![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Проблемы методологии в курсе философии (о понятии философской методологии и ее проблемах) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Каким образом можно эти общефилософские положения превратить в конкретную методологию психологии? Философия практики как методология психологии Л.С. Выготский, анализируя кризис в психологии, пришел к выводу, что его глубинной причиной была оторванность психологии от практики. Связи, сложившиеся между теоретической и прикладной психологией, напоминали, по словам Л.С. Выготского, взаимоотношения между метрополией и колонией «теория от практики не зависела нисколько» (Выготский, 1982, с. 387). Выход психологии из кризиса Л.С. Выготский связывал с тем, чтобы практические дисциплины заняли принципиально иное положение во всем строе науки. Какое же? Эпиграф, многократно повторяемый в труде Л.С. Выготского, Прямо указывает на это положение: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Практика должна стать именно краеугольным камнем новой науки, то есть таким, на который опирается все возводимое здание, по которому выверяются все его стены. В новой психологии «практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судьей теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы» (Выготский, 1982, с.P387388). Л.С
Сегодня сложно конкретизировать в деталях пути и способы будущих изменений ценностей информационного общества, но можно предположить, что будущий человек будет наделен свободой выбора в проявлении индивидуальности и обретении идентичности любого уровня. Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для решения актуальных проблем культуры информационного общества. Основные результаты проведенной работы могут способствовать углублению представлений о проблеме образа человека как отражения особенностей сознания и бытия личности информационного общества. Выводы и основные положения диссертации возможно применять в процессе изучения курсов: философия культуры, философская антропология, философия искусства. Итоги проведенной работы могут быть применимы и в разработке специальных курсов, посвященных проблемам современной художественной культуры, изобразительного искусства и т.д. Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на кафедре философии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Вместе с тем в состав логики, притом в качестве важнейшего, увенчивающего всю логику раздела, была введена диалектика. Та самая диалектика, которая до Канта казалась либо "ошибкой", лишь болезненным состоянием интеллекта, либо результатом софистической недобросовестности или неряшливости отдельных лиц в процессе обращения с понятиями. Анализ Канта доказал, что диалектика необходимая форма интеллектуальной деятельности, характерная как раз для мышления, занятого решением высших синтетических задач[22], построением теории, претендующей на всеобщезначимость и тем самым (по Канту) на объективность. Кант, таким образом, отнял, по выражению Гегеля, у диалектики ее кажущуюся произвольность и показал абсолютную необходимость для теоретического мышления. Поскольку именно высшие синтетические задачи выдвигались на первый план в науке данного периода, постольку проблема противоречия (диалектика определений понятия) и оказалась центральной проблемой логики как науки. И одновременно, поскольку сам Кант посчитал диалектическую форму мышления за симптом тщетности стремлений ученых понять (т.е. выразить в строгой системе научных понятий) положение вещей вне их собственного Я, вне сознания человека, постольку проблема скоро приобрела и непосредственно идеологическое значение
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Проблема человека в философии. Понятия: “человек”, “личность”, индивидуальность. Диалектика взаимосвязи социальной среды и личности. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека и в антиобщественном поведении. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность, права и обязанности личности. Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- это жить в согласии с этим миром. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом.
Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум. Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная философия выступает и как методология для других общественных наук. 2 . Философия общества 2.1 Общество как философская проблема Что такое общество? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: Какое приятное общество собралось, сливки общества, общество защиты прав потребителей, общество любителей пива,P да мало ли еще вариантов, когда термин общество кажется вполне уместным! Вместе с тем, философию врядли может интересовать общество любителей пива или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. Разберемся с тем, что же интересует философов в обществе, на какие проблемы его развития они обращают внимание
Гражданином для него выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”. Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания. Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком неравным разделением богатства характеризует идеалистический подход большинства французских материалистов к решению социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие. Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система. 21.2 Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания. Проблема идеального Вопросы сознания относят к основной проблеме философии.
В 1993 году уровень долларизации экономики был крайне высок. В условиях высокой инфляции отрицательных процентных ставок по депозитам, доллар являлся привилегированным инвестиционным и сберегательным инструментом. Юридические и физические лица, банки стремились перевести свои свободные средства в долларовые активы. Девальвация сома в 1993 году составила 93,7% при инфляции 1366%. Столь значительного якоря экономики, хотя следует оговориться, что темп обесценения не был заранее известен, но при последовательном и главное, равномерном темпе обесценивание, вместе с другими мерами, в последующем удалось снизить уровень инфляционных ожиданий. 14 апреля 1995 года в конференц-зале гостиницы «Достук» состоялся семинар, посвященный проблеме обменного курса валют государств среднеазиатского района. Все они весьма заинтересованы в стабилизации обменного курса, поскольку эту стимулирует приток инвестиций, служит укреплению хозяйственных связей и способствует оживлению коммерческой деятельности. В связи с этим желательно, чтобы проблема обменного курса и тесно связанное с ней, проблема конвертируемости национальных валют решались в тесном взаимодействии и сотрудничестве финансовых структур сопредельных государств региона.
Черное крыло репрессий, колесница смерти и убийств подмяли под себя философскую мысль. В целом 20-80-е годы стали годами комментаторства работ классиков (включая Сталина, роль которого все возвеличивалась) и решений партии. Были и позитивные работы по истории философии, отдельные успехи в разработке методологии частных наук, в углублении теории отражения. Однако при этом реализовывался относительно простой уровень интерпретации философии - абстрактно-всеобщий, основанный на понятиях материи вообще и ее развития “от простого к сложному” (без раскрытия внутренних механизмов самоорганизации, ускорения темпов), законов диалектики вообще и т. п. Марксизм утвердился как парадигма на все времена. Наряду с этим в социальной жизни общества, в экономике, культуре, морали, да и в международном рабочем движении накапливались все более серьезные проблемы и противоречия. Философия была лишена возможности проводить объективный анализ существующей социальной практики, формулировать рекомендации по корректировке курса. И в теоретическом плане за все эти годы советская философская мысль не выдвинула ни одной крупной идеи, которая сыграла бы революционизирующую роль в развитии естественных, технических и общественных наук.
Проблемы методологии в курсе философии (диалектика как философская методология) Е.Э. Крылова Диалектика в своем исходном значении (древнегреческом) понимается как искусство спора, как технично организованная полемика, направленная на максимально объемное и динамичное понимание предмета спора. Уже это предполагает, что диалектическая методология, в отличие от формально-логической, сориентирована прежде всего на предмет и мысль, а не на слово, поэтому часто имеет метафорически-художественную форму выражения. При этом она стремится добиться максимально полного понимания предмета, такого, которое бы открывало его подвижность, противоречивость, включенность в различные системы связей и отношений. Именно противоречивость и динамизм являются главными координаторами диалектической методологии, в основе которой лежит “способность выносить напряжение противоречия в составе теоретического выражения явлений внешнего мира” . Не случайно Гегель полагал, что диалектика есть максимальная мощная концентрация способности постигать, понимать способности как самого мира, так и человека, следующего за смыслом мира, а не субъективная игра в доказательства.
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА социологии КУРСОВАЯ РАБОТА МАРКСИЗМ КАК ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Выполнил: Солнцев М. Г. cтудент 3 курса, группа СЦ 31, ОЗО Проверил: Астрахань 2006 год СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Понятие и методология вопроса 2.Содержательная часть учения 2.1.Социальная статика 2.2.Социальная динамика 3.Историческое значение марксовой теории Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ В истории новоевропейской социально-экономической мысли марксистская школа социологии представляет явление необычное, экстраординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли и французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию, марксизм в то же время резко порывал со всеми интеллектуальными традициями, предлагая свой, леворадикальный, проект переустройства общества. И Руссо, и Фурье, и Смит, и Гегель были исключительно реформистами, т. е. сторонниками мирного решения экономических проблем и трудовых конфликтов. И это, несомненно, отразилось на характере их учения.
Сверхсознательное подразумевает целевую детерминацию, связанную с духовными императивами существования в виде движущих идеалов деятельности и творческих озарений. Акты сверхсознания возвышают человеческое Я, давая ему возможность пережить сверхвременную радость творчества. Сознание как проблема в современной философии. В современной философии проблема сознания остается актуальной, ни сколько не тускнеет. Возникло целое направление, посвященное решению этой проблемы – так называемая «философия сознания». Цель этого направления – тщательная проработка всех вопросов, связанных с сознанием, проработка концептуальных философских идей. Это философское направление пытается разобраться с обилием различных гипотез, концепций сознания и выявить единую основу этого феномена. Еще одной актуальной проблемой для философии сознания является проблема терминологии, ибо дефиниция, определение сознания важно не только для философии. Это понятие используется не только философией, но и религиозно-мистическими и естественными науками. Для философии сознания характерна рациональная методология, принимающая во внимание допущения психической теории отражения.
Содержание Введение 1. Кибернетика. Труды Норберга Винера 2. Познание и самообучение 3. Понятие кибернетики 4. Связь информации и управления. Кибернетический подход Заключение Список литературы Введение Поиск ответов на многие нерешенные проблемы информации и управления, продолжающие оставаться предметом дискуссий, актуализирует задачу более глубокого изучения творческого наследия Норберта Винера. Основоположнику кибернетики принадлежит целый ряд работ, посвященных вопросам философии и методологии науки, роли научного познания в обществе, проблеме мироздания, анализу возможных последствий научно-технической революции, а также этике ученого. Интерес Винера к философской проблематике не случаен: известно, что вначале он собирался посвятить себя философии, учился в Гарвардском университете под руководством Дж. Ройса и Дж. Сантаяны, получил в 18 лет докторскую степень и лишь затем, продолжая совершенствовать свое образование в Европе, под влиянием Рассела отдал предпочтение математике. Тем не менее, Винер в своем научном творчестве неоднократно обращался к философским темам как в перевод – М.:ИЛ,1958. 6. Баженов Л. Б. Кибернетика, ее предмет, методы и место в системе наук // Философия естествознания. – М., 1966. 7. Поваров Г.Н. Hорберт Винер и его Кибернетика. М., 1990. 8. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине.– 2-е изд.– М., 1968. 9. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1958. 25
Ставя вопрос о сближении истории и философии, британский мыслитель тем самым ставил вопрос и о необходимости создания философии истории. «Это понятие, — писал он, — в первую очередь обозначает особую область философского исследования, посвященного специфическим проблемам, связанным с историческим мышлением. Они включают эпистемологические проблемы, проблемы, которые можно было бы сгруппировать под общим заголовком: «Как возможно историческое мышление?» Сюда относятся и метафизические (онтологические. — В. К.) проблемы, касающиеся природы предмета исследований историка и требующие разработки таких понятий, как событие, процесс, прогресс, цивилизация и т. д.». Моя голова, отмечает Коллингвуд, уже была полна проблем исторической методологии, и мне было совершенно ясно, что любой философ, предлагающий публике теорию «научного метода» (т. е. метода естественных наук), не давая ей в то же время и теории исторического метода, обманывает ее. Первый принцип, который сформулировал Коллингвуд в своей философии истории, гласит: «то прошлое, которое изучает историк, является не мертвым прошлым, а прошлым, в некотором смысле все еще живущим в настоящем»2.
В этом смысле она выступает как общая методология экономического познания. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности, причем разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимость методологической функции философии экономики2. 2. Философские основы хозяйства, экономики Проблема выяснения базовых понятий (категорий) философии экономики приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду, что философский аспект базовых (основных) категорий экономики, во-первых, фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономического мира и самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждении философско-онтологических оснований и предпосылок экономической реальности. Во-вторых, базовые категории призваны дать адекватные знания о феноменах экономики. Это – гносеологический аспект.
Выбор материала для исследования обусловлен и поставленными целью и задачами. Поскольку в центре внимания будут стоять вопросы о связи языковых единиц с процессами в культуре, театральная рецензия как жанр публицистики ярче всего отражает национально- культурную специфику этноса. Для решения поставленных задач в работе использованы методы лексикографического и контекстуального анализа. Глава I. ЛИНГВИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 1.1. Лингвистические парадигмы Современная лингвистика представляет собой продукт длительного и довольно противоречивого исторического развития лингвистического знания. И многие ее проблемы могут быть лучше поняты в историческом аспекте. Прежде всего, следует остановиться на самом понятии лингвистической парадигмы. Парадигма (от древнегр. paradeigma - пример, образец) термин американского философа и методолога науки Томаса Куна. По Куну, парадигмой называется совокупность методов и приемов, которыми пользуется то или иное научное или философское сообщество, объединенное общей научной или философской идеологией, в отличие от других сообществ, объединенных другой идеологией и, соответственно, имеющих свои парадигмы.
Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки, целостного знания, представленного многочисленными специальными науками. Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексном человековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает для частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общую теорию обществоведения и природоведения. Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания. Используемая литература. 1. Философия. Программа курса и методологические рекомендации для студентов гуманитарных факультетов. М., 1996. 2. Мир философии: книга для чтения.(в 2-х ч.) 1991. 3. Журнал “Свободная мысль”. №5 1998. Статья “Познание человека: комплексный подход”.Борзенков В., Фролов И. 4. Социально-политический журнал. №2,3. 1998. Статья “Человек как объект философского знания”. Миголатьев А.А. 5. Журнал “Вестник Московского Университета”. №2,3. 1998. Статья “Человек в зеркале философии”. Рачков П.А.----------------------- Булычёв И.И. “Человек как интегральная философская проблема”. М. 1991. Ойзерман Т.И. Послесловие. //Ярошевский Тадеуш.
И хотя вопрос о соотношении феминизма и постструктурализма достаточно сложный, тем не менее две постструктуралистские концепции — концепции тела и желания — оказали огромное влияние на развитие феминистской методологии в трактовке основного понятия философии феминизма — понятия женской субъективности. Общим для обеих концепций, базирующихся, как, уже было сказано, на философской методологии Ницше, является выделение проблемы телесности, помогающей переструктурировать традиционные бинарные дихотомии классического мышления дух/тело, рациональное/чувственное и т. п. в пользу телесности, в традиционных парадигмах мышления считавшейся второстепенной и ассоциировавшейся с понятием женского. Напомним, что основное значение понятия телесности в философском неклассическом дискурсе состоит в том, что оно означает не перестановку классических бинарных оппозиций в пользу чувственности, а отрицание классического логического принципа бинаризма, обусловившего и бинаризм мужского/женского в культуре, как такового. И хотя, как известно, в философской традиции всегда существовали направления, в той или иной степени концептуализирующие тело и телесные практики человека, в то же время можно утверждать, что только в современной философской и феминистской теории выработаны термины и понятия, способные выразить концептуальную сложность и смысловое многообразие данного феномена.
В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира. Разумно такое определение: ".Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия , онтологической категории , во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической ). Литература Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М., Галкина, МЭСИ, 1991. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 1994. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р Фролова И.Т.-М., 1989 г.Мир философии. Книга для чтения, 1 часть.-М., 1991 г.
![]() | 978 63 62 |