые махаянистские монастыри, знаменовавшие собой усиление северных влияний. В целом буддийские и индуистские монастыри и храмы в Тьямпе процветали. В V в. здесь (естественно, в монастырях) появилась и местная письменность на южноиндийской графической основе.
Будущий историк, вероятно, уделит меньше внимания встречам "семерки", чем журналисты, и больше - развитию политики диалога, начатого Иоанном XXIII, диалогам Д.Т.Судзуки с Томасом Мертоном и сессии семинара имени Джона Мейна, на котором Евангелие комментировал далай-лама XIV. (Подробнее об этом см. в "Вестнике Европы", 2001, No 3.) В откликах на события 11 сентября мелькнуло слово "религиозная немузыкальность", брошенное Ю.Хабермасом. Самосознание "религиозной немузыкальности" - это (если воспользоваться языком Бродского) "больше чем ничто", это, быть может, как заметил один немецкий публицист, "конец эпохи секуляризма". 1 В Китае небесным покровителем империи считался триумвират: Конфуций, Лаоцзы и Будда. 2 В Индии - с каждой отдельной группой. Пришельцы входили в индийскую культуру группами, кастами. Все племена, вторгавшиеся в Индию, индианизировались как новые касты. 3 Барокко всюду несло в себе импульс рационализма, но во Франции этот импульс развернулся в особый стиль. В Германии этого не было. Мистические взлеты и рациональный расчет были нераздельны
В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам. Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляющими есть фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви — Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространенное в храмах. Культура Китая Китай — страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІУ в до н э сформировалось первое рабовладельческое государство Инь.
Известно, что больше всех противился доминированию Пола Маккартни во время записи диска "Pepper" Джон Леннон, но у Джорджа Харрисона, возможно, была более веская причина огорчаться. В альбом включили лишь одну его песню, "зарубив" другую претендентку, "Only A Northern Song" ("Только лишь северная песня"). Как и в случае с "Love Yои То", "Within You Without You" открыто продемонстрировала увлечение Джорджа индийской культурой. Композиция записана при содействии нескольких индийских музыкантов и битловского помощника Нила Эспиналла, исполняющего партию на барабане, -других членов группы в ней вы не услышите. "Ее сочинили дома у Клауса Вурмана в Хэмпстеде как-то вечером после ужина, рассказывал Харрисон десять лет спустя. - Я играл что-то на фисгармонии, и вдруг возник мотив, а затем и первая строчка стихов..." Некоторые считали песню шедевром, некоторые - ярким образцом псевдофилософской чепухи. Как бы то ни было, это был Харрисон в чистом виде. WHEN I'M SIXTY-FOUR КОГДА МНЕ БУДЕТ 64 (JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY) Записана 6, 8, 20, 21 декабря 1966г
Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст – это итог тысячелетней эволюции и взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I тыс. до н.э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. III в. до н.э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам Художественно-образное восприятие через призму религиозных названых и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм.
Вони зливаються в єдине ціле і перестають сприйматися і переживатися як два окремих протиставлених феномена. Намагаючись примирити і збалансувати два протилежних початку як на рівні окремої особистості, так і на метакультурному рівні, чанська психокультура знімала психологічні бар'єри між людиною і природою. Роль чань-буддизму в історії і культурі середньовічного Китаю була не однозначною. Хоча це релігійно-філософське вчення і психокультурні традиції протистояли офіціальній ідеології і культурі, в них проявилася тенденція до знищення протиріч між класами, соціального протесту саме в силу того, що він приймав релігійний характер. Психологічна спадщина чань-буддізму в сучасному світі теж має важливе значення. В процесі інтенсивного діалогу між культурами Сходу та Заходу чань-буддізм відіграє безумовно прогресивну роль. Крім того, тепер, коли набуває все більш важливе значення охорона навколишнього середовища, ідея єдності людини і природи стає позитивним фактором. В цілому безумовно, що в чань-буддізмі був накопичений великий психологічний досвід, який потребує вивчення і здатний допомогти людині адаптуватися в сучасному світі, який постійно змінюється. Список літератури: 1. Сидихменов В.Я. "Китай: страницы прошлого" М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1987. 2. Абаев Н.В. "Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае", Новосибирск: Наука, Сибю отд-ние, 1989. 3. "Индийская культура и буддизм", М.: Наука, 1976. 4. Васильев Л.С. "Культы, религии, традиции в Китае", М.: Наука, 1970.
Эта оригинальность появилась прежде всего в особой общественной структуре Древней Индии. В Индии сложилась система сельских общин со своеобразной и сложной внутренней структурой, бывших не только основной социальной ячейкой древнеиндийского общества, но и административно-политической единицей древнеиндийской государственности, создавшей предпосылки для деспотической формы индийской монархии, которая так и не получила развития в период древности. С рубежа IV – III вв. до н. э. Индия вступает в тесные политические контакты с восточноэллинистическими монархиями, государственными образованиями Средней Азии. До нового объединения под эгидой династии Гуптов Индия переживает процесс политической раздробленности и обособленности отдельных частей, которому противостояло определенное единство индийской культуры. Ее высокий уровень способствовал тому, что завоеватели тех или иных областей Индии подпадали под мощное местное влияние. Но общение с завоевателями и их традициями обогащало процесс исторического творчества, создавая для них дополнительные стимулы.
Именно в нем заложены основные направления, в котором это сотрудничество будет развиваться в третьем тысячелетии. Так же в сентябре прошлого года во Владивостоке стартовали Дни индийской культуры, в рамках которых прошел фестиваль знакомства с культурой удивительной страны. Дни индийской культуры прошли также в приморских городах: Арсеньеве, Артеме, Лесозаводске, Хасанском районе. Проведение подобных мероприятий – это прекрасная возможность познакомить жителей края с историей, традициями, культурой и искусством индийского народа. Это самый верный путь к пониманию друг друга, а значит – установлению надежных и долгосрочных отношений, искренней дружбы и сотрудничества. В успешном развитии деловых взаимовыгодных отношений между Приморским краем и Индией немалая заслуга сотрудников Генерального консульства Индии во Владивостоке. Индийское генконсульство было первым зарубежным консульским учреждением в этом городе. Генеральное консульство Индии всегда открыто для переговоров с представителями приморского бизнеса и готово оказать помощь в поиске партнеров через Торговую палату Индии.
В этом знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его связи и отношения. Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание становится фактором человеческого мира. Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры. Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотермический характер. В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раскрыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма, существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в позиции современной биологии и медицины. Но эти знания обликаются в неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую можно было бы условно назвать символической формой представления научного знания. И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления знания, стали разрабатываться категории научного мышления.
Речь литургическая и учебная концентрируется на предметах, имеющих вневременную значимость. Поэтому устная и письменная речевая культура приобрела как бы вневременной характер. В отличие от китайской речевой культуры, где каждый речевой поступок фиксируется в месте и времени, в индийской культуре существует образ вневременного и внепространственного информационного бытия. Индология связывает это с развитием устной речевой практики в учебной и литургической речи. Однако и ведические тексты, и философские тексты, и тексты поэтические имеют авторство и примерную датировку. Поэтому вневременной и внеместный характер информационных образов не может быть связан только с развитием устной литургической и педагогической речевой практики. Представление о вечном вращении и вечном превращении жизни, как бы постоянно воспроизводящих самих себя, составляет суть этого образа. Это связано, по-видимому, не столько с различиями в бытовании устной и письменной речи, сколько с характерной модальностью литургической и педагогической речи.
Несколько варьируя мысль Шпенглера, Фробениус полагал, что названные два миросозерцания характеризуют душу восточного и западного человека: первый живет, чувствуя себя как бы в пещере, и не считает мир своим домом ("Вельтхёле", "Хёленгефюль"), второй живет в мире, как в своем доме, и чувствует его бесконечность, его широту ("Вельтвайте", "Вельтгефюль") 3. Примечательно, что обе названные попытки одинаково двигаются по линии чисто пространственных определений. Это свидетельствует, что их сделал западный человек, который сам погружен в созерцание пространства и всю культуру свою понимает как овладение пространством и всем тем, что в пространстве заключено. Сколь далек был от подобных путей, например, представитель индийской культуры, который отлично чувствовал бесконечность мира, но чисто внешнее овладение пространством вовсе не считал положительным достижением! Духовное противопоставление двух основных культурных типов, восточного и западного, следует выразить не путем этих внешне пространственных определений, но рядом следующих метафизических антитез, примирение которых составляет историческую задачу евразийской культуры. 1. Потустороннее и посюстороннее Мы думаем, что нет более интенсивного и принципиального противоречия в жизнеощущениях, составляющих последний двигательный мотив всякого культурного творчества, чем противоречие между стремлением к посюстороннему и стремлением к потустороннему.
Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Несмотря на отсутствие политического единства, различие языков и верований народов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняла сложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия — индуизм — освящала традиционность повседневного уклада жизни. Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусства прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству. Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов.
Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек. Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п. Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах.
Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искусственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку. Определенных успехов достигла география. Составлялись списки городов, стран, рек, тор. каналов, перечни завоеванных стран и провинций, податные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и карты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.Вопрос № 4. Основные религиозные учения Древней Индии. Ответ: Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н.э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс. до н.э., в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная духовно мировоззренческая система индуизма - ядро индийской культуры.
Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы” выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного). Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст.
Если конфуцианство занято судьбами семьи, общества и гос-ва, то даосизм обращён прежде всего к судьбе человека безграничной как природа. 21. буддийский тип культуры- Наиболее отчётливо отобразил индийскую культуру "Буддизм" -сохранив основные темы ведийской культуры, но значительно преобразовав её выдвинув в качестве основного вопрос о жизненном пути человека и от избавления от страданий. Основателем Буддизма является принц Шакьямуни получивший в последствии имя Будды. Его проповеди обосновывают пути достижения нирваны, т.е. как избежать страданий вечного перерождения и обрести состояние покоя и блаженства. Короче говоря: вся человеческая жизнь- это страдание. Источник этих страданий- жажда жизни: жажда наслаждений власти, обладания, а их прекращение- уничтожение этой жажды через освобождение от желаний. Человек поставлен в условии выбора, выбора пути, рефлексии, самоуглубления. Этот путь: Праведная вера, Пр. решение; Пр. слово; Пр. дело; Пр. жизнь; Пр. стремление; Пр. воспоминание; Пр. самоуглубление. "ИНДУИЗМ" - противоположен по сущности другим религиям: исламу, христианству и даже родственному по духу Буддизму.
В поздний период Хараппской культуры в главных центрах на Инде отмечаются серьезные изменения и в градостроительстве и в ма- териальной культуре, ухудшается качество изделий, ослабевает муници- пальный надзор, забрасываются общественные постройки, приходит в упа- док торговля, особенно внешняя. Все это, по-видимому, отражало глубо- кий внутренний кризис. Данные углеродного анализа показали, что первые признаки упадка обнаружились еще в XIX в. до н.э., а особенно усили- лись в XVIII-XVII вв. до н.э., т.е. задолго до прихода чужеземцев. Ученым еще предстоит выяснить подлинные причины "гибели" Хараппской цивилизации, но уже сейчас можно утверждать, что проникновение индо- арьев не было решающим фактором. Первым дошедшим до нас литературным памятником индийской культуры являются веды -- собрания религиозных гимнов индоарьев, содержащие множество сведений о мифологии, космологии, социальных отношениях и нормах быта. Выявленные археологами находки вполне соответствуют ха- рактеру того общества, которое допустимо реконструировать из ведийских текстов. В первый период индоарьи были скотоводами, но затем перешли к оседлому земледелию.
![]() | 978 63 62 |