![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физкультура и Спорт, Здоровье |
Психологическая структура спортивной деятельности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации, имеющей широкое значение. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. Эти же идеи применяются в некоторых психологических концепциях; в частности, гештальтпсихология вводит оказавшееся плодотворным представление о психологических структурах, характеризующих деятельность по решению задач; культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, развитая его учениками, основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане; в концепции Ж. Пиаже основополагающую роль играет представление о системе операций интеллекта. В экономической науке принципы С. п. получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня
Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивной деятельности. В психологическую структуру спортивной деятельности входят: 1) специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий, 2) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе, 3) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности. Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития личности человека, которое может быть успешно достигнуто с помощью других социально важных видов деятельности, таких, как производственный труд, общественно-политическая деятельность, творческая деятельность в области того или иного искусства. Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способностей от каждого человека. Однако для общего процесса формирования личности очень важно, в каком возрасте влияют на человека те или другие факторы, благоприятные для ее развития.
Индлин и их последователи). Обобщение накопленных фактов позволило сформулировать субъектно-ориентированный подход в психофизике (Бардин К. В. иPдр., 1988). Системный характер категории субъекта (Брушлинский А. В., 1991) позволил объединить на ее основе собственно психофизическую методологию с процессуально-деятельностной традицией отечественной психологии и дифференциально-психологической линией исследований. Показано, что позиция наблюдателя в измерениях исходно активная. Эта активность проявляется в индивидуально-психологической структуре сенсорной деятельности, специфичной для конкретного субъекта, а именно: в ее компонентах сенсорной задаче, реально выполняемой им; операциональном составе деятельности по решению задачи (ее внутренних и внешних психологических средствах); интер и интраиндивидуальных механизмах выбора этих средств. Выявлено существенное влияние этих компонентов на результаты сенсорных измерений. (И. Г. Скотникова) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (англ. mind-body problem)P философский и психологический вопрос об отношении психики (или психических явлений) к телу (физиологическим явлениям); часть психофизической проблемы в философии
Стилевые проявления регуляторных процессов произвольной активности спортсмена до сих пор не стали предметом систематического исследования в спортивной деятельности , хотя их регуляторное значение подчеркивается многими специалистами. С учетом изложенного одной из целей психолого -педагогических исследований в спорте высших достижений должен быть анализ закономерностей оптимизации деятельности и конкретных действий. Кардинальный путь к этому лежит через усовершенствование компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности . Исследования деятельности спортсменов высшей квалификации дают уникальные возможности для выявления феномена индивидуального стиля саморегуляции в его наиболее развитых формах, так как особую значимость в успешной подготовке спортсменов приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства специальной и общей подготовки, сознатель но подчиняться принятым планам и корректировать их в зависимости от результатов различных этапов подготовки.
В работе педагога его профессионализм проявляется в умении видеть и вырабатывать педагогические цели на основе разбора педагогических ситуаций и отыскивать наилучшие методы их решения. Существует огромное количество ситуаций, описать их все невозможно, поэтому для педагога важной характеристикой оказывается творческий характер. 48. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В педагогических способностях можно выделить такие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент представляет собой основу профессиональной деятельности педагога, а также определенные свойства, которые влияют на результативность познавательной деятельности. К этим свойствам относятся умение создавать и проверять предположения и критически давать оценку полученным результатам. Система знаний состоит из мировоззренческого, общекультурного уровня, а также уровня специальных значений. Общекультурные знания – это познания в области искусства и литературы, компетентность и умение понимать в проблемах религии, экологии, права, политики, экономики и социальной жизни
Индивидуальное прогнозирование спортивной специализации студентов на основе имитационного моделирования Кандидат педагогических наук, доцент А.О. Егорычев, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва Известно, что в ходе многолетних занятий избранным видом спорта постепенно складывается динамическая специализированная структура психических процессов, психических состояний и спортивно важных психических свойств личности спортсмена (в дальнейшем - психофизиологические показатели - ППФ), которая и обеспечивает результативность его деятельности . На определенных этапах подготовки спортсменов эта специализированная структура может выступать в качестве модели при спортивном прогнозировании, управлении подготовленностью спортсмена, психологическом сопровождении спортивной деятельности. Такое предположение обосновывается и тем, что некоторые из ПФП характеризуются значительной консервативностью и поэтому могут использоваться в качестве модельных характеристик. Так, в работе отмечается, что в качестве модельных характеристик могут использоваться свойства нервной системы, некоторые анатомо-морфологические и психофизиологические показатели (характерологические качества, память, мышление, скорость переработки информации, показатели сенсомоторики и др.). Модельные характеристики спортсменов нашли широкое распространение при отборе и комплектовании спортивных коллективов, на начальных этапах подготовки, при формировании национальных команд .
При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень; 4. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена; 5. Структура спортивной деятельности весьма сложна и разнообразна. Поэтому при определении способностей необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное проявление этой деятельности; 6. Определение спортивной пригодности должно осуществляться комплексно на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.
Психорегуляция в спорте Проблема психорегуляции в спорте - одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности . Психорегуляция является предметом исследований ряда спортивных психологов, и в большей своей части она разработана в области управления предстартовым состоянием спортсмена. В основном рассматривались общие аспекты психорегуляции в спорте. В литературе имеется незначительное число работ, в которых даются рекомендации по использованию психорегуляции в работе со спортсменами конкретного вида спорта: легкой атлетики . Психорегуляцию мы рассматриваем в двух аспектах: 1) как способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями; 2) как деятельность спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей. Если исходить из четырехкомпонентной структуры спортивной деятельности , то психорегуляция входит в содержание первого компонента (предпосылки деятельности) как способность и третьего компонента (операции, действия, техника, тактика) как практические действия по использованию различных средств, приемов психорегуляции.
Однако с психологической точки зрения подобное развитие способностей происходит стихийно, т.к. при этом не используются собственные психологические закономерности развития этих способностей; СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности Различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяет общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и обучаемость. /Психологический словарь, с. 368/ - развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности. С психологической точки зрения это предполагает развитие способности учащегося быть субъектом учебной деятельности на основе приоритетного использования для построения дидактического компонента обучения тех психологических закономерностей, которые лежат в основе формирования учебной деятельности.1 В этом случае обучение строится таким образом, что предметом развития становится психологическая структура учебной деятельности, общая для освоения разных видов деятельности.
В ходе выполнения различных заданий у ребенка складываются определенный комплекс способов действий, навыки и умения применительно к конкретным видам деятельности, что является существенным компонентом становления психологической структуры субъекта. В дошкольный период формируются как общие, умственные, так и специальные способности: к изобразительной, шахматной, хореографической, музыкальной деятельности . Своеобразие всех видов способностей в дошкольном возрасте как важнейшего компонента психологической структуры субъекта деятельности состоит в том, что в их основе лежит развитие разных форм представлений (зрительных, слуховых и т. д.). В качестве ведущей психологической структуры представления в дошкольном периоде определяют не только своеобразие развития способностей (изобразительных, музыкальных, хореографических), но и развитие психики в целом. Тесное взаимодействие складывающихся сложных новообразований, таких как личностные характеристики и свойства субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации индивида и прежде всего его психофизиологического уровня, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. § 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Психологическая подготовка ребенка к школе как качественно новому периоду онтогенеза осуществляется одновременно по всем основным структурам человека, в процессе становления индивида, личности и субъекта деятельности, где наряду с их общим развитием выделяются и усиливаются те свойства и функции, которые необходимы учащимся в условиях школьного обучения.
В ней представлена целостная психологическая структура исследовательской деятельности со сложными системами, включающая следующие уровни: потребностно-мотивационная основа, целеобразование, эмоциональная регуляция, система используемых познавательных средств (понятий, образов, исследовательских стратегий и т.д.), результаты познавательной деятельности. В основе нашего психолого-педагогического подхода к анализу исследовательской инициативности в условиях новизны, динамики, неопределенности лежат следующие методологические положения. 1. Формирование и развитие исследовательской инициативности человека происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте. С одной стороны, практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с теми или иными опасностями и для ребенка, и для взрослого (возможность травм и даже гибели). Эта опасность может исходить не только от самих обследуемых предметов, но и от лиц, почему-либо заинтересованных в их защите. Поэтому управление формированием исследовательских способностей требует контроля и жестких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением этических норм и т.д. С другой стороны, социальный заказ на творческое исследовательское поведение, необходимое во все более новых и сложных условиях, требует максимально полной свободы практических и интеллектуальных действий.
Решая эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительной и правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристам различных специальностей в решении их профессиональных задач. 6. Структура современной юридической психологии Юридическая психология – сравнительно новая отрасль научного знания. Она сформировалась в 40-60-х гг. XX в. на основе психолого-юридических знаний: криминальной психологии, возникшей параллельно с криминалистикой в связи с необходимостью применения психологических методов при изучении личности преступников; судебной психологии, исследующей психологические проблемы судопроизводства; правовой психологии, изучающей проблемы правового регулирования деятельности. Юридическая психология как область знания включает в себя указанные составляющие отрасли, исследуя как традиционные, так и новые проблемы (например, психологическую структуру юридической деятельности, профессиографию, профессиональный отбор специалистов, профессиональную адаптацию и деформацию и др.). Несмотря на выход в свет ряда капитальных работ в области юридической психологии (В.Л. Васильев, 2000; М.И. Еникеев, 1996; В.В. Романов, 1999 и др.), юридическая психология еще не стала вполне сложившейся отраслью знаний и находится в процессе своего активного развития и становления.
В связи с этим мы и обращаемся теоретическому переосмыслению сущности, предмета и метода, конкретных сфер приложения юридической психологии, осмыслению теоретических и методологических проблем, которое началось в конце шестидесятых годов и продолжается активно в настоящее время. Психология судебного разбирательства служит делу профессиональной подготовки юридических кадров, воспитания и обучения судебных работников, роста их профессионального мастерства, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явлений в их деятельности. Она обеспечивает судебных работников эффективными и научно обоснованными рекомендациями, содействует разработке наиболее целесообразных приемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности. 1. Психологическая структура Психологическая структура судебной деятельности складывается из: 1.Познавательной; 2.Конструктивной; 3.Воспитательной; Если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность.
Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них, в том числе и психология, исследует спортивную деятельность под определённым углом зрения, с позиций своих специфических задач, своей методологии. Изучение психологических особенностей спортивного характера личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки. Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей спортивного характера. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1. Рассмотреть общетеоретический и методологический подходы в изучении спортивного характера; 2.
На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судебной деятельности. 16. Чтобы мнение председательствующего (профессионального юриста) не оказывало психологического влияния на остальных членов суда, закон обязывает его высказывать свое мнение последним. Если мнения судей совпадают, то коллективное мнение, убеждение суда формируется в процессе их выявления. В случаях, когда мнения судей разделяются, организуется широкое обсуждение разрешаемого вопроса. Выявляются доказательства, на основании которых у судей формировались личные убеждения. Каждый из участников совещания обосновывает свои доводы и выводы, убеждает других в правоте своих взглядов, опровергает те взгляды и мнения, которые считает ложными. После этого судьи анализируют все высказывания и приступают к оценке их в совокупности. Выработка коллективного убеждения свидетельствует о том, что у всего состава суда или у его большинства сложилось определенное отношение к истинности исследованных обстоятельств дела.
Под видом деятельности следует понимать конкретную профессиональную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий содержания и требований к ней. Ряд сходных видов объединяется в типы, например, Совместная деятельность – это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких сорганизованных субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей. Ещё все деятельности делятся на два основных класса: субъект-объектные и субъект-субъектные. Психологическая структура совместной деятельности. Деятельность как философская категория – это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность. Компонентный состав индивидуальной деятельности, включённый в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно по содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.
Ценности труда становятся не просто субъективной потребностью, имеющей относительное преходящее значение, но целью (а иногда и смыслом) жизни индивида. Ради них он готов пожертвовать материальными стимулами и неудовлетворением потребностей (мотивами). В свете ценностей все остальное уходит на второй план, они окончательно выводят человека из сферы принудительного труда в сферу свободного. Итак, основные элементы содержательности труда, если ее понимать как социально-психологическую структуру трудовой деятельности: 1) цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, идеальный план действий; 2) отношение к труду, в его основе лежит ощущение осмысленности труда и положенности цели как своей собственной, стремление переформировать окружающий мир по собственному плану; 3) стимулы труда — внешние факторы, побуждающие к трудовой активности; 4) мотивы труда — внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное; 5) ценности и ценностные ориентации — этические императивы трудовой деятельности. В социально-психологической структуре процесса труда по своим функциям выделяются два компонента — цель и удовлетворенность трудом. Цель выполняет интегрирующую роль: стимулы, мотивы и ценности, если они осознаются индивидом, становятся целью труда.
При современных напряжениях на тренировках и соревнованиях вопросы изучения психики и методы психологической подготовки являются очень важным звеном в подготовке спортсменов высокого класса. Без ясного понимания всей психологическом сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих се связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям. Особенностью психологической подготовки в боксе являются: ответственность перед коллективом за личные действия; большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований; сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки); сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.). Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой.
![]() | 978 63 62 |