![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физкультура и Спорт, Здоровье |
Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. Повреждения менисков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но именно в Китае впервые появилась методика точечного массажа в сочетании с массажем силовым (растягивание, скручивание, выжимание, поколачивание тела и др.). Методы силового массажа использовались в бане, особенно на Востоке. Растягивая, они снимают мышечное напряжение, улучшают кровообращение и усиливают обменные процессы в позвонках и прилегающих к ним тканях, в суставных сумках и во всем связочном аппарате суставов. Таким образом, происходит исправление дефектов позвоночника, устраняется тугоподвижность суставов, снимаются болевые ощущения. Достигается ощущение легкости в теле, раскрепощенность движений, прилив бодрости и хорошего настроения. В России издревле были костоправы, которые успешно справлялись с различными заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Был такой способ, когда заболевшего протаскивали через хомут или протягивали под забором, разминая при этом каждую мышцу и косточку. На многие и многие годы все эти исконно народные методы оздоровления и лечения были отвергнуты и забыты
Повреждения опорно-двигательного аппарата и мягких тканей Р.И.ЯГУДИНА, д.ф.н., проф., Л.К.ОВЧИННИКОВА, к.м.н., ФГУ «Научный центр экспертизы медицинского применения» Росздравнадзора О чем нужно помнить при подборе наружных средств Повреждения опорно-двигательного аппарата (травмы, вывихи, ушибы, растяжения) встречаются не только у спортсменов, но и у людей, не занимающихся специально каким-либо определенным видом спорта. Часто подобные состояния являются следствием трудовой деятельности, т.е. могут расцениваться как профессиональные заболевания. Например, травматический эпикондилит («теннисный локоть») может развиваться как следствие постоянного ношения тяжелых вещей, вращения отвертки или открывания «тугой» двери. «Колено бегуна» может развиваться как результат чрезмерной пронации(выворачивание стопы наружу при касании грунта) при ходьбе; подошвенный фасцит— при очень жесткой подошве обуви. Однако наиболее частыми причинами различных повреждений опорно-двигательного аппарата и мягких тканей служит бытовой травматизм и травмы во время активного отдыха. Физиологические факторы риска могут быть разнообразны.
Под лоб, грудь и живот подкладывают валики или подушки. Начинают массаж с поверхностного поглаживания, затем производят глубокое поглаживание. Движения направлены от крестца и подвздошных гребней вверх до надключичных ямок. Сначала движения проводятся параллельно остистым отросткам позвонков, а затем, отступив от позвоночника, направляются вверх от подвздошных гребней к подмышечной впадине. При массаже в области таза выполняют поглаживание, растирание снизу вверх, далее растирание, разминание и вибрацию. Массаж спины заканчивается поглаживанием. Необходимо знать, что вибрацию в лопаточной области выполняют, уменьшая силу воздействия. Щадить проекцию области сердца, легких, почек на спине. МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Показания для проведения массажа: невралгии, невриты, пояснично-крестцовые боли, ишиалгия, прострел, сдавление нервных корешков вследствие сужения межпозвоночных отверстий, выпадения межпозвоночных дисков, нарушение сумочно-связочного аппарата позвонков. Противопоказания: доброкачественные и злокачественные опухоли, деформации позвоночника, при которых массаж вызывает боль, остеомиелит и др
Основное действие доминанты движения характеризуется общей стимуляцией физиологических функций. Доминанта функционирующей опорно-двигательной системы оказывает общее тонизирующее влияние на организм больного, способствует лучшему проявлению трофических процессов, восстановлению функции поражённой системы. Нормализация функции происходит под действием постоянно увеличивающейся нагрузки. Устранением временных компенсаций и путём совершенствования регуляторных процессов в организме. В основе нормализации патологически изменённых функций лежит нарушение сформировавшихся нервных связей и восстановление условно-безусловной регуляции, свойственной здоровому организму. Лечебное действие физических упражнений проявляется комплексно, многими механизмами одновременно и в зависимости от заболевания.Роль ЛФК в реабилитации физической работоспособности. Термин – М. Просвещение 1990г. Г. С. Юмашев. Оперативная травмотология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина 1990.
Сроки указаны в днях и месяцах после клинического выздоровления. Примерные сроки начала занятий после заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата (В. К. Добровольский, цит. по Н. В. Гритченко, 1972) Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и травм рис. Приложение 8 Упражнения при заболеваниях органов дыхания (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А.Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004; И. А. Котешева, 2003) Задачи: снять бронхоспазм, нормализовать механику дыхания, увеличить дыхательную мускулатуру и подвижность грудной клетки, нормализовать функцию внешнего дыхания, восстановить стереотип регуляции дыхания, укрепить вегетативную нервную систему, нормализовать процессы возбуждения и торможения, повысить устойчивость организма к воздействию внешней среды. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания в широком смысле включает в себя различные виды физических тренировок, систему дыхательных упражнений, элементы йоги, звуковую и дренажную гимнастику, постуральный дренаж
ТРАВМА Среди причин смерти травма занимает третье место после сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей. Половина всех несчастных случаев со смертельным исходом обусловлена бытовым травматизмом. В последние годы резко увеличился транспортный травматизм. Он является одной третью всех несчастных случаев. Травма - внезапное воздействие различных внешних факторов на организм человека, приводящее к нарушению структуры, анатомической целостности тканей и физиологических функций. Травмы могут быть изолированными, когда имеется повреждение одного органа или в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата, например, разрыв печени, перелом бедра; множественными, включающими несколько однотипных повреждений конечностей, туловища, головы, т.е. имеются одновременные переломы двух и более сегментов или отделов опорно-двигательного аппарата; сочетанными, сопровождающимися повреждением опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг. Под комбинированной травмой понимают повреждения, возникающие от воздействия механических и одного или более немеханических факторов - термических, химических, радиационных и т.д., например, перелом костей в сочетании с ожогами.
В зависимости от причины и времени действия вредоносных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. 1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит. 2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз. 3. Приобретенные заболевания и повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета и др. При всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект. В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом .
Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ. Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги. Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами. В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики. Тренажеры и механоаппараты общего действия — вело-тренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.
Примерное занятие ЛГ во втором периоде при повреждениях пястных костей и фаланг пальцев. С самого начала второго периода целесообразно проводить занятие в ванне (36—38°С) или в бассейне (28—30 °С), погружая всю руку вводу. Задачами третьего периода реабилитации являются: устранение остаточных нарушений подвижности в суставах пальца, восстановление силы, выносливости, координации движений кистью и пальцами, адаптация к бытовым и производственным нагрузкам. Применяется весь комплекс упражнений второго периода, но с большим количеством повторений и сопротивлением (масса снарядов, сопротивление здоровой руки и др.). Для тренировки кисти используются различные способы удержания ею различных предметов. Список литературы Балика И.А. Лечение переломов проксимального конца плечевой кости // Современные методы диагностики и лечения травм опорно-двигательного аппарата. – Кишинев,1974. – С. 46-50. Бахтин Л.Н. Общие положения о реабилитации больных //Современные средства и методы физической реабилитации больных и лиц с нарушениями опорно-двигательной системы и травматизм. – СПб, 1997. – С.7-33. Березкина К.В. Лечебная физическая культура при заболеваниях в ортопедии и травматологии. – М.: Медицина, 1986. – 220 с. Епифанов В.А., Юмашев Г.С. Оперативная травматология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. – М.: Медицина. – 1983. – 383 с. Каптелин И.О. Лебедева И.П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. — М., 1995. Мухін В.М. Фізична реабілітація. – К.: Олімпійська література, 2000. – 424 с. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
При всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект. В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом. 1.Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Транспортным считается любое средство, используемое для перевозки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Виновниками преобладающего большинства этих травм (73—75%) являются пешеходы и пассажиры. В 17—19% случаев травмы происходят по вине водителей транспорта. Наиболее опасна аварийная ситуация, приводящая к наезду на пешехода. Этим обусловлено 65—SS% летальных исходов.: Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. (Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе .преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно- транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. При автодорожных катастрофах 90—94% умерших имеют множественные и сочетанные повреждения (см.) как у взрослых, так и у детей, это черепно-мозговые травмы с повреждениями опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
В амбулаторной реабилитации, согластно данным Н А Шестаковой и соавт. (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата. Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложениы одним из ее основоположноков К Ренкером (1980): 1. Реабилитация должна осуществлятся, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность). 1. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность). 1. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность). 1. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость). С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.
После бега необходимо также выполнять упражнения на растягивание в замедленном темпе, фиксируя крайние положения на несколько секунд (для восстановления функций нагруженных мышечных групп и позвоночника). Несмотря на всю простоту техники оздоровительной ходьбы и бега, в этом вопросе следует четко следовать рекомендациям, так как грубые ошибки в технике могут стать причиной травм опорно-двигательного аппарата. Основная причина травматизации опорно-двигательного аппарата у людей среднего и пожилого возраста при занятиях оздоровительным бегом -- перенапряжение. Слишком быстрое увеличение тренировочных нагрузок является чрезмерным для детренированных мышц, связок и суставов. «Многие пытаются вернуть прежнюю физическую форму с помощью физической культуры, -- пишет доктор Аллман, -- и начинают заниматься с той же интенсивностью, что и 20 лет назад». К дополнительным факторам, способствующим повреждению опорно-двигательного аппарата, можно отнести бег по твердому грунту, избыточную массу тела, обувь, не пригодную для бега.
Необходимо содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптивных возможностей растущего организма, применительно к особенностям данного этапа онтогенеза в сенситивные периоды. При выполнении данных комплексов специальных физических упражнений обеспечивается формирование и улучшение совокупности двигательных умений и навыков, входящих в состав базового разностороннего “двигательного образования”, в том числе и гимнастического. Для детей младшего школьного возраста физическая нагрузка должна маскироваться эмоциональной окраской — играми, эстафетами, элементами соревнований. Для повышения специальной силовой и скоростно-силовой подготовки необходимо использовать все вышеперечисленные средства и методы в комплексе, сохраняя данную последовательность их применения в соответствии с принципами преемственности и непрерывности занятий. Высокий уровень специальной физической подготовки позволяет осваивать более сложные элементы техники в меньшие сроки обучения, исключая травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата.
К этой проблеме относятся и задачи разработки экзоскелетонов, т.е. устройств, совершенствующих силовые параметры человека, увеличивающих его выносливость и создающих возможность его перемещения при повреждении опорно-двигательного аппарата. Роботы и шагающие машины по своей структуре и функциональным характеристикам во многом копируют человека и животных. Поэтому очень важно развитие исследований по биомеханике и по физиологии. Здесь мы имеем в виду изучение биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата человека, животных, насекомых, затем физиологических процессов, лежащих и основе управления двигательными процессами, получения слуховой, зрительной и других форм информации, наконец, процессов пространственной ориентации и средств, обеспечивающих устойчивость живых существ. Развитие современной теории механизмов и машин требует самого тесного сотрудничества ученых и практиков. Практика будет ставить перед теорией все новые и новые вопросы, а теория будет черпать в практике базу для своих научных исследований.
За основу оценки результатов лечения повреждений голеностопного сустава принимаьотся наличие и характер жалоб больного, клинические и рентгенологические данные и степень восстановления трудоспособности больного. Результаты лечения больных со свежими повреждениями голеностопного сустава оцениваются по трехбалльной системе: хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. Заключение. Повреждения голеностопного сустава относятся к наиболее частым видам повреждений опорно-двигательного аппарата и, несмотря на достигнутые за последнее время успехи в лечении, дают довольно высокий процент неудовлетворительных результатов. Это объясняется тем, что повреждения голеностопного сустава относятся в большинстве случаев к внутрисуставным. Голеностопный сустав по своему анатомическому строению и по взаимоотношению костных и связочных элементов очень сложен. Функция и биомеханика сустава также очень сложны и многообразны — это функции опоры, переноса тела человека в пространстве, т. е. движения. Поэтому повреждения голеностопного сустава трудны при диагностике и лечении.
Больного, которому предстоит ампутация конечности, необходимо пордготовить не только физически но и психологически. Он должен осознать, что после ампутации сможет принимать активное участие в трудовой и общественной жизни. Чтобы реализовать требования максимального приближения протезирования к моменту операции предложен метод раннего хождения в постоянном протезе. РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ И ИНВАЛИДОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Реабилитация - общественно необходимое, функциональное, социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным проведением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и других мероприятий. Реабилитация предусматривает два основных момента; а) возвращение пострадавшего к труду; б) создание оптимальных условий для аткивного участия в жизни общества. Реабилитация нетрудроспособных является социальной проблемой, решение которой входит в компетенцию медицины.
В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического — 21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30% в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на 10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согласно данным Н А Шестаковой и соавторов (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата. Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К Ренкером (1980): Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность). Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность). Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
![]() | 978 63 62 |