![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Сознание и самосознание | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Эталонное самосознание не несет знания индивиду о нем самом, не указывает путей к оцениванию себя. Эталон выступает лишь в качестве основы социальной самооценки. Эталонное самосознание как бы "призывает" по данному образцу творить себя, но не предлагает соответствующих средств. Эталонное самосознание лишь корректирует и дополняет уже рассмотренные способы самосознания: оно заставляет в процессе самонаблюдения искать в себе именно те черты, которые несет образец, а все "инаковое" оценивать с отрицательным знаком; оно одобряет и тем самым закрепляет определенные способы ролевого поведения, роль срастается с эталоном. Именно в этой точке и происходит срастание маски с лицом, разыгрывание определенной социальной роли становится объективацией социального эталона. В рамках эталонного сознания самосознание как конструирование, творчество себя превращается в мифотворчество. Мы начинаем подгонять себя под образец, порой принимая за путь к идеалу простое соглашательство, и чисто внешнее подражание своему герою, и просто "нас возвышающий обман" - субъективную уверенность в непрерывном внутреннем совершенствовании
Она не дифференцирована по уровням, формам, функциональному назначению в процессе воспитания детей разных возрастов. выделение и исследование деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений дает возможность раскрыть особенности формирования мотивов, формирования сознания, самосознания, обеспечивая познание важных моментов психического, личностного развития ребенка, его позиции как субъекта деятельности» . В младшем школьном возрасте на первый план выходят субъект-объектные отношения, т. к. младший школьник прежде всего целенаправлен на овладение формами учебной деятельности. «Но, овладев этими формами, он стремится получить признание других людей, и это порождает потребность в первостепенном развертывании субъект-субъектных отношений» . Период становления личности от 6 до 9 лет связан с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением начал творческого отношения к действительности. Формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельности. Слободчиков В.И. и Цукерман Г.А. общее психическое развитие разделяют на ступени развития субъектности .
Я также не утверждаю, что стремлюсь вступить на дорогу, ведущую к созданию сознания, самосознания, свободной воли и даже психики, способной соскальзывать в неврастению или патологию более серьезную. О возможности возникновения неожиданных воздушных завихрений под фюзеляжем огромного реактивного пассажирского самолета, которые своими последствиями могут привести к смертельной катастрофе, не догадывались даже эксперты авиации, и никто на эту тему не пробовал философствовать. Просто реальность такова, что о происходящем, иногда без предупреждения и при отсутствии теории, мы зачастую узнаем post factum, вынимая останки из разбитого самолета, что трагично. Возникшие примерно полвека назад под впечатлением первых успехов кибернетики планы скорого создания интеллекта и даже его усилителей, демонстрировавшиеся на очень примитивных моделях, порождали фальшивые надежды. Конструкторы имеют то преимущество перед философами, что, кроме своих многочисленных поражений и неудач, могут показать и свои успехи. Вышеприведенный вывод вовсе не является диатрибой, направленной в сторону философии
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Анализируя онтогенетический процесс развития личности следует особое внимание обратить на этапы ее социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Волна возвращения к Истоку начинается тогда, когда достигнута предельная точка, заданная для каждого цикла. Тогда Эволюция переходит в Инволюцию. Материя становится всё менее грубой, а духовное осознание – всё более интенсивным. У каждого атома своя ступень сознания. Самосознание свойственно человеку, дорастающему до осмысления своего родства со всеми царствами Природы, человека и Бога. В этом ему постоянно помогают Великие Учителя, которые задолго до него прошли по тому же самому Пути. Их Мудрость и Сострадание содействовали эволюции в материи, и теперь их непрерывная жертва помогает человеку стать единым с Христом.[186] Христос – Перворождённый Сын, Его же Сыновья осуществляют зарождение и возрождение «сынов человеческих». Материя с каждым циклом преображается. Нисхождение этих Сыновей, Ангелов, в воплощение, чтобы помочь человеку возвыситься до их духовных высот, – не есть то «падение ангелов», о котором учит ортодоксальная религия. Это План Беспредельного, ибо без Их жертвы никакое развитие не было бы возможно
Это, по-моему, особенная и высокая черта русской храбрости". Проблема менталитета является весьма актуальной в социально-политических исследованиях зарубежных и отечественных ученых в последнее время. Изучение менталитета того или иного этноса обязывает политиков учитывать в своей деятельности его внутренний мир, национальный характер, влияние на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Изучение национального менталитета помогает корректировать национальную политику. Как отмечают исследователи проблемы, менталитет означает совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических характеристик, выражающих отношение социального субъекта к себе и окружающим. Это определенная направленность сознания, самосознания и деятельности. Иначе менталитет отражает социально-психологическое состояние этноса, которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета и проявляется в различных видах деятельности14.
Кроме того, культура Киевской Руси формировалась в тесной связи с культурами Византии, южных и западных славян, скандинавских и тюркских народов. Осознание этой связи и в то же время собственной неповторимости, своеобразия, определяло и характер воплощения мысли в духовной культуре средневековой Руси — это были послания, моления, сказания, политическая публицистика, поучения — жанры нетрадиционные, свободные от слепого следования книжным канонам, потому связанные с народным сознанием, самосознанием, с языческими верованиями, с фольклором.Религиозная форма, обращение к религиозным сюжетам, опора на образы Ветхого и Нового Завета, характерные для сочинений мыслителей средневековой Руси, не должны скрывать для нас цельности поисков мысли, стремление понять и передать и сложные человеческие взаимоотношения, и оценку различных форм поведения, «деяния» человека, и его отношения к родной земле. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания.
Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей. Однако процесс внедрения эксперимента в психологию нельзя было остановить. Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию, был Н. Н. Ланге, который внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процессов – закон перцепции и теория волевого внимания – привели его к выводу о том, что самонаблюдение не может уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Ланге развивал как главную мысль о том, что «к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь блестящие результаты в области естествознания. В обстановке ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую науку в России. В поддержку эксперимента выступил влиятельный Н. Я. Грот. Он выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в естествознании, учитывать сознание, самосознание человека.
Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум, психология показывает теоретические и практические способности духа, Второй стадией развития человеческого духа является “объективный дух”. Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений. Искусство, религия и философия, по учению Гегеля. - высшие формы самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления.
В тоже время каждая из монад представляет собой замкнутый космос, т.е., они бесконечны сами в себе и сами по себе. Они не подвержены какому-либо внешнему воздействию, но и не могут воздействовать на что-либо вне себя. Они самодостаточны и совершенны и отличаются по степени совершенства (минимум и максимум совершенства). Но связаны ли эти монады друг с другом? Если да, то каким образом? Если же они сугубо индивидуальны – то как они образуют единство и целостную системность бытия? По степени проявления силы и мощи деятельностного духа Г. Лейбниц выделяет три вида или класса монад: 1) самые низшие монады принадлежат сфере неживой, неорганической природы. В них скорее дремлет деятельностная сторона духа, чем "действующая". Они "спят без сновидений", по его образному выражению. 2) более высокие монады составляет живая и растительная природа, которой свойственны ощущения и восприятия, как бессознательные формы созерцания. Например, деятельность животных является пассивно-страдательной, им не присуще самосознание. 3) самый высокий класс монад, нам известных, образуют души людей, обладающие сознанием, самосознанием, самопознанием и способностью к мышлению.
Формирование личности. Формирование личности происходит в результате процесса объединения, связывания деятельностей индивида. Деятельность – процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Развитие, умножение видов деятельности приводит к центрированию их вокруг немногих главнейших деятельностей, подчиняющих себе другие. За иерархией деятельностей открывается иерархия мотивов. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Процесс формирования личности, неотделимый от развития сознания, самосознания, которые его опосредуют, сложен и длителен. Он имеет свои этапы. Этапы формирования личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше они образуют разные линии развития, переходящие друг в друга. «В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаза преимущественного развития предметной (практической и познавательной) деятельности и фаза развития отношений с людьми и обществом. Такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате возникают иерархические связи мотивов, образующие «узлы» личности.
Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм, но по факту признания действительного сознания (или только человеческого сознания). А философию Гегеля ну никак нельзя назвать (ограниченным) идеализмом. Но мы скажем проще: попытки классификации философии Гегеля не укладываются в известные рамки, более того, идеализм и материализм есть частности по отношению к ней. А если идеализм понимать в еще одном значении этого термина – как приверженность высоким нравственным идеалам, то в этом смысле философия Гегеля есть таковая. Тут возразить будет нечего. Действительность не есть материальное. Дополнение: современная диалектическая философия различает, в первую очередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственное сознание, а также человеческое сознание, сознание чувственной достоверности, восприятие, рассудок, общественное сознание (напр., в силу последнего существенно рассмотрение закономерностей развития общества, в т.ч. законы политической экономии, в частности, марксов всеобщий закон капитализма).
Путь к освобождению Я состоит в различии ума и тела. При этом решающее значение имеет размышление, соблюдение принципов йоги и чтение священного писания Вед. Философия санкхья. Основателем системы санкхья (число, перечисление, имеется ввиду перечисление элементов космоса) считается Капила. Это наидревнейшая из всех индийских философских школ. Для санкхья характерна дуалистическая метафизика. В конечном счете, признается реальность только двух начал: первоматерии (пракрити) и духа (пуруша). Первоматерия состоит из трех формирующих сил: разумности, активности и косности. Контакт духа с материей нарушает ее равновесие, начинается сложный процесс эволюции, возникает сознание, самосознание, ум, а также 5 органов познания, 5 органов действия, находящихся во рту, ногах, руках), 5 тонких элементов (звук, осязание, цвет, вкус, обоняние), 5 физических элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). Итак, мир материи – это 24 начала (сюда входит и она сама). Двадцать пятым выступает дух, Я. Если Я осознает свою свободу от материи, то тем самым оно достигает полного своего освобождения.
Не умея видеть мир глазами ребенка, забывшись в своих печалях, тревогах и несчастьях, мать Алеши, сердясь и раздражаясь, говорит сначала тихо и сурово, потом кричит. И крик этот вызывает у маль- чика только боль и горечь, недоумение и страдание: "Я подошел, спросив ее: "Зачем ты кричишь на меня? " Это же недоумение такой формой общения, какой является крик, ругань, обнаруживает глубоко запавший в душу Алеши-подростка кочегар Яков ( повесть "В людях" ). Вся беспомощность крика, вся его бессмысленность как формы эмоци- онального воздействия заключена в наивно-простодушном и житейски- мудром замечании Якова, адресованном повару Ивану Ивановичу. "Чего ты ругаешься? - удивляется Яков. - Ты - не ругайся, я ведь с этого лучше никак не стану". Формирующееся мировоззрение, куль- тура чувств становятся фактом языкового сознания, самосознания личности. Сила воздействия слова, как оказывается, не зависит напрямую от силы его звучания. Действенность и результативность слова определяются целесообразностью, предполагающей учет говорящим условий и места общения, адресат. Речевые коммуникативные умения, обеспечивающие целесообразный, коммуникативно-мотивированный вы- бор слов, соотнесены, как показывает анализ, с жизненной позицией, взаимосвязаны с формой поведения.
Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого. Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание - самосознание - рефлексивное сознание - трансцендирующее сознание. Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы находим проявление человеческой субъективности. 8.Понятие о методе науки Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
Основа вовлеч-труд, дающ уверен- ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат- ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во). Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз- нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при- вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе.Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят- ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира. Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух- сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все- ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения.
Проблема единства мира Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ 1. Сознание, самосознание, мировоззрение 2. Общественное сознание, его структура и функции 3. Структурные компоненты общественного сознания и их взаимосвязи 4. Взаимосвязи сознания 5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания . П Р Е Д И С Л О В И Е Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с пониманием материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значимость станет достаточно очевидной, если учесть следующее. Человек отличается от животного прежде всего использованием орудий труда, вследствие чего его деятельность становится целенаправленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или топором. Животное, иначе говоря, непосредственно действует на потребный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие труда (каковое само по себе его не интересует),- в силу чего потребный объект становится целью.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого. 1.7 Историография и источниковедение Смысл истории состоит именно в ее достоверности, и всякая ее повествовательная конкретизация лишь тогда является исторической, когда представляет собой критическое осмысление документа, основанное на интуиции, размышлении, сознании, самосознании и т. п.; в противном случае история как наука не обладает упомянутой достоверностью и не имеет права на существование. Именно поэтому, введено такое понятие как «историография». «История исторической науки» (историография) уже утвердилась как одна из заметных отраслей исторической науки. Выявились основные типы историографических фактов и задачи их изучения и — соответственно — основные виды и разновидности историографических источников. Главными историографическими источниками признаются печатные труды историков, выдающиеся памятники общественно-исторической мысли. Именно к таким материалам в первую очередь обращаются во время занятий историографией в высшей школе; выработаны и проверены практикой приемы изучения таких историографических источников.
![]() | 978 63 62 |