![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социология пола и гендерных отношений | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Эти слова и представления тесно связаны с историческим развитием гендерных отношений. Хотя гендерный порядок, то есть «исторически конструируемый образец властных отношений между мужчинами и женщинами и определений фемининности и маскулинности» (Connell, 1987. P.P9899), никогда не был таким однозначным и монолитным, коим он порою кажется, его главные принципы и элементы очень устойчивы. Историко-антропологические данные по этим вопросам группируются вокруг трех автономных, но взаимосвязанных сюжетов: 1) гендерное разделение труда, 2) отношения власти и 3) гендерная сегрегация. Разделение труда и властные отношения. Историко-антропологическая интерлюдия Гендерное разделение труда, то есть специфические для мужчин и женщин виды деятельности, социальные роли и функции, которым соответствовали соционормативные образы маскулинности и фемининности, существовало в любом древнем обществе и представлялось вечным, естественным и нерушимым. По словам древнегреческого историка Ксенофонта, «природу обоих полов с самого рождения бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины для внешних
Многие социологи, разделяющие подход Коннелла, избегают использования этого термина и предлагают свои варианты обозначения. В разных текстах мы обнаруживаем смысловую близость между такими понятиями, как гендерная композиция, гендерный уклад и гендерный порядок. Так, немецкая исследовательница Б. Пфау-Эффингер, проводя кросс-культурные сравнения, использует понятие «гендерный уклад», определяя его как систему координат, созданную гендерной культурой (ценностями, идеями и идеалами), гендерной системой (институтами), социальными практиками и коллективными действиями. Гендерный уклад изменяется в ходе конфликтного взаимодействия и переговоров социальных акторов. «Социальные практики и структуры гендера концептуализируются как результат сложного взаимодействия гендерной культуры, институтов и социальных акторов». Английская исследовательница Сара Ашвин, вслед за Коннелом, использует категорию гендерный порядок, обозначая им, взаимообусловленность социальных институтов и гендерных идентичностей. Отметим, что аналитический аппарат гендерной теории не является устоявшимся, исследователи продолжают поиск наиболее адекватных терминологических средств для описания поля гендерных отношений.
Ведь зеркало можно держать пыльным и мутным и трактовать, как тебе нравится, то неясное изображение, которое там едва видно. А если зеркало чистое, там можно увидеть много неприятного, зато и исправить можно коечто до того, как этот недостаток причинит тебе много неприятностей и на него будут указывать все кому не лень. Конечно, иногда после того, как увидишь результаты таких тестов, хочется вслед за французским режиссером Жаном Кокто воскликнуть: «Зеркалам следовало бы хорошенько подумать, прежде чем отображать чтолибо». Но мы ведь понимаем: чистота и прозрачность «бумажного зеркала» зависят от искренности, а еще от того, насколько ты знаешь себя, есть ли у тебя желание и привычка анализировать свои отношения, поведение, поступки. Часто оно позволяет увидеть то, о чем мы редко задумываемся в сутолоке буден. Вот, например, этот последний тест дает возможность подумать об очень серьезной вещи об общем позитивном или негативном отношении к жизни. Об этом очень хорошо написал американский социолог Поль Вайнцвайг в своей интересной книге «Десять заповедей творческой личности», и я позволю себе привести довольно длинную цитату из нее: «Отношение это предрасположение к мысли, чувству или действию, направленное в определенное русло
На протяжении последних лет мало участков социологии достигли такого развития или занимают центральное место в этой дисциплине, как изучение гендерных отношений. В большей мере это отображает изменения в самом обществе. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, Светлана Айвазова, Ирина Жеребкина. Считается, что впервые понятие «гендер» было введено в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в работе «Пол и гендер: о развитие мужественности и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности личности. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с «женственностью», а бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он стал основоположником нового направления социальных исследований – гендерных.
Какие социальные и политические условия способствовали принятию такого решения? После Октябрьской революции Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившем в Конституции 1918Pг. юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В послереволюционный период со всех высоких трибун было заявлено об окончательном решении «женского вопроса». Предполагалось, что в Советской России гендерные отношения будут характеризоваться следующими особенностями: Pмужчины и женщины должны иметь равные социальные и политические права; Pженщина будет активно трудиться в общественном производстве наравне с мужчинами; Pместо буржуазной семьи займет свободный и равноправный союз мужчин и женщин, основанный на революционнопролетарской целесообразности; Pотомрут основные функции семьи бытовая и воспитательная, потому что эти функции будут переданы государству; Pдвойная мораль, характеризовавшая отношения мужчин и женщин, должна уступить место новым отношениям солидарности трудящихся индивидов разных полов [4]
Категория ge der была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х -начале 70-х годов нашего века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные "последствия", является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума. В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а "конструируются" обществом (doi g ge der), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями (Воронина, 1997). Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами.
Гендер (ge der)1 понимается как общественное отношение, связанное с классификацией личностей по половому признаку, при этом внимание концентрируется на уровне обыденных взаимоотношений и действий, в которых находят свое отражение гендерные отношения различных культур и этносов. Теория общественного основания гендера зиждется на соотношение биологического и социального полов. Гендер в данном случае, ни что иное, как социальная работа формирования пола. Категории «женщин» и «мужчин» из недифференцированных, переходят в определенные мужественные или женственные категории. А разница заключается в возрасте, национальности, сексуальной ориентации. То есть биологический пол и пол социальный не совпадают, первый лишь набор физиологических особенностей, а второй набор поведенческих установок, что проявляются и имеют свою ценность лишь в социуме. Гендер в психологии – общественно-физиологический критерий, прибегая к которому определяются понятия «мужчина» и «женщина». Так как пол (sex) – характеристика биологическая, психологи и социологи иногда в гендерных различиях делают акцент на биологических различиях полов.
Заключение Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу, что доказало наличие проблемы и необходимости поиска ее решений. Такая необходимость привела к следующему предположению: склонность респондентов к искажению ответов на вопросы личностного опросника коррелирует с его мотивационными ориентациями. Данное предположение должно быть проверено экспериментально. На наш взгляд, использование личностных опросников в практике имеет ряд ограничений. Их результаты е могут использоваться как основание для принятия решений, пока не будут применяться методы для устранения возможных неточностей таких результатов. Одним из таковых может быть показатели мотивационных ориентаций, которые смогут указать нам на респондентов, пытающихся жульничать. Список литературы Бем С.Л. (2004) Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН. Гидденс Э. (2009) Социология. М.: «УРСС». Клецина И. С. (2004) Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб: Алетейя. Лиотар Ж. Ф. (2008) Состояние постомодерна. М.: «Центр экспериментальной социологии» «Издательство «АЛЕТЕЙЯ». Московичи С.Машина, творящая богов (1998) М.: «Цент психологии и психотерапии» «Издательство «КСП ». Райгородский Д.Я. (2009) Психология и психоанализ власти. М.: «ХОХРАХ». Сокулер З. А. (2007) Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ. Фуко М. (2005) Нужно защищать общество. СПб.: «Наука». Хекхаузен Х. (2006) Мотивация и деятельность. М.: . Эпштейн М. (2009) Постмодерн в России. М.: Элинина. A derso , C. D., War er, J. L., & Spe cer, C. E. (1984). I fla io bias i self-assessme exami a io : Implica io s for valid employee selec io .
В логике первого подхода называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Властные смыслы гендерных отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности.
Иначе говоря, именно исторические изменения в конфигурации частной и публичной сфер общественной жизни выступают как необходимое опосредующее звено в социальной детерминации гендерно-исторической динамики, т. е. в определении траектории и темпов изменений в гендерных отношениях и представлениях. Антропологи уже на заре исторического развития, во всех обществах, где имело место выделение публичной власти из частной, фиксируют тенденцию к отстранению женщин от этой публичной власти . В классической Греции, где производственная деятельность сосредоточивалась в домохозяйстве, сфера публичного, или полис, была чисто политической, и ею заправляла небольшая группа взрослых граждан мужского пола. В Древнем Риме, с его четкой концепцией публичной власти, женщины были исключены из нее со всей определенностью. Но уже в каролингский период, когда действительным центром отправления власти стала курия крупного феодала, а не государство, это различение почти исчезло, что практически свело на нет ограничения властных полномочий женщин-наследниц.
Это не означает, что наши гомосексуальные респонденты были лишены подобного опыта; скорее это означает, что гетеросексуальные контакты доставляли им меньше удовольствия, чем гетеросексуальным респондентам. В любом случае, гомосексуальные чувства и опыт в детстве и отрочестве являются более надежным прогностическим признаком гомосексуальности, чем гетеросексуальные чувства и опыт в детстве и отрочестве. 4. Была обнаружена сильная связь между гендерной неконформностью и формированием гомосексуальности у мужчин и женщин, участвовавших в нашем исследовании. У наших респондентов мужского пола гендерная неконформность существенно увеличивает вероятность гомосексуальных чувств и поведения в детстве и отрочестве, а также и во взрослом возрасте. У женщин она аналогичным образом повышает вероятность гомосексуальных чувств в детстве и гомосексуальных чувств и поведения в отрочестве и во взрослом возрасте. Это не означает, что в детстве и отрочестве все гомосексуальные респонденты демонстрировали атипические гендерные черты или интересы. Примерно половина гомосексуальных мужчин кажутся типично "маскулинными", как в смысле личной идентичности, так и по характеру своих интересов и деятельности (и почти четверть гетеросексуальных мужчин оказались в этих отношениях неконформными).
Они развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология, и используют следующие основные методы исследования: социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия; аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины; функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и обществом; институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин и мужчин. В данном параграфе мы не ставим задачу дать подробную характеристику названных методов, а хотим подробнее остановиться на комплексных методах гендерного анализа, ибо их значение для гендерологии и феминологии на современном этапе их развития очень велико. Гендерные отношения пронизывают все сферы жизни, что обуславливает необходимость гендерного анализа во всех развивающих программах, как в культуре, экономике, так и в политике. Социально-гендерный анализ является попыткой скомбинировать техники социального и гендерного анализа с использованием интерактивных методов (участия людей).
Т. А. ГУРКО, О. А. БЕЛОБОРОДОВА ГУРКО Татьяна Александровна - доктор социологических наук, заведующая сектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН БЕЛОБОРОДОВА Ольга Алексеевна - младший научный сотрудник того же сектора. Опыт организации приемных семей в постсоветской России ведет отсчет с 1996 г., и можно считать, что, несмотря на проблемы, возникавшие в течение прошедшего времени, в целом он оказался достаточно удачным . Изучение приемной семьи приобретает особую актуальность в связи со значительным ростом числа такого вида семей в регионах с 2007 г. (см. табл.). Динамика этого роста в значительной степени объясняется предоставлением федеральных субвенций в региональные бюджеты для финансирования приемных семей . Многое зависит и от инициативы регионов Bom P. Family s ress ma ageme . ewbury Park, CA: Gage, 1988. стр. 138
Английское слово Ge der широко используется в современной социологической литературе для разделения «биологического» и «социального» пола, формируемого в обществе посредством социально-культурного воздействия таких институтов, как семья, образование, СМИ, политика и др. Отечественные исследователи опираются в основном на такое определение гендера: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие из этих различий обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе» . Последнее в этом определении роднит гендер с идеологией женского равноправия – феминизмом, но отличает от его крайностей тем, что вместо ролевого соперничества женщин с мужчинами осознает необходимость гендерной социализации, под которой понимается обучение гендерным ролям посредством социокультурных воздействий в процессе воспитания человека.
Психология гендерных отношений Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения – это не только взаимоотношения в группе, но и внутри каждого пола. Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Э. Маккоби . По её мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. В итоге создаются 2 субкультуры: отдельно у мальчиков и девочек. В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни и наиболее ярко проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция – конвергенции полов в различных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире – в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях. Теория подтверждается массой экспериментальных данных. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнёрами, родителями и детьми.
Соответственно гендерные исследования превращаются в поиск половых различий, возникающих в процессе социализации. Однако представление о социальном конструировании гендера существенно отличается от классической теории половой социализации, разработанной в рамках полоролевого подхода Т. Парсонса, Р. Бейлза и М. Комаровски. В социально–конструктивистской методологии подчеркивается активность личности в создании гендерных отношений в процессе общения и взаимодействия людей, а не простое усвоение и воспроизводство социальных норм. 1.2 Гендерный стереотип, его виды и функции Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий,значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова,по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.
Гендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие гендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным гендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения. Анализируя гендерные отношения, характерные для современной цивилизации, возможно рассматривать общественную жизнь как систему взаимодействия двух сфер, приватной и публичной. В первую очередь, система гендерных отношений лежит в основе института брака и семьи, который составляет собой ядро приватной сферы. Гендерный анализ семьи предусматривает рассмотрение, как функций семьи, так и возникающие при выполнении этих функций конфликты в свете сложившихся в обществе гендерных отношений. Так, независимо от уровня развития общества, функция социализации выполняется, в основном, женщинами, особенно социализация детей грудного и младшего возраста. Конфликтные ситуации в семье, особенно современной, зачастую связаны с несогласием женщины ограничивать свою деятельность предписанными гендерными стереотипами рамками, или неспособностью мужчины соответствовать этим стереотипам.
Он – человек, посвятивший свою жизнь свободе личности, желал и после смерти символично быть свободным, поэтому нет на земле его могилы. Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) – немецкий философ, друг Маркса, который оказывал ему материальную помощь, создавая условия для его научной деятельности. Он совместно с Марксом написал ряд работ, после смерти друга редактировал и издал II и III тома «Капитала» – основного труда Маркса и работал до своей смерти над IV томом. Молодой Энгельс, управляя в г. Манчестер в Англии филиалом фирмы своего отца, провел первое крупное социологическое исследование образа жизни рабочих. Результаты исследования были опубликованы в 1845 г. в книге «Положение рабочего класса в Англии: по собственным наблюдениям и достоверным источникам». Вторым его крупным трудом, посвященным социальным проблемам, является произведение «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), где впервые рассматривается связь между социально-экономическими и гендерными отношениями. Указанные работы содержат важные методологические положения для развития современной социологии, социологических теорий и социологических исследований.
![]() | 978 63 62 |