телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКанцтовары -30% Сувениры -30% Бытовая техника -30%

все разделыраздел:Биология

Физиология высшей нервной деятельности

найти похожие
найти еще

Гуашь "Классика", 12 цветов.
Гуашевые краски изготавливаются на основе натуральных компонентов и высококачестсвенных пигментов с добавлением консервантов, не
170 руб
Раздел: 7 и более цветов
Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Чашка "Неваляшка".
Ваши дети во время приёма пищи вечно проливают что-то на ковёр и пол, пачкают руки, а Вы потом тратите уйму времени на выведение пятен с
222 руб
Раздел: Тарелки
Женщины со слабым типом нервной системы, в отличие от женщин с сильным типом, заранее принимали все возможные меры, обеспечивающие в течение рабочего дня бесперебойную работу станков, что давало возможность работать и оптимальном для слабого типа, не приводящем к переутомлению, темперамент 89 КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Павлов утверждал, что различные типы ВНД характеризуются неодинаковой устойчивостью к заболеваниям, в силу чего сангвиник и флегматик были отнесены им к «золотой середине» человечества, в то время как меланхолик и холерик были названы «крайними типами» склонными, в частности, к нервно-психическим расстройствам. В современных условиях, когда резко возросли стрессовые нагрузки, провоцирующие развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических, язвенных болезней, диабета, несомненным лидером по склонности к сердечно-сосудистой патологии являются люди с холерическим темпераментом. Таким образом, генотип определяет индивидуальную устойчивость к заболеваниям различного рода, что подтверждает гениальные догадки Гиппократа, высказанные им более 2000 лет назад. Следовательно, качественная оценка типа ВНД предполагает медицинский аспект, но не социальный, поскольку социальная значимость личности определяется не генотипом, а фенотипом или характером. Специфические особенности высшей нервной деятельности человека. Наряду с общими для животных и человека типами высшей нервной деятельности, описанные выше, у человека выделяют ещё несколько типов, связанных со спецификой его высшей нервной деятельности. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах действительности. К первой сигнальной системе относятся общие для животных и человека системы условных и безусловных рефлексов на непосредственные сигналы внешнего мира. У животных эта сигнальная система является единственной, обеспечивая надлежащей мере процессы адаптации и выживания к изменяющимся условиям внешней среды. У человека в силу социальной природы, группового образа жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась вторая сигнальная система действительности «чрезмерная прибавка» по выражению Павлова. Ко второй сигнальной системе относятся слова – видимые, слышимые, произносимые то есть 90 речь, как способ коммуникации людей. Появление, развитие, совершенствование второй сигнальной системы дало человеку неоспоримые преимущества даже перед его высокоорганизованными предшественниками – обезьянами. Благодаря слову, мир человека как бы удвоился, поскольку каждый реальный предмет, событие получили вербальный (словесный) эквивалент. В силу этого человек может оперировать реальными предметами, как животное, но и вербальными символами, отвлекаясь от реальной действительности. Иными словами, в отличие от животных, обладающих конкретно-чувственным мышлением на базе первой сигнальной системы, а человек способен к абстрактно-логическому мышлению на базе второй сигнальной системы. Этот качественный скачок дал человеку огромные преимущества перед животными. Действительно, вся история цивилизации стала возможной, лишь благодаря развитию второй сигнальной системы, обеспечивающей развитие науки, искусства, образования.

Т.Г. Анищенко О.В. Глушковская-Семячкина Л.Н. Шорина Н.Б. Игошева ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Г. Анищенко, О.В. Глушковская-Семячкина, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева Издание осуществлено при поддержке гранта СКDР RЕС-006 ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие УДК 612.8 (075.8) ББК 28.707 я 73 А73 Т.Г. Анищенко, О.В. Глушковская-Семячкина, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева. Физиология высшей нервной деятельности. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2001.96с. ISB 5-900601-99-6 Данное учебное пособие, написанное на основе читаемого студентам-психологам в течение 25 лет курса физиологии высшей нервной деятельности, имеет своей целью изложение механизмов работы высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих видовую и индивидуальную адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В пособии изложены современные представления о высшей нервной деятельности, основы которой были заложены И.П. Павловым и его учениками, новые методологические принципы и подходы, которые лежат в основе системных механизмов адаптации животных и человека к условиям жизни. В структуру курса включены современные представления о системном характере поведенческих актов, изложенные в теории функциональных систем П.К. Анохина. Пособие предназначено для студентов-психологов, биологов, изучающих основы высшей нервной деятельности. Рецензент В.Ф. Киричук, академик МАН ВШ, РАМТН, доктор медицинских наук, профессор УДК 612.8(075.8) ББК 28.707 я 73 Работа издана в авторской редакции ISB 5-900601-99-6 © Т.Г. Анищенко, О.В. Глушковская-Семячкина, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева, 2001 Введение Учебное пособие 3. подвижность нервных процессов. Различные комбинации этих свойств возбуждения и торможения позволили Павлову выделить 4 основных типа высшей нервной деятельности и соотнести их с типами темпераментов Гиппократа. Согласно схеме, всех животных можно разделить на 2 группы в зависимости от силы нервных процессов: слабый тип и сильные типы (рис. 16). Для представителей слабого типа характерна слабость, как процесса возбуждения, так и про­цесса торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется в том, что животные не могут реагировать усилением условных реакций на усиление условных раздражителей. Это связано с низкой работоспособностью корковых клеток, в которых развивается запредельное торможение как мера биологической защиты клеток от переутомления. У представителей сильного типа увеличение или удлинение времени действия условного сигнала сопровождается усилением условнорефлекторного ответа. Представители слабого типа соответствуют меланхолическому темпераменту по классификации Гиппократа. Животных с сильным типом делят на 3 группы в зависимости от уравно-нешенности и подвижности нер-вных процессов. Так, есть животные с сильными, неуравновешенными процессами, у которых возбуждение преобладает над торможением. Это, как правило, легко возбудимые, агрессивные животные. По клас­сификации Гиппократа они отно- 87 сятся к холерическому типу. Сильный уравновешенный тип подразделяется на 2 подгруппы в зависимости от подвижности нервных процессов. Это свойство подразумевает скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением в коре больших полушарий. Сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и инертностью, то есть у представителей этого типа возбуждение с трудом сменяется торможением, а торможение — возбуждением.

И, наконец, крайне редко встречаются люди художественно-мыслительного типа, у которых по сравнению со средним типом гипертрофированны (функционально) и правое, и левое полушария, что обеспечивает мощное развитие и конкретно-чувственного, и абстрактно-логического мышления. Эти люди сочетают в себе способности к художественному и научному творчеству. К столь редким в истории человечества гениям относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гете, Ломоносов. Как известно, творчество этих людей охватывало не только сферы искусства, но и сферы науки и познания. 94 Литература Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.Полн. собр. соч. Том 4. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.,1980. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности:избранные труды. М., 1983. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. Воронин Л.Г. Курс лекций по высшей нервной деятельности. М., 1984. 9.Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1988.Ю.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. 11 .Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1997. 12.Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1980. 13. Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1974. 14.Физиология высшей нервной деятельности. Ч. II. Условные рефлексы и адаптивное поведение. В серии «Руководство по физиологии». М., 1971. 95 Оглавление 1.История, предмет и методы исследования физиологии высшей нервной 2.Безусловные и условные 13 Классификация безусловных рефлексов. 14 Классификация условных 17 3.Механизмы образования условного 3.1. Локализация временных Филогенез временных Процессы торможения в коре больших 5.1. Условное Анализ и синтез в высшей нервной деятельности.55 Структура поведенческого акта. Теория функциональных систем П.К. Анохина.65 Локализация функций в коре больших полушарий у высших позвоночных.758.1. Ассоциативные (внеядерные, третичные) зоны коры больших полушарий. 79 8.2. Функциональная ассиметрия больших полушарий и их совместная деятельность.81 8.3.Современные представления о системной и динамической локализации функции.84 9.Типы высшей нервной деятельности животных и человека.86 9.1. Генотип и фенотип. 89 9.2. «Качественная» оценка типов высшей нервной Специфические особенности высшей нервной деятельности человека.90 Типы высшей нервной деятельности человека, основанные на взаимодействии I и II сигнальных систем Литература.95 96 Учебное издание Т.Г. Анищенко О.В. Глушковская-Семячкина Л.Н. Шорина Н.Б. Игошева ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Оригинал-макет подготовила Н.Н. Левина Изд. Лиц. ЛР №020773 ОТ 15.04.98 Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Подписано в печать 23.07.2001. Гарнитура Тайме. Печать Risо. Усл. печ. л. 6,00. Тираж 500 экз. Заказ 156 Издательство ГосУНЦ «Колледж» 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83 Отпечатано с готового оригинал-макета. 410005, Саратов Пугачевская, 161, офис 320 в 27-26-93

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Философия (Учебное пособие)

Сущность второй позиции в понимании природы идеального - в признании неразрывной связи последнего с психикой человека (Д. И. Дубровский, И. С. Нарский и др.). Сторонники этой позиции полагают, что идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами; его нельзя выносить за пределы человеческого мозга и субъекта вообще. При ближайшем рассмотрении выясняется, что в данной позиции понятие идеального превращается в простое название ("обозначение") очень важного самого по себе, но весьма специализированного - мозгового (нейродинамического) процесса, изучаемого в физиологии высшей нервной деятельности, а не в философии. Создание единой философской концепции идеального (которой пока нет) предполагает конструктивный синтез, гармоническое объединение, "снятие" обеих позиций при приоритете первой из них. 407 4. Единство чувственного и рационального Познание есть разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных своих формах, о которых уже шла речь

скачать реферат Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Сознание изучают философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность, многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним. Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики. Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей, как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия, прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира. Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию.

Микрофон-караоке "Чунга-чанга".
Новые оригинальные микрофоны-караоке для будущих звезд сцены! В каждом микрофоне – 12 популярных песенок В. Шаинского, Е. Крылатова, М.
301 руб
Раздел: Микрофоны
Набор "Мимимишки. Кеша и Лисичка" (3 предмета).
Набор с изображениями героев из мультсериала "Ми-ми-мишки" - отличный подарок для вашего ребенка! Подходит для холодных и
454 руб
Раздел: Наборы для кормления
Паста-гель зубная детская "Weleda", 50 мл.
Детский зубной гель с календулой от Weleda разработан специально для детей и обеспечивает естественный уход за молочными зубами,
360 руб
Раздел: Зубные пасты
 Мы и наши дети

Мясищев и добавляет: "В многочисленных исследованиях по физиологии высшей нервной деятельности ребенка нет ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способности" (подчеркнуто мною. Б. Н.). Иначе говоря, существующая гипотеза способностей пока умозрительна. В разное время из разных фактов рождались различные предположения. Считали, например, что способности зависят от объема мозгового вещества, так как у многих талантливых и гениальных людей объем мозга превышал обычную человеческую норму в 1400 см3 и достигал 1800 см3 (у писателя И. С. Тургенева). Но рядом стояли такие факты, когда гениальный человек имел мозг в 1200 см3 или даже жил с одной половинкой мозга, как Пастер, у которого после кровоизлияния в мозг функционировало только одно полушарие, а такая гипотеза не могла их объяснить. Тогда обращались к структуре клеток головного мозга, особенно его коры, и находили, что у гениальных людей иногда есть отличия от обычной структуры, но, какие из этих отличий имеют решающее значение, оставалось загадкой

скачать реферат Кибернетика - наука ХХ века

Общие задачи устойчивости движения, являющиеся фундаментом современной теории автоматического управления, были решены одним из крупнейших математиков своего времени Александром Михайловичем Ляпуновым (1857—1918 гг.), многочисленные труды которого сыграли огромную роль в разработке теоретических вопросов технической кибернетики. Работы по теории колебаний, выполненные коллективом ученых под руководством известного советского физика и математика Александра Александровича Андронова (1901—1952 гг.), послужили основой для решения впоследствии ряда нелинейных задач теории автоматического регулирования. А. А. Андронов ввел в теорию автоматического управления понятия и методы фазового пространства, сыгравшие важную роль в решении задач оптимального управления. Исследование процессов управления в живых организмах связывается прежде всего с именами великих русских физиологов - Ивана Михайловича Сеченова (1829—1905 гг.) и Ивана Петровича Павлова (1849—1936 гг.). И. М. Сеченов еще во второй половине прошлого столетия заложил основы рефлекторной теории и высказал весьма смелое для своего времени положение, что мысль о машинности мозга — клад для физиолога, коренным образом противоречащее господствовавшей тогда доктрине о духовном начале человеческого мышления и психики. Блестящие работы И. П. Павлова обогатили физиологию высшей нервной деятельности учением об условных рефлексах и формулировкой принципа обратной афферентации, являющегося аналогом принципа обратной связи в теории автоматического регулирования. Труды И. П. Павлова стали основой и отправным пунктом для ряда исследований в области кибернетики, и биологической кибернетики в частности.

 Информатика, кибернетика, интеллект

Кроме технической кибернетики, математические методы различных вариантов теории информации используются в теории измерений, в физике, химии, географии, геологии и других науках о неживой природе. Широко применяются теоретико-информационные идеи и в науках биологического цикла, где сама сущность жизни связывается с преобразованием информации, управлением (в теории генетической информации, эмбриологии, эволюционной биологии), а также в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, в гуманитарных науках - педагогике, лингвистике, теории социального управления, эстетике, теории права, этике и др. Ныне информация стала понятием, общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя определенные идеи и комплекс математических средств, превратился в общенаучный метод. Бурное развитие кибернетики, использование этим научным направлением понятия информации и теоретико-информационных представлений, привели некоторых ученых к мнению о том, что понятие информации является главной, центральной категорией кибернетики [9]

скачать реферат Культура мышления

Логика как раз и выступает подобным инструментом умственной деятельности, своеобразным «органом», то есть орудием познания. Логика Логика является одной из общеобразовательных гуманитарных наук. Эту дисциплину изучают наряду с философией, этикой, эстетикой и другими дисциплинами, направленными на формирование мировоззрения подрастающих поколений. Мышление человека, как известно, выступает предметом изучения многих дисциплин. Логика анализирует наше мышление в процессе его познания. Эта особенность логики отличает ее от других наук, изучающих мышление человека, таких как физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, педагогика, психология и др. Логика как наука существует уже более двух с половиной тысяч лет, она возникла вместе с философией. В настоящее время бурно развивается один из разделов формальной логики - так называемая математическая, или символическая, логика. Данную науку многие ученые критиковали за ее формализм, за то, что она практически не анализирует содержание наших мыслей, обращая внимание лишь на их форму.

скачать реферат Физиология (ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Этот файл взят из коллекции Medi fo E-mail: medi fo@mail.admiral.ru or medrefera s@usa. e or pazufu@al er .org Fido e 2:5030/434 A drey ovicov Пишем рефераты на заказ - e-mail: medi fo@mail.admiral.ru В Medi fo для вас самая большая русская коллекция медицинских рефератов, историй болезни, литературы, обучающих программ, тестов. Заходите на - Русский медицинский сервер для всех! ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы поведения. Мы начинаем изучение нового раздела физиологии,посвящен- ного основам поведения человека.Что же такое поведение инди- видуума? Под поведением понимают,во-первых,генетически детер- минированную программу,характерную для данного биологического вида,а во-вторых,достаточно лабильную систему конкретных адаптаций к изменяющимся условиям среды.В эволюционном про- цессе поведение играет роль одного из важнейших факторов вы- живания и биологического прогресса вида.В процессе формирова- ния различных видов жестко закреплялись и наследовались те программы поведения,которые в наибольшей степени способство- вали выживанию отдельной особи и росту численности популя- ции.Такие жестко фиксированные в наследственном коде формы поведения получили название инстинктов.Однако генетически де- терминированные формы поведения,отражающие видовой опыт пред- шествующих поколений,оказываются недостаточными,чтобы обеспе- чить активное существование особи в быстро изменяющемся ми- ре.Чем более быстро и качественно изменяются условия сущест- вования,тем меньше помогает наследственно закрепленный опыт поколения и тем более ценным становится индивидуальный опыт.Последний приобретается различными путями,в основе кото- рых лежит общая способность организмов к обучению.

скачать реферат Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем заметить, что в начале XX в. из двух разных областей знаний – физиологии и психологии - оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения.

скачать реферат Психофизиология человека

Этим направлениям соответствуют направления теоретических исследований психофизиологии профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология профессиональной деятельности, действуя тоже по всем этим направлениям, использует полученные теоретические знания для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации управления человеком своей профессиональной деятельностью и для обоснования методов внешнего управления профессиональной деятельностью. К настоящему времени нет оснований для того, чтобы окончательно закрыть вопрос об отношениях физиологии и психологии и считать физиологию частью психологии или психологию частью физиологии (то есть по существу физиологией высшей нервной деятельности), как это пытаются провозглашать некоторые ученые. Такие основания могли бы быть получены, если бы удалось однозначно разрешить психофизическую проблему и прийти к единодушному выбору учеными одной из двух (или больше) ее альтернатив. Например, если бы ученые всего мира обосновано и единодушно приняли гипотезу о том, что более сложные психические процессы являются производными более простых физических процессов, происходящих в нервной системе (в организме) человека, тогда можно было бы считать физиологию частью психологии, как является частью общей физиологии физиология клетки или частью психологии - психопатология или социальная психология.

Качели пластмассовые "Малыш".
В наборе: качели, веревка, пластиковые карабины для регулировки веревок качелей. Материал: пластик. Максимальная нагрузка: 20 кг. Размер:
532 руб
Раздел: Качели
Манеж детский игровой "Динозаврики" (120х100х74 см).
Размер: 120х100х74 см.
679 руб
Раздел: Манежи
Кроватка-качалка для куклы.
Красивая и удобная кровать-качалка станет прекрасной колыбелькой для куклы. Кровать-качалка прекрасно дополнит интерьер кукольной комнаты
386 руб
Раздел: Спальни, кроватки
скачать реферат Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи

Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществлення действия. С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в ц. н. с., сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия. Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с нерпой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его. Теория функциональной системы П. К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений. А.Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений.

скачать реферат Контрольная работа

Теория познания, которая представляет собой раздел философии, изучающей источники, основные закономерности, формы и методы постижения человеком окружающего мира, составляет методологическую основу дидактики. Социология как наука о законах функционирования и развития общества, о социальных отношениях представляет для дидактики большой интерес, т.к. конкретные социологические работы по вопросам развития культуры различных групп населения, социально-экономических особенностей данной местности, распространения профессий и по многим другим играют роль важных источников для дидактических исследований. Дидактика тесно связано с логикой, исследующей законы и формы мышления, и с психологией, изучающей особенности психического развития человека. Наиболее важное значение для дидактики имеет психология обучения, предметом которой является развитие психики детей в процессе обучения. Физиология высшей нервной деятельности способствует обоснованию дидактических принципов, методов и приемов обучения. Данные этой науки могут использоваться дидактиками как непосредственно, так и с помощью психологических исследований, выполненных на основе изучения физиологических процессов.

скачать реферат Методы исследования темперамента

В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особенности плодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в большей степени, чем нейрофизиологические основы любого психического процесса или свойства личности. Общие типы нервной системы - одна из наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности. Здесь мы можем опереться на теорию, подкрепленную большим количеством экспериментальных фактов и в большей степени проверенную практическим применением. В последнее время теория общих типов и методики их исследования очень широко разрабатывались и по отношению к человеку (Б. М. Теплов, Н. А. Рокотова, А. Г. Иванов -Смоленский ). В нашем распоряжении имеется богатый арсенал методических приемов по изучению общих типов нервной системы человека. Физиологическое исследование общих типов нервной системы открывает новые методические пути и для экспериментально -психологического изучения темпераментов. Чтобы выяснить, представляют ли свойства темперамента психологически данные свойства, т. е. имеют ли они специфическую психологическую характеристику, как уже говорилось выше, необходимо выяснить, имеется ли между свойствами темперамента и свойствами общего типа высшей нервной деятельности взаимно однозначная или многозначная связь.

скачать реферат Нарушение высшей нервной деятельности у животных, фобии и неврозы

Реферат НАРУШЕНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ. ФОБИИ И НЕВРОЗЫ.Патологические состояния высшей нервной деятельности могут возникать по многим причинам, например, в связи с травмами центральной нервной системы, ее наследственными аномалиями, инфекционными и паразитарными заболеваниями, злокачественными опухолями, в результате отравлений или длительного неправильного кормления, а также при воздействии чрезвычайных (сверхсильных) раздражителей, при несоблюдении методики дрессировки или неправильном воспитании собаки. Нарушение высшей нервной деятельности рассматривается в настоящее время с использованием двух подходов: (1) с точки зрения теории общей патологии, начало которой положил канадский физиолог Селье (теория стресса) и (2) физиологии высшей нервной деятельности (Долин и др., 1972). Чаще всего владельцы собак и дрессировщики сталкиваются с патологическим состоянием высшей нервной деятельности собак в виде неврозов. Неврозом принято считать состояние животного, возникшее функциональным путем в результате перенапряжения процессов высшей нервной деятельности, характеризующееся нарушением нормального (адекватного) и приспособительного (адаптивного) поведения, невозможностью выработки новых и несрабатыванием старых навыков, отказом от еды, изменением деятельности внутренних органов и нарушениями сна.

скачать реферат Бытие и сознание

Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.

Простыня трикотажная на резинке, 90х200х25 см, цвет шоколад.
Трикотажные простыни и наволочки – это идеальный вариант постельных принадлежностей, создающий атмосферу уюта и гармонии в спальне,
678 руб
Раздел: Простыни, пододеяльники
Нож для чистки овощей "Victorinox", универсальный, двустороннее зубчатое лезвие, чёрный.
Изумительный нож для кухни. Небольшой и удобный, он идеально подходит для чистки овощей. А яркий цвет порадует глаз и не даст ножу
410 руб
Раздел: Овощечистки, рыбочистки
Говорящий планшетик "Новогодний праздник".
В этом планшетике Умка поёт, говорит и рассказывает сказки! 16 новогодних песенок («Песенка Умки», «Белые снежинки», «Снеговик», «Дед
344 руб
Раздел: Планшеты и компьютеры
скачать реферат Иван Петрович Павлов

ПАВЛОВ, ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849–1936), русский физиолог, получивший мировую известность благодаря своим работам по физиологии высшей нервной деятельности. Родился 14 сентября 1849 в Рязани в семье бедного приходского священника. Окончил в 1864 рязанское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Это было время, когда в России только что отменили крепостное право; в обществе пробуждались либеральные взгляды, и идеи Просвещения, казалось, витали в воздухе. Под влиянием научных трудов, особенно книги И.М.Сеченова Рефлексы головного мозга, Павлов принял решение покинуть семинарию и в 1870 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. После окончания университета стал студентом 3-го курса Медико-хирургической академии (ныне – Военно-медицинская академия). Окончив Академию в 1879, возглавил лаборатории физиологии в клинике С.П.Боткина. В 1883 защитил докторскую диссертацию. В 1884–1886 проходил стажировку в лабораториях Э.Дюбуа-Реймона (Франция), И.Мюллера, К.Людвига и Г.Гельмгольца (Германия). По возвращении в Россию работал у С.П.Боткина, посвящая все свое время экспериментальной работе.

скачать реферат Индивидуально-приспособительная деятельность животных: ассоциативное обучение, когнитивные процессы

Фундаментальное значение открытия И. П. Павловым условных рефлексов заключается в том, что такой вид психической активности, как ассоциативное обучение, стал предметом экспериментальных физиологических исследований (ранее психологи изучали его только на основе интроспективных заключений). Павловская концепция физиологии высшей нервной деятельности логично описывала полученные в тот период и теми методами экспериментальные данные. Она сыграла большую роль в науке, объясняя механизм формирования целого ряда сложных поведенческих реакций. Однако постепенно, с расширением методической базы, а также с переходом к экспериментам на других животных, стала очевидной ее ограниченная применимость для объяснения многих фактов, прежде всего потому, что упомянутые закономерности нервных процессов далеко не всегда подтверждались прямыми нейрофизиологическими исследованиями функций головного мозга. Так, например, представления об иррадиации и концентрации нервных процессов не подтвердились при использовании в качестве моделей других УР. В настоящее время отдельные ученые продолжают использовать положения павловской концепции при трактовке результатов изучения высшей нервной деятельности, получаемых традиционными методами павловской школы.

скачать реферат Чем закончилась попытка создать пролетарскую биологию

Они, как и другие партийные интеллигенты, не возражали против университетских чисток в 1924 г., реорганизации Академии наук в 1929 г. и т.д. . Но и многие биологи старшего поколения участвовали в марксистских организациях и журналах, стараясь сохранить или повысить свой статус, получить финансовую поддержку, низвергнуть конкурентов, защититься от нападок. Как показала дискуссия в апреле 1925 г. на заседании Научного общества марксистов в Ленинграде, представители четырех школ в физиологии высшей нервной деятельности стремились доказать, что именно их взгляды должны стать основой марксистской социологии . Эти первые два этапа диалектизации и "советизации" биологии шли на фоне идейной борьбы между представителями различных школ и направлений в самой биологии, например дарвинистами и механоламаркистами, приверженцами В.А.Вагнера, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова и А.А.Ухтомского в физиологии и психологии. При отсутствии ясных представлений о диалектической методологии каждый мог объявлять близкие ему теории и концепции соответствующими марксизму, а взгляды оппонентов и конкурентов — антимарксистскими.

скачать реферат Зоопсихология

Животные, в отличие от людей, не имеют 1) социальных идеалов, 2) признанного социумом приобретенного общеупотребительного языка, 3) истории, 4) логического мышления.           Идеал  (от лат. идеалис - идеальный) - “представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.  Идеалы носят исторический характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения”.   4. Предмет этологии и ее связь с другими биологическими науками                      Первоначально этология возникла как одно из направлений общезоологических исследований, которое систематизировало фактический материал о поведении животных в естественных условиях. Как наука этология не могла сложиться ло тех пор, пока среди различных биологичеких дисциплин  не возникло необходимости выделить специфическое направление - анализ “целесообразных” поведенческмих актов в отдельную дисциплину. К началу ХХ века достаточный фактический материал о поведении животных в естественных условиях накопился в таких биологических науках, как физиология высшей нервной деятельности, генетика, палеозоология, экология и др. науках. Для выделения особой дисциплины, кроме специфического предмета исследования, необходимы так же специфические методы исследования, первоначально выступающие как методы исследования в каждой из этих наук. 1. В физиологии нервной деятельности  таким предметом  явилось исследование возникновения и развития  рефлекторного поведения. 2. В генетике - наследуемость стереотипных форм адаптивного поведения. 3. В палеозоологии - становление различных форм поведения в филогенезе. 4. В систематике - использование  стереотипных форм поведения и диапазона поведенческих реакций для уточнения систематических категорий. 5. В зоопсихологии - изучение приобретенных форм поведения в естественных условиях. 6. В экологии - выявление адаптивного значения тех или иных форм поведения.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.