![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Собственно говоря, Мизес даже пишет, что Визер «не был творческим мыслителем и вцелом был скорее вреден, чем полезен. Он никогда по-настоящему непонимал истинного смысла идеи субъективизма для австрийской школы мысли и врезультате совершал много досадных ошибок. Его теория вменения несостоятельна. Его идеи орасчетах стоимости оправдывают вывод, что его следует считать членом скорее неавстрийской школы, алозаннской (Леон Вальрас и др. и идея экономического равновесия)» (Mises 1978, 38). 4.9. Триумф модели равновесия и позитивистской теоретической модели Вплоть до 1930-х годов экономисты использовали модель равновесия как своего рода вспомогательный интеллектуальный инструмент, предназначенный, методом от противного, для развития теории реальных рыночных процессов. Нов 30-е годы большинство экономистов перестали рассматривать модель равновесия как вспомогательный инструмент и постепенно начали воспринимать ее как единственный значимый объект исследований. Вэтот период неоклассические экономисты превратили модель равновесия вцентральный пункт исследований, и экономисты вцелом постепенно утратили интерес кизучению динамических рыночных процессов
Человек, тем самым, обретал образ нервно-мышечного аппарата. Поэтому Юркевич требовал остаться на том пути, который был указан Декартом. По Чернышевскому же, следует идти другим путем: признавая родство телесных и психических явлений, использовать достижения физиологии для раскрытия своеобразия последних. Обращаясь к спору между Чернышевским и Юркевичем, захватившему в начале 60-х годов русскую печать, мы оказываемся у истоков всего последующего развития русской психологической мысли. Идеи антропологического принципа привели к новой науке о поведении. Она строилась на объективном методе в противовес субъективному (который, как мы видели, определил программы разработки психологии на Западе). Наука о поведении использовала открытое физиологией детерминистское понятие о рефлексе, чтобы преобразовать его в целях объяснения психических процессов на новой основе, сохранившей по завету антропологического принципа организм как целостность, где телесное и духовное нераздельны и неслиянны. Опираясь на положения, высвеченные конфронтацией двух направлений русской философско-психологической мысли, Сеченов предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии (отличный от изложенного в те же годы Вундтом). К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики.
Как и у всех, мои сбережения в Сбербанке девальвировались, но для меня это было уже не важно, ведь мы сделали экономическую революцию в стране! Еще через некоторое время Егора Гайдара из правительства убрали. Понятно, что должность министра финансов в новом кабинете мне не светила. Я продолжал учиться Чек от Сороса 1992 год был одним из самых тяжелых в новейшей истории России: Советский Союз развалился, республики разбежались, система межреспубликанских торговых связей, которыми до этого занимался Госснаб, сломана. Кто, кому и что должен продавать? Кто и что покупать? Непонятно. Экономика всех бывших союзных республик катилась в тартарары. «Парад суверенитетов» на деле оказался траурной процессией. «Парад суверенитетов» на деле оказался траурной процессией Сорос, всем этим обеспокоенный, решил собрать всех министров торговли республик в одном месте: пусть обсудят, может, какие идеи родятся. Он пришел с этой мыслью к профессору Лэйарду. Тот сказал: «У меня тут есть русский, он мог бы организовать встречу». Так я стал организатором конференции по межреспубликанской торговле всех министров торговли бывших советских республик
Человек, тем самым, обретал образ нервно-мышечного аппарата. Поэтому Юркевич требовал остаться на том пути, который был указан Декартом. По Чернышевскому же, следует идти другим путем: признавая родство телесных и психических явлений, использовать достижения физиологии для раскрытия своеобразия последних. Обращаясь к спору между Чернышевским и Юркевичем, захватившему в начале 60-х годов русскую печать, мы оказываемся у истоков всего последующего развития русской психологической мысли. Идеи антропологического принципа привели к новой науке о поведении. Она строилась на объективном методе в противовес субъективному (который, как мы видели, определил программы разработки психологии на Западе). Наука о поведении использовала открытое физиологией детерминистское понятие о рефлексе, чтобы преобразовать его в целях объяснения психических процессов на новой основе, сохранившей по завету антропологического принципа организм как целостность, где телесное и духовное нераздельны и неслиянны. Опираясь на положения, высвеченные конфронтацией двух направлений русской философско-психологической мысли, Сеченов предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии (отличный от изложенного в те же годы Вундтом). К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики.
Она сила, пока мы бессильны, пока мы не стали ее волей. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не составляем ее разума Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом. Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; вPнас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все, в эпоху слепоты разрушенное, воскресит» [17, с.P521522]. Такое представление о бесконечных возможностях природы в союзе с разумом человека сближает его идеи с выводами гениального русского ученого и философа В.И. Вернадского. В начале XX века В. Вернадский, к тому времени уже известный ученый-геолог, приходит к выводу о важности изучения химических процессов, происходящих в недрах земли, для адекватного понимания ее геологического строения. С этой идеи начались исследования в рамках новой науки геохимии. Постепенно В. Вернадскому становится все более ясно, какую важную роль в формировании нынешнего состояния земли (ее осадочных пород, полезных ископаемых, климата и даже состава атмосферы) играет жизнь. Как выражается сам В
В качестве установок особого рода он выделял «социальные установки». Их элементами являются способность к воздействию, такт, приветливость, «искусство коллективной работы». Под последним подразумевалось «искусство заражать тем делом, в котором вы работаете», энтузиазм, умение распоряжаться. «. Нам надо соединять государственное руководство с хозяйственной инициативой», — писал А.К. Гастев. В то же время он считал, что социологию должна заменить новая наука. Главное её отличие он видел в методе изучения проблем: «. синтез науки о труде должен выдвинуть на первый план эксперимент». Эта наука — социальная инженерия. Таким образом, А.К. Гастев уделял внимание не только способам улучшения индивидуального трудового поведения, но и факторам, обеспечивающим эффективность коллективной деятельности. 2.3 Другие теории организации Интересные организационные идеи содержатся в работах Н.А. Витке, ВВ. Добрынина Э.К. Дрезена, академика В.М. Бехтерева, А.С. Макаренко, опубликованных в 20-30-е годы. Так Н.А. Витке в книге «Организация управления и индустриальное развитие» большое внимание уделяет организации «взаимоотношений людского состава учреждения» Он считал, что организатор и администратор — это, прежде всего не техник и технолог, а социальный строитель, «объединитель и направитель людских воль в трудовое единство», механизм же предприятия — механизм социальный.
В первой главе (теоретической части) рассмотрены точки зрения современных исследователей с содержательной сущности звука; также внимание уделено звукоизобразительным и звукосимволическим возможностям звука. Во второй части на примере стихов Б. Пастернака рассмотрены случаи звуковой экспрессии. Глава 1. Звукоизобразительность и звукосимволизм 1.1 Фоносемантика, как наука, изучающая ассоциативный ореол звука Сегодня лингвистика существует в тесном контакте с такими науками, как физиология, нейрофизиология, психология, социология, культурология, эстетика, литературоведение и т.д., что дало, как уже отмечалось, толчок к развитию новой науки – фоносемантики, цель которой – многоаспектные лингвистические исследования. Ю.В. Казарин, как и многие другие ученые, указывает на многогранность сущности единиц фонетического уровня: «Фонетический знак – это сущность одновременно ментальная, психическая, физиологическая, физическая, лингвистическая, социальная, психологическая, текстовая, эстетическая (поэтическая) и культурная».
И вместо истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научного коммунизма у нас появились культурология, политология, социология и другие новые науки, которые давно преподавались в западных учебных заведениях. Но превращение культурологии в обязательную учебную дисциплину сделало достоянием общественности проблемы и споры, которые до того времени велись только на академическом уровне. Тем самым не только ученый, но и преподаватель, и даже студент оказались перед выбором: к какой трактовке культурологии присоединить свой голос. Ведь можно идти по пути отстраненного описания культур разных времен и народов, как это делают, к примеру, в этнологии, а можно рассмотреть версии, предложенные в "философии культуры" неклассической ориентации. Что касается авторов данного пособия, то для него важно другое. Речь идет о стремлении современного человека понять свою роль в культуре, а также осознать место отечественной культуры в мировом развитии. Как раз на эти вопросы пыталась в своё время ответить классическая философия. В философии от Гердера до Гегеля нашло выражение самосознание европейцев ХVIII-ХIХ веков.
В связи с таким положением 24.02.1904 г. в Порт-Артур прибыл адмирал С.О. Макаров, который вскоре погиб. Успешные боевые действия армии противника, плотная блокада Порт-Артура создали серьезную угрозу русской эскадре. Адмирал Алексеев настаивал на прорыве эскадры во Владивосток. Утром 28 июля 1904 года эскадра сделала попытку прорыва, вышла из Порт-Артура, но встретила превосходящие силы противника. В результате этой встречи произошел бой в Желтом море. Силы русского флота были значительно ослаблены После боя в Желтом море японцы практически достигли господства на нем, организовав бесперебойную перевозку войск и грузов из Японии на материк. Хотя действия русских крейсеров и нанесли известный ущерб перевозкам Японии, однако, он не оказал должного влияния на ход войны, как и боевые действия русских подводных лодок. Следует подчеркнуть, что использование ПЛ в войне, как будущего рода сил флота, являлось новой, яркой страницей военно-морского искусства. К началу русско-японской войны ни в одной из стран не было выработано четких взглядов на их использование.
Святой Дух придает историческому событию преобразовательное значение и затем наставляет пророков, апостолов, Святых отцов и их последователей, чтобы они сумели распознать это значение, провозглашать его и передавать как элемент Предания. Возвращение к истокам "Новое мышление" в Православии одновременно и очень старое. Можно увидеть, что не православное сознание приноравливается к духу времени, а как раз наоборот, сегодняшнее экзистенциальное мышление возвращается к динамическому отношению к реальности, изначально характерному для христианства. И если перед сегодняшней миссионерской проповедью и стоит проблема обращения к слушателю на языке привычного ему мышления, то для православной Церкви это означает не модернизацию, а как раз возвращение к патриотическим истокам от многовекового господства схоластики. "Новизна" коснулась многих аспектов православного мышления. В первую очередь — это ощущение собственного бытия. Для мышления, отказывающегося от схоластической логики, становятся бессмысленными вопросы типа: почему с точки зрения предопределения Божия одни люди спасаются, а другие погибают? В том-то и дело, что мы не можем стать на "точку зрения" Бога по той простой причине, что не можем покинуть свою собственную точку зрения, погруженную вовнутрь экзистенциального жизненного потока.
В работе "Всеобщее наставление" Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку - методологию образования. Он установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности. Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596—1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я. А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек - не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать подобный дуализм человеческой сущности. В ходе воспитания, считал Декарт, необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.
Идеи системности общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и его критика сторонников социологического номинализма, в том числе “социальной физики” Кегле, решение использовать особый термин для обозначения новой социальной науки - социология. В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею “социальной системы”, т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические организмы в этом отношении значительно более стабильны.
Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально- демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук. 3. Список литературы 1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. 2. Зборовский Г. Е. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992. 3. Краткий словарь по социологии. М., 1989. 4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 29. 5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 4. 6. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993. 7. Основы марксистско-ленинской социологии. М., 1980. 8. Сорокин П: А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 9. Социология. М., 1990. 10. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. 11. Социология: практикум. М.: 1993. 12. Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. 1990, №2.
Подтверждением того, что Сен-Симон дал начало развитию социологии, является работа по социологии, написанная сто лет назад немецким профессором и изданная в России в 1904 г. В ней он в частности писал: «Созданию форм общей борьбы за существование по законам, достойным человеческого общества, должна содействовать социология, которую нам дал XIX в., а XVIII в. носил ее в чреве. В работах Канта, Кондроса, Монтескье, Тюрго и др. была в чреве. Социология рождается в работах Сен-Симона, но учение у него изложено в хаотичной и обрывочной форме». . Более системное изложение концепции Сен-Симона о рожденной им новой науке содержится в работах другого французского социального философа Огюста Конта (1798-1857 гг.), который вводит понятие «социология» вместо термина «социальная физика», хотя в некоторых случаях он его продолжает использовать, как и Сен-Симон, у которого Конт работал личным секретарем в течение 11 лет. В целом социологические взгляды Конта во многом повторяют идеи Сен-Симона: о роли человека как социального субъекта в развитии общества, об интеллектуальной эволюции сознания человека, которая служит обоснованием «закона трех стадий» развития общества и т. д. Конт особо подчеркивал и обосновал позитивизм.
Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX века, были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественный этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении - каждый человек становится субъектом исторического процесса. А этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном французской (в конце XVIII века), которая провозгласила свободу, равенство, братство всех людей независимо от каких-либо социальных признаков. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли каждого человека, всех без исключения людей посредством изучения их сознания и поведения как активных участников социальных, политических, экономических, культурных изменений. Важнейшими особенностями новой науки стали: отказ от хронологического описания событий, опора на выводы естественных наук, анализ реальных фактов. Основоположником социологии принято считать О. Конта, он сумел обобщить и по-новому увидеть те, складывающиеся процессы и явления, которые были характерны для конца XVIII - начала XIX века.
Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо, социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
Оставшись в трудные времена изменений и перемен без мировоззренческой точки опоры, многие люди поэтому обратились к вере в таинственное и паранормальное, которая помогает им уверовать, что все-таки можно достичь гармонии, что внутри каждого человека скрываются неразвитые силы, потенциально обладающие невероятной, поистине волшебной мощью, что душа человека переживает смерть его тела, В образной форме эту мысль автор книги «Культы неразумия» Х.Эванс выразил так: «Из-за того, что современная наука и философия не в состоянии ещё помочь человеку в его поисках мировоззренческих идеалов, а старые мировые религии устарели и обветшали, высвободившееся место или появившийся мировоззренческий вакуум заняли, как своего рода затычки, всевозможные псевдонаучные философии, квазинаучные культы и новые мессии. Их становится всё больше и больше, ибо они удовлетворяют те экзистенциальные потребности людей, которые не могут быть удовлетворены ни наукой, ни техникой, ни философией». Наблюдение социологов и психологов за различного рода культами, появившимися в 70-е годы в странах Западной Европы и Америки, в том числе и за «пещерами» дьяволопоклонников, подтверждают наш тезис о том, что в основе роста интереса к магии и оккультизму, в стремлении окунуться во тьму — в первозданную непостижимую жуть и беспредел, свободную от условностей и стыдливых оговорок, лежит поиск мировоззренческих и этических ценностей, а точнее их отсутствие.
Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную. Введя новую науку, Конт резко отграничил ее от социальной философии (из которой она фактически вышла), призывая к тому, чтобы социология отказалась от «умозрительных» рассуждений, метафизики и теологии. Социология должна была стать точной наукой подобно физике или биологии и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод и т.д. Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е., таких, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью известных фактов, доступных эмпирическому наблюдению. Подобный взгляд на науки, в целом достаточно распространенный в интеллектуальной среде Европы (((в. и получивший название позитивизма, объясняется феноменальными успехами естествознания того времени. Конт, так же увлекшись достижениями естественных наук, развивает учение об органической аналогии: общество уподобляется организму, их развитие и структура сходны.
![]() | 978 63 62 |