![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана правопорядка | подраздел: | Уголовное право |
ст. 291 УК РФ Дача взятки | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Федерального закона от 08.12.2003 P162-ФЗ) Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 P162-ФЗ) СТАТЬЯ 291. Дача взятки 1.PДача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 P162-ФЗ) 2.PДача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 P162-ФЗ) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет. (в ред
Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий Экономическое процветание общества, права и свободы его членов способны обеспечить только нормально функционирующие государственные органы. Поэтому, безусловно, важна охрана деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления от посягательств, осуществляемых самими сотрудниками этого аппарата. Глава 30 УК РФ содержит 11 статей, которые имеют общие признаки и определенные различия. Прежде чем характеризовать отграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностными полномочиями, определим общие признаки указанных статей. Г.Л. Новоселов отмечает, что: «преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК РФ, обладают рядом общих признаков: Они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органа местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК РФ (дача взятки), где субъект - общий. Эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью.
Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей. Статья 291. Дача взятки 1.PДача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2.PДача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно
Речь идет о таких преступлениях как клевета, оскорбление, дача взятки и получение взятки (ст. 129, 130, 290 и 291 УК) и о ряде других. Преступления с материальным составом требуют более тщательного анализа умысла. Некоторые из них могут быть совершены как с прямым, так и с косвенным умыслом, что в конечном итоге не имеет большого значения для квалификации При квалификации преступления, совершенного по неосторожности важно отграничить его от невиновного причинения вреда (ст. 28 УК). Казус имеет место тогда, когда лицо, его совершившее, не сознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Квалификация по субъекту преступления. Основными признаками субъекта преступления являются, физическое лицо, вменяемость, достижение установленного законом возраста. Эти признаки можно назвать обязательными для всех преступлений и необходимыми для обоснованной квалификации. Если вред причинен действиями животных, малолетних или невменяемых, то состав преступления отсутствует.
Дачей взятки признается передача должностному лицу лично или через посредников материальных ценностей или имущественных выгод либо предоставление ему услуг материального характера за выполнение (невыполнение) в интересах дающего тех или иных действий с использованием служебного положения, а равно за общее покровительство либо попустительство по службе (ст. 291 УК РФ). Одно издолжностных преступлений. Относится к группе особо тяжких. Ответственность за В. наступает с 16 лет. В.P самая распространенная форма коррупции. Уголовный закон освобождает взяткодателя от ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки или если он добровольно заявил о даче им взятки (ст. 291 УК РФ). Посредничество во В.P совершение действий, направленных на передачу взятки (непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи и т.Pп.). Ответственность посредника наступает независимо от того, получил ли посредник вознаграждение от взяткодателя или взяткополучателя. Расследование В. Уголовное дело о В. возбуждается обычно на основании заявления лица о вымогательстве у него взятки или о даче им взятки конкретному должностному лицу
Субъект данного преступления – специальный – должностное лицо. 59. Дача взятки (ст. 291 УК). Состав и виды данного преступления. Отличие получения взятки от коммерческого подкупа (ст. 204 УК). 1. Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно – наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. 2. Статья 204. Коммерческий подкуп 1.
В указанном постановлении пленума Верховного Суда указывается, что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки”. Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1997 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Получение взятки - наиболее опасное из преступлений, содержащихся в главе 30 УК РФ, так как должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъекта преступления, по существу превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет купли-продажи. В статье 290 УК РФ получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Но не образует неоднократности в ситуации, когда взятка получалась виновным в несколько приёмов за выполнение (или невыполнение) одного действия. Не будет неоднократности также при получении взятки от нескольких лиц, за совершение в их интересах одного и того же действия. в)- с вымогательством взятки: состоит либо в требовании должностного лица дать взятку под угрозой нарушить правоохраняемые интересы взяткодателя либо ставя последнего в такие условия , при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов; г)- в крупном размере: в соотв. с примечанием к ст.290 УК--- крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 300 минимальн. размеров оплаты труда. Теперь рассмотрим ст. 291 УК - дача взятки .- взятка даётся должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Объективная сторона состоит в предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу за совершение последним действий в пользу взяткодателя с использованием своих служебных полномочий.
Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих признаков: 1) они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий; 2) эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью; 3) данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления; 4) рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ. К федеральным государственным органам относится: аппарат президента, Федеральное собрание, Правительство, все виды судов, прокуратура, федеральные органы государственных охран, государственный нотариат, Банк России, федеральное казначейство и др.
Дача взятки признается оконченным преступлением с момента ее принятия должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы части обусловленной суммы является оконченным преступлением, а не покушением. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки по ст.30 и 291 УК РФ. Действия посредника в таком случае квалифицируются как покушение на пособничество в даче взятки по ст. 30,33,291 УКРФ. Взяткодатель должен отвечать за покушение на дачу взятки и в том случае, если посредник которому он вручил деньги или иные ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки фактически их присваивает (мнимый, ложный посредник). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку, или нет. Если дача взятки сопряжена с совершением другого преступления, в частности с хищением имущества, злоупотреблением должностными полномочиями, служебным подлогом, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.
Более 30% всех взяток дается коммерсантами для получения различных льгот. Есть регионы, в которых без взятки невозможно начать любое коммерческое дело, тем более организовать какое-либо солидное предприятие. За десятилетний период с 1989 по 1998 годы в России было официально зарегистрировано менее 50 тыс. случаев взяточничества. Большинство преступлений о взяточничестве остаются за рамками официальной статистики. Из выявленных в 1999 году должностных лиц, уличенных во взяточничестве, 32,4% - это сотрудники правоохранительных органов, из которых 69,5% - сотрудники органов внутренних дел, а 14,1% - сотрудники таможенной службы3. Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Исходя из вышеизложенного, можно определить цель дипломной работы – взяточничество как негативный феномен в правовом государстве и проблемы, возникающие при борьбе с этим злом. В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, особое внимание будет обращено актуальным вопросам ответственности за данные преступления и проблемам борьбы с ними. Глава 1. Регламентация ответственности за взяточничество в российском уголовном законодательстве Исторический анализ существования взяточничества в дореволюционной России На протяжении последних 5—7 лет уголовное законодательство России непрерывно обновляется.
Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера лично или через посредника за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения. Субъективная сторона дачи взятки выражается только прямым умыслом. Мотивы данного преступления не влияют на его квалификацию. Квалификационными видами дачи взятки являются: А)дача взятки за совершение заведомо незаконных действий; Б)неоднократность дачи взятки. УК (как и УК РСФСР 1960 г.) устанавливает два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности (примечание к ст.291 УК): А)при наличии вымогательства взятки со стороны должностного лица; Б)при наличии добровольного заявления взяткодателя о факте дачи взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. Служебный подлог (ст.292 УК) закон определяет как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности при наличии следующих обстоятельств: - если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма; - если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Из приведенного текста видно, что условиями освобождения от уголовной ответственности могут быть как добровольный отказ от совершения акта терроризма, так и деятельное раскаяние. Лицо, давшее взятку или «коммерческую взятку», освобождается от уголовной ответственности также при наличии двух разных по юридической природе условий: - если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица; - если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки или «коммерческой взятки» (статья 291, 204 Уголовного кодекса Российской Федерации). В первом случае освобождение от уголовной ответственности следует в связи с вынужденным характером дачи взяток, а во втором – в связи с деятельным раскаянием.
Под добровольным освобождением потерпевшего следует понимать предоставление эксплуатируемому человеку свободы, в результате чего тот приобретает возможность передвижения и выходит из-под непосредственного контроля виновного. Способствование раскрытию совершенного преступления означает то, что лицо добровольно сообщает органу предварительного расследования информацию, неизвестную (полностью или частично) последнему, с помощью которой становится возможным изобличить соучастников, выявить и перекрыть каналы поставки людей для перевозки, передачи, а также укрывательство или получении, совершенные в целях их эксплуатации. 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием за коммерческий подкуп или дачу взятки В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ « О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»14 вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку, либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе, под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.15 Освобождение от уголовной ответственности в связи с связи с вымогательством взятки или коммерческого подкупа является разновидностью деятельного раскаяния, предусмотренного ч.2 ст. 75 УК РФ. Следующим основанием освобождения от уголовной ответственности, предусмотренным примечанием к ст. ст. 204 и 291 УК РФ, является добровольное сообщение о подкупе или даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Увеличение числа фактов получения взятки сопровождается формированием более завуалированных способов его совершения. Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, недостатки правоприменительной практики приводят зачастую к тому, что при очевидной виновности отдельных лиц в получении взятки последним удается избежать уголовной ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выявить и доказать конкретные факты получения взятки. Целью курсовой работы является дать: уголовно – правовую характеристику получения взятки; указать квалифицированные составы получения взятки; и отграничить получение взятки от смежных составов преступлений. 1. Уголовно – правовая характеристика получения взятки Законодатель структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст. 290) впереди статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки как значительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки.
Для прекращения уголовного дела лица, которому инкриминируется состав преступления, предусмотренный статьей 275, 276 или 278 следователю необходимо доказать, что сообщение органам власти было добровольное. Для этого он должен провести допрос лица, совершившего преступление, допрос свидетелей. Также необходимо рассмотреть все материалы дела, касающиеся деятельности обвиняемого, направленной против интересов РФ, момента прекращения данной деятельности и мотивов, толкнувших его на это решение. Второй момент, доказывание которого необходимо для прекращения дела, это своевременности такого сообщения или иного действия. Здесь следователь должен рассмотреть материалы, касающиеся ущерба, причиненного интересам РФ, и способствовало ли сообщение лица предотвращению дальнейшего ущерба. Только при доказывании этих моментов лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и уголовное дело в отношении него прекращено. В шестой группе находятся два состава преступления, предусмотренные статьями 204 "Коммерческий подкуп" и 291 "Дача взятки" Уголовного кодекса РФ.
Взяточники объединяются в ор ганизованные группы и преступные сообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, оно проникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы. В ныне действующем постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» указывалось, что в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого негативного явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений и организаций, оно подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушению принципа социальности справедливости'. Новый УК предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК). Условно их можно объединить понятием «взяточничество». Получение взятки — самое тяжкое из этих преступлений. Особая опасность его определяется тем, что должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъектов данной группы преступлений (пп. 1, 2 и 3 примеч. к ст. 285 УК), используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи.
За какие заслуги их принимали на столь почётные и денежные должности? - Вопрос риторический. Можно ли их привлечь к ответственности за взяточничество? Нет. Но в демократических странах такое поведение рассматривается как коррупционное. По Уголовному Кодексу РФ 1996 г. понятие “взяточничество” охватывает два преступления: получение взятки (ст.290) и дачу взятки (ст. 291). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304) отнесена к числу преступлений против правосудия. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством от 16 декабря 1996 года определяет взяточничество несколько расширено по сравнению с российским законодательством. Так согласно этой Декларации взяточничество может включать, в частности, следующие элементы: a) предложение, обещание или передачу любой частной или государственной корпорацией, в том числе транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией; b) вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией.
![]() | 978 63 62 |