![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Шпоры по истории социологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но чтобы избежать недоразумений, возникающих так легко и так часто и, следовательно, без серьезных оснований, между слушателем и лектором, между читателем и писателем, - считаю необходимым сделать следующую оговорку. Следуя определенно поставленной задаче выявить сущность метода исторического материализма, я останавливаюсь и буду останавливаться на тех течениях философско-исторической или социологической мысли, которые, с моей точки зрения, необходимы для моей цели. Поэтому, само собой разумеется, что в этих вводных лекциях не могут быть изложены исчерпывающим образом современные социологические течения и история их развития. Как в предыдущей лекции я не претендовала на изложение истории философии истории, что, кстати сказать, может быть темой для весьма солидного произведения, - так и в этом очерке я не намереваюсь писать историю социологии. Так что, если кому-нибудь из читателей придет в голову подвергать критике эту работу за неполноту, то такую задачу он сможет выполнить с необычайной легкостью. Стоит только для этого открыть энциклопедический словарь
Социология религии В.Гараджа 1. Вводные замечания История социологии религии как дисциплины, определившей свой предмет и методы исследования, начинается с работ Э.Дюркгейма и М.Вебера. После первой мировой войны центр ее развития переместился из Европы в США. В России социологии религии не повезло, ее перспектива здесь и сегодня достаточно проблематична. Это не значит, что религия выпала из поля зрения русской социальной мысли С середины прошлого века религия неизменно остается в числе тем, активно обсуждаемых большинством направлений и школ Это понятно, принимая во внимание тот факт, что попытки осмыслить религию как социально-исторический феномен, оценить ее социальную роль, в русской общественной мысли XIX в. предпринимаются прежде всего в контексте споров об историческом пути и судьбах России. В то же время, вплоть до 1917 г., все сколько-нибудь важные достижения в этой области знания, полученные за рубежом, быстро получают отклик в России Во многом взгляд на религию был задан полемикой между славянофилами и западниками.
Еще недавно философы описывали миропонимание людей в понятиях классической рефлексии; с возникновением и развитием психоанализа многие социальные и индивидуальные явления получают характеристику, далекую от традиционной. В "новом психологическом обществе", где носители общественного и индивидуального сознания ориентированы на осмысление мотивов 221 собственных действий, психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования. Позитивизм и неопозитивизм Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, оформившееся в тридцатых годах XIX столетия и существующее до наших дней. Термин "позитивизм" введен одним из основателей этого направления, французским философом и социологом О.Контом (1798-1857). Позитивизм, возникновение и эволюция которого неотделимы от развития научного знания, существует и в качестве самостоятельного философского направления, и в качестве умонастроения исследователей в области естественных и точных наук, а также в области психологии, истории, социологии, этики, эстетики
Государственный Университет Управления Выполнила Слепова И.П. студентка 3 курса вечернего отделения Института государственного и муниципального управления Москва 1999 год Социологические воззрения Н. Я. Данилевского В социологии XIX века ведущее место занимали эволюционистские модели общества, трактовавшие социальное развитие в духе идей линейного прогресса. Это относилось и к российской социологии. В то же время именно в ее рамках появилась самая ранняя в истории социологии антиэволюционистская модель в форме теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, по существу предвосхитившая многие формы социологического и культурологического анализа XX века. Хотя концепция Данилевского носила не столько социологический, сколько социально-философский характер, содержавшиеся в ней выводы предполагали и частично имели правомерную социологическую интерпретацию. Николай Яковлевич Данилевский получил прекрасное образование (Царскосельский лицей, физико-математический факультет Петербургского университета). С 1848 года появляются публикации Данилевского, обобщающие итоги его научных исследований. В 1865-1868 годах он пишет свой главный социально- философский труд «Россия и Европа», опубликованный в 1869 году в журнале «Заря».
Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая "пробивается" через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). III. Частнонаучные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук. Что касается социально-гуманитарных наук (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.), то в них - кроме философских и общенаучных - применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: идиографический метод - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог ("вопросно-ответный метод"); понимание; интроспекция (самонаблюдение); эмпатия (вчуствование) восприятие внутреннего мира другого человека, проникновение в его переживания; тестирование; опросы и интервью; проективные методы; биографический и автобиографический методы; социальный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других. 483 IV
Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от противного” и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то очевидно что отвергаются все предшествовавшие социологические теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что на протяжении всей истории социологии по мнению инвайронментальных социологов . “Среда” трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в “терминах значения которое ей придается участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная (к средовым переменным относятся: уровень загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п.). Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена социологическим “герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди которых инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое определение предмета социологии дюркгеймианский “социологизм”. ”Антиредукционистское табу”-социальный факт. 2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение. Которым индивид наделяет это действие при этом физические и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются (веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.). Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных периода: все что имело место до появления НЕР и собственно НЕР.
По философии – это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. 2. С историей. Социология изучает современное общество – i fuc um. История – все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (pos fuc um). Там, где кончается история начинается социология. 3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими. Основоположники социологии. Французский философ – позитивист О. Конт – предложил выделить социологию как отдельную науку в 19 веке. Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии. Этапы развития теоретической социологии: I. середина 19 века. О. Конт, выделили науку как самостоятельную науку, изучающую простейшие связи в обществе. Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты). Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.
С этой точки зрения три периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов, а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был сформулирован еще в . Тех своих сторонников, которые признавали и (II период) и (III период), он считал позитивистами; тех же, кто был сторонником только - . Тем не менее, отрицая поворот в содержании своих воззрений, Конт в то же время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли (от ученого - к проповеднику новой религии), говоря, что . Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы. Но задача истории социологии - изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех критериев, которые были выделены в первой лекции. Это те стороны доктрины Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии, не в политике или социальных движениях, а в социологии как науке. 2. Идейные истоки Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политическое1.
Московский Педагогический Государственный Университет Варнавский Евгений, 103 гр Доклад по истории социологии на тему: Т. Парсонс: Аналитический реализм и понимание задач социологической теории Москва 2000 Толкотт Парсонс (1902-1979) Родился в США, образование получил в Лондоне (Лондонская школа экономики, где слушал лекции Хобхауза и Гинсберга) и в Гейдельберге (степень доктора социологии за диссертацию «Понятие капитализма у М. Вебера и В. Зомбарта»). Отличался в молодости редкой разнонаправленностью интересов: от медицины, физиологии и биологии до психологии, экономики и общей социологии. Самая знаменитая и основная его работа – «теория действия», фундаментальное теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы. Парсонсу принадлежит большое число работ по теоретической социологии, а также по эмпирическому исследованию социальной стратификации, социологии профессий и др. Концепции, развиваемые П., группируются по двум направлениям. 1) Попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы. 2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии.
Таким образом, книга посвящена структуре и истории развития социума и социальных отношений. Книга первая. Элементы социальной теории. Глава первая данной книги посвящена, собственно, понятию общества, трактуемому автором как «собрание живущих в общении и сотрудничестве индивидов, соединившихся или организовавшихся для какой-либо общей цели»; также :«союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов». Общества подразделяются на следующие виды: временные и постоянные (по продолжительности существования), добровольные и принудительные (по способу поддержания целостности), естественные и политические (по способу возникновения; здесь автор следует Бентаму, отвергая теорию общественного договора, но признавая возможность возникновения общества естественным путём в виде развившейся группы «сознательных существ, в которой простой агрегат переходит в определённые отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочную организацию»). Значительная часть главы посвящена истории социологии. Так, Гиддингс выступает с критикой экономических теорий возникновения общества ввиду того, что, на его взгляд, разделение труда не может служить основой для возникновения общества.
Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотя автономии. Можно реализовать их интересы в рамках национально-культурной автономии, но для необходимости большие деньги государства, банкиров, предпринимателей. Их никто пока не дает. Эта проблема сама собой не отпадет. Второй стратегический подход состоит в том, чтобы признать: этнический фактор может «работать на позитив», поскольку патриотизм способен содействовать прогрессу. А может ли он работать на так называемом опережающем развитие в зонах, которые способны обогнать центр РФ? Как представляется наиболее реальный подход, который себя оправдал в прошлом и оправдывает в настоящем - вариантный. Проблема конфликтов в социологической теории В современной литературе по истории социологии конфликты подразделяют на две большие группы, в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое разделение можно найти у авторитетного историка по социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает демонстрирующее место при объяснении социальных процессов и изменении.
Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. 4.2. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.
Это характерная черта «социологизма» получила в истории социологии название «социальный реализм». Из онтологического аспекта дюркгеймовского «социологизма» вытекали соответствующие методологические принципы познания социальной реальности. Он настаивает на применении в социологии методов познания, аналогичных методам естественных наук. Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям, требованием объяснять социальное другими социальными явлениями. Теория коммуникативного действия Хабермаса. Осн работы: «Теория коммуникативной компетентности» (1984) «О логике соц обеспечения» (1990). Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции и, одновременно, перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Исходным и центральным пунктом этой конц явл категор «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Хабермасом как горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида.
История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г. Промышленность ЧИ АССР и весь народ республики с огромным напряжением работали в годы войны для нужд фронта. Чеченцы воевали и в армии, и в партизанских отрядах. Тысячи из них были награждены орденами и медалями. 36 человек стали Героями Советского Союза. Упразднение ЧИ АСССР и депортация 1944 года Казахстан отрицательно сказалась на отношении всего чеченского народа к властям. Депортация привела к потере почти 40% численности чеченцев. После смерти Сталина на волне хрущевской оттепели было принято решение о восстановлении Чечено-Ингушской АССР.В 1957 году, после13 лет ссылки, вайнахи устремились на Родину. Однако процесс их возвращения и восстановление республики, протекали болезненно. Реабилитация носила половинчатый характер. Политическое недоверие к народу, национальным кадрам сохранилось. Традиции, религия чеченцев и ингушей были под негласным запретом. Преподавание в вузах, школах велось на русском языке. Сфера употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня.
2 «Интегральная философия» П. Сорокина о культуре как системе значений- ценностей .стр. 9 П. Сорокин о трех типах культур стр. 12 Культура как предмет научного исследования стр. 16 Творческий альтруизм и духовное возраждение .стр. 19 Заключение стр.21 Список использованной литературы .стр.22 Введение. Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого. Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича, нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей счет существует несколько версий, равно как несколько версий существует также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано 20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января).
Техническая сторона географии тесно связана с астрономией, математикой, физикой, геологией, геодезией, ботаникой, почвоведением, климатологией, демографией, экономией, историей, социологией и политологией. Биогеоценология и экология - признаки интеграции наук в рамках эволюционного подхода. 2. Геология Основоположники Декарт полагал, что Земля и другие планеты на первой стадии были раскаленными и остывали с осаждением тяжелых элементов в центре. Землетрясения происходят от жидкой массы в центре Земли. Землю образуют шесть оболочек. Стено (работал в Тоскане). Его основные положения: горные породы возникли путем осаждения (шесть морских эпох в Тоскане); минералы растут неравномерно, но с сохранением угла между гранями, из растворов; каменный уголь: пожары, залитые водой; горообразование: вулканы и денудация; море покрывало всю Землю, затем образовались суша и горы. Лейбниц считал, что раскаленные планеты произошли от Солнца. Сжатие Земли породило горы и океаны. Вода - причина извержений вулканов. Описал окаменелости и предложил объяснение.
По пытки на языке психоанализа отказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики. На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого попытались истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-исторического облика различных народов. Согласно одному из главных сторонников этого направления, американскому психиатру и этнологу Кардинеру, личность человека формируется куль турой. Кроме естественной среды существует не материальная среда, состоящая из мифов, верований, легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается "основная структура личности", свойственная всем индивидам, принадлежащим к данной культуре. Эта "основная структура" – продукт специфического для каждой куль туры способа воспитания в детстве. Психологическое "строение" человека многопланово. Оно содержит уровень простейших биологических потребностей, над которым надстраивается "основная структура личности", заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается индивидуальный характер.
Разумеется, нельзя объявлять никакую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, что их построение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии. Когда говорят, что социология религии имеет своим предметом только социальные условия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразия элементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрения социолога. Социология религии призвана объяснить и общественные закономерности развития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия есть явление развивающееся. С переходом от одной фазы исторического развития к другой трансформируются социальные, общественные, социумные основы религии, механизмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходит дифференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии, диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные закономерности развития и функционирования специфической подсистемы (религии) в контексте развития и функционирования социума в целом.
![]() | 978 63 62 |