![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Русское философское движение в России в XVIII веке | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Косвенно цитируя высказывания Сталина от 1934 года «Петр был Петр, Екатерина была Екатерина», учебник Шестакова уделял беспрецедентное внимание изучению знаковых фигур старого режима – от военачальников до представителей правящей династии. Московские властители – Иван Великий и Иван Грозный – олицетворяли собой государственное строительство, последний к тому же символизировал важность бдительности для предотвращения бунтов и мятежей. Многие элементы нарратива вращались вокруг темы обороны страны: от победы Александра Невского в 1242 году над тевтонскими рыцарями до изгнания из Москвы поляков Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в 1612 году. Симптоматичное в связи с новым акцентом на имена, даты и события внимание к периодизации и разделению на этапы исторического развития («Создание русского национального государства»; «Россия XVIII века — империя помещиков и купцов»; «Великая Октябрьская социалистическая революция в России» и т. д.) главным образом сводилось к оглавлению и не было отражено, что наиболее существенно, в самом нарративе
Тяжелая судьба Радищева дает ему право на исключительное внимание историков русского национального движения в XVIII веке - он, бесспорно, является вершиной этого движения, как яркий и горячий представитель радикализма. Секуляризация мысли шла в России XVIII века очень быстро и вела к светскому радикализму потомков тех, кто раньше стоял за церковный радикализм. Радищев ярче других, как-то целостнее других опирался на идеи естественного права, которые в XVIII веке срастались с руссоизмом, с критикой современной неправды. Но, конечно, Радищев в этом не одинок - он лишь ярче других выражал новую идеологию, полнее других утверждал примат социальной и моральной темы в построении новой идеологии. Но Радищева надо ставить прежде всего в связь именно с последней задачей - с выработкой свободной, внецерковной, секуляризованной идеологии. Философское обоснование этой идеологии было на очереди - и Радищев первый пробует дать самостоятельное ее обоснование (конечно, опираясь на мыслителей Запада, но по-своему их синтезируя).
Это имело свои существеннейшие проявления во всех отраслях философского исследования, но II помимо этого связано и со воем религиозным движением в России XIX-го века. Теократическая идея Церкви окончательно осознается, как идея преображения через внутреннее обновление человека. Освобождаясь окончательно от плененности мечтой о "священном царстве", церковное сознание в своих глубинах освобождает все творческие силы в человеке, но с охраной духовной целостности. Русская философская мысль XIX-го века будет еще не раз, часто с трагическим надрывом, вымучивать то, что уже оформилось в церковном сознании XVIII-го века, но благодаря тому, что в церковном сознании отошел в сторону церковно-политический соблазн, - этим открылся простор для "христианской философии" в точном смысле, т. е. для философии, вдохновленной христианством. Первое проявление этого движения находим мы в Г. С. Сковороде. 7. ГРИГОРИИ САВВИЧ СКОВОРОДА (1722 - 1794) примечателен, как первый философ на Руси в точном смысле слова. Изучение его философского творчества интересно и само по себе, но еще более интересно оно с исторической точки зрения
Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль на международной арене. Основные направление внешней политики Росси определились ещё в XVIII веке, когда она стала складываться как огромная евразийская империя. На западе Россия активно участвовала в европейских делах. После окончания венского конгресса (1815 год) основной задачей внешней политики России в Западной Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Николай I ориентировался на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 году Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушили революционные выступления в Дунайских княжествах. На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII века Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России Крыма.
В трактате о "Бессмертии" Радищев противоставляет рас суждения противников и защитников индивидуального бессмертия. Личные его симпатии склоняются в сторону положительного решения. В религиозных вопросах Радищев склоняется в сторону того релятивизма, который был характерен для про поведи "естественной религии" в XVII-ом и ХVШ-ом веках (но вовсе не деизма, как часто полагают, путая понятие деизма и доктрины "естественной религии") (53). - --------------------------------------(50) ibid. Стр. 157. (51) Ibid. Стр. 216. (52) Ibid. Стр. 261 (53) См.,наприм. Мякотина в статье о Радищеве в сборнике "Из истории русского общества". [102] 11. Мы закончили изложение философских взглядов Радищева. и можем теперь дать общую характеристику его мировоззрения и указать его место в истории русской философской мысли. Как ни значительна и даже велика роль Радищева в развитии социально-политической мысли в России, было бы очень неверно весь интерес в Радищеву связывать лишь с этой стороной его деятельности. Тяжелая судьба Радищева дает ему, конечно, право на исключительное внимание историков русского национального движения в XVIII-ом веке, - он, бесспорно, является вершиной этого движения, как яркий и горячий представитель радикализма
В этом, кажется мне, и заключается огромная важность нашего масонского движения в XVIII веке. В течении почти десяти лет от начала нового царствования масонство развивается сравнительно медленно, хотя и заметны кое-какие признаки стремления к более прочной организации ордена путём сношений с Германией: так, основанная в 1762 году ложа “Счастливого Согласия” получила признание и покровительство со стороны берлинской ложи. В это время почти везде проникли в Европу так называемые “высшие степени”, и это движение немедленно отразилось в России. Непосредственно после водворения в Германии тамплеерства, немецкая её форма под именем “Строгого наблюдения”, была введена и в Петербурге. Высшие степени этой системы, с их рыцарскими одеяниями и украшениями, пользовались среди русского дворянства большим успехом. Но среди лучшей части русской интеллигенции Строгое Наблюдение вызывало - 9 -совершенно отрицательное отношение. Поэтому ложи, принадлежавшие к тамплеерской системе, нередко вырождались в “шумные праздненства”. Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом.
Чудотворный образ Божией Матери находился в передовых отрядах войска. Ополчение совершило торжественный молебен и крестный ход с иконой Казанской Божией Матери в благодарность за избавление от врагов. Москва радостно праздновала освобождение, но до окончательного изгнания интервентов из страны было еще далеко. Польские и шведские оккупанты не отказались от своих намерений покорить русский народ. Освобождение Москвы было достигнуто прежде всего благодаря высокому моральному духу ратников народного ополчения, умелому руководству военными действиями Пожарским и Мининым, что нашло отражение как в общем замысле похода, так и в тактических приемах: четкое взаимодействие пехоты и конницы, фланговые удары, решительные контратаки. Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в России, послужило мощным толчком к освободительному движению по всей стране. 2. Взятие турецкой крепости Измаил Подлинной вершиной воинской славы Русской армии в конце XVIII века стал штурм сильнейшей турецкой крепости Измаил 11 (22) декабря 1790 года.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ РЕФЕРАТ ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ ТЕМА: ФИЛОСОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.Н. РАДИЩЕВА Работу выполнила: студентка І курса Работу проверил: МОСКВА 2007 Содержание Введение Философские взгляды А.Н. Радищева на развитие общества А.Н. Радищев и природа познания человека Заключение Список литературы Введение А.Н. Радищев (1749–1802) – крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Сложившееся с начала XIX века представление о нем как о выдающейся личности (страдальце за идеалы вольности) вылилось в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо «Путешествия из Петербурга в Москву» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр. Творчество А. Н. Радищева — одна из вершин литературы и общественно-политической мысли России XVIII века. Цель: изучить особенности философских взглядов А.Н. Радищева. Задачи: Раскрыть представления А.Н. Радищева о развитии общества Рассмотреть взгляды мыслителя на человека Изучить представления философа о природе познания Предмет исследования – философские взгляды А.Н. Радищева. Философские взгляды А.Н. Радищева на развитие общества А.Н. Радищев (1749 – 1802) – крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения.
Наряду с фактологической стороной, издание “Правила о пяти чинех архитектуры Иакова Бароция Девигнола” 1709 г. - событие культуры своего времени. Это позволяет рассматривать трактат не только с точки зрения его роли в формировании русской архитектурной теории начала XVIII века, но и как факт культурной политики царя-реформатора, составной частью которой была развернутая дидактическая программа. Одним из пунктов этой программы и стал первый “русский Виньола”. Означенный аспект - оценка появления первого, печатного перевода архитектурного трактата в России как учебника нового архитектурного языка и стал темой данного обсуждения. Отметим, за немногим более десятилетия требования к содержанию и внешнему виду переводимого источника существенно изменились. В этом движении от анонимной компиляции 1709 г. до узнаваемого оригинала 1722 г. симптом формирующейся тенденции - нарождающаяся отечественная архитектурная теория, исходным событием которой стал маленький “русский Виньола”, сделала свой первый самостоятельный шаг.
Сатиры смелой властелин Ю. Стенник Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имея. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина достижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то таким писателем прежде всего следовало бы назвать Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне. Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского движения в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства.
Деятельность и взгляды Новикова оказали большое влияние на формирование мировоззрения передовых людей России, в частности А. Н. Радищева. Выдающийся революционный просветитель А. Н. Радищев. Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Александр Николаевич Радищев (1749—1802). В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту. «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ российский. О народ, к величию и славе рожденный!» — восклицает Радищев. Он один из немногих передовых русских дворян поднялся в XVIII веке до понимания необходимости революционной борьбы с самодержавием. Революционер Радищев внимательно изучал опыт крестьянской войны под водительством Пугачева, разрабатывал теорию народной революции. Веря в то, что народные массы сами изменят к лучшему общественный строй России, Радищев предвидел наступление того времени, когда не будет эксплуататоров и власть возьмут в свои руки трудящиеся. «Не мечта сие, — пророчески предсказывал он, — но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие!» Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века.
Но не все самозванцы были связаны с движением социального протеста. Одну из важных причин возникновения самозванчества можно прежде всего увидеть в идейно-психологической особенности русского народного сознания XVII— XVIII веков. Бытует мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса. При этом допускается возможность того, что некоторые приверженцы (по крайней мере, их часть) могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взойдет с ее помощью на престол, — главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал интересы народа. Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников.
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и истории культуры.КУРСОВАЯ РАБОТА По истории культуры 6 семестр Факультет: социологический Группа: культурологии Выполнила студентка: Борода М. В. Проверил доцент кафедры теории и истории культуры: Левитская И. В.Самара 2000/2001гг План работы: I глава. Введение §1.1. Проблема европеизации России. §1.2. Освещение проблемы другими авторами. II глава. Русская культура XVIII века, заимствование или обогащение культурного опыта? §2.1 Социальные и политические факторы развития русской культуры XVIII века. §2. 2 Особенности Просвещения в России XVIII века. §2.3 Становление абсолютизма в России. §2. 4 Петровские реформы. §2.5Формирование нового быта. §2. 6.Масонство в России. §2.7Искусство Нового времени. 1. Два ведущих стиля XVIII века в России: барокко и классицизм. 2. Русская архитектура XVIII века. 2.Санкт – Петербург – образец новой культуры. 3. Скульптура Нового времени. 4. Живопись XVIII века. 5. Искусство интерьера, интерьерная живопись. §2.8. Театр, музыка и опера II глава. Заключение . Список использованной литературы.
В целом следует отметить, что Россия в средние века развивалась возвратно-поступательно. Это связано с желанием успеть за цивилизованными странами, и с боязнью перенять их опыт; с естественным стремлением предприимчивых людей действовать, и с ограничением этих действий системой государственного устройства. III. Петровская и послепетровская эпоха. Восемнадцатое столетие – век пограничный, переходный, действительное начало нового периода русской истории. Петровские реформы и пополнивший их просвещенный деспотизм Екатерины II, имели весьма долговременные последствия в государственном строе, экономике, ментальности страны. Существенное влияние оказали эти реформы и на степень экономической свободы россиян, на их предпринимательскую активность, на положение третьего сословия в России. Противоречия общественного развития и экономической жизни России XVIII века отразились и на развитии предпринимательства. Поскольку без экономической активности страна не могла развиваться, постольку государство и правители стимулировали деятельность предпринимателей.
Хронология исторических событий в России XVIII века 1700. После смерти патриарха Адриана Петр оставляет патриарший престол незанятым и создает органы временного управления церковью. 1700 Константинопольский мир. 1700 Россия,Польша, Дания и Пруссия объединяются против Швеции. 1700 Началась Северная война. 1700 ноябрь Русское наступление под Нарвой. Город осажден 40-тысячной армией. Осада прервана после внезапной атаки армии Карла XII. 1702 декабрь Взят Нотебург,переименован в Шлиссельбург (город-ключ). 1703. Выход в свет в Москве первой русской газеты "Ведомости". 1703 27 мая Основание Санк-Петербурга. 1704 август Взятие Нарвы. 1704. Нарвский союзный договор. 1705. Началось Астраханское восстание (1705-1706 гг.) . 1708. Россия разделена на 8 (затем на 11) губерний: Московскую, Санк-Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую. 1708. Вступленние шведских войск в Россию. 1708 июль Гетман Украины Мазепа, выступает на стороне Швеции против России. 1708 ноябрь Сражение при Лесной. 1709 июль Полтавское сражение 1710 Указ об официальном введении русского гражданского алфавита, Церковь продолжает пользоваться старославянским алфавитом. 1710 Карелия и Лифляндия заняты русскими войсками.
Характерным выразителем этого течения черносотенства являлся проповедник из Царицына иеромонах Илиодор (в миру — Сергей Труфанов). Илиодор входил в «Союз русского народа». В страстных и зажигательных проповедях он призывал бороться с богачами, чиновниками и интеллигентами. Проповеди монаха привлекали толпы жителей заводских посёлков под Царицыном, — замечал историк С. Степанов. — Он говорил с ними на понятном им языке и о понятных им вещах. Вообще события в Царицыне чем-то напоминали народные движения XVII-XVIII веков. Среди народа распространялись слухи, что Илиодор – побочный брат Николая II. Около храма было водружено огромное чучело дракона с надписью: «Гидра революции». По окончании проповеди Илиодор отсекал голову гидре. Во II Государственной думе На выборах в I Государственную думу черносотенцы не получили ни одного мандата. Сами они объясняли это тем, что почти не участвовали в предвыборной борьбе. А. Дубровин так говорил о Думе: «Как верный монархист, я не имею права своим участием санкционировать существование этого сборища, посягающего на неограниченные права монарха».
Отличительной особенностью русской портретной живописи и скульптуры было стремление художников к правдивому показу человека, несмотря ни на какие требования заказчика или условности стиля. Это было характерно для творчества всех лучших русских мастеров эпохи, и это отличало их искусство от искусства иностранцев. Таким образом, в культурной жизни Петербурга ярко проявились замечательные успехи русской культуры первой четверти XVIII века. Передовые деятели русской культуры, преодолевая преграды, которые ставил крепостнический строй, напряженно работали над развитием русской культуры и ее распространением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Западной Европы. Одним из замечательных деяний Петра Великого в деле укрепления государства Российского было основание и строительство Санкт-Петербурга, который сегодня является одним из крупнейших промышленных, торговых и культурных центров России и мира.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Владимирский государственный университет Кафедра истории и культуры Бугаев А.И. группа УИ-198 Особенности развития России в середине и конце XVIII в. Научный руководитель доцент Бурлаков А. И. Владимир 1999 План I. Дворцовые перевороты. II. Привилегии дворянства. III. Развитие мануфактур, внутренней и внешней торговли. Отмена внутренних таможенных пошлин. IV Противоречия крепостнической системы хозяйства. V Секуляризация церковных земель. VI «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. VII Уложенная комиссия 1767 г. VIII Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. IX Политика Екатерины II после восстания Пугачева. X Заключение. Дворцовые перевороты. Со смертью Петра Россия вступает в эпоху дворцовых переворотов, продолжавшуюся полтора десятилетия. Дезорганизовавшие и ослабившие государственную власть, они свидетельствовали об обострившемся соперничестве группировок при петербургском дворе. Одна линия противоречий разделяла сходившую со сцены родовую аристократию и служилую бюрократию, утвердившуюся у власти при Петре I. «Стали не роды почтенны, но чины, заслуги и выслуги»,– с горечью констатировал князь Михаил Щербатов, идеолог русской аристократии второй половины XVIII века.
![]() | 978 63 62 |