![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физкультура и Спорт, Здоровье |
Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
По Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к лидерству. Массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу семейства. По А. Адлеру, стремление к лидерству - компенсация чувства неполноценности личности. Многие исследования лидерства опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером (лидерство традиционное, бюрократическое, харизматическое). В современной западнической социологии проблема лидерства обычно переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты лидерства. Наиболее распространены в современной Западной социологии концепции лидерства в малых группах - “теория черт” (лидерство - феномен, рождаемый специфическими чертами лидера), “ситуационная теория” (лидерство - функция ситуации), теория определяющей роли последователей (лидерство - функция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера), реляционная теория, требующая учитывать при исследовании лидерства как черты лидера и специфические условия, в которых он действует, так и характер группы и ее членов. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного лидерства и отбора лидеров
Нездоровая же конкуренция приводит к ухудшению психологического климата в команде и снижает ее успехи. Рекомендуемая литература Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.:AKADEMIA, 2000. Джамагаров Т.Т, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 1983. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1982. Найдиффер О.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979. Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС, 1977. Петровский А. В.,
В целом концепции представлений социальных один из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии сознания обыденного. Собранный ею ценный эмпирический материал представляет значительный интерес. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММНО РОЛЕВАЯ (программно ролевая концепция научного коллектива) применительно коллектива научного теория коллективной деятельности научной, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно логическом, научно социальном и личностно психологическом. Единицей анализа научной деятельности выступает программа исследовательская (-> коллектив научный: программа исследовательская), отражающая запросы логики развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами коллектива исследовательского. Эта программа, будучи основанием консолидации коллектива научного, обусловливает появление широкого круга специфических социально психологических феноменов коллективной научной деятельности, среди коих выделяются отношения межличностные и предметно рефлексивные, восприятие социальное, мотивация коллективная, конфликт продуктивный, стиль руководства научным коллективом и адаптация его сотрудников, круг оппонентный, и пр
На поведенческом уровне вырабатываются необходимые движения и схемы взаимодействия в «пятерках». Воздействуя на эмоциональный уровень, мы должны достичь оптимизации общего эмоционального фона в команде и гармонизации межличностных отношений спортсменов. Следует отметить, что выбор подобной формы проведения групповой работы с хоккеистами не случаен, так как именно тренинг позволяет, во-первых, осуществить психологическое сопровождение тренировочного процесса, во-вторых, в таких занятиях эффективнее усваивается новая информация и вырабатываются необходимые профессиональные навыки. Подводя промежуточный итог, следует заметить, что только комплексная работа, включающая и психологическую диагностику, и групповую работу, позволяет получить необходимый результат, т.е. эффективно подготовить спортсменов к соревнованиям и развить их личностный потенциал. Психотехнические упражнения в спорте Проведено эмпирическое исследование по изучению влияния психотехнических упражнений на социально-психологический климат, сплоченность спортивной команды и на эффективность спортивной деятельности.
Процедура пересмотра норм тестовых типична: 1) определяется группа людей, для коих предполагается применять данный тест; 2) эта группа разделяется на подгруппы, различные по социально-демографическим характеристикам. 3) для каждой подгруппы подбирается и с помощью этого теста изучается достаточно представительная выборка людей; 4) путем усреднения полученных показателей определяется норма тестовая для данной совокупности людей. НОРМАЛИЗАЦИЯ 1. Установление нормы, образца. 2. Урегулирование, приведение к норме, нормальному состоянию. 3. То же, что стандартизация. НОРМАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВАЯ социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и обретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения. Противоположное понятие поляризация групповая. НРАВСТВЕННОСТЬ регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. _О_ ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ -> деперсонализация ОБОБЩЕНИЕ продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности
Среди неформальных лидеров можна выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: - бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); - социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); - политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально- психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность.
В то же время каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомого. Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве. (Сухов А. Н. и Дергач А. А., 27.) Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Возникают они посредством информационного обмена между участниками взаимодействия и в значительной мере зависят от психологических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность-замкнутость». Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредственность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из-за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т. п. Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнеров в диапазоне «понимание-непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально-психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга. (27) Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь-ненависть».
Именно этот прием целесообразно и применять в дальнейшем. Приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний. Они мало отличаются от приемов регуляции этих состояний. Как приемы саморегуляции целесообразно использовать приемы регуляции, обозначенные выше: 1-5, 7-8,10-12.СОДЕРЖАНИЕ .СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема .V? 1. Предмет социальной психологии Тема Хе 2. Малые группы Тема № 3. Психологические особенности неформальных групп Тема Х° 4. Психологические особенности массовидных явлений ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА Тема Хе I. Предмет спортивной психологии Тема X» 2. Психология деятельности тренера Тема Х° 3. Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно згжных качеств и мотивации спортсменов . Тема Хг 4. Общая психологическая подготовка. Совершенствование саморегуляции и формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни Тема Хе 5. Общая психологическая подготовка. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде Тема Ха 6. Общая психологическая подготовка. Помощь тренерам з обучении технике спортивных упражнений Тема Хе 7. Обшая психологическая подготовка.
Кроме того, для достижения синхронности в исполнении отдельных элементов необходимо, чтобы спортсменки, что называется, чувствовали друг друга, работали в общем ритме и эмоционально поддерживали друг друга, а для этого необходимы отношения сотрудничества и сплоченность команды. Таким образом, взаимоотношения в команде могут быть довольно сложными и противоречивыми, т. к. спортсменки – партнерши в этом виде спорта обычно являются и соперницами, что может накладывать свой отпечаток и на психологическую атмосферу в коллективе. По мнению А. Л. Попова внутригрупповое соревнование –социально психологический феномен, который обнаруживается в группах, созданных для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как равных по способностям, и может приносить удовлетворение даже в случае проигрыша. «Соревнование способствует установлению хороших межличностных отношений. Лица, отчетливо воспринимаемые как более способные, как правило, стараются повысить компетентность остальных, а те, в свою очередь, охотно обучаются» . « взаимодействие участников является частью их коллективной совместной деятельности и становится возможным в результате их межличностного общения.
Лидер – это тот, кто с одной стороны, перенимает сложившееся ценностное устройство общества, с другой – предпринимает попытки его разумной коррекции путем конструирования и внедрения ценностно-нормативного ядра. 1.2.Лидерство как социально-психологический феномен В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Так, Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети – лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых.
Понятие лидерства и его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной аспект.Лидер – это элемент упорядочения системы, личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать, и признают качества превосходства, то есть те качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя. 1.1 Власть и авторитет лидера Власть – одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях, во всём государстве и международных коалициях. Власть лидера напрямую связана с его авторитетом. Авторитет лидера формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях лидера. Авторитет – влияние или влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социальной психологии соотносится с представлением о власти.
Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко только пройдя через него можно надеяться на улучшение спортивных результатов. Вопрос 2. Психологические основы общения в спорте Психологические особенности спортивного коллектива. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Общее понятие о спортивной команде как малой социальной группе и коллективе. Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют малые группы. К таким признакам относятся: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность Численность. Нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек. Работы социальных психологов показали, что наиболее устойчивыми и эффективными являются группы из 6—7 человек.
Авторитет и влияние лидера складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. Формируется социально-психологический процесс лидерства, который отличается от руководства как юридически регламентированного процесса. Однако должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. «Реальное» лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность. Должность может стабилизировать положение лидера, может значительно усилить или ослабить его. «Реальное» лидерство и формальное занятие должности могут частично перекрывать друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые лидеры не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимают официальные позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами. Так, академик А. Сахаров был безусловным лидером демократической оппозиции в СССР, хотя и не занимал высокой политической должности, а королева в Великобритании или президент в ФРГ не являются политическими лидерами, несмотря на высшую ступеньку во властной иерархии, которую они занимают.
Итак, ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностньм позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. В рассматриваемом нами примере, как и в большинстве случаев, система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Предметом нашего исследования является система ценностных ориентации учащегося 8 класса. В предлагаемых тестах исследуется специфическая роль содержательно- смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентации личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте.
Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов. Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается "логическая дуэль" подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов: 1) по степени рациональности - логическое и внелогическое; 2) по последовательности и механизму движения - внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости - подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе - подражание внутри класса, подражание одного класса другому . Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Природа подражания - гипнотизм. Общество - это подражание , а подражание - род гипнотизма . Со времен Великой французской революции изучение такой массовой политической общности как толпа стало "модным". Не обошел вниманием этот специфический социально-психологический феномен и Г.Тард, который назвал толпу самой "старинной" социальной группой после семьи.
В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени. В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе. Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. 2 Сущность, содержание общественного мнения Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса— сущность, содержание общественного мнения.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психо- логи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления: > социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; > психология деятельности руководителя; > психология личности руководителя; > психологические проблемы подбора руководящих кадров; > психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров. Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления включают: > функционально-структурный анализ управленческой деятельности; > социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей; > психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности: > психологические факторы эффективной деятельности менеджеров; > психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; > психологические проблемы лидерства; > проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и т.д. Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамках трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.
![]() | 978 63 62 |