![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Характерная черта кризиса, по Сорокину, заключается в балансе уже ослабевшего старого и еще слабого нового. Отсюда такие массовые психологические состояния и явления, как фрустрация, моральная дезорганизация, аномия, психические заболевания, самоубийства, рост преступности и др. [89] 87 Сорокин П. Указ. соч. С. 431. 88 См.: Sorokin P.A. Crisis of Our Age. N.Y., 1991; Hunger as Factor in Human Affairs. Univ. Press of Florida, 1975. 89 Более подробно о концепции П. Сорокина см.: Голосенко И.А. Проблема кризиса общества и культуры в социологии Питирима Сорокина // Российская социология. М., 1997. С. 127-154; Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки. 1990. № 7. С. 32-39. 80 Обращаясь к оценке современной ситуации, Сорокин констатирует, что настоящий "кризис чрезвычаен в том смысле, что он, как и его предшественники, отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархии и кровопролитий, социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов потрясениями значительно большими, чем хаос и разложение обычного кризиса" [90]
Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины. 6.Вывод Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурную ценность, составляющую существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности и освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений. Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности. 7. Литература:1.Барри В. Джонстон : «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯИ СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА» 2.ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ. СЛОВАРЬ 3. Голосенко И. А. « ПИТИРИМ СОРОКИН КАК ИСТОРИК СОЦИОЛОГИИ» журнал социологии и социальной антропологии 1998год. Том1. Выпуск 4. 4. Голосенко И. А. «Сорокин : судьба труды» . 5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.СОРОКИНА СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ 6.
Я же отмечу то же самое свое: факт приоритета России и в теории, и в практике большевизма. «Мы - это пример того, как делать не надо!» - возразят мне. Но даже в этом случае пример это - русский, а не китайский, монгольский, австралийский или британский. Победа большевизма сделала в СССР «ненужной» всю немарксистскую социологию, историю и экономику. Но коли уж мы говорим о российской «отсталости», - Запад прекрасно воспринял наши «отсталые» идеи и использовал их для себя с большим удовольствием, энтузиазмом и выгодой. Экономическая школа Леонтьева Леонтьев вынужден был уехать из СССР совсем молодым, в 21 год. Он разработал метод экономического анализа «затрат-выпуска». Предложенные им методы исследования конкретных процессов замещения одних продуктов другими используются и в прогнозировании на государственном и мировом уровне, и многими частными фирмами. В том числе и фирмой Билла Гейтса. Нобелевская премия 1973 года. Социология Питирима Сорокина Питирим Сорокин, лидер правого крыла партии эсеров и личный секретарь А. Ф
В стенах Гарварда Сорокин во многом пересмотрел свои ранние социологические взгляды и завершил создание концепции, названной им «интегральной системой структурной и динамической социологии». Слово «интегральная» в названии данной доктрины указывало на стремление автора дать полно-объемную систему социологического знания, охватывающую практически все возможные уровни и аспекты его дифференциации (включая сюда проблематику, традиционно относимую к области социальной философии). С другой стороны, имелась в виду идея «интегрализма», ставшая осознанной целью творчества Сорокина — стремление синтезировать все то, что он считал завоеванием социологической науки, объединить все ценные подходы и идеи в рамках концептуально целостной теории, своего рода «идеальной социологии». Сорокин ничуть не боялся упреков в «теоретических заимствованиях», полагая, что ученому не следует отказываться от эксплуатации плодотворной идеи лишь на том основании, что она не принадлежит ему лично. Важно лишь не ограничиться повторением ранее высказанных идей, но использовать их как строительный материал для дальнейшего развития социологической науки. В целом «интегральная социология» Питирима Сорокина действительно оказала значительное влияние на современную западную социологическую теорию, которое имело, как мы полагаем, двоякий характер.
VI К концу октября 1939 года Набоков окончательно договорился с Ланцем о месте в Стэнфорде. Теперь, когда можно было подавать документы на получение визы, он обращается с просьбой написать для него поручительство к нескольким видным русским американцам к художнику Мстиславу Добужинскому, социологу Питириму Сорокину и своему другу, историку Михаилу Карповичу, который, вероятно, порекомендовал его Александре Толстой, дочери Льва Толстого. Александра Толстая, глава недавно образованного Толстовского фонда, защищавшего интересы русских эмигрантов в Америке, получила для Набокова поручительство Сергея Кусевицкого, в течение многих лет главного дирижера Бостонского симфонического оркестра37. В те месяцы, которые Набоков провел в борьбе с бюрократической волокитой, он продолжал сражаться и на другом, куда более привычном ему фронте, пытаясь составить шахматную задачу «совершенно нового типа»: задача эта должна быть построена таким образом, чтобы ее без труда мог бы решить обычный разгадчик, в то время как искушенному специалисту, заподозрившему более сложное решение, пришлось бы в погоне за миражем преодолеть «замысловатые мучения»: Умник, пройдя через этот адский лабиринт, становился мудрецом и только тогда добирался до простого ключа задачи, вроде того, как если бы кто искал кратчайший путь из Питсбурга в Нью-Йорк и был шутником послан туда через Канзас, Калифорнию, Азию, Северную Америку и Азорские острова
Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира. Социология Питирима Сорокина Питирим Александрович Сорокин(1889—1968) — американский социолог русского происхождения, основатель социологического отделения Петербургского университета, автор монографий «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека. В 1922 г. его вместе с сотнями других российских ученых, представителей интеллектуальной элиты выслали за границу.
Но с другой - идеи, появившиеся на свет едва ли не 100 лет назад не могут не устареть в том или ином аспекте. Именно такие двойственные чувства вызывают изданные в последние годы произведения классика русской и мировой социологии Питирима Сорокина. Социология волею судеб оказалась в России одной из самых отсталых гуманитарных наук. И поэтому она не может не обращать внимания на труды своего малоосвоенного классика. В самом деле, некоторые фрагменты работ Сорокина - прежде всего размышления о социологии революции - и по сей день воспринимаются как откровения. Но другие буквально режут слух современного читателя. Общество по Сорокину В ранних произведениях Сорокина, а точнее - в его - экзальтированная учении о классификации актов человеческого секта? поведения, есть одна странность. Ученый выделяет три разновидности поведения человека: нормальное и обязательное поведение, которое общество требует от своих членов; подвиги, которые не обязательны, но рекомендуемы и награждаемы; преступления, то есть запрещенные акты поведения, совершение которых наказуемо.
Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, но именно эти общие законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему и никому более. Многие философы и психологи делают упор на то, что человек без общества - ничто, представитель приматов. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил, что “человек - животное, скованное культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибо культура - есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, и повсеместно насаждаемые, в зависимости от потребностей той или иной группы людей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесь нельзя не упомянуть известного социолога Питирима Сорокина, утвердившего триединство личности, общества и культуры. Итак, формирование личности проходит в три этапа: появление индивида - первоосновы личности - здесь происходит как бы приноровление к эволюционным физиологическим особенностям человека. Далее, на эту основу биогенетических задатков накладываются “общие” законы общества, преломленные через сознание индивида, через его психо-социальное ядро, внутренне “Я”.
Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства – А.Ф. Керенского, позднее – профессором Петроградского университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина. Он скрывался в лесах русского Севера, но потом примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя всем о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», сделавшей его известным на всю тогдашнюю Россию. В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает в США, где становится одним из ведущих социологов и культурологов. Три типа культуры В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений.
Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. " О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано ". одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах". В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным. В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксисткой социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.
Социальная стратификация и мобильность всегда были одной из главных тем сорокинских научных изысканий. Из под его пера вышло много трудов, посвященных этим проблемам. На сегодняшний день проблема социальной мобильности очень актуальна, так как мы имеем возможность каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида, мы каждый день сталкиваемся с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение. На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе. Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции. Я считаю работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации наиболее важными за всю историю русской социологии.
О правомерности такого понимания социального и его альтернативах мы погорим ниже. Пока же обратимся к третьей из названных Питиримом Сорокиным точек зрения, которая считает глубоко ошибочным превращение социологии в специальную теорию социальных групп и организаций. Подобное превращение, как писал сам Сорокин, «в лучшем случае создало бы добавочную частную науку»11, в то время как есть все основания возвысить социологию до статуса «генерализирующей» дисциплины, изучающей не отдельные участки общества, а целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов, во взаимосвязи «деятельностной» и «субъектной» логик ее осуществления и т.д. Нетрудно видеть, что при таком понимании социологии она обретает существенные сходства с социальной философией, изучающей социальное не только со стороны его сущности, но и в плане всеобщих условий и механизмов ее реального существования. И в самом деле, в трудах многих ученых, именовавших себя социологами — М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина и др., мы обнаруживаем весь спектр проблем, относимых нами к предмету социальной философии, включая сюда спецификацию социального как «рода бытия» в окружающем нас мире, активное участие в философской полемике детерминистов и индетерминистов, номиналистов и реалистов, материалистов и идеалистов и пр.
Главную ценность книги представляет не столько широта охвата материала (которая не является редкостью в энциклопедических изданиях по истории философии), сколько целостность и глубина теоретического видения, социологическая проницательность, обилие нетривиальных концептуальных моделей, подкрепленных сравнительно-историческим анализом. Когда "Социология философий" Рэндалла Коллинза будет освоена интеллектуальным сообществом, характер философского мышления изменится. Не исключено, что прежние способы интеллектуального поведения покажутся новым поколениям если не наивными, то, по крайней мере, принадлежащими уже прошедшей — "социологически дорефлексивной" — эпохе. Рэндалл Коллинз родился в 1941 году в семье американского дипломата. В детстве он провел несколько лет в Москве. Получил образование в Гарвардском университете (1959–1963), где тогда преподавали ученики Питирима Сорокина. Большое впечатление на Коллинза произвели лекции Т. Парсонса, особенно о подходе Макса Вебера к анализу мировых религий, теории символов и социальной солидарности Дюркгейма. Здесь же Коллинз знакомится с У.
Он специально изучал русский язык и работал с первоисточниками. Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители: Г.В. Плеханов, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, В.И. Ленин, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин. Вероятно, особые условия повлияли на то, что в России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина - молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг. 2. История русской социологии В XIX веке бурно начинает развиваться русская социология. Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, "из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений". Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством.
Социологический неопозитивизм П. А. Сорокина Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала и работы выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические воззрения формировались преимущественно под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского и Е.В. Де-Роберти - виднейшего российского представителя психологического направления в социологии. Не случайно первый том задуманного Питиримом Сорокиным многотомного труда «Система социологии», вышедший в Петрограде в 1920 г., был посвящен его учителям Максиму Ковалевскому и Евгению Де-Роберти. Вскоре вышел и- второй том этого труда, который как бы завершал «русский» период научного творчества П. Сорокина. В конце 1922 г. он был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а в конце 1923 г. в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. «Американский» период научной деятельности П. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕВведение с. 3 Глава 1. Основные системы стратификации с. 5Глава 2. Традиционные стратификационные общества с. 8Глава 3. Социальная стратификация в наши дни с. 14 Заключение с. 20 Список использованной литературы с. 22 ВВЕДЕНИЕ Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией. Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации.
Смутное, похожее на клаустрофобию чувство несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, конечно же, связано с их оправданной потребностью в свободе воли" . Впрочем, предлагаемая автором модель этноэволюции является, как и у Тойнби, открытой, в ней предполагается, что активная роль человека в определении темпов и направления развития довольно высока. К тому же не стоит забывать, что социальные законы ничего жестко не определяют, а только лишь предполагают наиболее вероятные пути развития. Здесь все еще менее детерминировано, чем в органической природе, и все трактуемые закономерности развития – это не более, как векторы наиболее вероятных путей исторического развития, начертанные пунктирной линией, и всегда во власти человека изменить ход истории. В некоторой мере предложенная модель является продолжением многих идей, выдвинутых американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным, поэтому проанализируем некоторые аспекты его концепции.
Он написал много трудов, посвященных этим проблемам. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности и социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Важнейшим, главенствующим вопросом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Многие живут по принципу «у кого деньги, у того и власть», с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало так и осталось накопление богатства. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. К большому сожалению, в нашей жизни все совершенно иначе. Главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции. Работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации важны для истории русской социологии.
![]() | 978 63 62 |