![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Историческое изображение эпохи начала XIX века в произведении А.С.Пушкина "Евгений Онегин" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С удивительной тонкостью и мастерством Кипренский передал момент творчества: Пушкин словно прислушивается к только ему слышимому, онP во власти поэзии. Вместе с тем, в строгой простоте облика, грустном выражении глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и передумавшего, достигшего зенита творчества. Все это понял и сам Пушкин, полушутливо писавший художнику: Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,P И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз.[246] Таким образом, наряду с романтической приподнятостью изображения портрет отличает и глубокое проникновение не только в психологию поэта, но и в дух эпохи, последовавшей после разгрома декабристов. Это понимание идей и чувств своего времениP одно из определяющих и важнейших качеств Кипренского-портретиста, сумевшего передать с романтическим пафосом это в своих произведениях. Русский романтизм был порожден бурной и мятущейся эпохой начала XIX века с ее внешнеполитическими и внутренними катаклизмами. Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления, сумел найти и выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие и первым русским революционерам,P гуманизм, патриотизм, свободолюбие
ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА В произведениях Пушкина "Евгений Онегин" и Грибоедова "Горе от ума" изображен один и тот же период в жизни русского общества - годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба русского народа, ни судьба родины. Другая группа представляет собой разочаровавшихся в жизни людей, неспособных, однако, порвать с обществом и вступить на путь борьбы. Таков герой романа Пушкина -Онегин. А самая малочисленная группа дворян, представителем которой является Александр Андреевич Чацкий, вступила на путь борьбы с самодержавием, так как таким людям судьба Родины и народа никогда не бывает безразлична. Они всем сердцем и душой стремятся изменить жизнь к лучшему, даже если это достигается ценой их репутации, положения в обществе и даже жизни. Как А.А. Чацкий, так и Е. Онегин - молодые люди примерно одного возраста и Происхождения, оба они по праву своего рождения - принадлежат к самой высшей аристократии.
ИPвсё-таки несправедливо было бы отрицать огромное значение дворянства в России. Дворянство было нашим передовым культурным слоем. Дворянство создало великую русскую литературу. Дворянские усадьбы, дворянские семьи были первой нашей культурной средой. Красота старого русского быта дворянская красота. Благородный стиль русской жизни прежде всего дворянский стиль. Чувство чести прежде всего и более всего развилось в русском дворянстве. Русская гвардия в своё время была школой чести. Вторжение в русскую жизнь разночинца и слишком большое его преобладание скорее понизило, чем повысило у нас душевный тип человека. Жизнь наша потеряла всякий стиль. Лучшей, наиболее стильной и красивой эпохой нашей, наиболее достойной называться возрождением нашим, остается начало XIX века, время Пушкина, Лермонтова и целой плеяды поэтов, мистического движения, декабристов, Чаадаева и зарождения первоначального славянофильства, время стиля ампир, т.е. век руководящей роли дворянства, дворянской интеллигенции, дворянского культурного слоя
МОСКВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчики всех времён и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить её сердце, то есть захватить Москву. "Сердце" и "судьба" - это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чём-то важном для нас. Для автора романа "Евгений Онегин", для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, и второе событие - женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни. Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской жизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин как бы не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва. Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе "Евгений Онегин" приходится на седьмую главу его романа.
Закон этот один, но следствия его многочисленны. Впервые он был четко сформулирован выдающимся советским психологом Л. С. Выготским. Звучит он так: «Через других мы становимся самими собой. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других». По сути своей этот закон не что иное, как формула внушения. Скажем проще: человек становится для себя тем, чем он является для других. Как же действует этот закон? Вы познакомитесь с тремя совершенно разными историями, происшедшими в разное время и с разными людьми; но все они являются иллюстрациями к этому закону. История первая. Слово талантливейшему русскому поэту первой половины XIX века, другу Пушкина Евгению Абрамовичу Баратынскому. В конце года из Реченсальма (Финляндия), где расквартирован был его полк, Баратынский пишет письмо своему другу и покровителю Василию Андреевичу Жуковскому: Вы налагаете на меня странную обязанность, почтенный Василий Андреевич; сказал бы трудную, ежели бы знал вас менее. Требуя от меня повести беспутной моей жизни, я уверен, что вы приготовились слушать ее с тем снисхождением, на которое, может быть, дает мне право самая готовность моя к исповеди, довольно для меня невыгодной
Для Пушкина, Белинского «История» Карамзина – крупное достижение русской литературы начала XIX века, не только историческое, но и выдающееся литературное произведение. Своеобразие «Истории государства Российского» Карамзина и обуславливалось временем ее написания, временем выработки нового исторического мышления, пониманием национальной самобытности русской истории на всем ее протяжении, характером самих событий и тех испытаний, которые выпали на долю русской нации на протяжении многих веков. Работа над «Историей» длилась более двух десятилетий – с 1804 по 1826 год. К 1820 году «История государства Российского» вышла на французском, немецком, итальянском языках. В 1818 году русский читатель получил первые восемь томов «Истории», повествовавших о древнем периоде России. И шесть романов успел к тому времени издать В. Скотт – в них рассказывалось о прошлом Шотландии. Обоих писателей в России справедливо называли Колумбами. «Древняя Россия, - писал Пушкин, - казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». В духе времени каждый из них выступал одновременно и как художник, и как историк. Карамзин в предисловии к первому тому «Истории», обобщая свои уже сложившиеся принципы изображения русской истории, заявлял: «История» не роман». «Вымыслу» он противопоставил «истину».
Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения. Необходимо, чтобы учащиеся умели различать эти группы произведений. И здесь должна быть четкая позиция учителя. Например, на уроке истории в 8 классе, давая характеристику Макарьевской ярмарке начала XIX века, я прочитаю отрывок: “ перед ним Макарьев суетно хлопочет, Кипит обилием своим. Сюда жемчуг привез индеец, Поддельны вины европеец, Табун бракованных коней Пригнал заводчик из степей, Игрок привез свои колоды И горсть услужливых костей, Помещик - спелых дочерей, А дочки - прошлогодни моды. Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух.”1 При этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но в то же время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитывая отрывок из “Бориса Годунова”, стоит отметить, что Пушкин не являлся современником тех событий. Необходимо каждый раз на уроках истории воспитывать у учащихся различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи - с другой, находить в этих произведениях исторический материал, связывая его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в курсе истории в школе.
Пушкин считал совершенно согласным с исторической истиной, если в художественном обобщении он будет основываться не только на опыте русской истории начала XIX века, но и на исторических примерах самозванства, узурпации, народных смут других времен, других народов, ибо все мятежи одинаковы. Во время работы над «Борисом» он обращается к Тациту, которого изучает в тех главах, где говорится о самозванцах императорского Рима. Пушкин считал, что достаточно сохранить исторический колорит обычаев, речи, внешнего поведения, чтобы избежать упреков в искажении исторической истины. Но психологию действующих лиц следовало восстанавливать не только по памятникам, но и на основании знания «человеческой природы». И поэтому не только в летописях, но и у Тацита искал Пушкин исторических аналогий, типических черт, характерных формул для изображения событий царствования Бориса Годунова. Отзывы Пушкина о героях трагедии постоянно опираются на исторические аналогии. Так, в письме Раевскому /1829г./ пишет: «В Дмитрие много от Генриха IV.
Творческий метод Гойи, метод изображения непосредственного столкновения противодействующих сил, прямого драматического конфликта позволили ему с потрясающей силой и страстностью выразить чувства, мысли, настроения, придать особую, повышенную эмоциональность своим произведениям. В картинах Гойи активен не только цвет, но мазок и фактура, выявляющие движение, создающие общее впечатление повышенной приподнятости образа. В то же время у Гойи никогда нет эстетического любования красочной поверхностью или декоративностью цвета без его внутренне оправданного звучания. Этот метод художника, как и все его искусство, явился прямым отрицанием догм и правил академического искусства с его ложным пафосом и риторикой, стремлением к идеально-отвлеченным образам, условностью цвета. Гойя проложил путь художникам следующего поколония - эпохи романтизма. Необычайная творческая разносторонность, широта охвата жизненных явлений, работа во многих жанрах выделяет Гойю среди художников XVIII и начала XIX веков и делает его одним из наиболее выдающихся живописцев-реалистов в истории западноевропейского искусства. 4. Заключение Великий испанский живописец я график Франсиско Гойя жил и работал в конце XVIII-начале XIX в., в один из самых сложных и бурных периодов истории своей родины.
"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение" "Евгений Онегин"-реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": ""Онегин" твой будет карманным зеркалом русской молодежи".
И в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было. Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит" (Князь Вяземский) - тоже про Онегина, это он "жить торопится" Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: "добрый мой приятель". Но много у них и разного. Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем "типичным представителем " его эпохи! В то время, когда он начал писать "Онегина", полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам.
С революционным подъемом в России связаны появившиеся в исторической живописи 70-80-х годов темы революционной борьбы, новая их трактовка. Глубокий интерес к национальной истории, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям русской истории, умение раскрыть их во всей сложности, стремление к психологическому решению образов - вот что отличает историческую живопись этого периода. Нелегок и непрост был путь развития этого жанра во второй половине XIX века. Начало ему было положено творчеством В. Г. Шварца. В созданной им картине «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровой слободе» зрители впервые встретились с изображением Ивана Грозного в момент тягчайших переживаний, глубокого потрясения, вызванных смертью сына. Не случайно Стасов позднее писал: «Как от «Свежего кавалера» Федотова пошла наша бытовая живопись, так и от «Ивана Грозного» Шварца пошла наша настоящая историческая живопись»1. И действительно, от картины Шварца открывался прямой путь к тем произведениям исторической живописи, в которых история будет раскрыта через психологическую драму отдельной выдающейся личности. Это картины Н. Н. Ге, И, Е. Репина, а впоследствии В. И. Сурикова. То есть, можно сказать, в исторической картине второй половины XIX века появился новый герой, совсем непохожий на героев классицистических и романтических картин прошлых лет.
Гоголь усложняет конфликт, доминантная идея кровной солидарности подтверждается гибелью героев, принадлежащих ушедшим эпохам, и которыми любовная романтическая мотивация поступков Андрия не может быть понята. Тема отцов и детей соприкасается с темой дружбы, но уже в мотиве предательства, а ее инвариант характеризуется сюжетной коллизией столкновения любовных интересов связанных родственными узами представителей разных возрастов («Первая любовь» Тургенева, «Братья Карамазовы» Достоевского). Литература начала XIX века, постигая школу романтического индивидуализма, сознательно сопротивляется патриархальной целостности семьи, тем самым упрощая задачу автора в изображении героя-идеолога, независимого от локальности семейно-бытового конфликта. Приложением сил ниспровергателя догм становится привычная мораль социума, поэтому отеческое морализаторство слишком упрощает универсализм негативных интенций. Введи Пушкин, Лермонтов в структуру повествования отца, дидактическая риторика патриархального резонера привела бы к созданию «Войны и мира». Однако тема отца присутствует в романах русских авторов в опосредованном метафизическом плане: болезненность внутреннего состояния персонажей, психологическое старчество, жизненное всезнание интегрируются в самовосприятие молодости.
По " образцовым" фасадам первоклассных зодчих шла интенсивная застройка доходными домами и особняками рядовых улиц. Одним из главных видов доходного дома стал дом с барскими квартирами, анфилада которых в бельэтаже была всегда декорирована живописью. «Искусство интерьера - это не только "человеческие" пропорции жилых комнат, подчеркнутая роскошь парадных, продуманность расстановки мебели, применение предметов прикладного искусства. Интерьер был объединен общим стилем культуры.» "Кабинет Шувалова", выполненный около 1757 года Ф.С. Рокотовым и дошедший до нас в копии его ученика А. Зяблова (1779,ГИМ). Это необычное для середины XVIII века произведение изображает небольшой кабинет с коллекцией картин на стенах. Один из исследователей творчества Рокотова, А.В. Лебедев, говоря о том, что в "картине, бесспорно, чувствуется влияние живописцев Запада - в частности нидерландцев", известных в России еще с петровского времени, отмечает, однако, различие в подходе к задаче интерьера северных старых мастеров и Рокотова: «Картина Рокотова, приближаясь по типу к фламандским образцам, резко отличается от них простотой: там, где фламандец населил бы галерею действующими лицами, изобразил бы "событие", вроде посещения галереи важным лицом, групповой портрет, или, по крайней мере, натурщиков, Рокотов не написал ни одного человека; он дал только портрет комнаты и ничего больше» Сделанное Лебедевым наблюдение содержит существенный момент, который будет характерен для большинства интерьерных изображений конца XVIII и начала XIX веков.
Архитектор надстроил флигель и присоединил его к основному зданию, придав новому сооружению и монументальность, и художественную законченность. Возведено здание было в конце XVIII века по промерному фасаду №1 в соответствии с первым региональным планом Симбирска 1780 года и в архитектурном отношении было уникальным. В последние годы XIX века здание расширялось, перестраивалось и приобрело крупный градостроительный масштаб с 16 арочными окнами на втором этаже главного фасада, украшенным впереди металлическим балконом. Всё здание снаружи было облицовано блоками из естественного камня и такими же декоративными элементами, что само по себе уже являлось редкостным явлением в условиях Симбирска. С начала XIX века и до 1917 года здесь размещался дом губернатора, и в этом качестве здание приобрело огромное историческое значение. В 1833 году его посетил А.С. Пушкин, а И.А. Гончаров служил в качестве секретаря канцелярии симбирского губернатора с осени 1834 года. Жители называли губернаторский дом «дворцом», потому что в нём останавливались во время посещений губернии императоры – Александр I, Николай I, Александр II, а улица, ведущая к зданию, называлась «Дворцовой» (ныне улица К. Маркса). В первые годы советской власти дом называли – «Дом Свободы», в нем в 1917 году размещались Советы рабочих и крестьянских депутатов, а затем Симбирский комитет РСДРП(б).
Театры начала XIX века не имели гардеробов, поэтому верхние платья сторожили лакеи. «Нередко бывали случаи, что ожидавшие выхода господ из театра или с бала маленькие форейторы (кучера) замерзали во время больших морозов, число отмороженных пальцев на ногах и руках у кучеров не считалось», - пишет «Исторический вестник» Главный герой романа, Евгений Онегин, живёт в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, ещё не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе. В сопоставлении с деревенскими соседями, Онегин выглядит не только как просвещенный столичный житель, но и как либерал. Добровольная жизнь в деревне в 1820 году связывалась с распространённым в кругах Союза Благоденствия стремлением к улучшению быта крестьян: Один среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярём он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своём надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчётливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак.
Такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А.С.Пушкина в Петербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа, аллеи Летнего сада в Петербурге, внутренние помещения и великолепные парки Пушкина, Павловска, Петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в. - Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других. В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвидных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии . В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героический шлюп “Меркурий”, фрегат “Паллада” в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны - “Аврора”, “Паллада”, “Диана”, английский корабль начала XIX века “Беллерофонт”, доставивший Наполеона на остров святой Елены, многие корабли английского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы “Нестор” и “Мельпомена”, крейсер “Аретуза”, броненосцы “Аякс”, “Агамемнон” и т.д.). В германском флоте крейсер “Ариадна”, во французском - “Минерва” также носили названия, заимствованные из древнегреческой мифологии.
Провинциальный Симбирск начала XIX века представлял собой картину безрадостную - достаточно привести здесь слова молодого Николая Языкова: "Симбирск - это болото человеческих глупостей"3 или высказывание мужа его сестры, морского офицера А. Д. Валуева: "Если бы я должен был вечно жить в Симбирске, то скорее согласился бы быть лошадью, чем симбирским дворянином"4. Поэтому вполне понятен восторг, с которым А. М. Языков сообщал В. Д. Комовскому5 о своих впечатлениях после открытия библиотеки: "Читают уже двадцать человек дома с залогами и сорок постоянно в комнате. Петр Михайлович пишет, что чрезвычайно умилительно и отрадно видеть в Симбирске сорок человек, сидящих вместе и читающих! - У нас можно сидеть вместе ежедневно и более сорока человек, но за картами. Дворянство же Карамзинской Библиотекой не пользуется, оно удерживает за собой карты, а книги уступает низшим классам народа - черта истинно аристократическая и современная!" (письмо от 5 мая 1848 года)6. Нам подобный восторг может показаться наивным, но по тем временам сорок читателей в захолустном городке являлось немалым достижением. Впрочем, в дальнейшем их число выросло незначительно. Так, М. П. Погодин, посетивший Симбирск в 1850 году, писал: "Библиотека беспрестанно умножается книжными вкладами, но читателей всего человек 50, и то большей частью семинаристы и мещане; дворянам некогда: с утра до вечера мужчины в клубе, а дамы по домам играют в карты! Из книг. берут больше. духовные и исторические, а из литературных произведений читают только Гоголя и Лермонтова".
![]() | 978 63 62 |