![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физкультура и Спорт, Здоровье | подраздел: | Физкультура и Спорт |
Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Однако автор книги отдает предпочтение трем гипотезам, позволяющим выработать новый подход к решению проблемы Бермудского треугольника. Виноваты ли газовые гидраты? Одна из таких гипотез была изложена в 1984 году канадским химиком Дональдом Дэвидсоном, но, как это обычно бывает, осталась почти незамеченной специалистами. Возможной причиной этого явилась кажущаяся, на первый взгляд, ее неординарность или даже фантастичность. И только в 1990 году, когда в Нью-Орлеане на конференции Американской ассоциации за прогресс науки были доложены результаты исследований процессов накопления осадков на дне Мирового океана, выяснилось, что основные положения теории Д. Дэвидсона имеют реальную основу. Краткое содержание теории Д. Дэвидсона в нашей стране было опубликовано в бюллетене «Аномалия» (сентябрь 1990 года), но еще раньше в журнале «Природа» (N 5, 1988 год) в статье доктора геолого-минералогических наук Б. Соколова «К загадке Бермудского треугольника» была изложена физическая сущность природного явления, ставшая основой теории канадского исследователя
Такой результат может показаться парадоксальным, однако молодым людям, входящим в аполитичную, не зависящую от капиталистических инструментов давления субкультуру, действительно может быть более свойственна независимость, чем остальным. Кроме того, это может говорить о большей независимости людей от группы в целом, но большей зависимости от значимых других. Рейверы действительно мало руководствуются общественным мнением в своих поступках и времяпрепровождении, больше ориентируются на себя и свои потребности. Таким образом, они действительно оказываются внутренне более независимыми, что коррелирует с высокой уверенностью в себе (результаты методики - Оренбург: ИПК ОГУ, 2008. Наталов Г.Г., Бальсевич В.К., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания (статья)//Теория и практика физической культуры.-№6., 2009. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2006. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. – М.: Сфера, 2009. Хомская Е.Д. и соавт. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во РПА, 2007.
Данная теория подчеркивает роль не столько биологических, сколько социальных факторов, например семьи, школьного окружения. Из данного утверждения следует второе основное положение теории социального научения: поведение человека формируется под воздействием факторов социальной среды. Таким образом, научные разработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов, поскольку именно в психологии рассматривается взаимодействие человека и социальной среды. В свою очередь, для психологии представляют самостоятельный интерес самые различные аспекты социализации. Например, весьма важен такой аспект социализации, как идентификация. Что понимается под этим термином? В процессе своего физического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм и форм поведения. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, в значительной степени отличную от поведения его ближайшего социального окружения. Поэтому основным примером для формирования поведения ребенка являются его родители, друзья, знакомые
Очень многие из этих методов, несомненно, не только будут использоваться в новых технологиях спортивной подготовки и физического воспитания, но и займут должное место среди оснований их новых построений и реализаций в будущем. Но рассмотрим подробнее методологические предпосылки обновления теории, методики и организации физического воспитания и спортивной подготовки, а также обстоятельства и факторы, делающие такое обновление, с моей точки зрения, оправданным и актуальным. Проведенные нами с позиций эволюционного похода многолетние исследования естественного и стимулируемого развития различных компонентов физического потенциала человека позволили выявить ряд фундаментальных закономерностей этих процессов. К их числу относятся: генетически детерминированная ритмичность развития двигательной функции и обеспечивающих ее морфо-функциональных систем организма в онтогенезе человека; неравномерный характер возрастного преобразования элементов и структур систем двигательных действий; асинхронность колебаний интенсивности развития элементов по отношению к структурам систем двигательных действий.
Изучение онтогенезов современных организмов имеет еще и другое, не менее важное для анализа хода филогенеза значение: оно позволяет выяснить, какие изменения онтогенеза, "творящие эволюцию", возможны, а какие - нет, что дает ключ к пониманию конкретных эволюционных перестроек. Для понимания сущности эволюционного процесса, для причинного анализа хода филогенеза самое первостепенное значение имеют выводы эволюционистики - науки, называемой также теорией эволюции или дарвинизмом, по имени великого создателя теории естественного отбора Ч. Дарвина. Эволюционистика, изучающая сущность, механизмы, общие закономерности и направления эволюционного процесса, является теоретической базой всей современной биологии. По сути дела, эволюция организмов представляет собой форму существования живой материи во времени, и все современные проявления жизни, на любом уровне организации живой материи, могут быть поняты лишь с учетом эволюционной предыстории. Тем в большей мере важны основные положения теории эволюции для изучения филогенеза организмов
Задачи учебного (теоретического, образовательного) направления, хотя и считаются очень важными, решаются в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, то есть большая часть времени затрачивается на физическую подготовленность. Качество учебного процесса по физическому воспитанию определяется по спортивным результатам. Процесс физического воспитания обеспечивает один специалист - учитель по физической культуре, тренер по виду спорта. Однако, анализируя опыт других учебных предметов: русского языка, математики, биологии и т.п., - следует отметить, что в учебном плане профессиональной подготовки кадров по этим специальностям предусмотрены две учебные дисциплины - овладение содержанием предмета (например, математика, геометрия и т.д.) и методика преподавания предмета (например, методика преподавания русского языка, методика преподавания математики, методика преподавания биологии). В то же время при подготовке физкультурных кадров методика преподавания как предмет есть только по спортивным дисциплинам - гимнастике, баскетболу, волейболу и т.д. и по предмету "теория и методика физического воспитания".
Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха. Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их.
Ведь физическая культура - это та же общая культура с полноправным наличием в ней духовной стороны, но реализуемой специфическим образом, через сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность человека , безусловно, с учетом морфофункциональных и психологических особенностей его развития. Попытки построения современной, сориентированной на человека ТФК с акцентом на развитии преимущественно только его физических способностей, думается, в перспективе будут встречать все большие трудности и фактически уже сегодня во многих аспектах исчерпали свои возможности, ибо в этом случае не реализуется в полной мере понимание человека как целостности. Вместе с тем это совсем не значит, что данное направление развития физической культуры будет отвергнуто или существенно ущемлено. Сегодня, как справедливо отмечает В.К. Бальсевич, "представляется чрезвычайно важным не отрицание или постановка под сомнение существующих, сложившихся тенденций в методологии поиска новых направлений совершенствования теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, а серьезное обоснование иных, нетрадиционных подходов к разрешению проблем повышения эффективности деятельности в этих сферах физической и спортивной культур", где, несомненно, огромный гносеологический и технологический потенциал этих сфер во многом будет не только "использоваться в новых технологиях спортивной подготовки и физического воспитания, но и займет должное место среди оснований их новых построений и реализаций в будущем" .
Так, например, можно привести фрагмент данных ретроспективного анализа по изучению фагоцитарной и метаболической активности нейтрофилов, полученных у спортсменов в состоянии острого утомления (см. таблицу). В заключение необходимо отметить, что изучение иммунитета у спортсменов (фагоцитоза, систем клеточной и гуморальной регуляции) позволит составить диагностическую программу "Способ оценки функционального состояния спортсмена" в период подготовки к соревнованиям, а также будет способствовать разработке тестов, которые обеспечат необходимую достоверность в оценке состояния спортивной формы спортсменов и управления ее тренированностью. Список литературы 1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980. - 198 с. 2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания//Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21-26. 3. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 2, с. 21-26. 4. Волков В.Н. Скринирующая программа для диагностики состояния тренированности у спортсменов // Теор. и практ. физ. культ. 1987, № 3, с. 18-20. 5. Волков В.Н. Теоретические основы и прикладные аспекты управления состоянием тренированности в спорте. ЧГПУ, 2000. - 252 с. 6. Волков В.Н., Бухарин О.В. Способ оценки функционального состояния спортсменов. Авт. свид. № 2908913, 21 августа, 1981. 7. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт.
В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация движений, что в принципе не умаляет роли сознания, а, наоборот, составляет одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной деятельностью. Но это справедливо если автоматизация достигается не механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и детальному контролированию выполняемых действий. Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное воспроизведение движений с установкой исправить или усовершенствовать те или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены. Интересно, что по некоторым экспериментальным данным такая воображаемая практика дает в определенных случаях не меньший эффект, чем фактическое выполнение упражнений. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Выявление этих закономерностей как одна из задач изучения теоретических массивов в целом - прерогатива специальной научной дисциплины, выступающей средством реализации такого подхода. Это -"метатеория" - теория, анализирующая структуру, свойства, методы какой-либо научной теории, рассматривающая не столько содержательную сторону, сколько исчисление этой теории ; "теория, изучающая другую теорию с целью уточнения ее объекта, предмета, применяемых методов исследования, взаимоотношения с другими теориями и т.д." , "логическая теория", описывающая "внутреннюю логику построения, функционирования и развития другой теории", осуществляющая "исследование системы логических понятий и положений какой-либо теории с целью ее более рационального построения" , рассматривающая "не объективный процесс физического воспитания, спортивной подготовки или рекреации человека, а процесс их познания, т.е. как наука, которая изучает объект и предмет теории физического воспитания, теории спорта или теории рекреации, применяемые в них исходные, основные понятия и пр." ; для "теории вида спорта метатеорией будет являться та наука, которая будет рассматривать не объективный процесс спортивной деятельности в конкретном виде спорта, а ее (теории) объект, предмет, структуру" ; также часть сложных слов "мета. . ." "в современной логической терминологии используется для обозначения таких систем, которые служат, в свою очередь, для исследования или описания других систем, например: метатеория" .
Таким образом, сегодня эффективным путем повышения качества физического воспитания является опосредованное формирование физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через построение и постоянное обогащение педагогами физкультурно -спортивной среды образовательного учреждения, обеспечивающей всем его субъектам условия и возможности для физкультурно-спортивного саморазвития и самовыражения. Развитие физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения осуществляется, во-первых, в соответствии с логикой преобразования среды жизнедеятельности человека (от природной - к социокультурной и от взаимодействия отдельных компонентов среды - к взаимодействию всех компонентов), во-вторых, в соответствии с логикой развития потребностно -мотивационной сферы человека (от витальных - к духовным физкультурно-спортивным потребностям), в-третьих, в соответствии с развитием активности обучающегося, инициируемой сначала извне (управление), затем изнутри (самоуправление). Список литературы 1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прогонюк Л.Н. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физ. культуры, 2003, № 4, с. 56-59. 2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.,1988, с. 23-89. 3. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 6, с. 25. 4. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996 (а), № 6, с. 25-30. 5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997, с. 596. 6. Царик А.В. О культуре физической и духовной // Новое в жизни, науке, технике.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально- прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом. Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально- прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом. Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально- прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом. Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
За последние годы выполнен ряд работ физиологами (В.С. Фарфель, 1962, Н.В.Зимкин, 1964; В.В. Васильева, 1972, 1976; З.И. Кузнецова, 1967, 1974,1984г). Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т.п.) Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.
Однако эти работы в свое время послужили некоторым обоснованием к программе по физическому воспитанию школьников. Развитию движений у киевских школьников были посвящены работы Р.И Тамуриди (1985 г.) /37/. Автор изучала развитие таких движений, как прыжки, метания и др. Врезультате была показана по некоторым движениям возрастная динамика. За последние годы выполнен ряд работ физиологами (В.С. Фарфель /40/, Н.В. Зимкин /15/, В.В. Васильева /6/, З.И. Кузнецова /22/). В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» определены задачи и пути перестройки среднего образования, формирование мировоззрения и высоких гражданских качеств учащихся, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Этот документ дает конкретные направления физического совершенствования учащихся. Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных прикладных естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника, легкоатлета и т.п.). Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил /22/.
Своевременное выявление и предупреждение таких состояний, умение отдифференцировать их от закономерных адаптивных изменений тренированного организма – весьма важная и не всегда легкая задача. Успешное выполнение указанной работы требует глубоких и разносторонних знаний врача в области теории и методики физического воспитания, физиологии спорта, спортивной медицины, функциональной диагностики, травматологии и ряда других смежных медицинских специальностей. Разумеется, охватить все стороны этой деятельности в рамках одного реферата невозможно, да и незачем. Цель, поставленная автором, скромнее – систематизировать основные теоретические и методические положения по организации врачебного контроля в процессе физического воспитания. Цель исследования достигается через раскрытие содержания, функций и методики врачебного контроля, через анализ способов диагностики и наблюдения за физиологическими изменениями в организме лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля. Виды врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой. Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений).
![]() | 978 63 62 |