![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Проблема научности философии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Джамбаттиста Вико: жизнь и творчество Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 г. в семье скромного библиотекаря. Получил хорошее воспитание, подкреплённое серьёзным и систематическим самообразованием. Много писал, однако неудачная судьба книг, завистливое отношение коллег-профессоров, не принимавших его философские взгляды, болезнь дочери, тревога за сына, совершившего преступление - всё это подточило и без того слабое здоровье. Со словами: "Сын мой, спаси себя", - в момент исполнения судебного решения о тюремном заключении философ навсегда простился с сыном. Со словами покаяния перед Небом и Ботом в январе 1744 г. 76 лет от роду Джамбаттиста Вико ушёл из жизни 69. Концепция истории в философии Вико Во время Вико, история не считалась серьёзной наукой, которую следует внимательно изучать. Она трактовалась как школа морали, проблемы научности её деталей не возникало, ведь что за наука - мораль? Вопреки всем Вико объявил: история не наука, но может и должна ею стать. Вико, как основоположник историзма, хотел показать, что исторический процесс носит объективное значение и имеет провиденциальный характер
Для решения поставленной цели были проанализированы данные нашей и зарубежной литературы по проблеме. Композиция работы определяется ее целью и задачами и отражает основные этапы исследования. ГЛАВА 1. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ1.1 Место философии в общей системе знаний и жизни человека и обществаФилософия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения: Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания; философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки; Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического); Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.
История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути естественных наук. Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания и т.д
Этот идеал выдвигался в контексте указаний И.Канта, что «для разума бесконечно важно не упускать из виду механизм природы в ее порождениях и при объяснении их не пренебрегать им, так как без него невозможно проникнуть в природу вещей»13. Мысль И.Канта определенно стремилась преодолеть ею же поставленные агностические пределы. Заключение Философия И.Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. И.Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.
Шестов в "Странствованиях по душам" заметил, что на самом-то деле материя - самая покорная, поддающаяся человеку сущность, вся беда, все трагедии человечества не в ней, а в идеях. "Самый страшный враг всего одушевленного не косная материя... самый страшный и беспощадный враг - это идеи, - подчеркивал он. - С идеями, и только с идеями, нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира" (Шестов Л. "Странствования по душам" // "На переломе. Философские дискуссии 20-х годов". М., 1990. С. 382). Но дело даже не в этом, а в том, что понятие "материя", как и всякое понятие, постоянно меняется, оно уже другое; другим становится и "дух". И не во встречном ли движении друг к другу они способны одолеть свою "инертность" и "косность"? На этом пути ни материализм, ни идеализм ничего не теряют из своего существа, но, очищаясь еще от одного мифа, способны в более достойных формах полемизировать друг с другом. Кстати, о гносеологическом основании полемики. Нет, наверное, ни одной сколько-нибудь существенной проблемы в философии, по которой не имелось бы столкновений позиций среди специалистов
Взор представителей естественных наук направлен "во вне", к внешнему, к существующим независимо от нас объектам. А философ свое внимание направляет не только к внешнему, но и к человеку, к тому, кто познает внешнее.Следовательно, философия направлена как на внешние объекты, так и на познающий эти объекты субъект. К тому же так, что для философии внешние объекты и человек, как объект познания, не являются объектами одного порядка. Если бы это было так, то тогда философия была бы наукой того же типа, что и любая частная, "точная" наука. Поэтому, ввиду специфичности философского знания, понятия точности и достоверности для философии должны иметь другой смысл, чем для естественных наук. Философия является мировоззрением. Это, означает то, что философия отражает место человека в мире в ту или иную эпоху. Задачей философии является анализ эпохи: анализ эпохи подразумевает ответы на те проблемы, которые возникают перед людьми на том или ином уровне развития. Научность философии как мировоззрения, в отличие от частных наук, заключается именно в том, насколько правильно поняты основные требования эпохи, те злободневные проблемы, которые имеют особое значение для людей.
Но ситуация не столь безнадежная как может показаться на первый взгляд. Понятное стремление философов отыскать себе нишу для продолжения той деятельности, которая, не смотря на весь скепсис и разочарование продолжает оставаться востребованной, дабы спокойно есть свой хлеб, не опасаясь подвергнуться критике со стороны научной номенклатуры и практических деятелей науки, не должно вводить в заблуждение и заставлять заранее признавать поражение. Не стоит рассматривать научность в философии и как пережиток тоталитарного устройства нашего государства. Надо попытаться подойти к решению этой проблемы непредвзято, без заранее готового ответа, что порою невозможно как в силу психологических причин, так и причин заложенных в традициях постановки и решения философских задач. Попытаемся дать такую непредвзятую оценку в вопросе о научности философии. Альтернативной точкой зрения будут выступать представления о философии как о мировоззрении, изложенные в статье А.Л. Никифорова «Философия как личный опыт». Основными стимулами к пересмотру статуса философии являются по его мнению искусственность онаучивания философии посредством введения в ее структуру методов частных наук, влияние идеологии, сложность существование философа в рамках действия научных критериев, что сдерживает его свободу творчества, а так же естественно трудности обнаружения научного содержания в ее результатах, то есть в продуктах деятельности самих философов.
Что такое искусство? (стр. 23) 18. Проблема происхождения, сущности и функций религии. (стр. 26) 19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравс- твенности. (стр. 27) 20. Проблема морали как специфического способа освоения действительности. (стр. 29) 21. Проблема морального выбора личности. (стр. 31) 22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности. (стр. 33) 23. Проблема добра и зла. (стр. 35) 24. Проблема многообразия и специфики способов освоения мира. (стр. 35) 25. Глобальные проблемы современности. (стр. 36) Литература (стр. 38) - 1 - 1. Проблема научности философского знания. Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизи- тельно переводится как "любовь к мудрости". В действительнос- ти древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".Если бы в представлении Плато- на, закрепившего в европейской терминологии слово "филосо- фия", философ был просто мудрецом или любящим мудроствовать, он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец.
смотреть на рефераты похожие на "Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании"Московский Государственный Строительный УниверситетСообщение (доклад) на тему: «Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.»Студент: . . ПГС -2 - 16 Преподаватель: Панченко Н. И.МОСКВА 1997 годЛИТЕРАТУРА:П. С. Гуревич «Философский словарь» «Олимп» 1997 г. С. И. Иваненко «Наука и Православие» «Московский Рабочий» 1984 г. Сообщение на тему «Проблемы научности философского мировоззрения. Философия и наука. Функции философии.» Автор не известен.Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании Религия. Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители.
Интересно, что чеховскую иронию Рейфилд толкует как “циничное отречение” и “смирение перед судьбой, свойственное греческой трагедии”, близкой С. Беккету. В описываемой книге комментируется такая важная проблема экзистенциальной философии и, соответственно, одна из основных проблем, решаемых в искусстве абсурда, как проблема времени. Автор ее находит у Чехова ощущение временности, конечности человеческой жизни, являющейся аномалией в “мертвом космосе”, где нет высшего, “божественного” начала. В этом бессмысленном мире человек должен сам преодолевать абсурдность космоса, отсюда – восхищение писателя сильными личностями. Рейфилд уподобляет мир Чехова некоему “кафкианскому миру”. По его мнению, почти все чеховские герои живут в “замкнутом пространстве”, без воздуха и страдают клаустрофобией, им некуда деться друг от друга, им некуда уйти . 1.2. Тема власти вещей над человеком. “Описать вот этот, например, стол , - говорил Чехов, - гораздо труднее, чем написать историю европейской культуры”. Во многих произведениях Чехова в центре сюжета стоит не человек, а вещь. Мир вещей составляет очень важный уровень в художественной структуре писательского миропонимания.
В период «оттепели» возникли новые литературно-художественные журналы («Юность», «Молодая гвардия» и др.), новые театры. В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боявшиеся говорить правду о жизни. В хрущевское десятилетие в СССР успешно развивалась и наука. Позиции нашей страны в области фундаментальных исследований, в физике, математике и особенно в освоении космоса были признаны всем миром. Определенные успехи имели место и в гуманитарных науках. На страницах специальных, общественно-политических журналов печатались статьи по острым проблемам истории, философии, велись научные дискуссии. Все это способствовало развитию общественной мысли, а также поднимало престиж российской науки за рубежом. Но уже в начале 60-х «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате. Значение «оттепели» в жизни советского общества трудно переоценить. Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 80-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными».29. «Годы застоя» в СССР (1965-1985): политический консерватизм, советская номенклатура, кризис «развитого социализма», феномен диссидентства в СССР.
Поэтому и формы искусства, коль скоро они суть формы прекрасных вещей, представляют собой формы вещей, каковы они в боге или каковы они сами по себе, и так как всякое конструирование есть представление вещей в абсолютном, то конструирование искусства есть по преимуществу представление его форм, каковы они в абсолютном, и тем самым универсума, как абсолютного произведения искусства, таким, как он в вечной красоте построен в боге” . Для Шеллинга характерна мысль о внутренней изоморфности искусства и органической жизни (это наиболее заметно в его анализе живописи, скульптуры и архитектуры). Разум, по Шеллингу, непосредственно объективируется в организме. То же происходит и в процессе художественного творчества. Ведь гений творит подобно природе. В сущности творческий процесс представляется Шеллингу как процесс неосознанный, иррациональный, неуправляемый, хотя философ и высказывает разные оговорки на этот счет.3.4. Искусство и мифология Большое место в “Философии искусства” занимает проблема мифологии. Философ полагает, что “мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства” . Проблема мифологии связывается у Шеллинга с установкой на выведение искусства из абсолюта.
Главными составными частями «Органона» являются «Первая аналитика», где открывается и исследуется силлогическая форма рассуждения и вывода, и «Вторая аналитика», где говорится о доказательстве и его началах. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Уже Платон заметил психологический аспект проблемы возникновения философии. Согласно ему, «изумление есть начало философии». Эту мысль далее развивает Аристотель. Люди начали философствовать, по его мнению, избегая незнания. Но для этого надо было это незнание осознать. А на это осознание их наталкивает чувство изумления. Поэтому-то и можно говорить, что философия возникла благодаря удивлению и существует она потому, что все еще рождаются способные удивляться люди. «Вследствие удивления и теперь, и впервые начали философствовать», - говорит Аристотель. Но на этом он не останавливается. Само по себе удивление еще не творит философию. Миф тоже слагается из удивительного, поэтому человек, любящий мифы, в некотором смысле «философ». Но если миф кончается удивлением, то философия с него начинается: она снимает удивление, открывая причины удивительного, после чего оказывается, что ничего удивительного нет, и было бы удивительно, если бы дело обстояло наоборот.Политика Политические взгляды Аристотеля изложены в «Политике», примыкающей к его «Этике».
Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»Выполнил студентДневной формы обученияСпециальности менеджмент организации Специализации предпринимательство 2 курса 1 группы , Новгородцев А. А.Руководитель работы Крицкая Н. Л. Москва 2002 г. Содержание О Платоне 2 «Государство». Введение. 4 Теория идей. 6 Идеальное государство. 8 Заключение. 12 Список литературы 13О Платоне Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон. Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, его утопия, которая была самой ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания. Нижу будет рассмотрен вопрос построения идеального государства. Платон родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э. Его настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность).
Бердяев приветствовал народный характер Февральской революции и вел большую пропагандистскую работу по предотвращению “большевизации” революционного процесса, с тем чтобы направить его в “русло социально-политической эволюции”. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. В советский период жизни Бердяев создал в Москве Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемам религиозной философии истории, которые составили основу книги “Смысл истории”. В 1922 году Бердяев наряду с другими видными деятелями русской культуры был насильственно выдворен за пределы страны. В 1922 - 1924 годах жил в Берлине. Выход в свет его эссе “Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы” (1924) принес Бердяеву европейскую известность. В 1924 г. Бердяев переехал в Кламар под Парижем, где прожил до конца своих дней. В условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики, религии, философии истории и философии личности. Писатель вел активную творческую, общественно-культурную и редакционно-издательскую работу, включался в различные общественно-политические и общественно-церковные дискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связь русской и западноевропейской философской мысли.
Но: Наука имеет дело с истинами и заблуждениями, а философия – не имеет. Научные знания опровергаемы, а любая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Философия не опирается на эксперимент. В ней большое значение имеют интуиция и жизненный опыт человека. В философии не может быть математики. Философия стремится к умозрению. Ф. творит некие идеальные миры, пытается обсуждать проблемы абсолюта.Философия близка религии, этике, искусству. Ф. имеет дело с ценностями. Ф. обладает значимостью. Ф. можно сопоставить с искусством: произведения философов уникальны (философские концепции, системы, воззрения, идеи и т. п.). Каждая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Ее, как и в искусстве (или религии), надо принимать или не принимать, сообразуясь со вкусом. Но: Отличие философия от религии: рациональный подход. 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).Первобытное состояние характеризуется синкретизмом (нерасчлененностью, целостностью): там нет расчленения личности и общества (индивида и рода), материальной и духовной жизни (танец – преддверие действия), нет религии как таковой (танец – это и религия и искусство, некоторое знание).Переход к цивилизации – преодоление синкретизма, появляется расчлененность: личность – общество, материальное производство - духовная жизнь, государство как организатор производства, сакральные ценности, религиозные организации.
Была даже создана небольшая анархистская библиотека. Открытые классы, которые вели члены группы «Свет», привлекли такое количество рабочих, что группа разработала новую, расширенную программу. Дом стал учебным центром, в котором существовали курсы по моделированию, личной гигиене, архитектуре, химии, арифметике, физике, английскому и ис-панскому языкам, музыке, литературной композиции, ораторскому искусству, истории. Все классы работали по будням с 6 до 9 вечера; запись была открыта. По четвергам и воскресеньям в конце 1912-1913 гг. проводились специальные дневные сессии, обсуждавшие проблемы синдикализма, философии и экономики. Вечером в воскресенье работало ка-зино. В классах преподавали члены ассоциации граждан («независимой гражданской конфедерации») и члены группы «Свет» - П.Рольдан, А.Диас Сото-и-Гама, Рафаэль Перес Тэйлор, Х.Уитрон. Активисты группы работали внутри «Дома» как группа контроля бакунистского типа. В первую очередь, они концентрировались на образовательной програм-ме «Дома». Успех «Дома рабочих» в Мехико послужил примером для других городов страны. В марте 1913 г. возникла группа «Свет» в Монтеррее, которая с 1 апреля начала выпуск одноименной газеты.
В соответствии со своим характером каждый персонаж обладает определенными особенностями речевого поведения. Винни Пух никогда не лезет за словом в карман, он сочиняет стихи, наиболее гибок и успешен в конкретной речевой деятельности, но не понимает смысла длинных слов, обозначающих абстрактные понятия. Сыч, наоборот, погружен в языковую шизоидную абстрактность и совершенно не в состоянии поддерживать конкретный диалог. Поросенок все время говорит одно, а думает о другом (об Ужасном). Кролик пишет реляции, отдает распоряжения, всячески командует. Приведенный конспективный анализ является деконструкцией "Винни Пуха", поэтому сама постановка вопроса о том, содержится ли все это на самом деле в тексте Милна или придумано исследователем, является бессмысленной, потому что текст при таком понимании существуют только в диалоговом режиме с читателем и интерпретатором. Такова исследовательская стратегия постмодернизма. Список литературы Ревзин И. И. О субъективной позиции исследователя в семиотике // Учен. зап. Тартуского ун-та. - Тарту, 1971. - Вып. 266. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии. искусства. - М., 1985. Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. - М., 1979. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // Винни Пух и философия обыденного языка / Пер. с англ. Т. А. Михайловой и В. П. Руднева. Аналитич. статьи и коммент. В. П. Руднева. - М., 1996.
![]() | 978 63 62 |