телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКанцтовары -30% Бытовая техника -30% Товары для детей -30%

все разделыраздел:Социология

Социология массы Федора Степуна

найти похожие
найти еще

Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Забавная пачка денег "100 долларов".
Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите
60 руб
Раздел: Прочее
Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Социология массы Федора Степуна Р. Е. Гергель Социально-политические изменения в России последних лет дают возможность обращениях творчеству забытых и малоизвестных ученых, философов и социологов. Особое внимание вызывает судьба и творчество русских деятелей науки и культуры, оказавшихся после октябрьских событий 1917 за рубежом. В 1922 г. из советской России была выслана целая плеяда мыслителей, среди которых находился Ф.А. Степун, - философ, социолог и литературовед, человек разносторонних дарований, живший со дня высылки до самой кончины в Германии и пользовавшийся в кругах немецкой и русской зарубежной научной и гуманистической общественности заслуженным авторитетом и уважением. К его суждениям прислушивались не только за рубежом, но и в советской России. Кто он, - этот ученый-гуманист, - и чем он заслужил международное признание? Федор Августович Степун родился в 1884 г. в Москве, в семье российских немцев. Детство прошло в деревне, недалеко от Калуги, где его отец работал управляющим фабрики. Учился в московской немецкой гимназии. Затем служба в армии, где он знакомится не только с парадной ее стороной. В 1902 г. он поступает в Гейдельбергский университет на философский факультет. В 1910 г. он защищает докторскую диссертацию по творчеству Владимира Соловьева. В это же время Степун, совместно со своими друзьями и коллегами, занимается созданием международного журнала по философии культуры “Логос”, знакомится с выдающимися современниками: М. Вебером, В. Виндельбандом, - будущим его научным руководителем, - г. Зиммелем, г. Риккертом и Э. Гуссерлем, которые становятся патронами “Логоса” . Затем следует разочарование в немецком неокантианстве баденской школы. Возвратившись, незадолго до начала Первой мировой войны, в Россию, он решает посвятить себя лекторской работе. Он много ездит по стране, собирает богатый материал, впоследствии пригодившийся ему как социологу. Затем участие в Первой мировой войне, будни которой описаны в его “Письмах прапорщика-артиллериста”, избрание солдатским депутатом. После Февральской революции - назначение начальником Политического отдела военного министерства в правительстве Керенского, которое привлекло к сотрудничеству многих известных социологов - П.А. Сорокина, Н.С. Тимашева, Н.Д. Кондратьева и др. Его активная общественная деятельность, его контакты, в качестве оратора, с большими массами слушателей, как в мирное, так и в военное время, дают ему в дальнейшем основание считать категорию “массы” основной категорией социологии. После падения Временного правительства он решает отойти от практической политики и попытаться сосуществовать с советской властью. В 1920 г. он становится литературным руководителем Московского показательного театра. Но попытки мирного сосуществования не увенчались успехом и в 1922 году он был выслан за пределы советской России. В Германии он работает с 1926 года профессором социологии Дрезденской Высшей технической школы. В это время он развивает и защищает свое понимание предмета социологии . Помимо этого, он основывает, совместно с Бунаковым-Фондаминским и Федотовым, журнал “Новый град” и редактирует альманах “Шиповник”, принимает активное участие в редактировании альманаха “Мосты”.

Первому слою соответствует “биологическая революция”. Здесь царит дух молодости, свершении, веры в свои силы, больших надежд на будущее. В этом слое отсутствует оглядка на прошлое. Второй слой - это тот, который можно назвать слоем криминальной революции. Это, как правило, преступные элементы, играющие во всех революциях весьма существенную роль. Третий, очень важный слой, хотя и выступающий очень отчетливо во всякой революции, тем нс менее, очень трудно определим в рамках научной рациональности. Это слой “фантастической” и “оборотнической” революции, которая осуществляется особыми “демоническими” силами. Все эти три слоя связаны, каждый по-своему, с революцией в целом, которую Степун определяет как акт “творческого взрыва всех смыслов”. Его характеристика революционных слоев - это не что иное, как качественная характеристика составных элементов революционной массы. Основное значение в революциях Степун придает биологическому, - молодежному, - слою. При этом он опирается на факты из истории, свидетельствующие об активности молодежи в европейских революциях, а также не практику российских революций. Пафос юности - это, по существу, пафос освобождения от авторитетов, пафос борьбы с господствующим мнением, выраженным в законах или нравах. Даже традиционалистски настроенная часть молодежи “любит портреты предков, а не отцов”. Этому слою революционной массы свойственно стремление к разрушению. Молодости свойственна вера в реальность невидимого. Она живет надеждой. Ее радует разнообразие революционных событий, их взрывной и освободительный характер. Уличная атмосфера революционных дней полна таинства творения нового и необычного. Это атмосфера праздника и чуда, осуществляемого повседневно. Молодежи свойственна жертвенность и, как правило, среди жертв революционных событий подавляющее большинство молодых людей. Свойственны ей, также, черты утопической мечтательности и прожектерства. Социальная база второй составляющей революции - это преступники, которых Степун подразделяет на две категории: уголовных и политических. Далее он предлагает отличать, в этих группах, подлинных преступников от тех, которые в народе называются “несчастными”. Среди уголовных ”несчастные” те, кто совершает проступки невольно, лишь защищая себя от несправедливых притеснений со стороны общества. Им, например, свойственны кража с голоду, убийства от отчаяния. Преступники же среди уголовных - это те, кто зарабатывает на преступлениях и не считает это зазорным. Это - преступники-профессионалы. Такую же разницу проводит Степун и между политическими преступниками. “Несчастные” среди политических - это те, кто по нравственным причинам не выдержал страданий других на фоне его счастливой жизни и включился в революционную борьбу. Судьбы их, как правило, - судьбы мучеников. Их жизнь - подвиг. Настоящие политические преступники - это те, кому безразличны страдания ближнего. Это незванные устроители народного счастья с помощью различных утопических теорий, мастера политического терроризма, “хирурги социально-политического дела”, которые питают любовь к операциям, а не к больным. “Несчастные” среди уголовников влекутся к революции с надеждой занять подобающее им достойное, равноправное место в новом, справедливом обществе.

Но что же тогда масса, с социологической точки зрения? Большой, по количеству делегатов, научный конгресс - это не масса. Тысячная толпа призывников - тоже. То есть пространственно-временной показатель, в этом случае, играет лишь вспомогательную роль. Этот взгляд стоит в оппозиции к взгляду Лебона, которого придерживались исследователи французской социологической школы, считавшие, вслед за ним, что скопление народа является основным суггестивным фактором создания массы. Но пространственное скопление народа может быть и совершенно случайным: большие магазины, пешеходные зоны в центрах городов. Следующим видом людского скопления Степун называет театральную публику. Здесь предмет переживаний общий для всех собравшихся театральное представление. Но переживает это представление тысяча зрителей как тысяча индивидуальных “Я”. Такое скопление людей он называет мирной ”латентной” массой, которая отличается от революционной тем, что не обладает сверхличностным характером объективности “Мы”, а есть лишь аккумуляция индивидов. Почва для возникновения в недрах театральной публики некоего “Мы” безусловно имеется - это совместное душевное переживание увиденного, но из него не произрастает никакого массового творческого акта, свойственного революционной массе. Элемент заражения театральной публики, по сравнению с конгрессом ученых, налицо, но здесь необходимо учитывать еще один немаловажный фактор, мешающий ”латентной” театральной публике превратиться в революционную массу. Эмоциональный подъем театральной публики, превращающий ее в мирную массу, вызывается самим представлением и на достаточно короткое время, в то время как для революционной массы представление или митинг - это уже подтверждающий творческий акт ее существования, во время или после которого и наступает фаза ее “революционного творчества”. Степун дает наглядное описание перехода латентной массы в революционную на примере партийного съезда. Выступления и доклады, в целом, соответствуют эмоциональному настроению делегатов. Предмет обсуждения знакомый и общий и здесь нельзя еще говорить о революционной массе. Тот же съезд, но во времена больших социальных событий. Неожиданно поступает сообщение о совершении партией противника революции. Новые ораторы берут слово. Их выступления воспринимаются эмоционально, но без достаточного обдумывания. Они стали бессодержательными и превратились только в символ. “Чем больше жестикуляции, тем больше масса” . Человек, отдающийся массе неизбежно превращается в “какое-то стадное существо, теряет свое индивидуальное лицо. Происходит понижение сознания, провал в бессознательность, пробуждение звериных инстинктов, круговая безответственность, эпидемия преступности и т.д.” . Но и в этом случае это еще не революционная масса в ее социологическом смысле. Такими показателями характеризуется и банда. Степун рассматривает действия черносотенных банд и революционных масс в годы кризисов в России и приходит к выводу, что “.разница между массой и бандой никаким образом не связана с тем мировоззрением, во имя которого масса творит свое разрушение. (.). Но если различие между массой и бандой не сводится к различию идеологий, то не сводимо оно и к различию психологий” .

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Социальная философия

Более того: тщательный, глубокий анализ характерных черт масс, стоящих на уровне толпы, является несомненной заслугой народников и важной ступенью в развитии "социологии масс", берущей свое начало еще от Ф. Бэкона (в частности, от его рассуждений о предрассудках толпы и площади). Беда же народничества - в неспособности научно определить механизм превращения толпы в народ. Для народничества толпа, по сути дела, всегда остается толпой, даже в том случае, если она пробуждена критически мыслящими личностями и идет за ними: она движется и действует именно как толпа - идет за критически мыслящей личностью куда угодно. Отследить процесс превращения толпы в народ, представляющий, в отличие от толпы, совокупность личностей - задача, поставленная марксизмом в ходе критики народничества, до конца не решена и сегодня. А между тем как раз сегодня ее решение чрезвычайно актуально, ибо позволит понять, кто же мы по своему нынешнему социально-психологическому состоянию, способны ли мы, как народ, оказать определяющее воздействие на выбор пути нашего дальнейшего исторического развития. 298 Если отбросить ложный стыд, то мы в лучшем случае где-то на начальном этапе превращения из толпы в народ, способный на прогрессивные преобразования

скачать реферат Сравнительный анализ крестьянского движения в 1920-1921 гг. на основе материалов Саратовской и Тамбовской губерний

Летом – осенью 1921г в Саратовскую губернию прибыли кавалерийские части и бронемашины, из которых были организованы «летучие отряды»162. К концу 1921г крестьянское движение угасло, а основная масса повстанческих отрядов разбита163. Самая главная и общая причина победы над повстанцами – отказ от политики «военного коммунизма» и введение продналога. В первое время продналог был тяжел, Саратовская и Тамбовская губернии были экономически разорены, однако повстанческие отряды ничего не предлагали, а только разоряли крестьянское хозяйство, эволюционировали в откровенный бандитизм и уголовщину164. Социолог Т. Шанин верно подметил: «Ключ к пониманию успешной партизанской войны следует искать не в чудесах организации повстанцев, а в их взаимоотношениях с крестьянством, не в военных методах, которыми владеют не многие, а в социологии масс»165. Историк-крестьяновед В.П. Данилов утверждает, что в гражданской войне удачи Красной Армии напрямую зависели от политических настроений крестьян166. Значительная часть колхозов и артелей была на территории юго-восточной части Тамбовской губернии разгромлена, что тоже вполне устраивало тамбовских крестьян.

Паркинг 4-уровневый с дорогой и автомобилями, красный.
В набор входит: лифт с подъемным механизмом, светофор, дорожные знаки, заправка, машинки. Размер паркинга в собранном виде: 84,5х84,5х61
2167 руб
Раздел: Многоуровневые парковки
Карандаши цветные, 24 цвета.
Цветные карандаши в картонной коробке. Прочный грифель. Яркие цвета. Мягкое письмо и ровное закрашивание. Материал корпуса: дерево. Форма
324 руб
Раздел: 13-24 цвета
Беспылевой цветной мел, 100 шт.
Цветные мелки для рисования по школьным доскам, асфальту, бумаге и другим поверхностям. Удобны в использовании, не пылят, яркие и
424 руб
Раздел: Мел
 Марина Цветаева

Мы мало знаем о Нилендере и его отношениях с Мариной. Философ Федор Степун вспоминает его в эти годы: «Студент Нилендер, восторженный юноша, со священным трепетом трудился над переводом гимнов Орфея и фрагментов Гераклита Эфесского»[24]. Андрей Белый, мало кого из тогдашних друзей не обливший в своих мемуарах желчной иронией, о Нилендере говорит с нежностью: «флейтой орфической плакал Нилендер»[25]. Судя по тому, что пишет младшая сестра Цветаевой, Нилендер был увлечен Мариной, однако роман их не состоялся. Для нее уже настало время искать выход из своего одиночества, но не настало из него выйти. В стихотворении «Невестам мудрецов», написанном в десятом году, Цветаева горько иронизировала: Они покой находят в Гераклите,Орфея тень им зажигает взор...А что у вас? Один венчальный флер!.. Они с Нилендером решили не встречаться. И вот «взамен письма к человеку, с которым была лишена возможности сноситься иначе», Цветаева собирает стихи своих пятнадцати семнадцати лет и издает «Вечерний альбом» это было просто, нужно было только заплатить за печатание. «Взамен письма» определило характер этой книги

скачать реферат Политическое лидерство

Русский социолог и представитель народнического движения Н.К. Михайловский в работе «Герой и толпа» также отмечал необходимую для лидерства способность – уметь быть гипнотизером, чтобы повести за собой массы куда угодно. Психологический редукционизм получил классическое развитие в работах австрийского психоаналитика З. Фрейда. В ХХ веке интерес к психологии лидерства и изучению важных для лидеров качеств личности сохранился, но появились и новые аспекты исследования. Г. Лассуэлл обратил исследовательское внимание на психопатологию в политике и на опасности, которые несет политическое поведение лиц с отклонениями в психике. Свойства человека как живой личности и их влияние на политический процесс изучал Э. Формм, немецко-американский психолог и социолог. В работе «анатомия деструктивности» Э. Формм исследовал черты характера Гитлера. Некрофилия Гитлера, деструктивные наклонности, озлобленность и мстительная ненависть оказали определяющее воздействие и на его политическую деятельность. Многие решения фюрера были порождением иррациональной деструктивности, считает Формм. Интерес к психопатологии в политике не случайнен, так как возникновение оружия массового поражения и огромные силовые ресурсы власти создают серьезную угрозу цивилизации. «Достаточно одного, почти незаметного нарушения равновесия в психике нескольких руководящих людей, чтобы утопить мир в крови, в огне и в радиоактивности», - писал швейцарский психолог К.Юнг. Изучение черт лидеров позволило обобщить огромный эмпирический материал.

 Александр Грин

Весь развернешься, расцветешь и умрешь в полном цвете как колос созревший. Революция дала мне счастье, которое выше жизни, и вы понимаете, что моя смерть это только очень слабая моя благодарность ей. Я считаю свою смерть последним протестом против мира крови и слез и могу только сожалеть о том, что у меня есть только одна жизнь, которую я бросаю как вызов самодержавию». Александру Грину этот пафос совершенно чужд, хотя парадоксальным образом и у него, и у Савинкова (у последнего это особенно видно в «Коне бледном») террор перекликается с темой женской любви, только у Грина любовь связана с идеей жизни, а у Савинкова смерти, в мире Ропшина Танатос обостряет, усиливает Эрос, и Савинков благословляет тех, кто этому Эросу-Танатосу служит. Последнее подтверждают воспоминания Федора Степуна, который познакомился с Савинковым летом 1917 года и позднее писал: «Оживал Савинков лишь тогда, когда начинал говорить о смерти. Я знаю, какую я говорю ответственную вещь, и тем не менее не могу не высказать уже давно преследующей меня мысли, что вся террористическая деятельность Савинкова и вся его кипучая комиссарская работа на фронте были в своей последней, метафизической сущности лишь постановками каких-то лично ему, Савинкову, необходимых опытов смерти

скачать реферат Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

В современном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной, художественной культуры и т.п. Для того, чтобы систематизировать огромный массив исторических данных, введем понятие цивилизации как основной типологической единицы истории. В силу универсальности и многозначности этой категории она трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток ее сформулировать. Существует более ста определений цивилизации. Исходные принципы самые разные. Р.Лоуи (США) называл цивилизацию "беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев"'. Он — археолог и, естественно, история представала перед ним в виде сохранившихся остатков человеческой деятельности. Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры: О.Шпенглер, Н.Бердяев, Ф.Нортроп, А.Крёбер и др. Для отечественного социолога, ставшего гражданином США, П.Сорокина цивилизации – это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы. О.Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль культуры.

скачать реферат Шпаргалка по отечественной истории с X по XIII века

А после было заторм развитие. Зависим осущст через дань., в конце 13 века Зол Орда переж-ва период Феод-ой раз-сти. После смерти А Невск великокняжеск пост занял его мл брат Ярослав Ярославич (умер по пути из Зол Орды) После смерти Яр Василий. Монг нач выдавать ЯРЛЫК на княжество 14-15 веках объедин русс зем вокруг Москвы Причины: усил общ р зем и пересел народов. Рост сопр народ масс феодалам. Требов силь власти Князям.Необх борьбы против внеш врагов Причины возв Москвы М кн-во возникло в 13 веке Даниил (сын Невского) – первый князь М. М. смогла привлечь к себе церковь, кот имела больш власть в борьбе с Тверск кн-вом за ярлык поб М М имела выг геогр полож моск князья вели умелую, хитрую политику. 1380 куликовская битва за рекой Дон. Дм. Донской – Мамай 1382 хан Тактамышь собрал все войско и пошёл на М Р гос-во снова платит дань монг на тер М кн-ва формируется великая русская народность 1462 на Моск престол вступил Иван 3. Герб 2-х главый Орёл. Присоедин даже сило русские земли. 1480 на Угре реке монг и рус 1475 Иван прекратил отдавать дань 1497 был принят Сборник законов (СУДЕБНИК) Един. суд-админ порядки на тер М кн-ва Юрьев день, крестьяне за и после недели могли уйти от феод, заплатив за пожитое. Введение Ю. дня считается началом закрепощения крестьян. 1505 умер василий Рос го-во в период укрепления фодал отнош. начало смуты – правление Федора 1605-06 Лжедмитрий 1, 1606-10 правление Василия Шуйского.

скачать реферат Униженные и оскорбленные в изгнании /Россия, начало века/

В то же время рост безработицы в период Великой депрессии, начавшейся в 1931 г., вызвал к жизни целый ряд законодательных актов, ограничивавших возможности трудоустройства иностранцев, так что многие русские эмигранты были вынуждены искать счастья в другом месте. Согласно приведенным выше статистическим данным, русская община в Германии, насчитывавшая в 1922 г. около 230 000—250 000 человек, к 1930 г. сократилась до 90 тысяч. Приход к власти Гитлера, несмотря на появление новых рабочих мест, доступных, правда, лишь под строгим контролем нацистов, послужил новым стимулом к отъезду из Германии либерально и антифашистски настроенных эмигрантов и евреев. Так, например, философ и социолог славянофильского толка Ф. А. Степун был уволен с преподавательской работы в Дрезденском техническом университете. Он, правда, остался в Германии, перебиваясь случайными заработками, преподаванием и публикацией статей в других странах. На 1936-1937 гг. численность русских в Германии, по оценкам службы Нансена, составляла 45 000 человек.

скачать реферат Теория олигархицации политических партий

Это было первое сравнительное исследования политических партий, благодаря чему Острогорский считается одним из пионеров сравнительного подхода в социологии политических отношений и науке о политике. Он был также первым, кто подверг научному анализу деятельность партии как крупной организации. Выводы, сделанные из этого анализа, были пессимистическими. Поскольку Острогорский отождествлял демократию с непосредственным участием партийных масс в управлении и поскольку он пришел к выводу, что в каждой массовой партии власть находиться в руках партийного аппарата, то, по его мнению, партии независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Чтобы избежать этого, Острогорский предлагал явно утопический метод – замену постоянно действующих партий свободными объединениями для достижения какой- либо одной, определенной цели. 4 На практике это предложение не нашло отклика, но теоретически был осуществлен реалистический анализ функционирования крупных политических партий как бюрократических организаций.

Набор стаканов "Loraine", 6 предметов, 260 мл.
В наборе: 6 стаканов. Материал: стекло. Цвет: прозрачный. Рисунок: золотой орнамент. Объем: 260 мл. Информация об объеме изделия,
321 руб
Раздел: Наборы посуды
Подушка "Нордтекс. Цветочный заяц", 40х40 см.
Декоративные подушки являются непременным элементом современного интерьера. Они могут послужить прекрасным украшением не только спальни,
454 руб
Раздел: Подушки
Фиксатор головы ребенка для автокресла "Совы".
Клювонос надежно поддерживает голову ребенка во время сна в автокресле и не сползает со лба ребенка на лицо и шею, так как система
730 руб
Раздел: Удерживающие устройства
скачать реферат Государственный коммунизм или ассоциация свободных и равных производителей

Перспектива коммунизма, согласно которому пролетариат только должен разместить новое управление в ответ на производство, чтобы с помощью статистики организовывать все для лучшего в лучшем из всех возможных "коммунистических" миров, и получает своё основное происхождение в осознании того факта, что тип экономиста или социолога, чьим детищем она является неспособным задумать роста запланированного производства как аспект развития рабочих масс, но может задумывать его только как процесс, который они - экономические эксперты - призваны осуществлять и завершить. Не рабочие массы, но они, лидеры, предназначены, чтобы привести систему банкротcтва капиталистического производства в коммунизм. Именно они имеют знание, они, кто думают, организовывают и заказывают. Возвышаясь над массами рабочих людей, стоят экономические эксперты и лидеры с их наукой, в почтенном образе к массам как хранители храма социальных чудес, который остается закрытым для них. Наука была бы тогда владением больших людей, от которых исходит свет новых лучей общества. Само собой разумеется, в этой форме общества, производители не имеют никакого контроля или административной власти вообще над производством, таким образом, написанная картина представила странную версию действительной концепции Ассоциации Свободных и Равных Производителей Маркса.

скачать реферат Правящий класс в России

Теория кругооборота элит Более ста лет тому назад итальянский социолог и экономист В.Парето сформулировал теорию кругооборота элит, объясняющую, по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей разных людей. Социальная система стремиться к равновесию и при выводе ее из равновесия, она рано или поздно к этому равновесию вернется. Этот процесс образует социальный цикл, течение которого зависит главным образом от циркуляции элит. Они “возникают в низших слоях общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются и исчезают. Этот кругооборот является универсальным законом истории”. Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, и, как следствие, меняются типы элит. История оказывается кладбищем аристократии. По Парето, существует два главных типа элит сменяющих друг друга. Первый тип - “львы”; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления.

скачать реферат История формирования научного социально-психологического знания

Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акценты на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществления исследовательской работы, исходя из более широкого «социального контекста», который включал бы в себя актуальные проблемы современного общества. II. Российская история социальной психологии. В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит прежде всего в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно- освободительным движением в России.

скачать реферат Структурный анализ психологии масс

Например, совершенно понятно, что нельзя образовать единую массу из современных среднестатистических 18-летних юношей и девушек и людей пенсионного возраста по вопросу о значении стахановского движения в жизни страны в 30- ые гг. XX века. Здесь просто отсутствует почва для идентификации членов этих двух возрастных групп. Зато достаточно легко образовать массу из подростков и пенсионеров касательно вопроса игры российской сборной по футболу. Как только выясняется общность у значительной части людей, то неминуемо возникает лавинообразная реакция образования у каждого присутствующего при этом человека психологических черт массы. При этом получается так, что достаточно индивиду почувствовать в чем-то общность с другими людьми, как он совершенно беззаговорочно принимает на веру то, что является истиной и абсолютом для других, подчас коренным образом меняя свои прежние убеждения. В социологии это явление получило название конформизма, в терминологии же массовой психологии это называется более неблагозвучно – «зараза» или «заражение».

скачать реферат Руководство и лидерство в организации

Считается, что только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории. На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно- негативных”. В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера : 1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы. 2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени. 3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и убедить людей в их преимуществе. 4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных проблем в обществе, насущные требования момента. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей в разных пропорциях. Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства. 1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой. 2. “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут многочисленные массы.

Карандаши цветные "Artberry", 24 цвета.
Шестигранные цветные карандаши с толщиной грифеля 3 мм, толщина самого карандаша 7 мм. Увеличенное количество цветовых пигментов для еще
321 руб
Раздел: 13-24 цвета
Комплект пеленок для девочки Idea Kids однотонный из бязи (3 штуки, 120х75 см).
Пеленки - это самые первые вещи, в которые Вам предстоит одеть Вашего малыша. Комплект пеленок станет верным помощником в первые месяцы
357 руб
Раздел: Пелёнки
Подарочная расчёска для волос "Алена".
Стильная детская расчёска дарит радость и комфорт. Этот практичный аксессуар по достоинству оценят как маленькие модницы, так юные
372 руб
Раздел: Расчески, щетки для волос
скачать реферат Социология религии

Цифры, характеризующие уровень религиозности в стране, приобретают новое значение. Составной частью программы коммунистического строительства было воспитание В этом контексте религия надолго получает статус вредного , свидетельства и ее носителей: верующий - не обязательно политический враг, но - человек, сознание которого затемнено антинаучными предрассудками. Преодоление религии выдвигается в качестве одной из главных задач идейно-воспитательной работы в массах. Социологические исследования призваны были обслуживать эти установки партии и давать материал, свидетельствующий об отходе трудящихся от религии. И хотя результаты опросов были ненадежны или оставались достоянием архивов, исследования сектантства второй половины 20-х - начала 30-х годов велись с применением широкого спектра методик анкетирования, интервью, сбора статистического и документального материала. Это были исследования социологического и этнографического профиля . В течение двух десятилетий, с конца 30-х до конца 50-х гг., исследования не проводились, это были годы войны и трудные послевоенные годы Лишь в 60-е гг. социология религии вступает в новый этап.

скачать реферат Сущность, структура и функции семьи

Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Так если посмотреть таблицу 2, мы видим, что наименьшее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны патриархально-религиозные традиции. Это среднеазиатские и кавказские республики. По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей. Таблица из Г.О. Осипова и Ю.П. Коваленко, «Социология»,М., 1990, 296 стр. Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от зла. Для того, чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми? Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ разведённых.

скачать реферат Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований

Практическая значимость – методы и результаты данной работы могут способствовать привлечению стандартного программного обеспечения современного персонального компъютера для учебно-аналитических исследований в рамках учебных занятий. Глава I. Метод контент-анализа и его применение в отечественной социологии 1. Возможности контент-анализа и его появление в советской социологии Время рождения метода контент-анализа приходится на рубеж XIX-XX веков. В науке об обществе в данный период наблюдается тенденция к социологизации и кроме того, существует и «субъективная» необходимость в такого рода методе: теоретики и практики журналистики много говорят о роли и возможностях средств массовой коммуникации в обществе. В текстах подозревается огромная сила воздействия на массы. В первых теориях массовой коммуникации людская масса представлялась абсолютно беззащитной перед набирающей обороты пропагандистской машиной. Метод контент-анализа применялся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды (какой эффект произведет тот или иной текст массовой информации, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольшее впечатление).

скачать реферат Жан Бодрийар - аналитик современного общества

Она существует лишь благодаря позитивному и безоговорочному допущению социального. Устранение, имплозия социального от неё ускользают. Предположение смерти социального есть также и предположение её собственной смерти. Термином «масса» выражено не понятие. За этим без конца используемым в политической демагогии словом стоит рыхлое, вязкое, люмпенаналити-ческое представление. Верная себе социология будет пытаться преодолеть его ограниченность, используя «более тонкие» категории социо-профессионального и классового, понятие культурного статуса и т. д. Стратегия ошибочная:  бродя вокруг этих рыхлых и некритических (как некогда «мана» – сверхъестественная сила, согласно верованиям народов Меланезии и Полинезии присущая определённым людям, животным, вещам и духам) представлений, можно пойти дальше, чем умная и критическая социология. Впрочем, задним числом оказывается, что и понятия класса, социальных отношений, власти, статуса, институции и само понятие социального, все эти слишком ясные, составляющие славу узаконенных наук понятия, тоже всегда были только смутными представлениями, на которых, однако, остановились с тайной целью оградить определённый код от анализа.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.