![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Ницше в России и на Западе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Особый интерес представляло "Известие о нынешних Аглинских и Францусских селениях в Америке", напечатанное "С.-Петербургскими ведомостями" 25 ноября (6 декабря) 1750 г., то есть в то время, когда иностранный отдел газеты редактировал М. В. Ломоносов. Аналитический характер и разнообразие исторических сведений выделяли эту статью из всех других материалов об Америке, которые печатались на страницах русской печати ранее. Автор статьи (а им, возможно, был сам М. В. Ломоносов), учитывая споры между Англией и Францией, давал читателям описание Канады, Виргинии, Каролины, Мэриленда, Пенсильвании, Нью-Йорка, Новой Англии и т. д. О последней сообщалось: "Новая Англия есть главная провинция и купеческий магазин, откуда все селения в Америке запасают". В статье отмечалось также, что в "средине земли находится много американских народов, которых агличане и французы обыкновенно употребляют к причинению между собой всяких неспокойств, и сторону агличан держат ирокои, а францусскую гуроны" 12. И хотя сведения о Новом Свете в России (как и о России в Америке) были далеки от полноты и точности, они способствовали пробуждению взаимного интереса, а также возникновению идеи определения соотношения русских владений в Азии с северной частью Американского континента. {9} ГЛАВА I ОТКРЫТИЕ РОССИЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДА АМЕРИКИ (1732-1741) Русские географические открытия на тихоокеанском севере, плавание Ивана Федорова и Михаила Гвоздева (1732) и особенно вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1741), в ходе которой мореплаватели достигли побережья Северной Америки и открыли многие из островов Алеутской гряды, давно уже тщательно изучаются учеными различных стран
Но Горбачев не стремился к смене общественно-политического строя в СССР. Горбачев приступил к реформированию. Но, например, в с/х ни одна реформа не была доведена до конца. Реформирование какой-либо сферы приводило, в большинстве, к другому кризису( уменьшение бюджета, рост наркомании и т.д.).К концу 80-х обострилась борьба между партией и демократами, что в итоге привело к отставке Горбачева и развалу СССР. 48. Россия на современном этапе развития (1991-2001гг) После распада СССР и провозглашения СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Западной Европе, но и получила по периметру своих «прозрачных» границ множество государств, руководство которых было настроено далеко не дружелюбно. Значительно пострадала обороноспособность страны.1Отсутствие границ с бывшими республиками СССР.2Флот лишился традиционных баз в Прибалтике.3Осложнился вопрос о его базировании в Севастополе.4Необходимость вывода войск из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики.5Развалилась ПВО страны.6Обострилась проблема беженцев из соседних гос-в. Россия-Запад.Предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США.
Вы, Михаил Викторович, прожив в Германии 18 лет, тоже заметили как-то, что она могла бы быть главным союзником России на Западе... Михаил Назаров. Вот именно: могла бы, но пока не стала... хотя русские и немцы по своей психологии хорошо совместимы. Даже многие из тех немцев, кто был в русском плену, полюбили Россию, создали Немецко-русское общество, выпускают журнал "Россия и мы". Они помнят, что русские в лагерях страдали так же, как и пленные враги-немцы, и это научило их отличать русский народ от режима... Вообще, вспомним, как тесно наши народы столетиями соприкасались в истории. Русская знать пестрела немецкими фамилиями, и многие из них доказали свой патриотизм на полях сражений за Россию... Немецкая кровь преобладала и в царской династии. В. Б. Это все, наверно, не только от географического соседства. Бытует мнение, что русские и немцы - два мистических народа Европы... М. Н. По крайней мере, два идеалистических народа с консервативными традициями. Это были последние влиятельные монархии, павшие под натиском либеральной демократии
Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, а также поисков путей их решения. Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию. С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становилась знамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках. “Брожение умов” заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются “коренные начала” официальной идеологии - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать “последним якорем спасения” России.
Сравнение с Западом было так важно для России именно потому, что давало возможность понять не столько то, чем они отличаются друг от друга, сколько то, чем является Россия сама по себе. Было слишком очевидно, что эта страна не принадлежит к Востоку, несмотря на то, что большая часть ее расположена в Азии. Не вызывает сомнения, что Россия и, скажем, Китай - это две настолько различные цивилизации, что они во многом просто не способны понять друг друга. Сравнение России со странами Азии поэтому не могло быть плодотворным. Отличие же России от Западной Европы представлялось настолько важным и значительным, что почти всегда, когда в русской литературе или философии заходила речь об исторической судьбе России, там неизбежно возникал образ Запада. Умственное соприкосновение с Европой в России было настолько тесным и, можно сказать, интимным, что уже простое замечание о некотором своеобразии русской истории оборачивалось тезисом о противостоянии России и Запада, а прославление русского могущества, весьма нередкое в отечественной поэзии или публицистике, воспринималось как направленное против Европы даже тогда, когда последняя в тексте произведения не появлялась вовсе
Россия и Запад1 Постановка проблемы. Проблеме «Россия - Запад» легче посвятить книгу, чем несколько страниц. Таких книг и написаны сотни, и все они остро дискуссионные. Здесь мы не можем дискутировать и аргументировать: дается просто личная точка зрения. Обсуждаемая проблема - один из российских «вечных вопросов». Но мы все же развернем ее во времени, чтобы увидеть корни и динамику развития. Почему у России вообще есть эта проблема ? Почему Россия вечно косится на Запад - притягивается к нему или отталкивается ? Потому что Россия привязана к четко фиксированной западной точке зрения, как к точке отсчета. Только в этом зеркале она видит, что такое она сама. Оценить же себя из самой себя она не может: нечетка, внутренне разнообразна, хаотична и поэтому внутренне динамична. «Русская идея» (Бердяев) может меняться очень быстро, как это было при Петре или в 1917 году. Эти взрывные видимые изменения - только знак уже происшедших до этого внутренних изменений, без которых не было бы ни Петра, ни Ленина. Но мы никогда не поняли бы что изменились, если бы не отразили себя в немцах или голландцах и Марксе.
ГЛАВА 3 Создание концепции «евразийства» в 20-х годах 20 века. В начале 20 века взгляды многих исследователей обратились на Восток, как континент с большим потенциалом: «Нет никакого сомнения, что Восток смог бы и обожать победоносное развитие Европы, если бы не ряд обстоятельств, остановивших развитие восточного хозяйства и приведших его, с одной стороны, к окостенению и застою, а с другой – к такому развитию мистической магической и теократической идеологии, которая, в конце концов, и окрасила собой в глазах европейцев всю восточную культуру».10 После октябрьского переворота усилилась тенденция противопоставлять Россию Западу. Эти настроения ярко выразились в поэме Блока «Скифы»: «Мильоны – вас. Нас тьмы и тьмы и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы мы! Да, азиаты мы, С раскосыми и жадными очами».11 Русские философы не только на родине, но и в эмиграции, думая о путях развития России, мыслями поворачивались к Востоку как источнику новых начал общественного обустройства России. Так возникла концепция «евразийства». «Евразийство – политическое и культурно-общественное движение русской эмиграции 20-40-х годов 20 века. Оно признавало самобытный путь развития России, обусловленный наличием в её культуре откровенно восточных элементов.
По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души. Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории и культуры у представителей так называемого евразийского движения. Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит России и православию. Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и кризиса в странах СНГ.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Отношения “Россия – Запад” в условиях новой геополитической ситуации в мире. Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга - в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой - расширением НАТО на восток.
Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, неприятия им западно-европейского пути развития, даже противопоставление России Западу , защита самодержавия, православия. Славянофильство - оппозиционное течение в русской общественной мысли, оно имело множество точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с теоретиками «официальной народности». Исходной датой оформления славянофильства следуют считать 1839 год. Основоположниками этого течения были Алексей Хомяков и Иван Киреевский. Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России. Они выдвинули тезис: «Сила власти-царю, сила мнения - народу». Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Николаевскую политическую систему с ее немецкой «бюрократией» славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований. Западничество возникло на рубеже 30-40-х годов XIX века.
Действительно, русский историк был первым из отечественных мыслителей, творчество которых полностью подчинено одной, определяющей все остальные, проблеме - познанию России. Красноречивее всего здесь - слова самого же Карамзина: "Для нас, русских с душею, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует, все иное есть только отношение к ней, мысль, привидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России, или нет гражданина, нет человека, есть только двуножное животное"(9). В этой связи нельзя не подчеркнуть и то обстоятельство, обусловливающее роль Карамзина в истории русской мысли, на которое, - пожалуй, первым из современных авторов - указал Ю.М. Лотман: "в теме "Россия и Запад", как только она в той или иной форме возникает, немедленно мелькнет тень Карамзина"(10). По-видимому, это вполне естественно, так как центральной темой русской философии "определяется и главная оппозиция. - оппозиция Россия-Запад"(11), которая сфокусировала философские, религиозно-нравственные, политические искания русских мыслителей.
Значит постр обороноспос страны.1Отсутсте границ с бывш респ СССР.2Флот лишился традиц баз в Приб .3Осложн вопрос о его базировании в Севастополе.4Необходим вывода войск из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики.5Развалилась ПВО страны.6Обостр пробл беженцев из соседних гос-в. Россия-Запад. Предпочт во внеш полит сохр за зап стр-ми, в перв оч США. В к 1991-нач 1992г. Ельцин заяв о перенац яде ракет с объектов США. В 1994 г. ядерные ракеты Р и США были перенацелены в ненаселе районы земли.1992 г.- Кэмп-дэвидская декл – оконч «холодной войны», Р США друзья и партнеры. Янв1993 г. Москва – ОСНВ-2 – к 2003 году сокращение ядерных потенциалов России и США на 2/3 от уровня ОСНВ-1. Июнь 1994 г.- завершение выв войск из Герм. Попытки российского правительства предотвратить вступление бывших членов ОВД в НАТО предоставл странам центр Евр перекр гарантий безоп. НАТО идя на компромисс создало программу «Партнерство во имя мира» согласно котор страна подпис не станов полнопр чл НАТО. К лету 1994 ее подпис более 20 стран. 22июня 1994 присоед Россия. 1994 расшир «семерки» ведущих стран за счет Р. Укр связи с Зап Россия зачастую следовала в фарватере США. Россия-Восток.Укр отнош с Яп, Инд, Кит, странами АСЕАН, юж Кореей, гос-вами Перс залива.
Силуэт Серебряного века Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока: Мы любим все — и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно все—и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений.
В мире существует только одна такая страна - Россия даже после чудовищных экспериментов ХХ века имеет возможность продолжать самостоятельное развитие в мировой истории как равновеликая Западу духовная, культурная, геополитическая сила. Увы, оправдываются самые горькие суждения И.Ильина о том, что именно такая Россия Западу не нужна, как и его прогнозы в отношении "зложелателей закулисных", которым "нужна Россия с убывающим населением", для чего они будут соблазнять русских всем, что приносит хаос и разрушение, и немедленно обвинять их в "мнимом империализме", "фашизме", "реакционности и варварстве" при любом сопротивлении. Вымирание русских уже стало реальностью (это явление свидетельствует всегда не сто лько об оскудении условий жизни, как о разочаровании в ее смысле для народа, вытесняемого на обочину истории). Нынешняя демографическая катастрофа русских влечет сокращение их численности вдвое через 25 лет. Но Россия "с убывающим населением", не управляющая своим будущим, провоцирует грядущий геополитический передел огромной части мира. ЧАСТЬ 2. СТАРЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В НОВОМ ОБЛИЧЬИ Наибольшее напряжение идеологического и геополитического, а также военно-стратегического характера наблюдается как и триста лет назад по Балтийско-Черноморской дуге, где части исторического государства Российского, теперь независимые государства Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, становятся объектом колоссальных политических усилий Запада, стремящегося путем различных геополитических комбинаций вовлечь их в свою орбиту, не допустить приход к власти в этих государствах пророссийских элит и не позволить России с помощью существующих (СНГ) или новых механизмов связать геополитическое пространство прежде всего в военно-стратегической области.
В положительном смысле это воспринимается как широта, размах и открытость души, устремленность к высокому, способность к подвигу и жертве, отсутствие мелочной расчетливости. Отсюда и соответствующие надежды на всемирно-историческую роль России: "Запад, - пишет немецкий автор В. Шубарт в своей книге "Европа и душа Востока", - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям '' Мне кажется, можно обозначить одним словом то, что заслуживает внимание и вызывает ненависть, этим словом будет непредсказуемость. В самом деле, чего ждать от русского расчетливым претендентам на манипуляцию людьми или просто добропорядочным обывателям, которым, хоть трава не расти во всем остальном мире, только бы дали спокойно вылизывать мостовую перед своим домом? Даже в общем-то безобидный образ русского, который нарисовал А. К. Толстой, не может не вызывать у них раздражения: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча.
В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных «Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной. Вывод: Черты понимания человека. Россия Запад Трансцендентность Экзистенциальность Теоцентризм Антропоцентризм Универсальность Атомарность Воля Свобода 2.21. Культура - преджмет филисофского анализа Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение.). Существуют несколько различных определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного. В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, к самому себе. Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и науки, искусстве, праве, в морале.
Возможно самой замечательной чертой многочисленных обсуждений проблемы "Россия-Запад-Восток", которые с такой интенсивностью развернулись в отечественной мысли, является не только разнообразие высказываемых точек зрения, но и их противостояние, доходящие порой до столкновения несопоставимых и исключающих друг друга ответов. "Евразийцы" - так стала называть себя группа талантливых и относительно молодых русских эмигрантов. Корни евразийского мировоззрения уходят далеко в историю. Ближе всего к нашему времени и, видимо, глубже и последовательнее основные его идеи были сформулированы в 17 веке К.Леонтьевым и Н.Данилевским. Но классический период евразийской концепции совпадает с 20-ми годами нашего века. Родоначальниками нарождающегося движения стали: филолог и лингвист Н.Трубецкой, музыковед и публицист П.Сувчинский, географ и экономист П.Савитский, историки М.Шахматов, Г.Вернадский, Л.Карсавин, Г.Флоравский, правоведы Н.Алексеев и В.Ильин. Впоследствии некоторые из них (Флоровский) отошли от движения, но в его орбиту вливались новые люди.
Уже сейчас они превышают 30% расходной части бюджета. А к 2003 г. эта доля могла бы возрасти до 70%, если бы не успешный раунд переговоров с кредиторами Лондонского клуба, проведенный в 1999–2000 гг. министром Касьяновым. С другой стороны, такое облегчение означает лишь перекладывание с больной головы на здоровую: тяжесть выплат теперь перенесена на более поздние сроки (см. рис. 4.1 в приложении). Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн. долл. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд. долл., а граждане вывозят из страны, как минимум, 20 млрд. долл. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично. Россия как кредитор. Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140–176 млрд. долл., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу. В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов.
![]() | 978 63 62 |