![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Лицейские годы Пушкина | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Зачисленный на военную службу, он участвовал в войне с Наполеоном, отличился в Бородинском сражении. С. Г. Строганов прошел всю войну, находился в рядах русских войск, триумфально вступивших в 1814 году в Париж. После возвращения войск в Россию С. Г. Строганов с января 1816 года служит штаб-ротмистром в лейб-гвардии гусарском полку, расквартированном в Царском Селе, где в то же время заканчивал учебу молодой лицеист Александр Пушкин. В лицейские годы Пушкин был влюблен в Наталью Кочубей, жившую с родителями в летние месяцы на царскосельской даче. Среди знакомых юной красавицы, несомненно, был и молодой гвардейский ротмистр. В сентябре 1820 года она стала женой барона Александра Григорьевича Строганова, родного брата Сергея Григорьевича. Н. В. Кочубей Продолжая военную службу С. Г. Строганов (с сентября 1828 года генерал-майор) участвует в русско-турецкой войне 18281829 годов. В это же время он привлекается к работе различных государственных комитетов. Еще в чине полковника граф стал членом Комитета устройства учебных заведений (18261835)
Например, так: «Писатель! за свои грехи // Ты с виду всех трезвее: // Вильгельм, прочти свои стихи, // Чтоб мне заснуть скорее!». Иногда вместо стихов проказничали: в памяти лицеистов осталась импровизированная пирушка с ромом и гогель-могелем, испробованными, по мнению начальства, «из резвости и детского любопытства». Давали себя знать и любопытство и резвость не вполне уже детские: однажды Пушкин, думая поцеловать Наташу, горничную одной из фрейлин императрицы Елизаветы Алексеевны, самым невинным образом, заслышав в вечерней темноте приближающийся шорох платья, бросился обнимать княжну Волконскую. На другой день император сделал выговор директору лицея, заметив с сожалением: «Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей садовника, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей». Впрочем, государь был любезен и дозволил убедить себя в том, что плоды лицейского просвещения к сим печальным проступкам не сводятся. Уже в первые лицейские годы Пушкин хорошо знает основные обстоятельства русской литературной жизни и борьбы: противостояние Карамзина и Шишкова, карамзинистов архаистам, «Арзамаса» «Беседе любителей русского слова» – одна из тем лицейской лирики Пушкина, с самого начала избравшего амплуа последователя Карамзина; 1815-м годом датируется эпиграмма на «угрюмых» и «глупых» его противников: «Угрюмых тройка есть певцов – // Шихматов, Шаховской, Шишков, // Уму есть тройка супостатов – // Шишков наш, Шаховской, Шихматов, // Но кто глупей из тройки злой? // Шишков, Шихматов, Шаховской».
Он автор воспоминаний о лицейских годах Пушкина. Поэт подарил Комовскому свою «Историю Пугачёвского бунта» с дарственной надписью. 56 Князь Сергей Григорьевич Голицын (18031868) в обществе был известен под именем «Фирс», так как родился в День святого Фирса. Он приходился двоюродным братом В. А. Соллогубу. С 1825 года Голицын служил в Коллегии иностранных дел, имел придворный чин камерюнкера. Потом он находился на военной службе, участвовал в Русскотурецкой войне 18281829 годов. По отзывам современников, Голицын выделялся среди тогдашней петербургской молодёжи. «Роста и сложения атлетического,P писал о нём Соллогуб,P весёлости неистощимой, куплетист, певец (обладал прекрасным басом), рассказчик, балагур,P куда он ни являлся, начинался смех, и он становился душою общества» Сергей Григорьевич находился в дружеских отношениях с М. И. Глинкой, который написал на его слова романсы «Поцелуй», «Разочарование», «Забуду ль я», «Скажи, зачем» и «К ней». Анекдот о его бабушке Наталье Петровне Голицыной и известной ей «тайне трёх карт», рассказанный Голицыным, Пушкин положил в основу сюжета «Пиковой дамы». 57 Здесь намёк на то, что отец А. П
К этому главному выводу я твердо пришел по ходу и в итоге данного моего труда. Попытке обосновать этот вывод он и посвящен. Для того, чтобы возможно полнее и ближе к истине это осуществить, необходимо придать теме новый поворот. Следует вести точку отсчета не от декабристов к Пушкину – это задача и дело историков, а это – задача и дело историков литературы – от Пушкина к декабристам. II. Великий гражданин великого народа. (Пушкин в освободительном движении своего времени) И жив великий гражданин Среди великого народа Пушкин «Андрей Шенье» (1825) Из рядя вон выходящая, бьющая ключом художественная одаренность Пушкина почти с первых же его шагов стала привлекать к себе восторженнейшее внимание современников. Начало этому было положено еще в лицейские годы. Вообще, основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830 году Пушкин писал: « начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени». В те дни – во мгле дубровных сводов Близ вод, текущих в тишине, В углах Лицейских переходов, Являться Муза стала мне.
Он опять прибегает к своему внутреннему чувствованию и его вопрошает, и луч таинственности проницает его рассудок»[659]. Таким образом, для читающей молодежи десятых годов XIXPв., не принадлежавшей к поколению, зачитывавшемуся «Путешествием из Петербурга в Москву» весной 1790Pг., по свежим следам трагического процесса над его автором, Радищев после издания 18071809Pгг. предстал, в первую очередь, как поэт и философ. Видимо, таким и воспринимал его в лицейские годы Пушкин, сам задумывавшийся над путями русской поэзии. Не следует забывать, однако, и другого. Издание сочинений Радищева,P вероятно, это входило в расчет издателей-сыновей,P привлекло вновь внимание к его наследию, а следовательно, и к ненапечатанному «Путешествию». У нас есть ряд свидетельств оживления интереса к «Путешествию» в эти годы. Летом 1810Pг. Н. Ф. Грамматин, взяв книгу у известного сатирика М. Милонова, начинает ее переписывать. Судьба книги беспокоила ее владельца. 9 июля 1810Pг. Милонов просил: «Только не забудь и ты прислать мне Радищева»
Прилесное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении “К живописцу”, которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “. 29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнике:Итак, я счастлив был, я наслаждался, Отрадой тихою, восторгом упивался, И где веселья быстрый день? Промчался летом сновиденья, увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь - с “безмятежной тоской”, со “счастьем тайных мук”, с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде лицейских стихотворений Пушкина.Посидел с милой девушкой в беседке, -Здесь ею счастлив был я раз В восторге сладостном погас, И время самое для нас Остановилось на минуту!Получил от нее незначительное письмецо, - В нем радости мои; когда померкну я, Пускай оно груди бесчувственной коснется; Быть может, милые друзья, Быть может, сердце вновь забьется.В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего тверского помещика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого, двоюродного брата Анны Петровны Керн.
В лицейские годы мы не замечаем особого интереса Пушкина к истории. Собственно исторические сюжеты почти совершенно отсутствуют. Но у Пушкина мы всегда находим удивительное соединение личного и общего, исторического. Уже лицеист Пушкин, воспевший победу русского оружия, в борьбе с наполеоновским нашествием и утверждение мира на земле, представляет собой человека, способного выразить стихию больших чувств, имеющих общий, национальный смысл и значение: «Этот мальчик, прозванный в Лицее «французом», знает, оказывается, дивное, великое русское слово «мир», которое по-русски означает и «покой», и «тишину», и «вселенную», и «свет», и «согласие», и «общество», и «крестьянскую общину». Откуда же знал молодой поэт то великое слово - мир? Где подслушал его? В русской природе, в русской деревне, в русской стихии, в русском народе. Вот почему оно так свежо, так сильно зазвенело в лицейской мраморной зале среди римских значков» . В 1815 году в русской печати впервые появляется имя: Александр Пушкин. Так подписаны «Воспоминания в царском Селе» в «Российском музеуме», где их сопровождало необычное редакционное примечание о «молодом поэте, талант которого так много обещает».
ТЕМА ДРУЖБЫ В Самое ценное в Уже само по себе ЛИРИКЕ ПУШКИНА дружбе Пушкин стихотворение «К Чувство дружбы у видит в морю» является Пушкина — это сердечности и прощальным. Южные огромная ценность, искренности романтические которой друзей: наброски поэта равновелики лишь Он друг без сменяются любовь, творчество этикета. философичностью и внутренняя Не требует привета лирики и свобода. внутренним Тема дружбы Лукавой суеты. самосозерцанием. проходит через все Чувство сердечной Буря, бушевавшая в творчество привязанности к душе романтика, Пушкина, начиная с своим друзьям утихла, уступив лицейского периода Пушкин пронесет место гармонии и и заканчивая через всю свою покою. Но наследие последним годом жизнь, оно романтического жизни. В лицейский присутствует даже периода — свобода период, который в гражданской — не оставляет является в лирике поэта. Тема основном петербургского внутренней свободы подражательным, периода. выбора каждого дружба им Поэтам-декабристам человека звучит и осмысливается в дружба виделась в дружеской лирике свете «легкой как союз людей, поэта.
Сплетни не прекращались. Выведенный окончательно из терпения, Пушкин послал Геккерену крайне оскорбительное письмо, на которое тот отвечал вызовом от имени Дантеса. Дуэль произошла 27 января, в 5-м часу вечера, на Черной речке, при секундантах: секретаре французского посольства д'Аршиаке (со стороны Дантеса) и лицейском товарище Пушкина, Данзасе . Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина в правую сторону живота; Пушкин упал, но потом приподнялся на руку, подозвал Дантеса к барьеру, прицелился, выстрелил и закричал "Браво!", когда увидал, что противник его упал. Но, почувствовав опасность своего положения, Пушкин опять стал добрым и сердечным человеком: прежде всего старался не испугать жены, потом постарался узнать правду от докторов, послал к государю просить прощения для своего секунданта, исповедовался, приобщился, благословил детей, просил не мстить за него, простился с друзьями и книгами, перемогал ужаснейшие физические страдания и утешал, сколько мог, жену. Он скончался в 3-м часу пополудни 29 января 1837 года. Его отпевали в придворной конюшенной церкви, после чего А.И. Тургенев отвез его тело для погребения в Святогорский монастырь близ Михайловского.
Виланда "Перфоний, или Желания". В. Ф. Смирдин отказался заниматься выпуском этой книги. 19 августа 1835 года поэт писал Е. П. Люценко: "Смирдин не сдержал своего слова; полагаю, в самом деле, обстоятельства его запутаны. Печатание вашей поэмы не может стоить 1500 рублей; он ошибается''. За дело взялся сам А. С. Пушкин. Книга вышла в свет без имени переводчика под названием "Вастола, или Желания." с указанием: "Издал А. Пушкин". Вероятно, в лицейские годы А. С. Пушкин общался с Василием Михайловичем Тютчевым, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, который в это время квартировался в Царском Селе 5 сентября 1824 года. Василий Михайлович Тютчев происходил из древнего брянского дворянского рода Тютчевых, которые еще в начале XVll века владели селами Кабаличи и Хотылево с прилегающими к ним деревнями. А Хотылево впервые упоминается в одной из грамот 1610 года, когда оно было пожаловано С. И. Тютчеву, как "старое отца его поместье''. Во времена Петра Первого после смерти Гаврилы Тютчева его владения были поделены между двумя сыновьями.
ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизьни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном, ему обществе. В первом напечатанном стихотворении. "К другу стихотворцу" мы находим .такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Александр Сергеевич говорит, что гнет "власти роковой" заставляя людей передовых взглядов с особой остротой чувствовать "призванье отчизны" и нетерпеливо ожидать "минуты вольности святой". Поэт призывает своего друга бороться за свободу Родины. Он показывает здесь, что любовь к стране неразрывна с борьбой за ее свободу. Много прекрасных стихотворений Пушкин посвятил дружбе. Общительный, умевший ценить людей, Александр Сергеевич имел много друзей. Дружба для него была силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел еще в лицее, адресовал им свои послания, искренно и задумчиво откликался стихами на лицейские годовщины. Закончив лицей, выпускники решили встречаться ежегодно 19 октября, в день рождения лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог быть вместе с друзьями, он не раз присылал им свои приветствия. В большом послании 1827 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминая дни жизни в лицее. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью: Друзья мои, прекрасен наш союз!. В жизни Пушкина было достаточно много женщин, которым он посвящал свои поэтические шедевры. "Я вас любил.", "На холмах Грузии.", "Признание", "Мадонна".
ИДЕИ СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание пополняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например, в ранний период его литературной деятельности, в лицейские годы, идеи свободы пропитаны духом независимости и бунтарства, горячностью. И это не случайно: на Пушкина оказала большое влияние особая атмосфера лицея, где среди лицеистов культивировалась независимость суждений и поступков. Немалую роль сыграл и тот факт, что он был нелюбимым ребенком в семье, и ему, видимо, не хватало общения со старшими. Поэт многому научился и многое перенял у своих старших товарищей (например, Чаадаев и Ф. Глинка учили его гражданской твердости, а Н. Тургенев наставлял его в политической экономии). Я думаю, что не без этого влияния была написана молодым поэтом ода "Вольность" (1817). "Вольность" — это гимн свободе (до Пушкина оды писались в честь значительного, торжественного события или важного лица, в них восхвалялись императрицы, государи; Пушкин же восславил свободу).
На всю жизнь запомнились поэту чудесные сказки его няни Арины Родионовны. Она научила Пушкина чувствовать красоту и любить народное творчество. Её сказками и навеяна поэма “Руслан и Людмила”. Важным этапом в жизни поэта явились лицейские годы. Здесь он глубоко переживает события Отечественной войны 1812 года. Он понимает, что победа принадлежит народу, и говорит об этом в своих “Воспоминаниях в Царском Селе”. Окончив лицей, он переезжает в Петербург и сближается с декабристами. Пушкин не был революционером, но так же, как его друзья декабристы жил надеждами на освобождение народа от крепостного гнёта. Увижу ль, о друзья! Народ не угнетённый И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещённой Взойдёт ли наконец прекрасная зоря? Вольнолюбивые стихи Пушкина дошли до царя. Начались долгие годы ссылки. Он был в Крыму на Кавказе, в Бессарабии, в селе Михайловском. В эти годы было написано большинство его произведений. Это сильно сказалось на его дальнейшем творчестве. Почему же всё, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого каждому русскому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы? Пушкин- родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми, демократическими , гуманистическими традициями.
Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла, –попросит поэт в стихах 1825 года ''Зимний вечер''. Казалось бы, в условиях Лицея ''француз'' Пушкин должен был особенно усиленно писать французские стихи. Ничего подобного. Почти все, что пишется, а пишется много всего, пишется по-русски. И здесь, в отроческом Лицее, тем более необходимыми и постоянно вызываемыми будут впечатления детских до лицейских лет: домашние, русские, деревенские, сказочные – народные: Но детских лет люблю воспоминанье, Ах! умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Под образом простой ночник из глины Чуть освещал глубокие морщины Волшебники, волшебницы слетали, Обманами мой сон обворожали Такие детские впечатления подлинного ''золотого детства'' питали поэта во все лицейские годы – и это стихотворение написано в 1816 году, да и называется ''Сон''.
Ревельские мотивы в произведениях А.С. Пушкина В. Б. Бобылева Из всех лицейских друзей Пушкина ближе всех ему по духу был Антон Антонович Дельвиг. Добродушный и медлительный, мешковатый и склонный к лени, он обладал поэтическим даром и возвышенными мыслями. Недаром о нём, так рано ушедшем из жизни, Пушкин сказал: «Он был лучшим из нас». После лицея судьба их развела. В апреле 1825 г. друзья встретились в имении Ганнибалов. 1825 год принес изменения и в личную судьбу Антона Дельвига. 30 октября он женился на Софье Михайловне Салтыковой, девушке образованной, восторженной, даже несколько экзальтированной, что было в духе тогдашнего воспитания. Эти черты характера особенно передают её письма, из которых, к тому же, можно узнать немало интересных житейских подробностей. Живя в Петербурге, чета Дельвигов часто встречалась с родителями Александра Сергеевича Пушкина. Старшие Пушкины, следуя распространившейся моде, с 1825 года стали посещать ревельские курорты («ревельские воды»). Три года подряд они на всё лето отправлялись в Ревель.
Дружба в лирике Пушкина Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый – талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству. Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где он встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширялся. Это были и поэты, и писатели, и музыканты, и, конечно же, лучшие люди этой эпохи с трагической, но славной судьбой – декабристы. Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, - «Пирующие студенты». Кгда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны.
Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей “энциклопедии” о главном в жизни людей. Пушкин не имеет двух биографий - житейской и писательской, все его тв-во являет пример единства человека и поэта. Лицейский период. (1813 - 1817) Первый период тв-ва - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших канонов классицизма, стремились модернизировать лит язык, сблизить русскую лит. с европейской. (Лит общество “Арзамас”). Это стало важным моментом эстетического самоопределения. В лицейских стихах много перекличек с русскими и французскими пис. Звучат мотивы лирики Батюшкова (гармония стихов) и Жуковского (романтическая поэзия чувств). В немногих гражданских стихах предстает учеником Державина. Но Пушкин выбирал не учителей, а художественные системы. Лицейская лирика не питалась какими-то устойчивыми настроениями. П многолик, переменчив. (Возвышенная патетика гражданской лирики уживались с легкомыслием стихов “на случай”) Сквозь внешнюю пестроту и несовершенство поэтических форм лицейской лирики проступила главная черта пушкинского отношения к миру: он воспринимал его как тайную, скрытую гармонию.
![]() | 978 63 62 |