![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социология образования и воспитания | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В недрах социологической науки получили развитие такие специальные дисциплины, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.Pд. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно. Особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Исследование условно-рефлекторной деятельности вообще существенно помогает описывать научные основы изменений, происходящих в организме человека под влиянием факторов внешних воздействий. Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана,P это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Формы взаимоотношений педагогики с другими науками достаточно разнообразны. 1.PПрименение передовых научных идей, заимствованных из других наук. 2.PПрименение информационных данных, сформулированных другими науками
В социологии развиваются и такие специальные ветви, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества, социология города, социология деревни, социология здоровья и др. Имеются взаимосвязи педагогики с философией. В ней наука о воспитании находит опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости; законы развития и его движущие силы, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие другие. Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и наукоёмкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих и больных школьников. При определённых условиях педагогика взаимодействует и со многими другими науками: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.
В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др. Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика
Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто, в религиоведении базовой дисциплиной является философия религии, которая задает тодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению к другим разделам религиоведения психологии, феноменологии и т. д. — социология религии нимает равноположный статус; она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии она соседствует со многими социологичес-кими дисциплинами — социологией города, деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовых коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах социологического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ных разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим углом зрения; полученные знания носят прикладной характер. В социологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социология социального действия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная, феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории; эмпирически-дескрептивная.
Промышленная революция определяет тип технической цивилизации как «индустриальной цивилизации». Качественное изменение техники связано не только с самой техникой, но и с развитием экономики: новшества зависели от потребностей и интересов рынка. Многие исследования свидетельствуют о том, что начало «индустриальной цивилизации» было положено развитием угольной промышленности, которая в свою очередь стимулировала развитие других отраслей производства и даже использование пара: ведь и паровая машина Уатта работала на древесном угле. Таким образом, индустриальная цивилизация, начавшаяся с XVI—XVII вв. и существующая поныне, – это такая ступень развития общества, технологический базис которого составляет техника, заменяющая полностью физические усилия человека. «Индустриальная цивилизация» характеризуется изменением всего образа жизни общества: сельского хозяйства, транспорта, связи; профессиональных навыков, образования, воспитания и культуры человека. Сегодня философы и социологи говорят о вхождении человеческого общества в новую, общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технотронную) цивилизацию
Социальная педагогика тесно контактирует с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией. Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку, найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении выйти на путь нравственных отношений, развивать личность. . Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознание социальных явлений, общения. Быть личностью – это значит осуществлять свой выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и перед обществом.
Теория структурации хорошо описывает и объясняет, как действия и структуры оказываются причинами и следствиями по отношению друг к другу. Эти взаимосвязи Гидденс назвал «каузальными петлями». Однако теория структурации переоценивает рефлексивность агентов и не позволяет объяснить ситуации взаимодействия, когда агенты не осуществляют «мониторинг», а восприятие ими ситуации различно в силу разницы в образовании, воспитании, жизненном опыте и т. п. Эта проблема решается в рамках альтернативной по отношению к теории структурации парадигме – конструктивистском структурализме. Конструктивистский структурализм – исследовательский подход, основывающийся на представлении о том, что социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, а агенты производят практики и тем самым воспроизводят и преобразуют структуры. Практики – это скорее спонтанные, нежели рационально избираемые действия, реализующие привычные схемы мышления и деятельности. При помощи такой концепции практик создатель конструктивистского структурализма французский социолог Пьер Бурдье (1930–2001) стремился преодолеть односторонность объективизма, представляющего социальные отношения как независимую от индивидов реальность, и субъективизма, «не способного объяснить закономерность социального мира».
Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики. дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление. Социальная педагогика “вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления”. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, ибо существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях теорий социализации. Отсюда пересечение с такими областями, как социология образования, культуры, семьи. Как следствие - проблематика воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. В методике это находит отражение в использовании методов описательного анализа - таких, как изучение типичных черт социального облика молодежи, изменение личностных характеристик на различных этапах становления. Преобладание одного или другого подходов предопределяет различие национальных школ в социологии молодежи. В российской социологии, как правило, доминировал второй подход. Причиной тому - не только политические ограничения советского строя, рассматривавшего молодежь с точки зрения соответствия идеологическому идеалу, но и национальные традиции патерналистских отношений , которые перешли в советский период с дореволюционных времен.
Однако это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует начать освещать уже 12-14-летним подросткам. Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В процессе внедрения таких программ возможны различные уточнения и корректировки как по форме, так и по содержанию. Кроме того, по-видимому, специалистам, которые будут заниматься вопросами полового воспитания, следует самостоятельно определять последовательность изучения разделов и тем, продолжительность занятий, объем предлагаемой информации, форму изложения материала, а также количественный и половой состав групп учащихся (мальчики и девочки раздельно или вместе) с учетом их возраста, уровня знаний, культурных, национальных, религиозных и других особенностей. Следует учитывать реалии нашего времени и ту важнейшую роль, которую продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном развитии ребенка, формировании его личности.
Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60—70-е годы. В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверждая, что они осуществляют насилие над детьми, прививают им идеологию господствующих классов. Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна».
Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%. За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям. Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности.
Министерство образования Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Контрольная работа По дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» номер зачетной книжки Выполнил: студент группы Проверил: г. Екатеринбург 2003г. ----------------------- Обучение Образование Воспитание Развитие Формирование
Понятие о методах обучения Метод (от греческого слова me odos - буквально путь к чему- либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала . 2. Основные группы методов обучения При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения: 1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности . В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся.
У психологии короткая история, но длинная предыстория. Психология была долгое время отростком философии, существовала в рамках этой науки, но в последнее время она отделилась. Психология (греч) — наука о душе. Понятие «душа» по содержанию в научной психологии обычно соответствует понятию «психика». Психика — особая форма отражения мира, присущая высокоорганизованным существам. Предметом психологии является психика. Психика — субъективное отражение объективного мира. Предметом педагогики является процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и зачем учить». Треугольник Кедрова А. — внутри – психология, справа – технич науки, слева обществ (в т.ч. гуманитарные), внизу естественные. 2. Методы психолого-педагогического исследования, их классификация, сравнительная хар-ка. Методы исследования — способы, посредством которых познается предмет науки. Методы: 1-ая группа — организационные методы - сравнительный метод (сопоставляются группы по различному качеству) и т.д. 2-ая группа — эмпирические методы - наблюдение - эксперимент - тесты - анкеты - опросники и т.д. 3-ья группа — методы обработки данных - метод количественной обработки (связан со статистикой) - метод качественной обработки 4-ая группа — коррекционные методы - аутотренинг - групповой тренинг и т.д. В психологии различают основные и вспомогательные методы.
В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.В современной социологии выделяется несколько групп социально- психологических теорий.
Но недостаточная методологическая зрелость социологии, сосуществование множества научных школ и влияние академической педагогики не позволяли социологии образования на протяжении нескольких десятилетий обрести достаточно четкое и широко разделяемое понимание своего предмета и объекта. В России многие исследования образования, проводимые с позиции социологии (или со ссылками на нее), выглядят методологически разрозненными, часто лишенными общего языка, предмета и приоритетов, а потому недостаточно эффективными как в теоретическом, так и социально- практическом отношении. Нередко наблюдается распредмечивание отрасли, вольный или невольный уход от социологической методологии в смежные с социологией отрасли и в периферийную проблематику притом, что главные вопросы социального функционирования образования слишком долго остаются в забвении. Такое состояние не позволяет социологии образования до последнего времени успешно развиваться, а также выполнять ее методологическую функцию в отношении других дисциплин, изучающих образование и претендующих на активное формирование целостной системы образования и ее структур.
Человеческий капитал - это совокупность качеств которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества. Человеческий капитал характеризуется следующими компонентами: . психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности; . возможности нормальных социальных контактов; . способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений; . рациональность поведения; . наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ; . предложение на рынке труда. Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала: . здоровье; . нравственность и умение работать в коллективе; . творческий потенциал; . активность; . организованность; . образование; . профессионализм; . ресурсы рабочего времени. Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к коллективу, к населению страны в целом. Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.
![]() | 978 63 62 |