![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана правопорядка | подраздел: | Уголовное и уголовно-исполнительное право |
Прокурорский надзор за органами дознания | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут. Несмотря на имеющееся семантическое сходство терминов «контроль» и «надзор», в правовом отношении прокурорский надзор следует отличать от судебного контроля, а также от контрольных функций федеральных органов исполнительной власти – государственного контроля. В научной литературе под судебным контролем понимают особую форму осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства. Судебный контроль отличается от прокурорского надзора по: – реализующим его субъектам: судебный контроль осуществляется только судом, а прокурорский надзор – органами прокуратуры; – формам деятельности: судебный контроль осуществляется исключительно в установленных законом особых процессуальных формах, а прокурорский надзор реализуется как в административных, так и в процессуальных формах; – предмету деятельности: судебный контроль осуществляется с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений, а также соблюдения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан путем осуществления правосудия
Военный прокурор внес протест в порядке надзора. В протесте указано, что в судебном заседании защиту Погорея, Секкера, Иванова осуществлял один адвокат, в то время как они имели противоречивые интересы, чем были нарушены требования ст. 24 УПК РК, поскольку интересы Иванова и Секкера противоречили интересам Погорея и роль каждого из них в совершенном деянии была различна, защитник не мог использовать все указанные в законе средства и способы в целях выявления обстоятельств, смягчающих их ответственность и оказать подсудимым необходимую помощь. Непринятие адвокатом всех предусмотренным законом мер для защиты не позволяет с бесспорностью считать, что это не отразилось на разрешении дела и назначении осужденным наказания. Данное нарушение уголовно-процессуального закона является существенным и влечет за собой отмену приговора. 2.2 Прокурорский надзор в суде первой инстанции Теперь обратимся к такой стадии уголовного процесса - как предание суду. Ст. 206 УПК РК гласит: "Судья, при наличии достаточных оснований для рассмотрении в судебном заседании дела, поступившего от прокурора с обвинительным заключением, не предрешая вопроса о виновности, выносит постановлении о предании обвиняемого суду." Что подлежит выяснению при предании суду? Ст. 208 УПК РК - при разрешении судьей единолично или судом в распорядительном заседании вопроса о предании обвиняемого суду подлежат выяснению следующие вопросы в отношении каждого из обвиняемых: а) подсудно ли дело данному суду; б) не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение или приостановление производства по делу; в) собранны ли по делу необходимые доказательства для его рассмотрения в судебном заседании; г) правильно ли применен уголовный закон к деяниям вменяемым обвиняемому; д) соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия требования настоящего Кодекса; е) правильно ли избрана мера пресечения; ж) соответствует ли обвинительное заключение требованиям настоящего Кодекса.
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу (п. 5 ст. 163 УПК РФ). 35.PНадзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого Сущность прокурорского надзора за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого характеризуется его предметом. Предметом можно считать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. В ФЗ «О прокуратуре «конкретизируется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в который входят соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Прокурор должен осуществлять контроль за порядком привлечения лица в качестве обвиняемого. Только при наличии достаточных доказательств в совершении преступления следователь вправе вынести постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. В постановлении обязательно должны быть указаны: 1)Pдата и место его составления; 2)Pкем составлено постановление; 3)Pфамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, число, месяц, год и место его рождения; 4)Pописание преступления с указанием времени, места его совершения; 5)Pпункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление; 6)Pрешение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу (ст. 171 УПК РФ)
При осуществлении или организации надзора прокуроры исходят из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят. Решения, носящие тактический характер (об очередности проведения оперативно-розыскных мероприятий, о применении тех или иных специальных технических средств, круге участников и т.д.), также не относятся к предмету прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности. Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений: о заведении и прекращении дела оперативного учета (статья 10); о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (статьи 8, 9, 15); о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд (статья 11); об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения (статья 5); о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (статья 12).
На одном из заседаний коллегии Прокуратуры РСФСР, состоявшемся в июне 1964 года, отмечалось, что прокуроры ряда областей, краев и автономных республик не уделяют должного внимания работе с кадрами, увлекаются администрированием, не дают острой оценки фактам недостойного поведения подчиненных. Аттестование порой проводится формально. Незнание людей и отсутствие резерва приводит к поспешному выдвижению недостаточно подготовленных и проверенных работников, которые допускают грубые ошибки и провалы в своей деятельности. В целях повышения культуры в работе аппарата прокуратуры республики и привлечения более широкого круга прокуроров и следователей к решению этой задачи, В. М. Блинов своим приказом утвердил новый состав методического совета при Прокуратуре РСФСР, поставив во главе его своего заместителя Н. А. Горшеневу (в дальнейшим им стал руководить первый заместитель прокурора республики Б. В. Кравцов). На коллегии Прокуратуры РСФСР уже в первые годы, по инициативе Блинова, были заслушаны самые разнообразные вопросы: о состоянии и мерах по улучшению прокурорского надзора за соблюдением законности в органах следствия и дознания, о культуре в работе аппарата, о результатах изучения представлений, вносимых следователями и прокурорами по уголовным делам, о разрешении жалоб о порочащих поступках прокурорско-следственных работников, о результатах обобщения работы по подготовке резерва для выдвижения в прокуратурах автономных республик, краев и областей и другие
Успешное расследование преступлений предполагает использование органами предварительного расследования мер уголовно-процессуального принуждения (задержания; заключения под стражу в качестве меры пересечения; привод лиц, не желающих являться для участия в следственных действиях; отстранение обвиняемого от должности и ограничения различных конституционных прав граждан, вовлекающихся в сферу предварительного расследования). Предупреждение, пресечение и устранение любых нарушений закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, — задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявлений (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и предварительного следствия с составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела либо о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера к душевнобольным гражданам, совершившим общественно опасные деяния.
Решение указанных задач обеспечивается органами прокуратуры в их неразрывном единстве и составляет сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора1. Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы. Деятельность прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан2. 1.2 Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.
Кроме того, на сегодняшний день прокурор вправе во внесудебном порядке отменить итоговое решение следователя. Такая функция выходит за рамки полномочий, предусмотренных в отношении органов прокуратуры Конституцией Украины. В данном случае прокуратура берет на себя функции суда, отменяя итоговое процессуальное решение. Тот факт, что ныне действующим УПК и проектом УПК предусматривается право гражданина обжаловать в конечном итоге постановления органа дознания и следователя в суд, свидетельствует об обоснованности вывода о законодательном несовершенстве существующего процессуального порядка в этой части. В данном случае не только имеет место дублирование прокуратурой функций суда, где прокуратура выполняет своего рода роль его первой инстанции, но и объективно создаются условия для искусственно-фактического ограничения пределов прокурорского надзора. Кроме того, реализация конституционного права гражданина на обжалование действий должностных лиц не определено усложняется за счет тяжеловесности и инстанционности самой процедуры обжалования.
Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору. Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности). Утверждение – применятся прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение. Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.
1. Введение 2. Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных органов 3. Структура и организация и органов прокуратуры 3.1. Общая характеристика системы прокуратуры РФ 3.2. Генеральная прокуратура РФ 3.3. Прокуратура субъектов РФ 3.4. Прокуратуры городов и районов 3.4. Специализированные прокуратуры 3.4.1. Военные прокуратуры 3.4.2. Транспортные прокуратуры 3.4.3. Природоохранительные прокуратуры 4. Прокуроры 4.1. Правовой статус прокурора 4.2. Служба в органах прокуратуры 4.3. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей 5. Прокурорский надзор 5.1. Надзор за исполнением законов (общий надзор) 5.2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 5.3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 5.4. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 5.5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 6.
Эти же принципы легли в основу положения о прокурорском надзоре в Туркестанской АССР. С начала они были органами Туркестана, а после - Узбекской ССР. Между тем вплоть до 1936 года органы прокуратуры в Узбекистане входили в состав наркомата юстиции. . Чрезвычайно сложные условия работы были причиной и следствием тогомногие работники государственного аппарата действовали методами выработанными в годы гражданской войны, права граждан повсместно нарушались. Эта было следствием что в органы прокуратура пошли жалобы на нарушения законности и прав граждан. Положение усугублялось еще и тем что местные органы государственной власти не всегда понимали значение и задачи как органов прокуратуры так и судов, нарушади порядок о назначении и отзыве их работников. Вместе с тем с первых дней своей деятельности органы прокуратуры принимали все усилия к надлежащему выполнению возложенных на них государством задач. . Определенные трудности возникали в тридцатые годы в осуществлении прокурорского надзора за следствием и дознанием, за законностью задержанияи и мер осуществляемым в местах заключения.
Прокурор осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является: " соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие". В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Факультет государственного управления и международно-правовых отношений Кафедра таможенного и морского права Научный руководитель преподаватель Допущена к защите " " 1999 г. Заведующий кафедрой профессор Одесса 1999 г. Тема: "Таможенные органы – как органы дознания" ПЛАН Введение стр. 2 Борьба с контрабандой. Формирование института "дознания" в таможенных органах Украины. стр. 4 Понятие контрабанды как преступления. стр. 9 Доказывание по уголовным делам о контрабанде. стр. 18 Орган дознания (дознаватель), его правовое положение. стр. 30 Возбуждение уголовного дела. стр. 40 Понятие дознания. стр. 46 Производство неотложных следственных действий. стр. 53 Взаимодействие органов дознания с органами предварительного следствия и с оперативно-розыскными органами. стр. 79 Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания. стр. 88 Заключение стр. 91 ВВЕДЕНИЕ С принятием Декларации о государственном суверенитете Украины 16.06.90 г. и Акта провозглашения независимости Украины 24.08.91 г., на картах мира появилось новое государство Украина, осуществляющее верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях.
Компетенция указанных органов всеобъемлющая: они выносят многочисленные правовые акты на основе и во исполнение конституционного, налогового, административного, гражданского, трудового, семейного и иного законодательства; надзирая за законностью правовых актов, прокуратура обеспечивает их исполнение. Широта границ предопределила и специфически надзорную направленность данной отрасли. Ей не свойственны управленческие функции. Прокуратура не управляет, а только надзирает, что и отразилось на характере ее полномочий. Второй вид государственных органов, повлиявших на формирование отрасли прокурорского надзора, — правоохранительные (органы дознания и предварительного следствия), назначение которых — борьба с преступностью. Их деятельность сложна по содержанию, ибо преступники скрываются сами, уничтожают следы своих преступных деяний, преследуют потерпевших, очевидцев, прибегая к угрозам. Поэтому при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры должны, с одной стороны, всемерно содействовать раскрытию преступлений, а с другой — охранять неприкосновенность личности граждан, не допускать случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности или ограничения в правах.
Эти функции выполняются на уровне Федерации - Генеральной прокуратуры РФ в лице ее соответствующих отделов и управлений на уровне республик, краев, областей - респупликанская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района - городская, районная прокуратура. Следует отметить, что ввиду резкого увеличения числа экологических правонарушений и иных преступлений в России была образована новая форма экологического надзора прокуратуры - районные, межрайонные, бассейновые природоохранные прокуратуры. Это специализированная форма прокурорского надзора в области экологии. Она охватывает все формы прокурорской деятельности, связанные с законностью деятельности предприятий, организаций и должностных лиц, рассмотрением гражданских, уголовных дел экологического содержания, надзор за органами МВД в части проведения дознания по делам об охране природы и использовании природных ресурсов. Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методы прокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест, возбуждение уголовного дела, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. «За 1993 г. органами прокуратуры РФ выявлено 9043 нарушения законов об охране природы, в том числе 1376 незаконно принятых правовых актов.
Мною дается определение самого термина “Прокурорский надзор” и раскрываются понятия выявления, устранения, пресечения и предупреждения нарушений закона с использованием для этого прокурорами необходимых правовых средств, а также сущности прокурорского надзора. С учетом имеющихся особенностей ПН за исполнением законов органами налоговой полиции при производстве дознания и предварительного следствия осуществляется: за своевременностью возбуждения уголовных дел; за тем, чтобы не было незаконных отказов в возбуждении уголовных дел; за правильностью производства следственных действий; за обоснованностью привлечения к уголовной ответственности и чтобы не допускалось привлечения к ответственности невиновных лиц; за выявлением лиц, совершивших налоговые и другие экономические преступления. В работе дается характеристика и рассматриваются компетенцию, задачи, функции и полномочия соответствующих правоохранительных органов, что подлежит регулированию и на основании каких нормативно-правовых актов регулируется их деятельность.
Каждая стадия досудебного производства - как возбуждение уголовного дела, так и предварительное расследование - имеет самостоятельное значение и занимает достойное место в системе уголовного процесса. 5. Теоретическая концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса есть объединенные одним объектом идеи и научные положения о теоретических основах досудебного производства; о реформировании уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела и отдельных этапах стадии предварительного расследования; о процессуальном контроле начальника следственного отдела и начальника органа дознания, прокурорском надзоре и судебном контроле за уголовно-процессуальной деятельностью на досудебных стадиях. 6. Уголовно-процессуальная деятельность - часть более широкого понятия «правоохранительная деятельность» - на досудебном этапе представляет систему процессуальных действий и процессуальных решений по рассмотрению сообщения о преступлении и предварительному расследованию уголовного дела, которую осуществляют следователь, орган дознания, дознаватель и другие участники уголовного судопроизводства.
Прокурорский надзор обеспечивает привлечение виновных лиц к ответственности. При определении сущности прокурорского надзора С.Г. Новиков и М.Ю. Рагинский обращают внимание на то обстоятельство, что прокуратура не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы поднадзорные государственные органы и должностные лица не допускали нарушений закона. В последующем М.Н. Маршунов заметил, что сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов. Глава 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Учитывая изменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 , Тула, 2004 (том 1). 1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921. 2 Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право.
![]() | 978 63 62 |