![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Страховое право |
Страховое дело | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ФУГГЕРЫ (Fugger) - в 15-17 вв. крупнейший немецкий (из г. Аугсбург) торгово-ростовщический дом, игравший важную роль в Зап. и Центр. Европе. Ссужали деньгами Габсбургов, за это получали право на эксплуатацию серебряных и медных рудников в Тироле и Венгрии. Широко торговали металлами. ФУГЕТТА (итал. fughetta) - небольшая фуга. ФУГИТИВНОСТЬ - то же, что летучесть. ФУГОВАЛЬНЫЙ СТАНОК - деревообрабатывающий станок для строгания прямолинейных деталей. Режущий инструмент - ножевой вал, расположенный между двумя плитами горизонтального рабочего стола. ФУГЭН - в японской буддийской мифологии бодхисатва - воплощение просветления. Изображается сидящим на белом слоне. ФУДЗИ - город в Японии, на о. Ханчю. 227 тыс. жителей (1992). Металлургия, машиностроение, бумажная, текстильная, химическая промышленность. "ФУДЗИ" - финансово-промышленная группа Японии. Возникла в нач. 20 в. Финансовый центр - "Фудзи банк". Сфера влияния: страховое дело, металлургия, химическая промышленность и строительство. "ФУДЗИ БАНК" - коммерческий банк Японии. Основан в 1880. Св. 230 отделений в Японии, 19 отделений и представительств за рубежом
Переход к к рыночным отношениям, формирование многоукладной системы хозяйствования, основанной на разнообразных формах собственности, создают объективные предпосылки для активного внедрения в сферу экономики страхования как одного из гарантов обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Теперь они сами должны заботиться о собственном экономически устойчивом положении, сохранности материальных объектов и средств, кредито- и платежеспособности. Убытки от стихийных бедствий, техногенных аварий и иных превратностей рынка должны иметь надежный и гарантированный финансовый источник покрытия. ПРАВОВАЯ БАЗА СТРАХОВАНИЯ. В условиях рынка, сопровождающегося разнообразными рисками, возрастает значение страхования как важного средства защиты иму щественных интересов юридических и физических лиц. В сферу страхования вовлекаются все новые субъекты как со стороны лиц, предлагающих страховые услуги, так и со стороны получателей, пользователей этих услуг. Гармонизация их интересов, а также надлежащая организация страхового дела в стране, действенность и развитие страхования невозможны без надлежащей правовой базы, основу которой составляет Закон РФ "О страховании", принятый 27 ноября 1992 года.
Практически не развита инфраструктура страхового рынка (институты брокеров, оценщиков риска, актуариев и других посредников). По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц. Усилившаяся на исходе XХ столетия тенденция к глобализации мировой экономики затронула и страховой рынок. Сближение экономик разных стран создает принципиально новые условия для страхового бизнеса, способствует унификации условий страхования. Переговоры о вступлении России в ВТО и начало действия в 1999г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами обусловливают необходимость всемерного использования международного опыта в организации страхового дела, выработки четких условий доступа иностранных страховщиков на российский рынок. Последствия финансового кризиса для российского страхового рынка оказались менее болезненными, чем для банковского сектора
Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба. Процесс воспроизводства представляет собой взаимодействие и противоборство различных сил как природного, так и общественного характера. Противоречия между человеком и природой, с одной стороны, и общественные противоречия - с другой в совокупности создают условия для проявления различных негативных последствий, имеющих случайный характер. Возникает риск, присущий различным стадиям общественного воспроизводства и любым социально-экономическим отношениям. Все эти факты способствовали возникновению и развитию страховых отношений во всем мире. Экономика пятидесятых годов нашего столетия характеризовалась бурным взлетом страхования, способствующим росту темпов общественного производства. В России этот процесс начался вместе с экономическими реформами. Возрастание рисков в сфере деятельности всех структур общественного производства подтолкнуло развитие страхового рынка России. ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ И ФОРМЫ В соответствии с законом «Об организации страхового дела в РФ» «страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)»1.
Исходя из опыта зарубежных стран, в том числе стран с переходной экономикой, следует определить возможные модели развития страхового дела в России и оптимизации структуры страхового рынка, прежде всего, соотношения между обязательными и добровольными видами страхования. Важнейшей задачей является нахождение сбалансированной позиции по отношению к иностранным страховым организациям в контексте Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, а также переговоров о вступлении России в ВТО. 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА 1.1. Сравнительная характеристика страхового рынка в России и в других странах В России в период перехода от плановой к рыночной экономике не произошло повышение роли страхования в экономике. Свидетельством этого является крайне низкий уровень отношения страховых премий к ВВП. Значение этого показателя варьировалось от 0,6% в 1992г. до 2% в 1998г. Доля России в общемировом объеме страховых услуг (по размеру собранных премий) составила примерно 0,3%, что соответствует уровню Индии, но уступает Норвегии и Китаю
В Германии официально закрепляется система принудительного труда, снижается зарплата, почти полностью уничтожается социальное страхование. В сфере промышленности меры фашистского правительства регламентировались двумя законами. Первый был принят в 1933 г. был принят закон о принудительном синдицировании, согласно которому отдельные предприятия должны были входить в состав существующих картелей или синдикатов. Второй, О подготовке органического строения экономики», принимается в феврале 1934 г. На его основе была создана организация промыслового хозяйства. Она в принудительном порядке объединяла предприятия различных отраслей экономики и делилась на семь главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, транспорта, банковского и страхового дела. Наряду с функциональным делением создавалась и региональная структура управления: окружные и районные экономические палаты, в которых были представлены низовые органы отраслевых экономических групп и местные промышленные, торговые и ремесленные палаты.
Общее руководство страховым делом и пожарной охраной возлагалось на Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем. Третьим и важнейшим был декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 г. Этим декретом на длительное время была введена государственная монополия на все виды и формы страхования, частные страховые компании и общества были ликвидированы. Однако этим документом не была создана государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс. Развал народного хозяйства страны в условиях гражданской войны и интервенции (1918—1920 гг.), натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было упразднено страхование жизни и отменено имущественное страхование. С введением новой экономической политики (НЭП) стали налаживаться в форме товарообмена экономические отношения между городом и деревней.
Только сегодня, когда страховое дело имеет на вооружении современные методы экономического, статистического анализа, детально разработанный свод страхового законодательства, правила страхования, Вы можете смело довериться страховой компании. История страхования в России Начало возникновения в России института страхования относится к концу XVII столетия, когда в 1786 году Императрица Екатерина II повелела Государственному Заемному Банку производить во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в этом банке. Подобное страхование распространялось также на фабрики и заводы. В 1797 году Император Павел I повелел учредить при Государственном Банке особую страховую контору для приема на страх товаров. В 1826 году по инициативе Государственного Совета была создана специальная комиссия, в которую вошли видные общественные деятели России (барон Л.И.Штиглиц, адмирал Н.С.Мордвинов). В результате ее деятельности было создано первое акционерное страховое общество - "Российское страховое от огня общество" с уставным капиталом в 4 млн. рублей, которое с 1827 года стало проводить свои операции по приему на страх от огня строений и другого недвижимого имущества.
Более внимательный анализ этого непростого явления позволяет, избежав крайностей в суждениях, отнестись к его оценке скорее положительно. Германия с ее многовековыми традициями страхования и разветвленной системой услуг подобного рода была своего рода кузницей кадров для стран, страховое дело в которых переживало период становления и развития. Приезжая в Россию и принимая ее подданство, немецкие страховщики вполне искренне и добросовестно отдавали свои знания и способности новой родине. Со временем они (и в особенности их дети) начинали даже подчеркивать свою "русскость", именуя себя по имени-отчеству в чисто русской манере: Иосиф Федорович Люкке, Феликс Карлович Отто, Роман Иванович Пенль, Артур Оттович Фогт. Доля же чисто немецкого капитала в финансах страховых компаний была незначительной и решающей роли не играла. Последнее из рассматриваемых здесь страховых обществ появилось на свет несколько менее типичным для того времени образом. Учреждено оно было под названием "Северное общество страхования и складов товаров с выдачею варрантов". Со временем, столкнувшись с убыточностью складских и транспортных операций, основатели преобразовали его в "Северное страховое общество", всецело сосредоточившись на транспортном и огневом страховании.
Но вместе с тем германский законодатель достаточно конкретен: в рамках принципа указываются конкретные значения, например в принципе диверсификации и распределения указывается, что инвестиции в качестве кредитов, предоставленные одному заёмщику, не могут превышать суммы в 2 % вложенных активов и 25 % собственных средств страховой компании, но в целом не больше 5 % вложенных активов. Далее российский законодатель отдельно регламентирует инвестиции в недвижимость и права на недвижимость (в первом случае =20 % страховых резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни и >=10 % по рисковым видам страхования. 21 Суммарная стоимость муниципальных ценных бумаг одного органа местного самоуправления 22 Не допускается инвестирование в один коммерческий банк >=40 % квоты 23 Не допускается инвестирование в один объект недвижимости >=50 % квоты 24 Максимальная стоимость одного объекта недвижимости не более 10 % 25 Внесены изменения Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. № 28: исключена фраза «суммарная стоимость средств на р/с» 26 Максимальная величина доли одного перестраховщика в страховых резервах (кроме как в РЗУ) должна быть 27 Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. 28н внесены изменения: при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ. 28 Страховая компания должна обеспечить достаточное наличие резервов на р/с в банке.(>=3 %). 29 » «Страховое Ревю» июнь 1999г; стр. 35. 30 Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. 28н 31 В 96г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора (ДСН) при Минфине РФ. 32 «Страховое Дело»; сентябрь 2000г. стр. 16 26 24 26 24
Во-первых, в этом не было необходимости, поскольку отсутствовало частное предпринимательство. Во-вторых, будучи монополистом в страховом деле, эта система не испытывала особой потребности в расширении сферы своей деятельности. В результате методический аппарат частного негосударственного страхования и его исторические традиции в значительной мере оказались утраченными. Новым страховым компаниям, активно осваивающим расширяющийся страховой рынок, во многом приходится начинать заново. Между тем страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далекую историю. По своей сути страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов населения в частной и хозяйственной жизни от неожиданно наступающих, случайных по своей природе несчастий, сопровождающихся ущербами. Страховые фонды могут формироваться не только в денежной, но и в материальной форме, однако денежная форма наиболее представительна и универсальна.
При всей недостаточности имеющихся о них сведений, оставляющих открытым вопрос о том, существовал ли у них постоянный страховой фонд или пособия выплачивались в порядке последующей раскладки, по мнению некоторых ученых, здесь уже существовали регулярные, связанные с определенными сроками страховые взносы. Страховое дело в Советской России. Страховое дело формально существовало в так называемой Советской России. Однако сфера страхования была монополизирована единственным и неповторимым страховщиком - Госстрахом. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации жизни. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности. Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью стала и практика страхования таких рисков. В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время.
Только сегодня, когда страховое дело имеет на вооружении современные методы экономического, статистического анализа, детально разработанный свод страхового законодательства, правила страхования, Вы можете смело довериться страховой компании. 1.2 Экономическая природа и функции страхования Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.
Такой денежный запас создавал широкие возможности, прежде всего для взаимного страхования, когда сумма ущерба возмещалась его участниками на солидарных началах либо после каждого страхового случая, либо по окончании хозяйственного года. Взаимное страхование в условиях капитализма стало закономерно перерастать в самостоятельную отрасль страхового дела. Если при взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный, с помощью теории вероятности, страховой фонд, то в дальнейшем вероятная средняя величина возможного ущерба, приходящаяся на каждого участника страхования, стала применяться в качестве основы страховых взносов для заблаговременного формирования страхового фонда. В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан. Таким образом, начальный период возникновения и развития страхования характеризуется определенными особенностями: ( первоначально применялось натуральная форма страхования легко делимыми однородными продуктами труда, которые с развитием товарно-денежных отношений уступили место денежной форме страхования; ( натуральная форма ограничивалась очень узким кругом объектов страхования.
Конечно, государство должно регулировать и осуществлять контроль за страховой деятельностью страховых организаций. В России страховую деятельность регулируют вышеперечисленные законы, а также принятые позже: Закон РФ от 30 ноября 1999 г. №204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон РФ от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Постановление Правительства РФ от 26 мая 2000 г. №50-Н «Положение о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями» и «Положение о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций» и другие. Государственный надзор за страховой деятельностью до 14 августа 1996 г. осуществляла Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В 1996 г. Росстрахнадзор ликвидирован, а его функции переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ.
Расчет тарифных ставок в страховании можно назвать самостоятельной наукой. Существует несколько видов таких расчетов, которые осуществляются с применением высшей математики и теории статистики. Эти расчеты достаточно сложны и могут быть непонятны неспециалисту. Поэтому в данной работе были отражены только основы вычисления страховых тарифов без углубления в расчеты. Приведенных формул вполне достаточно, чтобы понять принципы и логику расчета тарифных ставок в страховании. Список использованной литературы Федеральный закон РФ “О страховании” №4015-1 от 27.11.1992 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование.- СПб: Питер, 2002 Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: Феникс, 1999 Основы страхования. Под ред.А.А. Гвозденко.–М.:Финансы и статистика,2000 Страхование. Под ред. В.В. Шахова. – М.: ЮНИТИ, 2000----------------------- Тарифная ставка Нетто- ставка Нагрузка Страховая надбавка Надбавка на покрытие расходов Надбавка на получение прибыли
Первая функция — это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране. Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.
Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзоре Российской Федерации» от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный страховой надзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему органов государственного страхования (Госстрах) при Министерстве финансов РФ. Одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1992 г. была создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления государственного страхования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступил Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, который является держателем 100% ее акций. Впоследствии основные положения об организации государственного надзора за страховой деятельностью были закреплены в Законе Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. (затем в Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений и государства.
![]() | 978 63 62 |