![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если считать чисто формационную и универсалистскую модели исторического процесса историческим реализмом, а цивилизационную – историческим номинализмом, то компромиссный вариант можно назвать умеренным историческим номинализмом. Возможен вопрос, почему же сейчас неевропейские философские традиции ничего не дарят миру и сами пребывают в состоянии упадка? Однозначного и краткого ответа на этот вопрос нет, но важно иметь в виду и то, что превращение западной цивилизации в мировую благодаря колониализму XVI – начала XX в. и бурному научно-техническому процессу просто не оставило никому другому шансов, вызвав серию фундаментальных цивилизационных кризисов в неевропейских цивилизационных регионах. Почему неевропейские философские традиции могут стать лекарством для европейской (западной) философии? Никак не потому, что они лучше, а потому, что они иные. Именно свежий взгляд на, казалось бы, давно уже набившие оскомину проблемы, а также возможность наличия принципиально иных, нежели на Западе, подходов к области познания и придает неевропейским философским традициям их эвристическую и эпистемологическую ценность
Он дополняет изучение движения социальных слоев и классов выяснением развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение, его общечеловеческих потребностей и интересов и их движущей силы в историческом процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории. Итак, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе.
В дальнейшем имущественные отношения были поняты Марксом как отношения, складывающиеся в процессе производства. В. И. Ленин отмечал, что в «Святом семействе» (1845) «... Маркс подходит к основной идее всей своей „системы»... — именно к идее общественных отношений производства» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 16). В «Немецкой идеологии» (1845—46) Маркс и Энгельс выделяют две стороны производства — производительные силы и зависящие от них общественные отношения людей в производстве, которые определяются в этой работе как «формы общения». Сам термин «П. о.» был выработан Марксом позже («Манифест Коммунистической партии», 1848, и др.). Выделение экономических П. о. из всей суммы общественных отношений явилось основой научного, объективного подхода к анализу исторического процесса. П. о. дают объективный критерий для отграничения одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего, повторяющегося в истории разных стран и народов, находящихся на одной ступени общественного развития, т. е. для выделения конкретно-исторических типов общества — общественно-экономических формаций, и тем самым открывают путь познания законов развития человеческой истории. Игнорирование П. о., в рамках которых совершается труд, приводит к тому, что всякий трудовой процесс сводится к некоторым общим моментам, и тогда исторические эпохи различаются между собой только уровнем технической вооружённости труда, исчезают коренные экономические различия между разными общественными формациями
Цивилизация в современном понимании рассматривает общество как динамично развивающееся образование, в единстве природного фактора, преобразовательной деятельности людей и качественного своеобразия жизни народа в определенное время. Цивилизационный подход в изучении истории детально раскрыл английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.) в "теории круговорота", согласно которой история человечества представляет собой цепь сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит ста-дии возникновения, роста, надлома и разложения. Его основной научный труд - 12 тт. "Исследование истории" (1934-1961 гг.). Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т. 5 4Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль,1987.-С.34-35. Таким образом, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе.
Государство носитель социальной общности. Эти идеи нам уже знакомы, они достигнут своей кульминации в «Философии права». Рассмотрение конкретных исторических событий и их политического смысла приводят Гегеля к некоторым общетеоретическим выводам по поводу того, как надо подходить к анализу исторического процесса. «Еще недавно в пользовавшейся распространением психологической исторической концепции выдвигались на первый план так называемые тайные пружины, цели отдельных индивидуумов, анекдоты и субъективные влияния. Однако эта точка зрения потеряла теперь всякий кредит, и история в соответствии с ее назначением стремится изображать природу и развитие субстанциального целого». Так у Гегеля возникает идея исторической необходимости, прокладывающей себе дорогу через массу противоборствующих случайностей. Уже после поражения Наполеона он убедился, что никакие военные победы не могут повернуть историю вспять. Торжество реакции бессильно остановить поступательное движение человечества. Об этом он писал еще из Нюрнберга Нитхаммеру: «Мировой дух скомандовал времени вперед
Цивилизация в современном понимании рассматривает общество как динамично развивающееся образование, в единстве природного фактора, преобразовательной деятельности людей и качественного своеобразия жизни народа в определенное время. Цивилизационный подход в изучении истории детально раскрыл английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.) в "теории круговорота", согласно которой история человечества представляет собой цепь сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит ста-дии возникновения, роста, надлома и разложения. Его основной научный труд - 12 тт. "Исследование истории" (1934-1961 гг.). Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т. 5 4Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль,1987.- С.34-35. Таким образом, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе.
Выпячивание какой- либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному. Цивилизационный подход еще не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его методология должна находиться в соответствии с современными представлениями о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного (плюралистического) и формационного (монистического) подходов. Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют).
Производственные отношения (экономический базис общ-ва) и производительные силы составляли способ производства. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, погрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных гос-в. Решающая роль материального проз-ва в жизни общ-ва, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений. Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам. Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития общество знания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Билет № 31 Цивилизационный подход к анализу общ-ва. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общ-ва, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Особенностью процесса модернизации России — повышенная роль государства. Стадия классической свободной конкуренции была пропущена, ее место занял своеобразный «государственный капитализм», активное насаждение сверху крупной промышленности, банковских учреждений, строительство железных дорог. Но давая толчок развитию экон. сферы, оно одновременно нередко консервировало традиционные полит. институты, тормозило процесс демократизации и становления гражданского общества. Крепостное право было отменено только в середине 19в. Некоторые исследователи полагают, что трудности процесса модернизации в России были связаны с сопротивлением традиционной культуры, прочностью тех социальных связей и культурных установок, которые препятствовали изменениям. То, что модернизация в России проходила трудно и противоречиво, в условиях больших социальных антагонизмов во многом объясняет обстоятельство того, что впервые в истории наряду с буржуазным типом модернизации возник альтернативный — социалистический путь России. С точки зрения формационного подхода к историческому процессу Россия перескочила одну из формаций — рабовладельческую. Вторая особенность — возврат к предыдущей формации в 90-х гг. 20в: от социализма к капитализму.
С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса. Социология и политология. Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: -- во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; -- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; -- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом; -- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
Антрополог Кевин Аурих справедливо подчёркивает, что культурные ценности и традиции «были однажды изобретены и вновь изобретаются, были однажды воспроизведены и вновь воспроизводятся в соответствии со сложившимися уровнями исторической 1. Ерыгин А.Н. «Восток – Запад – Россия: Столкновение цивилизационного подхода в исторических исследованиях». – Ростов: РГУ, 1993 -13- Культурный материал цивилизаций богат, многообразен и противоречив так, что может быть использован в различных исторических условиях для создания широкого разнообразия альтернативных ценностей. Процесс образования культурных ценностей обусловлен не столько традициями, сколько потребностями времени и условиями, в которых развивается культура. Нигель Харрис подчёркивал: «культура – это не какая-то внешняя смирительная рубашка, это многослойная одежда, и отдельные её слои человек может сбросить и сбрасывает, если они начинают мешать движению». Любое политическое определение культурных ценностей отражает выбор, сделанный современными политическими лидерами в ответ на возникшие проблемы.
То, что модернизация в России проходила трудно и противоречиво, в условиях больших социальных антагонизмов во многом объясняет обстоятельство того, что впервые в истории наряду с буржуазным типом модернизации возник альтернативный — социалистический путь России. С точки зрения формационного подхода к историческому процессу Россия перескочила одну из формаций — рабовладельческую. Вторая особенность — возврат к предыдущей формации в 90-х гг. 20в: от социализма к капитализму. Как только производительные силы перестают расти в рамках определенных производственных отношений и появляются тенденции к деградации, в обществе обостряются социальные противоречия, свидетельствующие о конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Требуется изменение, реформирование производственных отношений. Такая ситуация возникла в СССР в конце 60-х гг. потребовались реформы. В 90-х гг. был нарушен линейный путь развития России с т. зр марксистской теории. Таким образом история России подтвердила утверждения некоторых ученых об ограниченности применения формационного подхода в вопросах развития общества ( утопичность коммунистической формации, отрицание линейности развития и единого пути развития. 46.Социологическая характеристика современного общества Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов.
Ставка на мировую революцию, сознательность и творчество масс. 20. Основные итоги развития страны в предвоенные годы. Конституция СССР 1936 года. Культ личности Сталина. 21. Попытки реформирования советской модели социализма и их провал. 22. Распад СССР и начало формирования новой российской государственности. 23. Либеральные реформы 90-х годов XX века и их последствия. 24. Принятие новой Конституции Российской Федерации и ее содержание. 25. Внешняя политика России в новой геополитической обстановке.ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Источники и литература. 2. Возникновение Древнерусского государства. Дискуссии в науке по этому вопросу. 3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. 4. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 5. Феодальная раздробленность на Руси и ее последствия. 6. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. 7. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. 8. Экспансия в западную и северо-западную Русь.
Ценность этого издания втом, что оно включает всебя главы, посвященные обзору библейских стихов, повествующих ожизни египетского народа времен правления РамсесаII. Также вкниге приведены цитаты изподлинных египетских документов. Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия иЭнциклопедия для детей. В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу. Вдетской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой офараоне РамсесеII, которую тоже включила вмою курсовую работу. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II Итак, теперь я приступаю непосредственно кописанию и анализу исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, намой взгляд, одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время восновном характеризовалось широким строительством имногочисленными военными походами. Для времени РамсесаII характерно стабильное социально-экономическое положение, хотя донас дошли некоторые свидетельства обунтах ремесленников в Фивах.
Ценность этого издания в том , что оно включает в себя главы , посвященные обзору библейских стихов , повествующих о жизни египетского народа времен правления Рамсеса II . Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских документов . Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия для детей . В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу . В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о фараоне Рамсесе II , которую тоже включила в мою курсовую работу . Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II. Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II. Итак , теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд , одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами . Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-экономическое положение , хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах ремесленников в Фивах .Но в целом , в экономическом плане Египет процветал , без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II .
Рукопись впервые была опубликована вскоре после смерти Энгельса. В ней содержался анализ исторического процесса, приведшего к превращению стоимости в цены производства. В этом исследовании Энгельс опирался на сформулированное в “Капитале” положение, согласно которому стоимости товаров не только теоретически, но и исторически предшествуют ценам производства. Это исследование вместе с изучением той части рукописи III тома “Капитала”, в которой речь идет об обмене по стоимости за пределами капиталистического способа производства, привело Энгельса к выводу, что в условиях исторически предшествующего капитализму простого товарного производства обмен товаров осуществлялся по их стоимостям. Для всего периода простого товарного производства, как писал тогда Энгельс, характерно то, что “цены тяготеют к определенным, по закону Маркса, стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается простое товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды, не прерываемые внешними насильственными нарушениями, совпадают со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь” Энгельсом было впервые в истории политической экономии выдвинуто положение, согласно которому этот период всеобщего и непосредственного значения стоимости господствовал в течение 5-7 тысяч лет вплоть до XV столетия н. э. Энгельсом были раскрыты и те исторические “посредствующие звенья”, которые привели к превращению простого товарного производства в капиталистическое товарное производство и соответственно этому - к образованию цен производства, не совпадающих со стоимостями товаров.
Это вело к ее искажению, духовой культуре отводилась служебная роль в жизни общества, недооценивалась роль человека. Культурно - историческая концепция по содержанию близка к рационалистической, т.е. в основу понимания истории общества кладется не религиозное начало, а естественное развитие общества в тесной связи с природой. При этом, в отличии от рационалистической концепции и её марксистско-ленинской ветви, в центр своего внимания историки здесь ставят не формации, классы и классовую борьбу, а – культуру в широком смысле этого слова, т.е. созидательную деятельность людей и её результаты в материальной, экономической, политической, социальной, религиозной и других сферах жизни. История всего человечества рассматривается здесь как совокупность локальных культур, т.е. обществ, или цивилизаций. Цивилизационный подход в исторической науке. На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке. До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций.
Рассмотрим первую группу. В работах американских ученых середины 20 века (таких, как Г. Кон, Ф. Нортон, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому национализму. В ряде зарубежных теорий национализм служит основой для анализа исторического процесса. В них он выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношениям и борьбе между нациями. Американский профессор Б. Шейфер определяет национализм ( . ЗаключениеНационализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве. Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.
![]() | 978 63 62 |