![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана правопорядка | подраздел: | Уголовное и уголовно-исполнительное право |
Производство по делам несовершеннолетних | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Закон требует, в частности, чтобы при наличии возможности было выделено в отдельное производство дело о несовершеннолетнем, участвовавшем в преступлении вместе со взрослым (ч. 1 ст. 396 УПК). Выделяется, по правилу ст. 26 УПК, в отдельное производство дело в отношении одного из обвиняемых, если он возражает против высказанного остальными обвиняемыми ходатайства о направлении дела в суд присяжных (ст. 425 УПК). Когда в отношении конкретного лица по отдельным эпизодам обвинения многоэпизодного дела собрано достаточно доказательств для составления обвинительного заключения. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители вправе дать указание о выделении этих эпизодов в отдельное производство и окончании его расследования по этим эпизодам. Решение о расследовании остальных преступлений (эпизодов преступлений) принимается на общих основаниях. Как соединение, так и выделение дел оформляется мотивированным постановлением, в котором должно содержаться указание на то, какие именно материалы (в подлинниках или копиях) соединяются или выделяются
Далее, основываясь на территориально-отраслевом принципе, был определен круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, среди которых судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, органы отраслевой административной юрисдикции, а также перечень должностных лиц, выполняющих юрисдикционные функции от имени соответствующих органов. Таким образом, заключим, что дальнейшее всестороннее изучение и совершенствование норм, устанавливающих административную ответственность в рассмотренных сферах, а также субъектов административной юстиции является важной вехой в успешном продолжении судебно-правовой реформы, укреплении законности и правопорядка на территории всей страны и будет способствовать построению правового и подлинно демократического государства в Российской Федерации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативный материал1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001 г. 3. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93 г. 4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г. 5. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. 6. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.95 г. Монографии и учебная литература1.
Для надежного обеспечения прав и законных интересов потерпевшего в необходимых случаях судам рекомендовано при рассмотрении дел о клевете без отягчающих обстоятельств или об оскорблении, с распространением ложных позорящих гражданина измышлений или сведений, порочащих его честь и достоинство, с использованием прессы, признав подсудимого виновным, одновременно с постановлением приговора выносить частное определение. В нем должна указываться обязанность соответствующего издания опубликовать опровержение сведений, дискредитировавших потерпевшего. Потерпевшие по таким делам вправе требовать возмещения морального ущерба, нанесенного ему виновным. Глава XX. Производство по делам несовершеннолетних 1. Общая характеристика особенностей производства по делам несовершеннолетних Производство по делам несовершеннолетних определяется как общими правилами УПК, так и специальными, которые дополняют и развивают общие правила и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних (гл. 32 УПК). Эти правила применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста
Порядок увольнения предусматривает определенные юридические гарантии права на труд — как общие для всех работников, так и дополнительные для некоторых категорий. Помимо общей гарантии — четкого закрепления в законе оснований увольнения и правил увольнения по каждому из оснований — общей гарантией является также ст. 82 ТК. При увольнении по инициативе работодателя по основаниям, в которых нет вины работника, т. е. по п. 2 (сокращение штатов, численности), подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК (несоответствие по квалификации), эта статья требует получить предварительное мотивированное мнение профкома организации как коллегиального органа. Часть четвертая ст. 82 дает право устанавливать коллективным договором иной порядок обязательного участия профкома организации в вопросах расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Поэтому активные профкомы могут добиться, чтобы в коллективном договоре закрепить (согласно указанной норме) и получить предварительно не только мнение, но и согласие профкома — и не только по указанным двум основаниям, но также и по другим основаниям ст. 82 ТК. Дополнительные гарантии права на труд при увольнениях имеют следующие категории работников: — беременные женщины не могут быть уволены по инициативе работодателя (кроме случая полной ликвидации данного производства — но с обязательным трудоустройством)1; работники моложе 18 лет, согласно ст. 269 ТК, могут быть уволены по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних; • работники, избранные руководителями (их заместителями) профсоюзных органов, не освобожденные от производственной работы, увольняются по ст. 81 ТК, по ее п. 2, 5 и подп. «б» п. 6 этой же статьи только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
Обязательно участие законных представителей при производстве дела о несовершеннолетнем правонарушителе при наличии данных об его умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием. В ходе всего предварительного следствия, начиная с задержания несовершеннолетнего или с момента предъявления обвинения, участие защитника обязательно. Если обвиняемый, его родители, опекуны, попечители не пригласили адвоката, участие защитника обязан обеспечить следователь (ст. 49 УПК). При этом отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника для следователя не обязателен (ст. 50 УПК). Адвокат оказывает несовершеннолетнему правовую помощь, а участие законных представителей оказывает общую психологическую и эмоциональную поддержку несовершеннолетнему. Для следователя, который стремится объективно расследовать дело, важно обеспечить права защитника и законных представителей обвиняемого. С момента вступления в дело защитник вправе знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого или обвиняемого, а также иных следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего правонарушителя
Органы расследования и суд должны учитывать возрастные особенности несовершеннолетнего и при исследовании обстоятельств, входящих в предмет доказывания. К ним, в частности, относятся: при доказывании события преступления — анализ вопроса о способности подростка с учетом его физических возможностей совершить те или иные действия, а при выяснении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности — установление данных об уровне его развития и жизненном опыте, о его поведении до и после совершения преступления и оценке им содеянного4. В целях охраны законных прав и интересов несовершеннолетних предусматриваются дополнительные гарантии их защиты. Так, в производстве по таким делам допускается участие законных представителей несовершеннолетнего или его близких родственников5. Участие защитника является обязательным, т. е. не зависит от ходатайства обвиняемого или подозреваемого. Защитник по делам несовершеннолетних допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а когда подросток задержан в качестве подозреваемого — с момента объявления ему протокола задержания; если же он в порядке меры пресечения заключен под стражу до предъявления обвинения — с момента, когда ему объявлено постановление о применении данной меры.
Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание. В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Думается, что принципиальным моментом является и установление конкретных сроков рассмотрения дел. Действующий ГПК регламентирует только срок подготовки дела к разбирательству. Новый же устанавливает для суда конкретные временные рамки. Гражданские дела будут рассматриваться и разрешаться судом в срок до двух месяцев с момента поступления заявления в суд, а мировым судьей - в срок до одного месяца с момента принятия заявления к производству. Дела же о восстановлении на работе, о взыскании алиментов - в течение месяца. Важным моментом является изменение круга лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. Они могут быть оспорены лицами, участвующими в деле, причем прокуратура теряет право принесения обязательного для рассмотрения надзорного протеста. Новый ГПК вступает в силу 1 февраля 2003 года и заменит своего советского предшественника, принятого еще в 1964 году. Новый ГПК, точно также, как и принятые недавно АПК и УПК, радикально меняет роль прокуратуры. Так, теперь прокурор может участвовать далеко не во всех делах, а только там, где либо речь идет о публичном интересе, то есть затрагиваются права государства, либо затронуты права несовершеннолетнего или недееспособного лица.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются: мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних; уполномоченными органами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ; административными комиссиями, иными исполнительными органами, создаваемыми в сответствии с законами субъектов РФ. Полномочия органов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях могут устанавливаться соответствующими отраслями права, земельными, таможенными, муниципальными и др. Задачи и участники административно-деликтного процесса Содержание административно-деликтного процесса составляет производство по делам об административных правонарушениях. Это производство представляет собой установленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Основными задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Общие положения о дифференциации уголовно-процессуальной формы. . Упрощение процедур по отдельным категориям дел, не представляющим большой общественной опасности (процедуры примирения обвиняемого и потерпевшего; дела так называемой протокольной формы). . Категории дел, расследуемые и рассматриваемые с соблюдением дополнительных процессуальных гарантий (производство по делам несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера). Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. . Процессуальный статус (права и обязанности) адвоката-защитника и адвоката-представителя потерпевшего в судопроизводстве по делам с упрощенной и усложненной процессуальной формой. . Методические приемы работы адвоката по этим делам. Общение с законными представителями несовершеннолетних обвиняемых (потерпевших) и лиц, страдающих заболеваниями, ограничивающими или исключающими их вменяемость. . Использование сведений, полученных от психически больных лиц, интеллектуально отсталых в развитии несовершеннолетних обвиняемых и их законных представителей для выявления доказательств и заявления ходатайств.
В производстве по уголовным делам такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам. Орган дознания, предварительного следствия и суд, в производстве которых находится дело, вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи. Во всех указанных случаях оплата труда адвоката или другого лица, выполняющего обязанности защитника, производится за счет государства. Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, их защитниками.
Если в этот срок явка избранного подозреваемым защитника невозможна, лицо, производящее дознание, вправе предложить подозреваемому пригласить другого защитника либо должно обеспечить ему назначение защитника через юридическую консультацию. Участие защитника при производстве дознания с момента предъявления обвинения, объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о заключении под стражу обязательно по делам: несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. Право на защиту разъясняется подозреваемому и обвиняемому дознавателем при предъявлении ему протокола задержания, а также при избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу. Об этом дознаватель делает соответствующую надпись в протоколе. В протоколе записываются все ходатайства или заявления подозреваемого или обвиняемого по поводу участия защитника в деле.
В установленных законодательством случаях от поступающих на работу должны быть потребованы и иные документы: направление районной (городской) комиссии по трудоустройству молодежи или комиссии по делам несовершеннолетних - при приеме на работу несовершеннолетних в счет брони; удостоверение о направлении на работу или справка, дающая право самостоятельно устраиваться на работу, - при приеме молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, и лиц, окончивших аспирантуру с отрывом от производства. путевка (направление на работу) - при приеме молодых рабочих, окончивших профессионально- технические и технические училища; трудовая рекомендация МСЭК - при приеме инвалидов; путевка (направление на работу) отдела социального обеспечения или органа по труду - при приеме инвалидов в счет брони ; письменная служебная характеристика - при приеме по конкурсу на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научных работников научно-исследовательских.Для работы по совместительству согласия администрации и профсоюзного комитета по основному месту работы не требуется.Руководители предприятий (объединений), учреждений, организаций совместно с профсоюзными комитетами могут вводить ограничения на совместительство только в отношении работников отдельных профессий и должностей с особыми условиями и режимом труда, дополнительная работа которых может повлечь за собой последствия, отражающиеся на состоянии их здоровья или безопасности производства.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Нью-Йорк, 1992, с. 199 и след.), предусматривают в ст. 7.1 специализацию правосудия в отношении несовершеннолетних для решения комплексной задачи достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе. Специально подчеркивается и необходимость соизмерения применяемых мер воздействия особенностями- личности несовершеннолетних, совершивших преступление; осуществления процессуальных гарантий для несовершеннолетних, вытекающих из их психологического и социального статуса. Таким образом, речь идет не о неких “поблажках”, а об учете реальной специфики дел рассматриваемой категории.Исходя из этих требований, установленный УПК порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и интересов детей и т. д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства.Статьи гл. 32 (если иное в них не установлено) не заменяют, а дополняют общие правила судопроизводства.
Выявление согласия ребенка на отмену усыновления в данном случае не требуется. Кроме того, п.20 названного постановления разъяснил судам, что заявление об отмене усыновления в этом случае рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением органа опеки и попечительства, а также прокурора. Таким образом, статья 142 СК РФ определяет исчерпывающий перечень лиц, наделенных правом возбуждать в суде дела по отмене усыновления. Это, однако, не означает, что иные лица не могут повлиять на возникновение в суде соответствующего процесса об отмене усыновленного. Родственники ребенка со стороны его отца или матери, родственники усыновителей, административные и правоохранительные органы не лишены возможности выступить с обоснованной инициативой перед субъектами, непосредственно уполномоченными на предъявление иска об отмене усыновления. Так, инспектор по делам несовершеннолетних вправе обратиться к прокурору или в орган опеки и попечительства; предъявить соответствующий иск родителей ребенка могут побудить дедушка и бабушка усыновленного ребенка; образовательное учреждение вправе поддержать самостоятельное требование усыновленного, достигшего четырнадцати лет.
Обжалование данные указаний не приостанавливает их исполнения. Процессуальные акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такую же юридическую силу, как и акты предварительного следствия. Следует упомянуть об участии защитника при проведении дознания. Защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления удостоверения адвоката и ордера юридической консультации, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. 2.5. Виды дознания, их особенности.
При этом согласно КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо. Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Уведомление должно быть сделано в письменной форме, а факт его получения комиссией по делам несовершеннолетних подтвержден документально (расписка в получении, почтовая квитанция и т.д.) . Таким образом, важной социальной гарантией по защите прав работников моложе 18 лет является регулирование вопросов, связанных с получением согласия определённых органов государственного управления при увольнении работника по инициативе нанимателя. 2.3 Броня как социальная гарантия для несовершеннолетних Статья 41 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека и создание государством условий для полной занятости. Гарантии государства в реализации конституционного права граждан на труд устанавливаются Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-ХП «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон о занятости) и иными нормативными правовыми актами . Реализация права на труд путем заключения трудового договора применительно к несовершеннолетними дополняется специальными гарантиями, цель которых – помочь скорее получить работу, соответствующую желанию, занятиям и общегосударственным интересам или оказать содействие в производственном обучении, если они не имеют специальности, а также способствовать закреплению на производстве.
![]() | 978 63 62 |