![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Философия информационной цивилизации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В них нашли свое развитие идеи Н.Винера и сформировали парадигмальную основу «науки о коммуникации», точнее – науки о «социальной информации и коммуникации». В нашей терминологии – «социальной информациологии». С ее позиции власть СМИ (или «четвертая власть») тем более имеет коммуникативную природу, а глубже – коммуникативно-психологическую и социально-антропологическую. Но они пытаются вырваться из этого чрева и становятся аморальными клонами. В качестве научно-парадигмального аппарата социальной информациологии правомерно привести «философию информационной цивилизации» Р.Ф,Абдеева, работы Г.Хакена по синергетике, «информации и самоорганизации», концепции С.Г.Свитич о «феномене журнализма» как типе коммуникативно-информационной деятельности, Р.Харриса о психологии массовых коммуникаций; работы в области политической и массовой коммуникации наших политологов и социологов.[38] Итак, кафедрой информационной политики РАГС с использованием вышеуказанных научных трудов обоснована и разрабатывается концепция социальной информациологии, где в ее объект включается информационная политика, чего практически нет в работах по журналистике, теории политической и массовой коммуникации, медиологии, коммуникативистике, медиапсихологии и других «коммуникативных науках»
Вторая -на проблему самоорганизации самой материи, творения нового. Рассмотрим различного рода системы, представляющие на первый взгляд смесь различных и далеко отстоящих друг от друга предметов и явлений. В мире есть , - досинергетический взгляд. Современное естествознание, наука и социальная жизнь заставляют нас осваивать новые синергетические инструменты мысли. Синергетические идеи активно влияют на мировоззренческие представления. Ведь синергетика выявляет общие идеи, методы и закономерности процессов самоорганизации в самых различных областях естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания. Наш долг - осваивать синергетические идеи, чтобы подняться на новый уровень мировоззрения, понимания действительности. Литература Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М- ,1994. Винер Н. Кибернетика. - М-, 1968. Информация и управление. - М-, 1986. Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. -М.,1971. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. - М., 1973. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. Те же. Время, хаос, квант. - М., 1994. Четвериков В.С. Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности органов внутренних дел. - М., 1991. Юзвишин И.М. Информациология, - М., 1996.
Информационно-психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики, от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе. В более общем виде информационно-психологическая безопасность личности - это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. Выделение информационно-психологической безопасности личности (в данном случае понятие личность употребляется в общем виде в качестве синонимичного понятия человека как самостоятельного активного социального субъекта) из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами: Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают
Конец XX - начало XXI в. Должны стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и культуры. Философия, соприкасающаяся с современностью и размышляющая над ней, все большее внимание должна уделять этой стороне человеческой деятельности. И этим определяется место философии в технологии и духовой жизни общества. Решение того, пойдет ли общество по пути информационной демократии или информационного тоталитаризма будет зависеть от сознательного и целенаправленного выбора. Поэтому-то философский анализ и осознание глубинных процессов и природы информатизации общества и новой информационной цивилизации - важнейшая предпосылка исторически значимого, судьбоносного выбора, перед которым стоит человечество на пороге нового тысячелетия. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. -368 с. 2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 287 с. 3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 4. Тавризян Г.М. Техника, Культура, Человек. М., 1988. 5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 6. Философия в процессе научно-технической революции. Сб. трудов XV Всемирного философского конгресса (Варна, 1973).
При увеличении информации ситуация резко менялась: там, где нужна была реакция ничего; там, где ее не нужно было вовсе, она оказывалась огромной. Собака, иными словами, теряла всякую адекватность. В дальнейшем, при увеличении информационных нагрузок, животные и вовсе превращались в абсолютно невменяемые существа. И никакие попытки Ивана Петровича вернуть им здравомыслие эффекта не имели. Ровно таким образом происходит и с человеком. Когда поступающей информации столько, сколько может переварить его психический аппарат, все нормально. Как только возникает избыток информации, начинается тревога. Причем там, где действительно требуется активность, человек оказывается бездеятелен; там, где никакой активности не требуется, он впадает в ажиотаж. На предельный переизбыток информации человек и вовсе реагирует полной пассивностью, апатией, безразличием, эмоциональной тупостью и т. п. Лауреат Нобелевской премии Алвин Тоффлер представитель достаточно странной профессии, он «историк будущего». И его прогнозы не отличаются особенным оптимизмом: человек, считает Тоффлер, будет пытаться найти спасение от информационной цивилизации, которую сам же и создал
Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1987. с. 1315. 2.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. ВЛАДОС. 1994. С.11. Энтропия функция состояния термодинамической системы в которой, в равновесном процессе, отношение количества теплоты, сообщенного системе или отведенного от нее равно термодинамической температуре системы. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором энтропия максимальна. Понятие энтропии введено Р. Клаузисом в 1885г. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1987. с.1559. 2 Плюрализм философское учение о множественности независимых начал бытия. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1987. с.1016. 3 Детерминизм философское учение об объективной закономерности, взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1987. с.380.)1 Флюктуации от лат. колебание, случайные отклонения от средних физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц.
Философия информационной цивилизации и глобальная концепция устойчивого развития Жолдасбеков М.Ж., Шалахметов Г.М., Аубакир Д.А. Из наиболее ярких событий, произошедших 2001 г. хотелось бы обратить внимание читателей на следующие два: - первое: террористические акты 11 сентября в столичных городах США (да простят нас духи погибших в их результате безвинных людей!), потрясшие весь Мир, заставившие содрогнуться каждого от ужаса увиденного, услышанного и прочитанного; - второе: пока для Казахстана событие местного значения, но знаменательное по-своему и для остального мира, особенно для стран СНГ, это - появление в свет в 2000-2001 гг. энциклопедического труда по диалектике и диалектической логике "Сочинение в пяти томах" Ж.М. Абдильдина, лауреата Государственной премии Республики Казахстан, премии имени Чокана Валиханова, премии согласия и мира Президента РК, известного в свое время всему содружеству СЭВ ученого-философа, уважаемого в республике сенатора и политического деятеля. Только на первый взгляд кажется, что эти два события не имеют никакой связи. Но, нам так не кажется: если первое событие завело мировую общественность в тупик, какую-то безысходность, то второе - это событие, которое способно объяснить первопричины, истоки столь бесчеловечного похода против мирных граждан, собравшихся под крышами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и указать пути преодоления вызванного этими терактами кризиса начавшегося планетарное шествие в последнем двадцатилетии XX столетия процесса глобализации.
При неможна обмежуватися у визначенні чисто економічним аспектом, як це зробив А.Турен, чи соціальним фактором, як це зробив Еллюль, оскільки багатогранні зміни охоплять майже всі сфери людської діяльності. Таким чином , " інформаційне суспільство" – це цивілізація, яка базується на нематеріальній субстанції , умовно називаємою "інформацією". Така цівілізація має властивість взаємодіяти як з духовним, так і з матеріальним світом людини. Остання властивість особливо важлива для розуміня суті нового суспільства. Оскільки інформація формує матеріальне середовище життя людини та виступає у ролі нових технологій, комп'ютерних програм тощо. Що стосується проблем "інформаційного суспільства, то тут декілька глобальних є причиною більш дрібних. Перша з них – принципова невизнаеність суті інформації як з мвтеріальної, так і з філософської точки зору. Друга – взаємодія техніки, інформації та людини. Третя – взаємодія техніки та природи. Ці питання ще очікують своїх дослідників. Список використаної літератури: 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994 2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990 3. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М.,1975 4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.1988 5. Мир философии: книга для чтения. М.,1991.Ч.2.Разд.8. Моисеев Н. Третьего мира нам не дано//Социально- политический журнал.1995.№2. 6. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. Гуревича П.С. М.,1986 7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.,1991 8. Современная западная философия. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. Словарь. М.,1991 9. Тавризян Г.М. Техника, Культура, Человек.М.,1988 10. Тоффлер О. Третья волна //США – экономика, политика, идеология. 1982.№3. 12. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге 21 века. М.,1991.
Наконец, Н.Винер в 1948г. констатировал, что «количество информации, будучи отрицательным логарифмом величины, которую можно рассматривать как вероятность, по существу есть некоторая отрицательная энтропия» . Взаимосвязь понятий энтропии и информации нашла отражение в формуле H I = 1. Таким образом, уровень упорядоченности ряд авторов предлагает считывать по энтропии – например: количество информации, необходимой для перехода от некоторого уровня организации – 1 к более высокому уровню , определяется как разность энтропий: АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993. i berge . O War a d Peace i A imals a d Ma // Scie ce. Washi g o ,
Одной из таких медленно развивающихся катастроф является токсикация нашей планеты. 1. Экологические концепции. Некоторые исследователи характеризуют современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фактически осуществляется переход к главенству производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы. Еще Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы. Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. Эти представления были конкретизированы и развиты в получившей в ХХ в. широкое распространение и научное признание концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Э. Леруа (1870 – 1954), предложившим назвать ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности.
В связи с этим центр тяжести будет перемещаться в сферу умственного труда в котором решающее значение приобретает обмен информацией ( научной, управленческой, и т.д. ) Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. В современной буржуазной Ф.И. особым влиянием пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Буржуазные философы обычно рассматривают историю как иррациональный поток событий, лишенный внутренней логики, как хаотическое чередование случайностей, отвергают причинность, закономерности в истории и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает дух пессимизма и агностицизма. Философия истории может рассматриваться в контексте исторического развития общественного способа производства. Тогда можно предложить такую классификацию: / То флер / 1. Земледельческая 2. Индустриальная 3. Постиндустриальная или Информационная Термин информационная цивилизация впервые предложил японец Масуда в работе: "Постиндустриальное общество как информационное общество". 32.2 Понятие науки. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.
Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической — нравы и обычаи; правовой — мораль; философии — обыденное мировоззрение; религии —суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре —практические технологии; художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией (см. табл. 3). Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи, осуществляемой посредством трансляции: сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.). Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры.
смотреть на рефераты похожие на "Философия образования" 1. Введение. В современную эпоху формирования информационной цивилизации на рубеже нового века и нового тысячелетия, проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. В последнее время активно развивается новая наука - философия образования, возникшая немногим более пяти десятков лет назад. Что же связывает эти два понятия - философия и образования? 2. Из истории философии и образования. В музее Ватикана есть фреска Рафаэля под названием "Афинская школа". На ней фигуры Платона и Аристотеля отражают различие в подходе этих ученых к знанию. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель - на землю. Идея этой фрески соответствует философиям ее персонажей. Аристотель искал ответов у реальности, Платон стремился к идеалу. Примечательно, что сегодня перед работниками образования стоит та же проблема, что символически изображена Рафаэлем. Мы должны следовать жесту Аристотеля или Платона? Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей.
Начала прививаться новая культура подготовки и хранения деловой информации в электронной форме, в начале на дискетах, а затем и на оптических компакт-дисках. Появились первые электронные архивы документов, начала обсуждаться проблема создания и использования электронных библиотек. Глава 2. Новые информационные технологии в образовании Период построения информационной цивилизации человечества характёризуется:бурным развитием науки и наукоемких производств,пересмотром научных и образовательных концепций на основе достижений кибернетики, информатики, синергетики, психологии и ряда других наук. Развитие качественно новых средств коммуникаций, всеобщая электронизация и компьютеризация общества, широкое использование новых информационных технологий привели к существенным изменениям в сферах промышленного производства, бизнеса, научных исследований, образования и социальной жизни общества. Основополагающей характеристикой человеческой деятельности наряду с веществом и энергией становится также информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества, главная ценность общества.
Нынешняя ситуация характеризуется ростом в мире социально- экономических, даже межцивилизационных противоречий, противостоянием мирового Севера и мирового Юга. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. В результате еще сильнее отдаляются друг от друга (по интересам, возможностям) "мировой север", ядро современной промышленно-информационной цивилизации, с одной стороны, - и «мировой юг» — геостратегическая периферия (ГСП), с другой (Африка, часть Азии). В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально – экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в экономически развитых странах около 16% населения планеты производят более 60% мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения около 15 % продукции.
В настоящее время осуществляется постепенный переход человечества к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличиваются масштабы, усложняется структура и содержание информационных потоков и всей информационной среды, многократно усиливается ее влияние на психику человека и темпы этого влияния, стремительно возрастают. Сейчас проблема внушаемости существенно актуализируется не потому, что эти психологические качества достаточно выражены в коммуникативных особенностях современного человека. По этому поводу можно было бы не беспокоиться: мы уже привыкли и приспособились к себе таким, какие мы есть и, в общем, смирились с этим обстоятельством. Большие сложности возникают в связи с тем, что на наш мозг обрушился совершенно немыслимый по своей мощности поток информационной, в том числе рекламной, стимуляции. Современные средства массовой информации всех видов образовали глобальную информационную систему фантастического энергетического уровня. Сегодняшние психотехники нейролингвистического программирования (НЛП) позволяют создавать новые и уничтожать имеющиеся психические установки.
Отличительной чертой нашего времени является переход к новому качественному состоянию общества, которое характеризуется резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием целой индустрии производства информации. Предполагается, что современное общество находится на переходе к качественно иной форме своего существования – информационному обществу и в более широком контексте – к информационной цивилизации. Жизнь человека развивается не только в физической среде мира природы, но и в мире искусственном, им же самим созданном. Его можно условно разделить на две части – техносферу и информационную среду. Первой характеристикой информационной среды общества является постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком. Второй характерной особенностью является то, что в информационной среде в интегрированном виде и в достаточно причудливых сочетаниях, одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, но влияющая на сознание человека, а также деформированная, искаженная информация.
Такая специализация характеризуется следующими важными признаками: . широким распространением информационной технологии в материальном и нематериальном производстве, в области науки, образования, здравоохранения и т.д.; . наличием широкой сети различных банков данных, в том числе общественного пользования; . превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личного развития; . свободной циркуляцией информации в обществе. Такой переход от индустриального общества к "информационной цивилизации" стал возможен во многом благодаря развитию энергетики и обеспечению удобным в передаче и применении видом энергии - электрической энергией. ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ Современное общество невозможно представить без электрификации производственной деятельности. Уже в конце 80-х годов более 1/3 всего потребления энергии в мире осуществлялось в виде электрической энергии. К началу следующего века эта доля может увеличиться до 1/2. Такой рост потребления электроэнергии прежде всего связан с ростом ее потребления в промышленности.
![]() | 978 63 62 |