телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВсе для ремонта, строительства. Инструменты -30% Товары для детей -30% Товары для дачи, сада и огорода -30%

все разделыраздел:Философия

Елец летописный

найти похожие
найти еще

Карабин, 6x60 мм.
Размеры: 6x60 мм. Материал: металл. Упаковка: блистер.
44 руб
Раздел: Карабины для ошейников и поводков
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Совок №5.
Длина совка: 22 см. Цвет в ассортименте, без возможности выбора.
18 руб
Раздел: Совки
Елецкий край перешел под власть киевских князей. Видимо, в этот период и была построена елецкая крепость на юго-восточных границах русских земель. Предполагается, что город как столица удельного князя основан в 986 году при киевском князе Владимире Святославовиче, после двух его походов на вятичей в верховья Дона и Оки. Летопись повествует: в 981 году князь Владимир "Вятичи победи и возложи на ня дань от плуга якоже отец его имал", а в 982 году: "Заратишася вятичи и иде на ня Владимир и победи ея второе" ,а потом он "нача ставити городы". Елецкие князья и елецкое удельное княжество впервые в исторических документах упоминается в конце первой половине XII века. Город был опорой для хозяйственного освоения богатых земель, защитой для сельских жителей округи. § 2.1 СЛОВО О ГОРОДЕ. Городок нареченый Ельцом, отстроен на высоком берегу Быстрой Сосны под защитой густого лиственного леса. Летопись умалчивает об этом эпизоде. Не известен и основатель города. Лишь, оказавшись на пути Святослава Олеговича, в 1146 году мелькнул Елец как бы мимоходом впервые под пером летописца. Русские летописи упоминают о постройке многочисленных "городов", "городцов", "кремлей" и "острогов" гораздо чаще , чем о других сооружениях. Многие иноземцы, побывавшие на обширных просторах Руси, отмечали ее многолюдные и богатые города. Возникновение, становление и развитие городов во многом определили формирование высокоразвитой материальной и духовной культуры Древней Руси. Древнерусский город становится сложным и многообразным социальным организмом. В нем сосредоточиваются ремесла, торговля он является культурным и религиозным центром, крепостью и административным центром округи или княжества. Располагались городские поселения с учетом естественной защиты на крутых берегах рек, откуда открывались красивые виды на окружающую местность. Река давала возможность рыболовства, была удобным путем передвижения .Она же - важный оборонительный рубеж. Главным элементом города была "городьба" ,ограждение, крепостные стены. изобилие лесов на Руси делало дерево основным строительным материалом при возведении городов. Письменные, изобразительные и археологические источники говорят о том , что наиболее древней формой деревянной крепости была ограда из вертикально врытых и заостренных на верху брёвен: "тын", "частокол". Первоначально городской тын не имел башен и достигал высоты 5-6 метров. В стенах на уровне роста человека прорезались бойницы. Думается именно такая стена огораживала древнее до середины XII века и старое( XII-XIV вв) городища Ельца. Развитием этой формы крепостных сооружений стали тыновые, острож ные стены с настилом для верхнего боя. Есть основания предполагать, что с середины XIV до конца XVI века старый Елец в районе нынешней Красной площади был огорожен таким образом. Появление огнестрельного оружия ( конец XIV века), и особенно артелерии, вызывали необходимость в изменении конструкции крепостей. Стены их стали набираться из поставленных впритык срубов- "городен" или "тарасов". Рубленный город был достаточно сложным и надежным инженерным сооружением. . 2. СТОЛЬНЫЙ ГОРОД КНЯЖЕСТВА В год первого летописного упоминания Елец был центром удельного княжества, находившегося в вассальной зависимости князя Черниговского.

Московское правительство пыталось возмещать урон тех ,кто выезжал на дозорные станицы. В 1954 году вышел специальный указ царя Фёдора Ивановича о жаловании за убытки в сторожевой службе. После окончания "смуты" Елец вновь выставляет свои дозоры на путях татарских набегов. Сведения о приближении татар быстро передавались в Тулу и Москву по своеобразной эстафете. Крепость была центром сторожевой службы. На башнях, на городских стенах ельчане несли постоянный караул. Охранялись наиболее важные сооружения и внутри крепости. Радиус сторожевой службы год от года расширялся, сдвигаясь на юг. Сторожевая служба Ельца была тесно связана со сторожевыми службами Воронежа, Данкова, Мценска и других крепостей. В документах содержатся интересные сведения о топографии елецкого края четырёхсотлетней давности. Анализ документов показывает, что Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около семидесяти километров по фронту и до сорока в глубину, грудью своей закрывая подступы к Москве. П.Риденгер, один из первых историков города, подчеркнул: "С полным благоговением, преклоняясь над прахом предков, Елец с гордостью может сказать, что он, стоя на окраине земли русской, отслужил своему отечеству долгую, трудную службу, полную бесчисленных и невозвратных жертв". ПРИМЕЧАНИЯ: 11. Риденгер А.Н. Материал для истории и статистики г. Ельца. Орел, Губернская типография, 1865 г. (ЕКМ). § 5. " А КАКОВ НА ЕЛЬЦЕ ГОРОД И ОСТРОГ ?" "Немочно Ивану города и острога убавити, с которого места при- гож, чтобы в осадное время в городе и остроге сидети было бестрашно." Указная грамота на Елец 1592 г. В 1592 году владимирский мастер городового дела Илья Катеринин, который после очередного разрушения города был послан с князем Андреем Звенигородским " на Елец для городовые и сторожные сметы", докладывал в своей челобитной царю Федору Ивановичу, что " он де и город и острог сметил и под город и под острог место занял". Последние слова из архивного документа наталкивали на вопрос:" А где же стоял Елец ранее до 1592 года ?" Этот вопрос послужил толчком к поискам старого елецкого городища, память о котором, к сожалению, уже стерлась в поколениях ельчан. Авторы обратились к хранящимся в архивах документам и планам города, изучили письменные источники с целью найти сведения о старом городище , упоминание о котором впервые обнаружила историк архитектуры Г. В. Алферова в межевых книгах Ельца начала XVII века. Были натурно обследованы указанные краеведами предполагаемые места на Кошкиной горе в центральной части города, на северо-западной окраине, в Черной слободе. Поиски дали свои результаты. Неоднократные упоминания о старом городище были найдены в архивных, планировочных и литературных источниках. За 1628-1629 гг. есть запись в "отказных книгах", что в елецком стану "жеребий" от реки Ельчика три поляны: Сазыкино-Попово, тож Лепкино или Текино и Яблово отданы Федором Борятинским тому же монастырю, где "игумен Моисей с братею устроил в лесной чаще на так называемой каменной горе или старом городище нечто вроде монастырского скита." В 1689 году монастырь должен был уступить свой скит и свои земельные участки в пользу женского монастыря по "Указу Великих царей Ивана и Петра Алексеевичей".

Не только своими мощными оборонительными укреплениями, хорошим вооружением, но и большой численностью гарнизона.В 1616 году городового войска в тридцати городах от Арзамаса до Новосиля было 12840 человек. В том числе в Мценске - 781, в Новосиле - 806 , в Ливнах-824, в Ельце - 1969. Драматически закончилось смутное время для Ельца. Ельчане активно участвовали в борьбе с польско-литовской интервенцией. Осенью 1618 года королевич Владислав, опираясь на поддержку польско-литовской шляхты, пройдя Смоленск, Вязьму, подошел к Москве. С юга к нему на соединение шел отряд запорожцев во главе с Петром Конашевичем-Сагайдачным. В отряде украинского гетмана, сторонника короля сигизмунда были ипольские войска. Они опустошили Путивль, Рыльск,Ливны. На пути гетманавстал Елец. Казаки осадили город, ельчане заперлись в крепости, героически отбивали приступы. Обороной Ельца руководил воевода Андрей Богданович Полев. Видя, что силой город не взять, запорожцы пошли на хитрость. Они сняли осаду и сделали вид, что отступают. Не очень искушенный в военных делах Андрей Полев приказал преследовать противника "со всеми людьми из города вышел". Увлеченные преследованием ельчане отдалились от города, а в это время отряд казаков, сидевший в засаде, ворвался в беззащитный Елец. Город был разорен и сожжен, многие его защитники , в том числе и воевода Полев , погибли. После "злого разорения" от Конашевича-Сагайдачного ельчанам вновь пришлось взяться за топоры, снова рубить башни и стены. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Кожухов Н. Елец. Историческое исследование. (ЕКМ). 2. Риденгер А.Н. Материал для истории и статистики г. Ельца. Орел, Губернская типография, 1865 г. (ЕКМ). 3. Там же. 4. Там же. §7. ГОРОД ТОРГОВЦЕВ И РЕМЕСЛЕННИКОВ. Быстрому развитию города способствовали не только богатые черноземные земли, обилие лесов, но и выгодное географическое положение на перепутье дорог. Елец постепенно становится центром торговли с Доном и Югом страны. Дорога из Москвы на Валуйки и Оскол , почтовый тракт из Тулы на Воронеж, большак через Ливны на Тамбов, дорожная связь через Лебедянь, Данков, Пронск с Рязанью содействовали росту Ельца, как торгового города, перевалочного пункта. Обозы с хлебом, просом,рыбой, солью, гурты скота , подводы с кожей, мукой и другими товарами постоянно тянулись к городу и от него. Для хранения и переработки сельскохозяйственного сырья строятся склады, возникают кустарные ремесла и промыслы, а затем и первые промышленные предприятия. Богатеют елецкие купцы и промышленники, идет накопление торгового капитала, расширяются торговые связи. Уже к концу XVII века Елец превращается в одного из крупнейших поставщиков и пере- купщиков хлеба. Хлебные поставки для армии Петра под Азовом и донским казакам отмечены в истории города. Царь Петр не раз посещал Елец ,проезжая из Брянска на воронежские корабельные верфи . В 1696 году Петр I приказал рубить леса по берегам Сосны строить в Ельце струги для перевозки войск, грузить их хлебом, провиантом, боеприпасами и спускать вниз по Быстрой Сосне и Дону. На речках Елец и Лучок возводятся мучные мельницы поручика Григорьева. Все шире развивается хлебная торговля. В городе и уезде ставятся новые водяные мельницы, салотопни, кожевенные предприятия, развивается сапожный промысел.крупорушки ,шерстобитни, возникают бойни, Часть скота уходит гуртами по широким шляхам на Новосиль, Ефремов, Лебедянь.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Теория России (Геоподоснова и моделирование)

В их диверсионно-пропагандистском материале, обычно замаскированном под науку, публицистику и художественную литературу, подбирается лишь часть фактов, а именно - связанных с конфликтами 400-летней, 800-летней давности и охватывающих менее четверти времени общей исторической судьбы. И ведь действительно, летописный материал позволяет и даже как бы обязывает поступать так, потому что летописи не особенно старались и торопились сообщать о рядовой, обыденной жизни народов: работе и труде, брачевании и домостроительстве, рождении и воспитании детей, их обучении, питании и сне, болезни и лечении, покупках и торговле, похоронах стариков и поминках. Но летописи немедленно отмечали природные катастрофы и знамения, серьезные междоусобицы, столкновения с соседями и войны с пришельцами, причем особенно горячо и с особой ненавистью, если они нанесли поражение и учинили грабеж и насилие. Вот и получается видимость, что это и было основным содержанием жизни и общей исторической судьбы. А при необъективности и предубежденности на основе такого материала можно делать любые заказанные выводы

скачать реферат История русского искусства

Он казался им «преудивленным» именно только в своей группе, оставленной из девяти особых храмов, воздвигнутых в одном основании. На своем веку Покровский собор претерпел много значительных перемен. Сравнивая его настоящий вид с древнем изображением его,1634 года, мы замечаем, что средний шатер бал окружен тогда маленькими главками, которых теперь не существует. Галерея была каменная, а не деревянная; впереди справа стоял небольшой придел, в виде круглой башенки с полукруглыми пристройками, очень напоминающими собою отделку средней главы Дьяковской церкви. Четыре угловых башни тоже значительно изменены в своих верхних частях. Крыльца шатров не имели. Но, кроме того, мы летописные данные о пристройке двух приделов во имя: Василия Блаженного, при царе Феодоре Ивановиче, и Рождества Богородицы, в 1680 году. Крыт собор раньше был черепицей, которая только в 1772 году заменена была железом.Внутренность церкви украшена лепной работой в стиле рококо только в 1773 году. Окна до 1767 года были слюдяные. Главная башня собора поднимается над всеми остальными, которая, постепенно понижаясь, все касаются своими вершинами поверхности конуса. Кроме того, обходя храм со всех сторон, мы постоянно будем видеть характерный для нашего искусства баланс всех его частей.

Блокнот в точку. Bullet Journal.
Bullet Journal — эффективная система органайзеров, в основе которой лежит чистая страница в точку. В Bullet journal нет строгих правил —
422 руб
Раздел: Блокноты художественные
Кружка "Кастет", черная.
Оригинальная керамическая кружка с ручкой в виде кастета. Металлизированное напыление. Упаковка стилизованная, качественный
382 руб
Раздел: Кружки
Набор: рейлинг (58 см) с креплением и 6 S-крючков.
Рейлинг - отличный способ для хранения инструментов на кухне. Его использование позволяет сэкономить и упорядочить рабочее пространство.
482 руб
Раздел: Крючки, держатели для полотенец, доски для записок
 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

Денежная единица - швейцарский франк. ЛИХТЕР (голл. lichter) - несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке-разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут войти в порт. ЛИХУДЫ Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) - деятели русского Просвещения, братья, греки, учились в Италии. С 1685 в России, преподаватели Славяно-греко-латинской академии и других школ. Учебники, словарь, проповеди. Переводчики военных и исторических сочинений. ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА - см. Апатриды. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - русский, украшенный 16 тыс. миниатюр, 10 тт., ок. 9 тыс. листов. Составлен в 60-х гг. 16 в. Охватывал период "от сотворения мира" до 1567. ЛИЦЕВОЙ НЕРВ - седьмая пара черепных нервов у позвоночных животных и человека; содержит двигательные и чувствительные нервные волокна. У человека иннервирует мимическую мускулатуру, слезные и слюнные железы, слизистую оболочку языка, неба, полости носа и верхнего отдела глотки. ЛИЦЕВЫЕ РУКОПИСИ - рукописи, украшенные миниатюрами

скачать реферат Юганский заповедник

Самыми обычными представителями дневных хищников являются перепелятник и чеглок. Достаточно обычны – осоед, полевой лунь и обыкновенный канюк. Тетеревятник чаще встречается в зимнее время и на пролете осенью. В летнее время встречи с ним редки. На пролете обычным видом является зимняк и дербник. Известен залет кобчика.Отряд Совообразных на территории заповедника представлен 7 видами. Филин – самая крупная сова – включен в последнее издание Красной книги России. В последнее время самыми обычными совами являются бородатая неясыть и мохноногий сыч. Длиннохвостая неясыть немногочисленна. Самая маленькая сова – воробьиный сыч, достаточно обычен. Самой малочисленной совой является ястребиная. Болотная сова, совершающая регулярные сезонные миграции, очень подвержена колебаниям численности. Рыбы На территории заповедника отмечено постоянное обитание 10 видов рыб, и еще 2 вида изредка регистрируются в прилегающих районах. В различных водоемах заповедника встречаются щука, окунь, ерш, плотва сибирская, язь, елец, золотой и серебряный караси, а также пескарь и гольян.

 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в Повести временных лет" связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов. "ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ" (17 в.) - русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь. Судьба безымянного молодца определяется не только заветами рода, "домостроевскими" уставами и промыслом Божиим, но и личной свободной волей, что характерно для эпохи перестройки средневековой русской культуры в 17 в., как необычное для прежней литературы теплое сочувствие автора к падшему молодцу. Повесть полуфольклорная и полукнижная: в традициях народных песен о Горе и "покаянных стихов" (см. о них в ст. Духовные стихи). "ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ" (17 в.) - русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь

скачать реферат Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

Субъекты Российской Федерации, в частности, входящие в Ассоциацию «Черноземье», активно участвуют в работе по созданию соответствующей норматив­ной базы. Размещение машиностроительного комплекса отличается крайней неравномерностью и сосредоточено, в основном, в Воронежской обла­сти, также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности. Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение. Это относится к производству огнеупоров (Семилуки Воронежской области). Мощность завода 1500 тыс.т, продукция — глина огнеупорная, потребители: металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы. Строительная промышленность Черноземья базируется на комплексном использовании вскрышных пород при разработке железных руд курской магнитной аномалии, наличии крупных ресурсов сырья и использовании шлаков металлургического производства. В состав Оскольского металлургического комбината входит Объединение строительных материалов и бытовой техники, которое включает четыре завода и является одним из самых мощных комплексов Европы по выпуску изделий из керамики.

скачать реферат Дмитрий Донской

История Руси тесно связана с именем великого князя Московского Дмитрия Ивановича, получившего прозвание Донского за славную победу над Мамаем в Куликовской битве. Это величайшее событие вдохнуло новые силы и надежды в сердца русских людей, поразило воображение современников и потомков. Москва показала себя политическим лидером Руси, князь вождем национального значения. О других свершениях князя повествуют произведения, летописи и сохранившиеся грамоты тех далеких времен, таких как: «Задонщина”, “Повесть о побоище на реке Пьяне”, “Повесть о битве на реке Воже”, “Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича”, “Летописная повесть о Куликовской битве”. Прожив всего неполных четыре десятка лет, Дмитрий Иванович многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца дней своих он непрерывно в походах, заботах, хлопотах. Приходилось бороться и с Ордой, и с Литвой, и с русскими соперниками за власть, политическое первенство. Глава 1. Детство Дмитрия. Князь Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 году в семье Ивана Ивановича Милославского, прозванного также Красным (1353-1359), среднего сына великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, и княгини Александры, вероятнее всего, сестры тысяцкого Василия Васильевича Вельяминова, который фактически имел полномочия московского градоначальника.

скачать реферат Культура эпохи средневековья

Макарий и его книжники составили «Великие Четьи-Минеи» - грандиозный свод из «житий» русских святых, богословских сочинений, церковных уставов. Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры – не кто иной, как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Михайлович Курбский. Первый из них в послании ко второму защищает незыблемые, с его точки зрения, устои «самодержавства», по существу – деспотии восточного склада. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царём, разоблачает его поведение, террористические методы правления в целом. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. С осуждением говорится о действиях Василия III в пору окончательного присоединения Пскова к России (1510 г.) в летописном своде 1567 г. Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах – в новгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г.). Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» (1580-е годы, автор – Василий, псковский иконописец).

скачать реферат История России

Поправки и восстановления текста всегда носят субъективный характер, что неоднократно можно встретить в предшествующих изданиях летописи. По этой же причине не были раскрыты титла. Восстановления из других списков вносились в квадратных скобках с особой оговоркой в примечаниях. Крупные пропуски печатались с особым отступом от края границы. Издание осуществлено с употреблением гражданского шрифта, дополненного буквами церковно-славянского алфавита: ~, e, ", #, w, ^, o, r, q, u, ї. Московский Летописный Свод Уваровский список Уваровский список представляет собой рукопись форматом в 1/4 листа, на 472 листах. Написана несколькими полууставными почерками первой половины XVI в. В настоящем своем виде не имеет переплета. По водяным знакам данный документ датируется 1492-1539 гг. Рукопись носит черновой характер: большинство заголовков внесено в ее текст после переписки основной части. Начало и конец Уваровского списка утеряны и в издании (Полное Собрание Русских Летописей. Московский летописный свод конца XV в. М.-Л. 1949) замещаются по Эрмитажному списку.

Кислородный отбеливатель "Shabondama", 750 г.
Средство обладает дезодорирующим и антибактериальным действием. Гранулы отбеливателя прекрасно растворяются благодаря воздушной структуре.
375 руб
Раздел: Отбеливатели
Фоторамка "Poster red" (30х40 см).
Рамка настенная может располагаться как вертикально, так и горизонтально. Для фотографий размером: 30х40 см. Материал: пластик.
342 руб
Раздел: Размер 30x40
Набор детской посуды "Авто", 3 предмета.
Набор посуды для детей включает в себя три предмета: суповую тарелку, обеденную тарелку и кружку. Набор упакован в красочную, подарочную
397 руб
Раздел: Наборы для кормления
скачать реферат Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения

Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому,  что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала. "Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,  в битву на Куликовом поле,  Где одержана была великая победа над татарами. Кроме изображений типа "Умиление",  многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,  которые назывались "Одигитрия",  что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",  Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,  обращенном к сыну.  Иногда "Богоматерь Одигитрию",  называют "Богоматерь Смоленская".  Дело в том,  что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

скачать реферат Культура России X-XIIвв.

До нас дошли три житийных памятника, посвященных Борису и Глебу: 1) летописная повесть под 1015 г.; 2) "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора Летописца (кон. XI в.); 3) "Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба" неизвестного автора той же эпохи. Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей, павших в междоусобной борьбе за власть, а не за веру, и возникает вопрос — в чем же новая церковь и новообращенный русский народ видели святость и смысл их христианского подвига? Безусловно, в житиях святых присутствует морально-политическая идея — утверждение права родового старшинства и дается практический образец для подражания. Однако при более внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой,выступает идея добровольного страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от героического мученичества, столь характерного для древних византийских святых. "Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа" (Г. Федотов). Образ страдающего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, и отражение евангельского света виделись русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев.

скачать реферат Искусство древней Руси

Существует летописное известие, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя "Владимирская" она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо- восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость. Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала. "Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, где одержана великая победа над татарами.

скачать реферат Культура Киевской Руси

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями. В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XIIвв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести. Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XIIв.

скачать реферат Культура Руси

Позднее, уже в пору существования летописей к ним при соединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских князей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни — его «Поучение детям». Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями. Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого.

Глянцевая бумага для струйных принтеров "Lomond", 50 листов, А4.
Глянцевые фотобумаги наилучшим образом передают яркие, насыщенные цвета с множеством оттенков и цветовых градаций. Покрытие бумаги:
378 руб
Раздел: Фотобумага для цветной печати
Беговел "Funny Wheels Basic" (цвет: зеленый).
Беговел - это современный аналог детского велосипеда без педалей для самых маленьких любителей спорта. Удобный и простой в
2550 руб
Раздел: Беговелы
Органайзер подвесной "Тролли", 64 см, 5 карманов.
Органайзер подвесной, 5 карманов 13x15 см. Высота: 64 см. Материал: полиэстер 600 ден.
317 руб
Раздел: Подставки, лотки для бумаг, футляры
скачать реферат Лекции по культурологии

В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство. В условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей древнерусской культуры: архитектуры (преимущественно храмовой), иконописи, музыки (в частности, хоровой), летописания, литературы, естественнонаучных представлений. Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в Западной Европе. Более того, сама раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и другие со своими архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, не выходящими за пределы общекультурного единства и национального своеобразия.

скачать реферат Культура Древней Руси

Летописец, создавая собственную историю, никогда не забывает о движении истории и ее мировых масштабах: либо повесть начинается с упоминания о главных событиях мировой истории (как она понималась в средние века: о сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении и т. п.), либо повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории. Так, например, автор «Сказания о Борисе и Глебе», прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира. Обширные рукописи, в состав которых входят «исторические» произведения: многотомные Великие четьи-Минеи (т. е. чтения, расположенные по месяцам года), летописные своды, прологи. Златоусты, измарагды, хронографы, отдельные сборники — все это свидетельствует о том чувстве величия мира, которое промялись выразить древнерусские книжники во всей своей литературе. Летописи же периода усобиц поддерживали идею единства, патриотический настрой за всю Русскую землю. В летописях начала ХIII в. ощущается присутствие страшной беды, будущих «неслыханных ратей», «безбожных», «неизвестного имени».

скачать реферат Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце. И тем не менее Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых (князь Владимир Святославович тоже был канонизирован, но не как былинный герой). В православных календарях до сего дня 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников. Сейчас уже вряд ли можно установить, как, каким образом произошла канонизация былинного героя . Что это – еще одна «материализованная» легенда, каких возникало немало во все времена и у всех народов, случайное совпадение имен или же рядом с Нестором и Алимпием, преподобными мучениками Феодором и Василием, Авраамием Трудолюбивым и Онуфрием Молчаливым, златарем Евстафием, старцем Ефремом, в историческом бытие которых никто не усомнится , действительно был погребен в ХII веке богатырь Илья Муромец?. Ничего невероятного. неправдоподобного , а тем более сверхестественного, в таком предположении нет.

скачать реферат Русская культура 9-13 вв.

При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и поповых детей", были созданы первые школы для девочек. Общественно-политическая мысль и литература Острая публицистичность древнерусской литературы позволяет рассматривать многие литературные произведения одновременно как памятники общественно --политической мысли. Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Наиболее Значительным памятником в этом жанре является "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала, есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI в., не дошедшие до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры X в., фрагменты византийских хроник. Древнейшее из известных нам произведений русской литературы - "Слово о законе и благодати", написанное будущим митрополитом Илларионом между 1037 и 1050 гг.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.