![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Познание как предмет философского анализа | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере. Постмодернизм представлен современными: Pпостструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр); Pпрагматизмом (Р. Рорти). Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум общение людей, а главное в нем интересы личности, «собеседника». Постмодернист, французский философ Жак Деррида один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее
Основу всех трех “Критик” составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - “вещах в себе”. Познание наше начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант - материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант - идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания “о вещах в себе”. Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию “вещей в себе”. И. Фихте Для И. Фихте подлинным бытие является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека. В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему.
Что же отрицает позитивизм? Во-первых, объективную реальность как предмет философского анализа, а во-вторых, научное знание как предмет философского исследования. Таким образом, речь идет о полной ликвидации предмета философии вообще. Наука как объект философского исследования изучается многими отраслями знания, но это не отменяет необходимости ее философского рассмотрения. Анализируется же наука философией как бы в двух ракурсах – методологическом и мировоззренческом. Методологический анализ науки затрагивает такие проблемы, как диалектику соотношения объекта и предмета науки; внутреннюю логику, преемственность, закономерности развития науки; соотношение эмпирического и теоретического уровней, категорий и законов, форм и методов познания (частных, общих, всеобщих); научную картину мира, стиль мышления; объективность знания (теории, научной истины). Мировоззренческий анализ науки сосредоточивается на проблемах, связанных с факторами социокультурной детерминации науки, – материальное производство, техника, технология, научно-технический прогресс; экономические отношения; социально-политические, философские, нравственно-эстетические, идеологические факторы
Различен итог производства - материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания является предметная практическая деятельность.
Между тем Демокрит не только был равен по стилю Платону, но, как показали новейшие исследователи, Платон в "Тимее" был не чужд заимствованиям из Демокрита (хотя Платон нигде его и не упоминает). Аристотель же часто его упоминает, многое от него заимствует и говорит о нем в тоне глубокого уважения. Обращает внимание обилие сочинений Демокрита по "мусическим" вопросам. Следовательно, Демокрит - автор самых ранних теоретических трактатов об искусстве91. По Диогену Лаэрцию, им написаны (А 33): "О ритмах и гармонии", "О поэзии", "О красоте слов", "О благозвучных и неблагозвучных звуках", "О Гомере, о правильности языка и темных словах", "О песне", "О глаголах", "Словарь" (Onomasticon). Среди сочинений об "искусствах" (Technica) Диоген указывает также "О живописи", а среди математических "Перспективу" (ActinographiC), которую Витрувий (В 15) приписывает Демокриту (об этом, а также о трактате ecpetasmata см. ниже). Согласно Цицерону (Маков. 40), Демокрит "выражал свои мысли красиво", и его сочинения были в древности одним из постоянных предметов философского анализа (Маков. 41). 2
Итак все в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее. 44.Познание как предмет философского анализа. Чувственное познание и его формы. Сенсуализм.Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура? Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром.
Реферат Тема: Проблема познания мира в философии СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 2 СУБЕКТ И ОБЕКТ ЗНАНИЯ 3 СТРУКТУРА ЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ 4 МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания. Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. На них уже зиждутся более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Человек и общество в русской религиозной философии. 2.Аборт как этическая проблема. Билет №28 1. Классические традиции в современной философии. 2.Донорство. Билет №29 1. Становление и периодизация русской философии. 2.Трансплантация органов и тканей. Билет № 30 1. Человек и общество в русской религиозной философии. 2.Медицинское вмешательство в репродукцию человека. Билет №31 1. Философия русского космизма. 2.Искусственное оплодотворение. Билет №32 1. Категория бытия в философии. 2.Искусственный аборт. Билет №33 1. Категория материи в философии. 2.Условия медицинского вмешательства. Билет №34 1. Системность организации материи. 2.Человек как объект для проведения научных исследований. Билет №35 1. Самоорганизация материи. 2.Развитие философии в XX веке. Билет №36 1. Структурные уровни организации материи. 2.Философия экзистенциализма (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс). Билет №37 1. Принципы диалектико – материалистического анализа действительности. 2.Происхождение человека. Основные философские теории. Билет №38 1. Категории диалектики. 2.Сущность человека. Билет №39 1. Законы диалектики. 2.Попытки классификации человека. Билет №40 1. Человек как предмет философского анализа. 2.Классификация типов человеческой психики по Клавдию Галену. Билет №41 1. Антропосоциогенез. 2.Психологическая направленность личности (экстраверты и интроверты). Билет №42 1. Диалектика биологического и социального в человеке. 2Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Билет №43 1. Сущность и особенности познания. 2.Потребности личности. Билет №44 1.Структура бытия общества. 2.Личность как социальная система.
Кто делает на авось, у того всё хоть брось. Тяп - ляп не выйдет корабль. Где тонко, там и рвется. Велик телом да мал делом. “Акуля, что шьешь не оттуля?”- “А я матушка, еще пороть буду”. Сделал муж дверцы - ни вон, ни в избу. Вражда бабе с мешком, что не ходит он пешком. ПОЗНАНИЕ, КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Ученье - свет, а не ученье - тьма. К мягкому воску печать, к молодому - ученье. Красна птица пером, а человек - ученьем. Корь ученья горек, да плод его сладок. Век живи ,век учись. На всякого мудреца довольно простоты. Чему с молоду не научился, того и под старость не будешь знать. Кто грамоте горазд ,тому не пропасть. Знание - дело наживное. Веревка крепка повивкой, а человек знанием. Знания не кошель: за плечами не носить. Знания никому не в тягость. Кабы все знал, так бы не учился. Грамоте учиться всегда пригодится. С грамотой вскачь ,а без грамоты хоть плачь. За ученого двух неученых дают, да и тех не берут. От умного научишься от глупого разучишься. Неразумного учить в бездонную кадку воду лить.
Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее. Познание как предмет философского анализа. Чувственное познание и его формы. Сенсуализм. Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура? Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственым источником знаний (Гоббс, Локк). Чувственное познание является начальным этапом познания.
Материальное и идеальное. 31. Идея развития и модификации её философского воплощения. 32. Категории, принципы и законы развития. 33. Дух как субстанция. Атрибуты духа. 34. Детерминизм, виды детерминизма. Индетерминизм. 35. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке. 36. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 37. Человек и деятельность. Виды и специфика человеческой деятельности. 38. Человек в системе социальных связей. Свобода и ответственность как условие существования личности. 39. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. 40. Ценностные ориентации человека. Природа ценностей и их основные виды. 41. Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики. Проблема идеального. 42. Концепция бессознательного. 43. Познание как предмет философского анализа. Сущность и виды познания. 44. Проблема структуры познания. Рациональное и чувственное познание. 45. Проблема истины. Критерий истины. 46. Научное познание, его сущность и специфические характеристики. 47. Структура, формы и методы научного познания. 48. Современная наука, её характеристики и роль в обществе. 49. Общество как система. Структура общества. 50. Философское понимание культуры.
Познание как предмет философского анализа Введение Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
смотреть на рефераты похожие на "Познание как предмет философского анализа" КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии РЕФЕРАТ на тему: Познание как предмет философского анализа Исполнитель: Аспирант КГТУ Каф. ПДМ Казань 1999 Введение Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.
смотреть на рефераты похожие на "Познание мира" Министерство Образования Российской Федерации Читинский Горный техникум РЕФЕРАТ тема: «Познание мира» Выполнил: Чита – 2004 Содержание 1. Познание как предмет философского анализа 3 2. Зарождение гносеологической проблематики в античной философии .5 3. Новое время: эмпиризм или 4. Гносеологическая проблематика в русской философии .11 Список литературы . .12 1. Познание как предмет философского анализа Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет собой «нечто диалектическое», развивающееся по определенным законам.
ДЛя БИОЛОГИИ ЭТА ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНА В СИЛУ ТОГО, чТО БУКВАЛЬНО ЛАВИНООБРАЗНЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИя ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ СОПРОВОЖДАЕТСя МУчИТЕЛЬНЫМ ПОИСКОМ ТЕОРЕТИчЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИХ ОБОБЩЕНИя, ОПРЕДЕЛЕНИЙ САМОГО ТИПА ТЕОРЕТИчЕСКОГО ЗНАНИя И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИя ТЕОРЕТИчЕСКОЙ БИОЛОГИИ. В СВяЗИ С ЭТИМ АКТИВИЗИРУЕТСя ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО И РАЗЛИчНОГО В ТЕОРЕТИЗАЦИИ ТАКИХ СФЕР ПРИРОДОВЕДЕНИя, КАК ФИЗИКА И БИОЛОГИя. РАСШИРЕНИЕ КОНТАКТОВ С ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ И ОБЩЕЕ ВОЗРАСТАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ПРАКТИчЕСКОЙ РОЛИ БИОЛОГИИ ТАКЖЕ СУЩЕСТВЕННО ДЛя ЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИя. СОВОКУПНОСТЬ ВНУТРИНАУчНЫХ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ, А ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИя БИОЛОГИИ ДЕЛАЕТ ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИя ТЕОРЕТИчЕСКОГО И ЭМПИРИчЕСКОГО ЗНАНИя ВАЖНЕЙШИМ ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.Следует отдавать себе отчет в том, что анализ специфики теоретического и эмпирического в биологии нуждается в некоторой совокупности средств исследования, адекватных поставленной задаче. Предпосылочное суждение о существовании этой специфики направляет выбор средств, призванных обосновать эту специфику. Помимо анализа готового биологического знания, крайне важно постоянно обращаться к процессу его получения, к уровню научно- исследовательской деятельности.Многофакторный и многоуровневый характер научной деятельности в биологии имеет такие разнородные, гетерогенные философские основания, которые объединяются общей целью познания сущности жизни и ее эволюции на пути постоянного возникновения и разрешения противоречия между средствами и целью познания.Биология, как никакая другая природоведческая наука, обнаруживает непосредственную зависимость решения той или иной проблемы от мировоззренческой позиции ее исследователей.
Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начинается область философии. Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры. Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема "цивилизации". Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены.
Может быть, наше обыденное мышление действительно имеет скрытую структуру, которую можно обнаружить с помощью методов философского анализа. Но если именно в этом состоит задача аналитической философии, то, значит, она не имеет никакого отношения к наиболее развитым формам мышления, а занимается изучением только самого простого и банального — обыденного — мышления. Согласно Стросону, предметом философского анализа должна быть структура, необходимо присутствующая во всяком человеческом мышлении, научном и обыденном, теоретическом и дотеоретическом. Но позитивная философия анализа, продолжает он, вовсе и не предлагает ограничиться изучением структуры только обыденного мышления. Такое обвинение было бы напрасным наветом и означало бы лишь то, что обвинитель плохо представляет себе отношение между обыденным и научным мышлением. Между ними нет резкой грани. Любой ученый, даже действуя в рамках своей частной дисциплины, вынужден использовать и такие понятия, область применения которых шире области его специализации и которые на самом деле вовсе не являются специальными (например, понятия объяснения, подтверждения, доказательства, заключения, события, факта, свойства, предмета, гипотезы, основания, теории и многие другие).
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО – АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ ВВЕДЕНИЕ Проблема взаимосвязи теоретического и эмпирического знания остается одной из самых сложных в естествознании, а также в разработке ее философских оснований. Для биологии эта проблема актуальна в силу того, что буквально лавинообразный процесс накопления экспериментальных данных сопровождается мучительным поиском теоретических принципов их обобщения, определений самого типа теоретического знания и перспектив развития теоретической биологии. В связи с этим активизируется исследование общего и различного в теоретизации таких сфер природоведения, как физика и биология. Расширение контактов с гуманитарными науками и общее возрастание социально-практической роли биологии также существенно для ее самоопределения. Совокупность внутринаучных, междисциплинарных, а также социально-культурных факторов развития биологии делает проблему соотношения теоретического и эмпирического знания важнейшим предметом философского анализа. Следует отдавать себе отчет в том, что анализ специфики теоретического и эмпирического в биологии нуждается в некоторой совокупности средств исследования, адекватных поставленной задаче.
![]() | 978 63 62 |