![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социологическая теория и мировая интеллектуальная история: «Социология философий» Рэндалла Коллинза | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Кроме того, можно выделить следующие социальные функции культуры: 1)Pфункцию стимулирования, которая выражается в том, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, на достижение которых направлена человеческая деятельность; 2)Pфункцию программирования поскольку культура является совокупностью знаков и символов, которые фиксируют социальный опыт; 3)Pфункция реализации указывает на то, что активность человека реализуется в рамках культуры, а также в ходе этой активности происходит воспроизводство уже имеющихся, и вновь создающихся культурных образцов; 4)Pрегулирующую функцию. Культура регулирует деятельность человека посредством традиций, ритуалов, ценностей, знаков. Таким образом, культура является важным элементом процесса социализации, а именно воспитания и образования. В культурологии как науке изучением взаимоотношений культуры и общества занимается социология культуры, которая включает в себя социологическую теорию, а с другой стороны философию и теорию культуры. Социология культуры это дисциплина, объектом изучения которой являются общества как социокультурные системы, а также различные субкультуры социальных групп, образований и культурное пространство человека и индивида
Гипотеза исследования. Современный этап развития российского общества способствовали разрушению прежней системы социальной регуляции и соответствующих матриц социального поведения и вызвали феномен массового поиска идентичности, в частности обусловив приоритет адаптивно-защитного характера личностной самоидентификации. Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, культурологии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов самоидентификации личности, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений современной социологии. В основу исследования были положены социологические теории П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Дюбара, И. Гофмана, Т. Лукмана, Дж. Мида, Дж. Марсиа, Т. Парсонса, Э Фромма, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др. В основу исследования был положен социокультурный подход, позволяющий рассматривать изучаемые явления культуры и личность во взаимосвязи и взаимозависимости.
Первые являются как бы монопольным достоянием одной из подсистем общества, примером чего может служить, скажем, районное отделение милиции, совсем не обязанное заниматься материальным производством или научными изысканиями. Собственная цель этой монофункциональной группы поддерживать общественную и личную безопасность граждан, чем определяется ее принадлежность лишь одной организационной сфере общественной жизни. Иначе обстоит дело с государственной организацией, которая помимо собственной регулятивной сферы способна выступать субъектом самых различных сфер - в том числе и материального производства; подобной же полифункциональностью обладает семья и некоторые другие объединения людей. Повторим еще раз: конкретный анализ процессов институциали зации общественного разделения труда выходит за рамки социальной философии и является предметом более конкретной социологической теории. Что же касается социальной философии, то она рассматривает "профессиональную" специализацию людей как важное, но не единственное основание групповой дифференциации общества, тесно связанное с другими его основаниями
Главное значение его работ состоит в том, что они оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине ХХ века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. Его попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики. Развитие психоанализа не могло идти изолированно от новых тенденций. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей как Г.С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон. Заключение Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основу ее положил явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может лишь строить предположения по поводу бессознательного и накладывать его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни. Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились.
Чехову), «На подмостках сцены» (1956, по водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»). Последний фильм Ю. «Борец и клоун» (1957) посвящен знаменитому клоуну А. Дурову и борцу И. М. Поддубному (заканчивал режиссер Б. В. Барнет). Государственная премия СССР (1951). Награжден 3 орденами, а также медалями. Лит.: Долынин Б., Константин Юдин, М., 1961. Юдин Павел Федорович Ю'дин Павел Федорович [26. 8 (7. 9). 1899, с. Апраксино, ныне Горьковской области, — 10. 4. 1968, Москва], советский философ и общественный деятель, академик АН СССР (1953; член-корреспондент с 1939). Член КПСС с 1918. Окончил институт красной профессуры (1931), в 1932—38 директор этого института, в 1938—44 директор института философии АН СССР; в 1937—1947 директор Объединения государственных издательств. Работал в аппарате ЦК КПСС. Главный редактор журнала «Советская книга» (1946—1953). В 1953 заместитель верховного комиссара СССР в Германии. В 1953—59 посол СССР в КНР. Основные труды по проблемам диалектического и исторического материализма, научного атеизма, теории научного коммунизма, истории марксистской философии
Из представленных позиций видных научных деятелей, социология права – это одновременно и социологическая наука, и юридическая, и правильнее называть ее – юридической социологией. 4. Каково место юридической социологии в системе социально-гуманитарных и юридических наук? Чем эта дисциплина отличается от философии права? От теории права? От общей социологии? Философия права – познает право во взаимосвязи со всей реальностью. Теория права – это обобщающая теоретическая юридическая наука, фактическую основу которой составляет общие данные юридических дисциплин. Общая социология – решает проблемы движущихся сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества. Она исходит из философских предпосылок и базируется на определенных мировоззрениях, основанных на определенных философских концепциях. Юридическая социология – это отрасль социологии, изучающая социальные закономерности функционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы – права, социальные действия индивидов в юридически значимых ситуациях.
Прогресс как проблема Алексеев В.П. Широко распространено мнение (в том числе среди студентов), будто понятие прогресса "марксистское", чисто идеологическое, применявшееся с целью дезориентировать людей при сравнении "социализма" и "капитализма", и что ныне нужно это понятие отбросить как социально вредное. Однако понятие прогресса не Марксом придумано, оно существовало и до него; с его именем связана лишь особая его трактовка. Русский социолог П. А. Сорокин отмечал: "Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение истории. она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования" . 1 Сорокин П. А. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. 3. СПб., 1914. С. 116. Понятие прогресса оказывается нужным науке в первую очередь истории, социологии, философии, и нужным по ряду соображений. Одно из таких пояснений мы встречаем в работах известного историка Н. И. Кареева (1850-1931). Он спрашивал: какое значение имеет понятие прогресса? И отвечал: понятие прогресса должно дать идеальную мерку для оценки хода истории, без каковой оценки невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание ее смысла. "Нет ничего абсолютно совершенного, - писал он, - есть только именно такие относительные и сравнительные совершенства, а их мы можем расположить в известном порядке. по степени их удаления от несовершенного и приближения к совершенному с нашей точки зрения.
Отсутствие четко определенных критериев формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях реформирования общества препятствует разработке результативного механизма оптимизации адаптационных механизмов в студенческой среде. Это определило выбор цели, объекта и предмета диссертационного исследования. Объектом исследования являются ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая. Предмет исследования заключается в динамике ценностных ориентаций российского и китайского студенчества в период реформирования. Цель исследования: выявление условий, факторов влияния, основных тенденций и способов трансформации ценностных ориентаций в ценностном сознании российских и китайских студентов в переходный период в контексте теории социокультурной динамики. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи: — уточнение структурного статуса и функции ценностной ориентации, а также рассмотрение основных подходов к исследованию проблемы ценностной ориентации в философии, аксиологии, ювенологии в свете их использования в социологической теории; — выявление эвристических возможностей социологии студенчества как особой отрасли социологического знания в исследовании ценностной динамики современного студенчества; — раскрытие специфики ценностного сознания китайского и россисйского студенчества в условиях происходящих изменений как на социентальном, так и на институциональном уровне; — проведение сравнительного анализа доминирующих факторов реформирования российского и китайского общества, влияющих на динамику ценностных ориентаций китайской и российской студенческой молодежи; — аналитическое сопоставление динамик ценностных ориентаций студенчества
По пытки на языке психоанализа отказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики. На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого попытались истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-исторического облика различных народов. Согласно одному из главных сторонников этого направления, американскому психиатру и этнологу Кардинеру, личность человека формируется куль турой. Кроме естественной среды существует не материальная среда, состоящая из мифов, верований, легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается "основная структура личности", свойственная всем индивидам, принадлежащим к данной культуре. Эта "основная структура" – продукт специфического для каждой куль туры способа воспитания в детстве. Психологическое "строение" человека многопланово. Оно содержит уровень простейших биологических потребностей, над которым надстраивается "основная структура личности", заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается индивидуальный характер.
Собственная цель этой монофункциональной группы — поддерживать общественную и личную безопасность граждан, чем определяется ее принадлежность лишь одной организационной сфере общественной жизни. Иначе обстоит дело с государственной организацией, которая помимо собственной регулятивной сферы способна выступать субъектом самых различных сфер — в том числе и материального производства; подобной же полифункциональностью обладает семья и некоторые другие объединения людей. Повторим еще раз: конкретный анализ процессов институциализации общественного разделения труда выходит за рамки социальной философии и является предметом более конкретной социологической теории. Что же касается социальной философии, то она рассматривает «профессиональную» специализацию людей как важное, но не единственное основание групповой дифференциации общества, тесно связанное с другими его основаниями. Экономический уклад общественной жизни. Феномен социальных классов. Рассматривая процесс распределения совместной деятельности между осуществляющими ее субъектами, важно понимать, что такое распределение не ограничивается актами живого труда, но предполагает распределение его предметных средств, рождающее важнейший феномен общественной жизни, именуемый собственностью.
Конт сознательно отверг религию христианскогоБога и провозгласил религию Человечества, именуемого Великим Существом, которое есть прежде всего “совокупность прошлых, будущих и настоящих людей,которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка”. Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в Россииконца прошлого века и оказало влияние даже на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числеполитико-учрежденческим и научно-прикладным реформаторством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX и XXв. Вобластиправоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построенияхЛ. Дюги,М.Ориу и в своеобразной манере П.А. Кропоткина. 5. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ века Одним из авторов социологической теории государства является австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумпилович (1838-1909 гг.). Свое мировоззрение Гумпилович называет реалистическим.
Вышло большое количество сборников статей, раскрывающих не только отдельные проблемы футбола, но и процессы его развития в течение определенных периодов. К 1997 г., когда российский футбол отметил свой столетний юбилей, было приурочено издание целого ряда работ отечественных футбольных деятелей - Ю.П. Лукосяка 44, М.М. Рафалова 45, В.Г. Липатова 46, А.В. Савина 47, в которых авторы рассматривают историю отечественного футбола, в том числе и на региональном уровне (Черепатов М.Ю.) 48, как важное социальное явление. В последние 10-15 лет количество работ, посвященных этому виду спорта, значительно возросло. Однако в первую очередь они касались основ современной системы подготовки футболистов, а также посвящались проблемам организации и управления футболом, освящению правовых проблем спорта в целом 49. В значительно меньшем объеме проводились исследования в области истории, социологии, философии спорта, поэтому история футбольной жизни России к настоящему времени носит преимущественно публицистический характер. Следует отметить значительный дефицит исследований по истории спорта, в частности, футбола, на региональном уровне, в том числе в Южном федеральном округе.
Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства. Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики. На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого попытались истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культур но- исторического облика различных народов. Согласно одному из главных сторонников этого направления, американскому психиатру и этнологу Кардинеру, личность человека формируется куль турой.
За время развития возникли различные подходы к трактовке культуры и социологии культуры (И.И. Квасова, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин и др.) Культура в широком смысле – внебиологичесая человеческая деятельность. Социология культуры — это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня. Предмет социологии культуры - комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни. Вопросы для самопроверки: Социология культуры как область научного знания и учебная дисциплина.
Спонтанные результаты такого взаимодействия нельзя интерпретировать в духе гегелевской «хитрости мирового духа» хотя бы потому, что далеко не всегда эти результаты имеют адаптивный характер: способствуют самосохранению человека и общества, а не препятствуют ему (как это происходит ныне со стихийным разрушением экосистемы типа «озоновой дыры»). Конечно, мы можем интерпретировать эту негативную стихийность как предупреждение с небес, но остановить ее могут лишь совместные усилия людей, рассчитывающих только на себя, а не на внешние им силы. После этих разъяснений, касающихся не только общества, но и социальных коллективов вообще, мы можем перейти к конкретным характеристикам собственно общества как особого коллектива, особой группы людей. 3. Общество как реальная группа людей Все сказанное выше позволяет нам рассматривать общество как субстанциально автономную реальность, не сводимую к сумме образующих его индивидов. Переводя это философское утверждение на язык социологии, мы имеем право относить общество к особому классу реальных социальных групп. Как известно, в социологической теории существует множество классификаций общественных групп и объединений, которые подразделяют на формальные и неформальные, самореферентные и объективно-статусные, общности и организации и т. д. и т. п. Для понимания общества мы должны будем прежде всего определить различие между группами реальными и группами номинальными, которое имеет важное значение для социальной философии и философии истории.
Образ ученого - холодного и бесстрастного аналитика текущей социальной реальности - никогда не был популярен в социологической среде России. Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии Как и на Западе, социология в России возникает в процессе перехода к индустриальной стадии социальной эволюции в силу потребности модернизируемого общества в достаточно строгом социальном знании. Однако индустриальная модернизация России осуществлялась по запаздывающему (или догоняющему) варианту, что и составило своеобразный социо-культурный контекст развития социальной мысли.
Его методы в социологии: Наблюдение социальных фактов Эксперимент Сравнение Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии. 5. К. Маркс основатель теории конфликта. 1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. 2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить. 6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философов, создатель так называемой " французской социологической школы " С его именем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. "Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление.
Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.Политология и история. Соотношение политологии и исторической науки – это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль. В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории. Вместе с тем между этими науками есть и немало различий. Главное из них состоит в подходе к изучению даже одних и тех же явлений.
![]() | 978 63 62 |