![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физкультура и Спорт, Здоровье |
Спорт высших достижений | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В спорте ошибочность такого подхода весьма ощутима. Ведь тренер выводит спортсмена на соревнования не по частям. Почему же психологическая подготовка отделена от других видов подготовки и осуществляют их разные специалисты? Но, как правило, психологическая подготовка осуществляется тренером в достаточной степени интуитивно. Так как подготовка тренера, имеющего высшее физкультурное образование, в области психопедагогики спорта высших достижений явно недостаточна, а спортивный психолог, знающий конкретный вид спорта, встречается крайне редко. Да и психотренинг в спорте выполняет обслуживающие функции, так же как и принцип сознательности и активности в физическом воспитании. То есть сознание направлено на развитие физических качеств и двигательных умений и навыков. А почему не наоборот? Ведь вовсе не обязательно, что в здоровом теле может оказаться здоровый дух, который тоже надо воспитывать. Таким образом, основными задачами спорта является подготовка к труду и защите Родины. А спортсмен высшей квалификации нацелен только на результат, но спортсменов много, а победителями становятся единицы
Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта высших достижений. Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся образовательных учреждений, военнослужащих, граждан допризывного и призывного возраста, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства. Разрабатываются программы, в которых предусматриваются: повышение качества физического воспитания; вовлечение граждан в систематические занятия физической культуры и спортом; пропаганда знаний об эффективности использования физическихупражнений в профилактике и лечении заболеваний и др. Для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в Вооруженных силах РФ создаются и действуют организации физической культуры и спорта в форме государственных некоммерческих организаций. Физическая подготовка граждан допризывного и призывного возраста к военной службе проводится в общеобразовательных учреждениях (ст. 17). Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и специальной адаптации инвалидов (ст. 18). Гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и-судьям по видам спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законодательством РФ предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация (ст. 20). Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта. 13 Средства массовой информации, в том числе телевизионные компании и радиокомпании, газеты, журналы, их редакции предусматривают регулярные передачи образовательно-просветительского характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями.
В этом коренная особенность "игры", называемой медитацией осознования или прозрения. Требования к тренеру-преподавателю (учителю): Педагог ВМ должен быть не только теоретиком, но обязательно и практиком медитации, так как во время обучения наряду с передачей знаний о методе и его обоснованием необходимы совместные практические занятия, которые могут иметь место и в дальнейшем, особенно, в предсоревновательном и соревновательном микроциклах. Во всяком случае до тех пор, пока спортсмен высокой квалификации нуждается в личном тренере, немаловажным фактором их совместной успешной деятельности могут служить совместные медитативные занятия. Однако педагог должен помнить о том, что медитация это такая сфера, в которой не может иметь место принуждение. Требования к спортсмену (ученику): Необходимо помнить о том, что сомнение и доверие это две стороны одной медали, но, если вы преодолели свое сомнение по отношению к тренеру (учителю), к методике и начали сотрудничество, то сомнению не должно быть места. Если есть сомнение, то не может быть содружества, особенно в спорте высших достижений, когда тренер и спортсмен должны составлять единое целое
Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов. Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень Общая характеристика работы Актуальность темы исследования Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.
Людей доводили до общепринятых норм серости, после чего успокаивались. Если же попадались крепкие духом, то их уничтожали. Тема перестала быть модной и сошла на нет, а проблема осталась. Происходит это как-то между прочим, незаметно для самого общества, потому что таких людей единицы, а серых много и налицо значительное численное преимущество последних, которое они успешно реализуют. Мешая интеллектуальной и нравственной элите, совершенно необязательно люди действуют из каких-то корыстных соображений. Кто не хотел бы быть лучше? Но здесь вступает в действие и обычный конформизм обывателя, и невыгодность и непрестижность интеллекта, нравственного поведения, здорового образа жизни. В то же время, общество не может жить без качественных элементов. Поэтому создаются заповедники, где они могли бы себя проявить. Это коллективы, работающие над техническими проектами, которые имеют большое значение, например, для обороны, где собирается интеллектуальная элита общества. Это спорт высших достижений, где собирается наиболее физически подготовленная часть общества
Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух. Заключение Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе - это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное. Занятия физической культурой и спортом сегодня проходят не только в новых социально-экономических условиях, но и при изменившейся окружающей среде, повышенных стрессах, усложнившихся соревновательных программах, появлении новых технологий в оборудовании и экипировке. Весь этот комплекс факторов влияет на организм женщины и нуждается в изучении! Не могу не сказать о спорте высших достижений и все более активном вовлечении в него женщин. Во всем мире растет как число профессионалок-спортсменок, так и количество соревновательных дисциплин, в которых они принимают участие. Особенно в тех видах спорта, которые прежде рассматривались как чисто мужские.
Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно -спортивных объединений в развитии видов спорта. Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований. В связи с этим необходимо: - обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности; - создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами; - обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе; - разработать и внедрить систему сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающую систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией.
Доля расходов на цели развития спорта высших достижений установлена в размере 25% средств, направляемых на развитие ФКиС. Финансирование спортивно-массовых мероприятий и региональных программ развития ФКиС осуществляется областным бюджетом и Фондом развития ФКиС Тюменской области, созданным при государственном органе управления ФКиС. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения отчислений из областного и местного бюджетов на развитие ФКиС. Законодательно определено, что в отношении предприятий, учреждений, а также физических лиц, направляющих свои средства в фонды ФКиС, может применяться льготный порядок исчисления налогов в соответствии с законодательством РФ и Тюменской области. Спортивные же сооружения, центры спортивной подготовки, ДЮСШ и другие организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, отнесенные в установленном порядке к собственности Тюменской области и участвующие в выполнении областных государственных и местных программ развития ФКиС, освобождаются от уплаты всех видов налогов в части, зачисляемой в областной бюджет.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ Общепризнанным в настоящее время является тот факт, что психическая готовность спортсмена - это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и психодиагностики, а не просто о совершенствовании существующих методов психологической поддержки тренировочного процесса . Методология и практическая эффективность ментального тренинга Специфическими особенностями современных технологий психической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой практике обобщенное название "ментальный тренинг", являются: - ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена; - обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности так называемого альтернативного состояния сознания; - обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала.
Помимо этого общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется в: - повышении роли государства в развитии физической культуры и спорта; - широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения; - продлении активного творческого долголетия людей; - организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи; - вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения; - использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот; - резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; - возрастающем объеме спортивного телерадио вещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и формировании здорового образа жизни; - развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения; - в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Стилевые проявления регуляторных процессов произвольной активности спортсмена до сих пор не стали предметом систематического исследования в спортивной деятельности , хотя их регуляторное значение подчеркивается многими специалистами. С учетом изложенного одной из целей психолого -педагогических исследований в спорте высших достижений должен быть анализ закономерностей оптимизации деятельности и конкретных действий. Кардинальный путь к этому лежит через усовершенствование компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности . Исследования деятельности спортсменов высшей квалификации дают уникальные возможности для выявления феномена индивидуального стиля саморегуляции в его наиболее развитых формах, так как особую значимость в успешной подготовке спортсменов приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства специальной и общей подготовки, сознатель но подчиняться принятым планам и корректировать их в зависимости от результатов различных этапов подготовки.
Профессиональный и любительский спорт Введение То, что мы называем "современным спортом", приобрело знакомые нам формы на рубеже XIX-XX веков. Его появление связано с развитием городской культуры. Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом. С первых шагов развития современного спорта в нем возникают и разделяются так называемый "спорт джентльменов", из которого вырос любительский спорт, и спорт профессиональный, представленный изначально в цирке и на ярмарках. Названий проессиональному спорту много: это и большой спорт, и спорт высших достижений, международный, олимпийский, элитный, но суть и цель его одна — рекорд и победа одной ценой. Такой спорт стал политикой давно, точнее, с 1936 года, особенно в послевоенные годы, да и сейчас. В “большой”, т.е. элитный спорт вовлечены тысячи людей: спортсменов, тренеров, организаторов, людей обеспечивающих содержание, питание, проживание, транспортировку, экипировку, охрану спортсменов и т.д. На спорт расходуют и на спорте зарабатывают сотни миллионов долларов.
Научный интерес проблемы выходит за пределы спорта, ведь спорт высших достижений - наилучшая модель изучения максимальных возможностей организма человека в экстремальных условиях. И не случайно именно исследования спортивных медиков внесли существенный вклад в становление науки о здоровом человеке, в понимание физиологической нормы как оптимума жизнедеятельности в конкретных условиях. Значение автоспорта можно изучать разными путями - сравнением состояния здоровья спортсменов и неспортсменов, изучением заболеваемости спортсменов, динамическими наблюдениями в процессе занятий спортом, изучением отдаленного их последствия, продолжительности жизни и причин смерти спортсменов. Автоспорт оказывает положительное воздействие на здоровье человека, если: . функциональные особенности организма спортсмена соответствуют избранному виду автоспорта (обратное увеличивает для организма «цену» нагрузки и спортивного результата, обусловливая чрезмерное напряжение адаптационных механизмов); . избегается форсированная тренировка, что особенно опасно для юных спортсменов, не достигших еще должного уровня развития адаптационных механизмов; . отсутствует узкоспециализированная тренировка, без переключений, варьирования условий и средств подготовки, особенно на ранних этапах спортивной специализации, а для квалифицированных спортсменов после достижения спортивной формы; При правильной тренировке и здоровом образе жизни спортсмены могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма.
Выявить оптимальный объем беговых нагрузок у юных средневиков. 3. Выявить оптимальное соотношение средств подготовки юных бегунов к объему беговой нагрузки. В работе использовался метод теоретического анализа, описания, обобщения.1.1 Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства в беге на средние дистанции В последние десятилетия в печати получил широкую поддержку тезис всеобщего омоложения спорта высших достижений. Минуя строгую научную проверку, это закрепляется директивными документами. Так, в Положении о ДЮСШ (1987г.) возраст занимающихся в учебно-тренировочных группах легкой атлетики (этап начальной спортивной специализации) жестко регламентирован: 1-й год обучения - 12 лет, 2-й - 13 , 3-й - 14, 4-й - 15 лет. Это не оправдано ни с научной, ни с практической точек зрения. Так, например, никто из числа победителей и призеров Всесоюзных спартакиад школьников 1984 года в Ташкенте в беге на 800 и 1500 м не попал впоследствии в сборную команду страны, и лишь 3 человека выполнили нормативы мастера спорта. По данным Бойко А. (1989), из восьми поколений (1945 - 1952 гг. рождения) ведущих юниоров в беге на средние дистанции только 15,9% сохранили свое представительство в списках 25 лучших бегунов страны в оптимальном для этих дистанций возрасте.
Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье. Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека. Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки. Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики. Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как: народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания; научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.
В силу вышеизложенных причин в сфере спорта, как профессионального так и спорта высших достижений, явное предпочтение отдается альтернативным формам разрешения споров, среди которых первое место занимают третейские суды. Только третейское разбирательство делает возможным в короткие сроки получить окончательное, обязательное для всех сторон спора решение, которое при необходимости может быть исполнено в принудительном порядке. Однако как в России так и на международном уровне практика обращения в государственные органы за принудительным исполнением решений третейских спортивных судов немногочисленна. Это объясняется в первую очередь тем, что спортивные организации обладают куда более эффективным способом "административного" воздействия на лиц, отказывающихся подчиняться решению третейского суда. Не исключено, что с дальнейшим развитием третейских процедур обращение с иском в государственный суд будет рассматриваться исключительно как крайняя мера или даже как злоупотребление правом. Как свидетельство широкого признания третейского способа разрешения споров почти все международные спортивные федерации по видам спорта, признанным Международным олимпийским комитетом, включили в свои правоустанавливающие документы (уставы, конституции) положения о третейском порядке рассмотрении споров. Ст. 15 Конституции Международной ассоциации легкоатлетических федераций гласит: "1.
Насколько обременительна сфера ФКиС для общества? Фактическое финансирование физической культуры и спорта в 1999 г. по разделу "Здравоохранение", строке "Физическая культура и спорт", составило 5 782 млн руб. По разделу " Образование" - 5 474 млн руб., пофонду социального страхования - 265 млн руб., иным источникам финансирования - 1 544 млн руб., а финансирование ГКФТ России из федерального бюджета - 407 млн руб. В целом финансирование составило 13 482 млн руб., или 92 руб. на душу населения России. Размер выделения средств на физическую культуру и спорт в субъектах федераций различался в 116 раз на физкультурно- оздоровительную работу и в 94 раза - на содержание спортивных школ. И как следствие различие в результативности работы по развитию массового спорта и спорта высших достижений между субъектами федерации составило соответственно 20 и 48 раз. Соединение интересов государства и его территориальных образований выражается в приоритетном финансировании сферы ФКиС субъектами федераций (83,5 %) . Средства, выделенные из федерального бюджета, составили 5,2 % от cредств на здравоохранение. Следовательно на лечение, приобретение лекарств и медикаментозных средств направлено 95 руб., а на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта - 5 руб.
Эти обстоятельства привели к тому, что естественное взаимодействие физического воспитания и массового спорта со спортом высших достижений, когда наиболее одаренные юные атлеты приходили в большой спорт из школы, армии, студенческой спортивной команды или общедоступного спортивного клуба, коренным образом изменилось . Жесткие требования к задачам этапов многолетней спортивной подготовки требовали все более раннего включения в ее орбиту детей и подростков, что не могло не сказаться на количестве представителей подрастающего поколения, имеющих доступ к высшим ценностям спорта, и прежде всего к высоким технологиям преобразований физического потенциала, в интересах его здоровья и жизненного благополучия. Одним из наиболее существенных последствий этих тенденций в развитии спорта высших достижений стало создание далекой от гуманистических идеалов системы отбора талантливых юных спортсменов, изначально исключающей возможность реализации своих физических способностей и спортивных талантов для подавляющего большинства детей, подростков и юношей.
![]() | 978 63 62 |