![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Отношение к науке русских философов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В силу особенностей восприятия мира художников, у которых преобладает синтетическое начало, оно от природы оказывается целостным; результатом их творчества оказываются синтетичные, целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произведения. Сопоставляя искусство и философию с наукой (естествознанием), русский философ второй половины XIX века Н. Я. Грот отмечал следующее. Поэтические (да и философские) произведения всегда удовлетворяют только известных лиц и в известные эпохи, а других не удовлетворяют - иначе сказать, и те и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда известный круговорот и преемственность в преобладании различных школ музыки и живописи или известных видов и направлений в поэзии и изящной словесности вообще. Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии (и философии), все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее исполнение в частностях
Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе. Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские системы, устоявшиеся философские традиции в той или иной форме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в наши дни среди китайских философов много сторонников так называемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ . Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга. . Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека. . Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире. . Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка. . Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе. . Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность производительных сил и производственных отношений. . Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно- религиозного единства любви, добра, истины и красоты. . Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман. . Основной интерес китайской философии - этическое регулирование отношений между людьми в обществе.
Для наибольшего удобства следовало бы вынести данный список в отдельный файл, но это усложняет версию. Поэтому пользователю рекомендуется сделать в виде отдельного файла копию "Основных сокращений". 7. Выходные данные книжной версии перенесены из конца в начало; библиография оставлена в конце. При пользовании словарем рекомендуется выставить в Word "Вид Обычный", но не "Разметка страниц" (долго листает). Применять "Найти". АНОНС ИЗДАТЕЛЬСТВА: Православное издательство "Энциклопедия русской цивилизации" готовит к выпуску БОЛЬШУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ РУССКОГО НАРОДА, которая включает в себя следующие тома: Русское Православие Русский государственный порядок Русский образ жизни (мировоззрение, обычаи, традиции, жилище, одежда) Русская география Международные отношения Национальные отношения Русская философия Русская литература Русское искусство Русский театр Русская музыка Русская наука Русская школа Русский труд Русское хозяйство Русское предпринимательство Русское военное дело Русские древности Русская история Русские за рубежом Русские общественные движения Противники русской цивилизации
Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего "коренную перестройку" всего русского философского мировоззрения. Отныне "старые доктрины обнаружили свою архаичность", и русская мысль устремилась "в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму.". Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия. Из краткого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм. Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции "по пути к марксизму", либо к идиллической "встрече философии и православия". В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялись в зависимости от политической конъюнктуры. 3. Славянофилы и религия. Неославянофилы Говоря о формировании русской нации, можно выделить два исторических момента, сыгравших наиболее существенную роль в этом процессе.
Не было, конечно, и ничего национального. Третий Интернационал явился, поэтому, естественным и законным наследником потери национальной личности, как и философия материализма - таким же наследником потери личности вообще. В силу всего этого, мы, нынешнее поколение России, не знаем в сущности решительно ничего нужного. Мы потеряли свои пути и не нашли никаких чужих. Мы потеряли даже и часть своего языка, - и объясняемся переводами с французского на нижегеродский - переводами, которые и в оригиналах обозначают неизвестно что. Мы заблудились в трех пошехонских соснах и разбиваем свои головы о каждую из них. Нас, - поколение за поколением - «науки» снабжали фальшивым определением фактов, фальшивым освещением фактов и фальшивым подбором этих фактов. Всякая партийно-философская шпаргалка преподносилась нам в виде науки - в виде твердого научного знания. И наши головы переполнены вздором, ни к какой действительности не имеющими никакого отношения. Переобучение русской интеллигенции надо бы начать с самого простого обезвздоривания
В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше); 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс); 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности. Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.
Возобладала идея представить личность как диалектическое единство социального и индивидуального. Такой подход закрывал дорогу безудержным претензиям психологизма и социологизма. Следуя хронологическому порядку можно рассмотреть как пердмет науки складывлся в ходе её истории. 1.2 Проблема личности в дореволюционный период В 1868 г. К.Д.Ушинский писал, что «если педагогика хочет вопитывать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»». Писатель перечисляет чертову дюжину наук,«в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека». В русской философии и социологии проблема личности была одной из наиболее актуальной. В построении самых разных дореволюционных социологов «детерминантой общественных явлений» объявлялась психика человека. Наиболее цельную концепцию представляла субъективная щкола П.Л.Лаврова. Чтобы покончить со спорами партий, считал он, «следует прежде всего построить теорию личности», тем более, что «теория личности имеет своё значение и, может быть, немаловажное в практической жизни общества». П.Л.Лавров подчеркивал, что «истинаая общественная теория требует не подчинения общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слияния общественных и частных интересов».
Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято только в ее отношении к Богу. 16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.)В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной ф-ии. Он пытался создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и ф- ии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его ф-ии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее.
Целостное видение мира и человеческой личности и утверждение необходимости предоставления свободы личности – для деятельного участия человека в построение новой будущей реальности всеобщего благополучия – это уникальные и важнейшие (для развития мировой цивилизации) качества русской философии и науки. В самом простом космистском выражении – мир универсален и благополучен на личностном уровне. Отсюда главной задачей философии следует создание условий для творческого (космистского) раскрытия и самореализации личности, что предполагает появление в общественной жизни нового типа философа, конкретно-практической направленности действия. Как бы то ни было, но с 1917 года, русская философия (российская цивилизация) фактически заблокирована: вначале физическими методами; в современный же период de juro свободна, но de fac o находится под запретом (судя по программным установкам Конгресса). Поэтому, спустя такое огромное количество эволюционного времени, требуется не только возродить, реабилитировать, восстановить значение русской философии, но и, как для нас отмечает Сэр Уайтхед, создать новые категориальные (эпистематические) основания ее цивилизационной деятельности, опираясь на огромную базу эмпирических истин, накопленных мировой философией, наукой, общественным опытом – в течение всего этого неблагоприятного (искусственно заблокированном, в философском отношении) исторического периода.
Пропедевтическая теория знания'', - были подхвачены рядом русских философов, отмечавших свежий авторский взгляд, оригинальность его произведения. Характерна его точка зрения на представление об учении о материи в системе органического миропонимания. В его представлении мир есть органическое целое: '' Все элементы мира некоторою своею стороною сращены друг с другом, и поэтому познающее Я может наблюдать непосредственно не только свои личные переживания, но и заглядывать так же прямо в недра чужого бытия''. (стр. 143. Л.4.) тем самым законы материальной природы условны в гораздо большей степени, чум представляет себе физик или естество- испытатель. Любой исследователь физических процессов знает, что формула всякого частного закона содержит множество условий, ограничивающих применимость зтой формулы. Но имея дело всегда только с материей он считает, что все зти ограничения и условия должны быть только физическими. Мало того, исследуя какой – либо процесс, развивая свою идею от частного к общему, ( например закон сохранения вещества, закон сохранения энергии) физик, склонный к материализму полагает, что никаких ограничений вносить не нужно. Н. Лосский объясняет это тем, что человек есть прежде всего практический деятель, он в основном занят борьбой за сосуществование и поэтому ''эволюция всех наших предков и собственные наши интересы выработали в нас способность сосредотачивать внимание преимущественно на чувственно данной среде, на реальном пространственно – временном бытии и опознавать его''. (Л.4. стр.145. Материя в системе органического мировоззрения) Поскольку опознание какого – либо отношения между вещами, (установление закономерностей, соотношение физических величин) стоит на высоком интеллектуальном уровне, благодаря этому возможно развитие математики, физики, других точных наук.
Охватывающее все роды умственной деятельности, распространение интереса к философии. ---------------------------- “Судьбы философии в России” - речь, произнесенная А. И. Введенским на первом публичном заседании С.-Петербургского Филос. Общества 31 января 1898г. Позиция автора - взвешенное и аргументированное отношение к истории русской философии (?). К концу 19 в. во многих очерках, статьях и выступлениях было заявлено, что в России нет философии (“русский ум не расположен к филос. мудрованиям”), а если и есть, то она явл. “результатом искуственного воспитания здравого русского ума”). А. И. Введенский решительно выступил против таких заявлений. Проблема заимствования не явл. специфически русской чертой. Мировоззрение Франциска Скорины. (1490 - 1551) Ф.С. стоял у истоков духовного секуляризма и европеизации. Издатель знаменитой “Бивлии русской”, просветитель-книжник. Для Скорины Библия - свод богооткровенных знаний и источник “седми наук вызволеныз” - грамматики, логики, риторики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии.
ГК РФ проводит различие между коммерцией как торговлей и предпринимательством как любой деятельностью, нацеленной на получение прибыли. Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организации называют коммерческими, подобное решение нельзя признать приемлемым. Известный русский философ А.А.Зиновьев отмечает такой феномен. Создавая путаницу в простейших исходных понятиях, некоторые группы людей порождают непонимание и трудности у широких слоев общества, у тех, кому приходится пользоваться такими понятиями. Даже в юридической науке смешение предпринимательства и коммерции создало затруднения и противоречия. Поэтому курс коммерческого права строится как отраслевая, а не как комплексная юридическая дисциплина. С целью отмежевания, отделения от комплексных разработок по торговле приходится использовать название «коммерческое право». Размежевание необходимо, поскольку коммерческое право имеет принципиально иное содержание, качественно отличается оттого, что изучают в торговых вузах и училищах. Коммерческое право в содержательном отношении представляет собой под отрасль гражданского права, ведь торговый оборот — это часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом.
Можно было бы продолжать этот перечень недостатков антропософии,— тем более, что бердяевская критика «духовной науки» в философском отношении самая весомая в сравнении с высказываниями на этот счет других представителей русской мысли. Однако суть возражений Бердяева ясна; поэтому перейдем к их обсуждению. Как уже было сказано, главный момент философского мировоззрения Бердяева — то, что сделало его крупнейшим русским философом XX в., но также и «отцом» экзистенциализма — это его, хотелось бы сказать, философская решимость мыслить дух совершенно особым образом,— в его инобытийности, инаковости, трансцендентности эвклидову миру, всей сфере опыта, а также мышления человека Нового времени. В качестве экзистенциализма был осознан именно этот своеобразный апофатизм Бердяева, проявившийся в протесте против любой «объективации» духа. Неудивительно, что, читая такие книги Штейнера, как «Теософия», «Тайноведение», «Мистерии древности и христианство», Бердяев видел в них тот же «объективирующий» способ рассуждений, что и у позитивистов: Штейнер, по мнению Бердяева, описывал космические планы, как какой-нибудь ученый-геолог — срезы и пласты горных пород.
Введение Возникновение и развитие теории ценностей Аксиологичские концепции в русской философии Заключение Литература ВведениеВ философской науке существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Но в одном философы едины: каковы ценности, таковы и общество и личность. Не случайно проблема ценностей выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности. В современной литературе имеется множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. Ценности рассматриваются и как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, и как идеал, и как норма.
Министерство образования РФ Государственный Технический Университет Кафедра гуманитарных наукРЕФЕРАТ на сдачу кандидатского минимума по философии на тему: Исторические условия становления русской культурыВыполнила2004г СодержаниеФилософия как наука Сходства и различия философии и науки Роль философии в построении научных теорий Этические и аксеологические аспекты научного познания Выводы Список использованной литературы Философия как наукаИзвестно, что философия и наука возникли практически в одно время в Древней Греции. Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости). Первоначально термин научных знаний конкретных научных дисциплин, такая философия остается на уровне метафизики в древнем понимании, т.е. умозрительной наукой, которая замещает отсутствующие связи вымышленными. Поэтому роль философии в научном познании в современную эпоху в наибольшей степени проявляется в руководящей роли философии в направлении поиска по разрешению глобальных проблем человечества, т.е. тех проблем, решение которых связано с выживанием человечества как рода, как биологического вида.
Быстрый прогресс медицинской науки и использование научных достижений в лечебной практике (трансплантация органов и тканей, генная инженерия и т. д.) значительно расширяют возможности защиты и реального обеспечения права человека на здоровую и благополучную жизнь. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому и возникают проблемы, выходящие за рамки отношений врача и пациента, а именно: отношение к жизни, животным, биогеоценозам, к биосфере и т. д. В биоэтику включается историко-философский анализ принципов античной, древнекитайской и древнеиндийской медицины; христианское учение о душе и теле; натуралистические концепции в медицине нового времени; русская философия XIX — XX вв.; изложение основных принципов биоэтики (автономность и благо пациента, врачебная тайна, информированное согласие); определение смерти, отношение к смерти и его культурные и религиозные основания; проблемы эвтаназии; этические проблемы трансплантации органов; проблема личности в биоэтике; различные системы здравоохранения и их социокультурные основания; биоэтика и право.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии. Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются. Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет, Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа: философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления; философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира; философия — это наука о всеобщих началах сущего. Другой тип определений — антропологического типа. Так, русский философ- экзистенциалист Н. А. Бердяев определил философию как - науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.
Европеизм продолжал направлять культуру столицы, и даже переименование города в Петроград в начале империалистической войны, лишившее его имя изначальной формы, имело чисто символическое значение и не сказалось сколько-нибудь серьезно на основной ориентации его жизни. Во всех своих разделах – в сфере образования, в гуманитарных науках, в характере философской мысли – она несла заложенный в себе Петром заряд «окна в Европу»,противопоставлявший неославянофильским, националистически – почвенническим позициям, господствовавшим в Москве. В Петербурге-Петрограде продолжали успешно работать немецкоязычные гимназии, здесь получила признание неокантианская философия, тогда как Москва оставалась центром формирования религиозно-философской мысли, которая при всей критичности отношения некоторых ее представителей и к славянофильству, и к официальному церковному православию, видела национальную природу русской философии в религиозной основе и противопоставляла мессианистскую «русскую идею» не только революционной идеологии марксизма, но и демократическим традициям русской интеллигенции XIXвека, а вместе с ними и рационализму как таковому, во всех его проявлениях – в частности, в обосновании петербуржцами научного характера философии.
![]() | 978 63 62 |